RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Каждый знает, что у елки очень колкие иголки": кавказские страсти по лесной красавице

23:18, 22 декабря 2013

 До Нового года осталось всего 9 дней, но мы уже в предвкушении этого самого семейного, самого «вкусного» и самого настоящего из всех праздников нашего календаря. Скоро наши дома наполнятся такими знакомыми запахами - хвои, мандаринов, домашних тортов и пирогов, распакованных коробок с игрушками и гирляндами. Вот-вот начнется приятная предпраздничная суета с беготней по магазинам и составлением новогоднего меню - это предвкушение праздника с почти детским ожиданием чуда, пожалуй, иногда волшебнее и приятнее, чем само новогоднее застолье...

Ставить ли не ставить елку — об этом я спросила у моих друзей на фейсбуке. И спросила неслучайно — на Северном Кавказе та самая «нарядная, что в гости к нам пришла» уже не первый год становится предметом жарких баталий. Баталий, в которые вовлекаются и представители власти, и духовенство, и известные политики, артисты и спортсмены.

Одни считают (и таковых большинство) что украшение елки — это светлая семейная традиция, важная скорее больше для детей, чем для взрослых, своеобразный якорь, на всю жизнь напоминающий о том, что такое быть вместе всей семьей.

Другие считают, что от елки нужно отказаться как от языческого символа. Да и сам Новый год — традиция, якобы навязанная советским безбожным режимом.

Напомню, что обычай ставить елку на Новый год пришел в нашу страну из Западной Европы. Петр I, вводя новое летосчисление, в одно мгновение заменив 1 января 7208 года на 1 января 1700-го, заодно решил приучить своих подданных к новым украшениям. "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

В документе, конечно, речь идет только о ветках, затея Петра не очень-то приживалась, но известно, что в Москве лучшие немецкие дома не обходились без роскошных рождественских елок, на ветках которых уютно устраивались сладости и игрушки.

В течение трехсот лет, вплоть до 1936 г., когда Новый год стал официальным советским праздником, с елкой случалось всякое — сначала ее категорически не принимало русское крестьянство, не понимая, почему нужно ездить в лес и рубить там ель, а затем ставить у себя в доме, да еще вешать на нее фрукты и пряники. Не жаловала елки и церковь - Святейший Синод считал обычай иноземным и языческим и вплоть до начала ХХ в. распространял указы, запрещающие елки в учебных заведениях.

При князе Николае Павловиче по инициативе его немецкой супруги впервые в Аничковом дворце появилась новогодняя елка. А в 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку. Тогда-то в больших городах появляются новогодние утренники в лучших домах, подарки под елочкой, из-за границы выписываются дорогие и изысканные елочные украшения.

В первую мировую в стране началась антинемецкая кампания и елка попала под пресс антинемецкой риторики. Пресса осуждала празднование Нового года с елкой, церковь и император Николай II назвали елку "вражеской" традицией и категорически ее запретили. Только при Сталине елка вернулась в Кремль, в местные Дворцы культуры и в каждый дом...

Однако в России как в стране многонациональной и поликонфессиональной, у мусульман, иудеев и буддистов был и свой собственный Новый год, не совпадавший с Новым годом по православному календарю. А в селах и аулах Северного Кавказа о нарядных елочках, Дедушках Морозах и Снегурочках на 1 января и помыслить было невозможно даже вплоть до 1940-х гг.

Сегодня судьба елки снова под вопросом. Дагестан стал тем регионом, где "елочные" полемики ярче, а словесные баталии жестче. Уже сейчас можно писать академическую статью о том, как на современном Кавказе формируются новые идентичности и что Новый год и елка превращаются в маркер, по которому можно определить очень многое.

Такие листовки все чаще раздаются в Дагестане 

Уже в конце 2011 года в Дагестане ряд известных и уважаемых в республике людей заявили, что "не отмечали и не будут отмечать Новый год, исключительно по религиозным мотивам". В декабре 2010 года в Хасавюрте силовики задержали студента одного из исламских вузов, который распространял буклеты с просьбой не праздновать Новый год. Священнослужители в Дагестане также призывали мусульман не отмечать начало нового года, так как это светский праздник.

Журналист Милрад Фатулаев еще в 2011 г. писал в "Независимой газете", что «по официальным данным, в нынешнем декабре 1206, то есть 70% школ Дагестана, не хотят отмечать Новый год. …. инициатива по отмене праздника исходила снизу. Мол, «на сельских сходах жители сами приняли такое решение». Праздники с массовым участием детей не были проведены, например, в Акушинском, Левашинском, Цумадинском, Сергокалинском, Докузпаринском, Хасавюртовском районах республики.

 

 

 

И такие тоже...

В процессы поддержки елки и Нового года включаются и власти некоторых республик СКФО - в прошлом году глава Чечни Рамзан Кадыров и глава РД Магомедсалам Магомедов, словно в пику этому процессу, поддержали публичные празднования Нового года и установку елок в своих республиках. В республиках работали елочные базары, ставились городские елки, выделялись деньги на городские иллюминации.

Накануне 2014 г. в Махачкале создан оргкомитет, который утвердил все концертные и культурные мероприятия. На украшения дагестанской столицы, в том числе и на посадку новых елок, выделили 360 тысяч рублей.

