10 октября 2001, 03:29

Состояние межнациональной ситуации в Республике Северная Осетия - Алания как фактор социального самочувствия жителей республики

Республика Северная Осетия-Алания (в дальнейшем РСО-А), как и Россия в целом, переживает сегодня посткризисное состояние, затронувшее все сферы социально-экономической и политической жизни общества. Штрихи, обозначающие некоторый сдвиг в экономической и социальной сферах, свидетельствуют о наметившихся в республике положительных переменах. Вместе с тем, очевидно, что такова в целом направленность изменений в общероссийском пространстве. Разумеется, пока нельзя утверждать, что трудности, неизбежные при реформировании всех сторон жизни постсоветского общества, полностью устранены. В последние годы и в РСО-А обозначился ряд проблем, неизменно упоминающихся жителями республики в числе наиболее актуальных: это прежде всего проблемы экономического порядка (дороговизна жизни, рост цен, остановка предприятий и пр.), связанные с ними вопросы социального характера (угроза безработицы, резкое расслоение общества по имущественному признаку, неуверенность в завтрашнем дне и пр.), и, как следствие, - вызывающий тревогу у населения рост преступности (особенно нарастание тенденции к девиантному поведению среди молодежи). Ясно, что все усилия правительства и официальных структур, так или иначе задействованных в управлении социально-экономическими сферами жизни республики, направлены на преодоление именно этих трудностей. Средства массовой информации РСО-А достаточно регулярно сообщают о тех или иных шагах, предпринимаемых правительством или общественными организациями в направлении позитивных изменений: это и сообщения о налаживании выплат пособий, пенсий, появлении новых рабочих мест, восстановлении наиболее значимых отраслей экономики республики и т.д. и т.п. Между тем, за границами внимания республиканских средств массовой информации остаются темы, достойные обсуждения уже хотя бы потому, что оказываются не менее важными во мнении населения РСО-А. Речь идет о проблеме межэтнического взаимодействия жителей республики. В последние годы уже стало традицией, говоря о межнациональных отношениях в РСО-А, подразумевать под ними только те, которые возникли с ингушами в связи с вооруженным ингушско-осетинским конфликтом и имеют в массовом сознании недвусмысленную оценку. В действительности проблема межнациональных отношений гораздо шире и многозначнее. Стало уже общим местом говорить о том, что Кавказ является хранилищем многообразия культур, религий, традиций, языков, которые исторически сосуществуют в одном географическом, политическом и экономическом пространстве и формируют единую историко-культурную общность. К примеру, сегодня на территории Северной Осетии проживают представители около 90 национальностей, при этом осетины составляют 58,3% от общей численности населения республики, русские - 25,4%, остальные 16,3% населения РСО-А - люди других национальностей: армяне, грузины, украинцы, чеченцы, кабардинцы, народности Дагестана, татары и др. Некоторые этнические группы имеют в РСО-А свои социальные институты в виде национально-культурных центров. С другой стороны, здесь сложился некий конгломерат представителей малочисленных этнических групп, относящих себя к русскоязычному населению. Но если еще в недалеком прошлом понятие "многонациональный народ Осетии" употреблялось столь часто, что стало уже бесцветным штампом, то в последнее время не только само это понятие выведено из обихода, но и его содержание исчезло из поля внимания республиканских властей и общественности.

Проведенный нами контент-анализ официальных газетных изданий, вышедших в республике с начала 2000 г., с очевидностью продемонстрировал неактуализированность полиэтничности как неотъемлемой социальной характеристики республики и для органов республиканской власти, и для многочисленных общественных объединений и организаций. К примеру, официальная республиканская пресса считает возможным упомянуть о деятельности национально-культурных центров лишь в связи с каким-либо другим информационным поводом. Такое искусственное, на наш взгляд, замалчивание того факта, что Осетия в сущности полиэтнична, не снимает с повестки дня факта взаимодействия проживающих в ней представителей различных этносов и возникающих в ходе этого взаимодействия проблем. Как показывают результаты социологических исследований, проведенных Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований за последние два года, отношения, складывающиеся в республике между представителями населяющих ее этнических групп, волнуют жителей ничуть не меньше, чем вопросы социально-экономического характера. Сравнение результатов этих исследований с данными, полученными в марте этого года (общее количество опрошенных по квотной пропорциональной выборке в республике - около 750 человек), показало, что эта тема прочно занимает одно из ведущих мест в списке наиболее актуальных для жизни населения республики.