Деревья на центральных улицах Махачкалы, в парках и на набережной уже принарядились в новогодние гирлянды.

В Грозном уже поставили самую высокую (52 м) елку в России. В школах и детских садах обязательно будут и утренники, и спектакли, а младшеклассники получат подарки от общественных фондов. А для Рамзана Кадырова стала уже традиционной риторика «красочного и запоминающегося праздника»..

«Праздничную атмосферу в школах и садах нужно создать задолго до наступления самих праздников. Дети должны почувствовать приближение Нового года и каждый из них должен получить подарок», - сказал глава Чечни.

Что же думают по этому поводу среднестатистические пользователи фейсбука? Выбрала типичные мнения, чтобы в целом был виден срез.

«За» елку в основном жители западного и центрального Кавказа и кавказцы, проживающие в Москве:

«Ёлку наряжать буду! Потому что Новый год! Я как и вся страна вырос на этой доброй праздничной традиции!». (Алаудин, Москва)

«Будем ставить елку, потому что это главный символ Нового года, это традиция, которая бытует в семье с рождения. Без нарядной елки и праздник ощущаться не будет:) А еще мы под елку кладем подарки». (Халимат, Москва). 

«У нас дома всегда стояла ель. Игрушки были все стеклянные. Моя любимая - часы. Гирлянды тоже были из цветного стекла, она горела и была усыпана дождиком...Всегда, каждый год, обязательно, родители ставили елку. Традиция продолжается и по сей день!». (Людмила, Нальчик).

«Будем наряжать елку обязательно, потому что это традиция , воспоминания детства о том, как она стояла большая большая во дворе, и мы бегали вокруг нее, ощущение праздника в доме с красивым новогодним убранством!». (Элана, Москва).

«Давно уже не ставила, лет 200, в этом году буду. Буду, потому что хочу. Буду, потому что меня напрЯгает истерия вокруг НГ, буду, потому что из милого домашнего праздника НГ превратился в повод для очередного столкновения для моих соотечественников, из-за "антиелочных" листовок, памятных по прошлому и позапрошлому году, из-за нежелания, чтоб мою непривязанность к ритуалам, в том числе и новогодним, кто-то принял за испуг или согласие с религиозными припадочными, буду, потому что это красиво, буду потому что они, эти елки продаются рядом у рынка, и продавец стоит не один, а в компании крепких друзей и они, как мне показалось, слишком оживлены, будто готовы к драке. По массе причин, одним словом». (Ольга, Махачкала).

«Елку ставить не будем, все взрослые. К тем кто агитирует против, а иногда и заставить пытается, отношусь отрицательно. У людей должно быть правовыбора. Я вообще давно уже не чувствую какого-то особенного подъема в дни празднования Нового года». (Азамат, Нальчик.)

«Не одобряю запреты по этому поводу... если люди хотят, пусть наряжают. если им как и мне это поднимает настроение и радует глаз, почему кто-то должен им это запрещать». (Зали, Нальчик).

«Не наряжаю потому, что лень. К тем, кто агитирует против НГ, отношусь негативно. Как и к любым другим догматикам и зомбиматикам».(Зар, Нальчик).

«Наряжаю с удовольствием. И удовольствие это больше от того, что наряжаю с детьми. Для меня ёлка - это некий атрибут, создающий полное ощущение праздника! А еще обожаю в доме свежий запах хвои!» (Ляна, Нальчик).

«Новый год воспринимаю как чисто светский праздник, раньше очень веселый, елку наряжали, но родителям не очень это нравилось, квартира — это не практично. да и не принято было в их детстве, видимо?! Но в общем в отличие от дня рождения, даже у моего отца было положительное отношение к НГ. А про дни рождения у нас в семье всегда говорили что у Адыгов такого нет. Старались не праздновать до последнего времени»(Салих, Сочи).  

«Традиция наряжать елку восходит к культу Мирового Древа и обрядам плодородия. Во многих религиях рождение Бога происходило именно во время обновления силы Солнца. Мы сегодня именно этим и занимаемся - возрождая обряды черкесского праздника зимнего солнцестояния - Дыгъэгъазэ - украшаем боярышник (может потому что одно из самых нарядных деревьев в это зимнее время?). Это и есть прототип современной елки». (Аксана, Горячий Ключ).  

«Против» елки:

«Елку ставить не будем. Языческие праздники не отмечаем». (Ганс, Махачкала).

«Помимо идеологических соображений куча чисто практических. Пустая трата сил, денег, времени. Из-за этого непонятного праздника вся страна месяц не работает. на ушах стоит. И никто не понимает чо празднуем, чо радуемся. это не щитая чп, дтп, пожаров, травм и ожогов от петард. взрывов бытового газа. пьяных кабацких драк с поножовщиной и огнестрелом. это не праздник, а вакханалия в самом полном смысле этого слова. судорожно соображаю, куда бы спрятаца подальше от этой "праздничной атмосферы". какая страна, такие и госпраздники».(Тимур, Нальчик).

«Подобного рода мероприятия стирают нашу идентичность, и все мы уходим в водоворот так называемой западной глобализации. Кто бы мог подумать еще 10 лет назад, что сейчас в Адыгее дети будут заправски праздновать Хэллоуин. К чему все это в конечном счете приведет, можно не домысливать». (Рамазан, Москва).