Хотя со времени начала грузино-осетинского и ингушско-осетинского конфликтов, вылившихся в вооруженное противостояние, прошло уже достаточно много времени, вопросы урегулирования отношений между сторонами, задействованными в этих конфликтах, все еще не до конца разрешены. Естественно, что население Северной Осетии в большой степени тревожит угроза их возобновления. Но вместе с тем заметное беспокойство людей вызывает и ухудшение отношений между представителями разных национальностей в самой республике. Пока этот процесс не кажется столь уж неотвратимы. Однако настораживает тот факт, что он приобретает некую константность и отмечается респондентами вне зависимости от их национальной принадлежности, пола, возраста, социального статуса и места проживания в пределах республики, становясь, таким образом, конфликтообразующим фактором. Общим фоном, на котором высвечиваются обозначенные проблемы, а в действительности - две стороны одной и той же проблемы, которая включает как процесс урегулирования межэтнических конфликтов, так и их предупреждение, является восприятие межнациональных отношений жителями республики и оценка их изменений. Так, считают, что состояние межнациональных отношений в Северной Осетии за последние два года улучшилось, 25% опрошенных (27,2% осетин, 20,3% представителей других национальностей), что, пожалуй, может свидетельствовать о несколько более оптимистичном и вполне объяснимом взгляде на эту проблему осетинской части респондентов. Тех же, кто полагает, что никаких изменений не произошло, - 46%, и на это чаще указывают русскоязычные респонденты.

РСО-А лидирует в Северо-Кавказском регионе по числу зарегистрированных общественных объединений - их здесь в настоящее время около 600, в том числе 41 политическая партия, 92 общественных фонда, 30 общественных движений, 52 религиозных объединения. Не наша задача - давать оценку этому факту. Однако уместно задаться вопросами: каков реальный вклад упомянутых организаций в разрешение многочисленных проблем, опутавших республику; насколько востребована их деятельность "обычными" гражданами, и, следовательно, каков уровень доверия им со стороны населения РСО-А. Надо отметить, что последний вопрос находится в прямой связи с тем количеством информации, которое выпускается СМИ по поводу фактической деятельности этих объединений. О том что подобной информации явно недостаточно для формирования объективного мнения, свидетельствуют результаты опроса: тех, кто затруднился как-либо определить свое отношение к различного рода общественным, политическим и религиозным объединениям оказывается больше тех, кто сумел все же дать какую-либо оценку деятельности этих структур. Общей же доминантой, определяющей отношение респондентов к деятельности подобных организаций в РСО-А, является их негативное восприятие, выразившееся в недоверии.

Единственными, пожалуй, социальными структурами, оценка деятельности которых определенно выражена в большем доверии им со стороны респондентов, являются национально-культурные центры и общественные организации РСО-А: доверяют им 37,5% опрошенных, но в то же время затруднились определить свое к ним отношение 36,1% респондентов. Но и в этом конкретном случае общая позитивная оценка деятельности этих организаций складывается за счет большего доверия им респондентов-осетин (42,8%), опрошенное же население других национальностей, в том числе и русские, в большей степени затруднились с однозначным ответом (39,9%). Декларируемый в последние годы возврат к традиционализму, к традиционным этническим ценностям и традиционной культуре, который даже провозглашается в качестве основного направления деятельности такого представительного общественного объединения, как Всеосетинский народный совет ("Аланты Ныхас''), вызывает у лиц титульной национальности чувство защищенности их национальных интересов и востребованности со стороны властей. На это же нацелена и деятельность многих республиканских СМИ. Однако очевидная объективная необходимость всесторонней поддержки национальных интересов титульной нации порождает у жителей республики других национальностей иллюзию моноэтничности, что, естественно, сказывается в ситуациях межнационального взаимодействия, складывающихся на разных планах и уровнях общественной жизни.

Защищенность национальных интересов, как показывают наши материалы, оказывается компонентом фактора социальной защищенности, участвуя в формировании оценки воспринимаемой человеком социальной действительности. Результаты исследований свидетельствуют также о том, что фактор социальной защищенности предстает как достаточно динамичный, имеющий свою специфику в отдельных подгруппах опрошенных: представители титульной национальности чувствуют большую защищенность по сравнению с представителями других этнических групп, проживающих на территории республики. И если ряд, в котором люди называют выразителей своих национальных интересов, выстраиваемый по ответам респондентов-осетин, достаточно широк, то в ответах русских и других pyccкоязычных респондентов он довольно ограничен. Более того, процент русскоязычной части респондентов, затруднившихся сказать что-либо по этому поводу и утверждающих, что никто в республике сейчас не выражает интересы их национальной группы, вдвое превышает таковой, полученный при анализе ответов респондентов осетин. В тройку же лидеров, выражающих интересы осетинского народа, по мнению опрошенных, вошли Президент республики А.Дзасохов (27,7%), отдельные личности, среди которых политические деятели, представители осетинской культуры и науки (16,1%), Правительство РСО-А (8,0%). В качестве выразителей интересов неосетинской части населения РСО-А респонденты чаще упоминали Президента Российской Федерации и лидеров коммунистической ориентации. Парадоксально, но факт, что граждане Осетии нетитульной национальности ищут выразителей своих национальных интересов за ее пределами. В то же время и республиканские официальные структуры, в компетенцию которых входит в том числе сохранение стабильности в межнациональных отношениях, по мнению опрошенных, вовсе не являются безусловными выразителями чьих бы то ни было национальных интересов. Респондентам был задан прямой вопрос: "Как интересы вашей национальной группы учитываются республиканскими властями?" и были предложены следующие варианты ответов: "Учитываются полностью", "Учитываются частично" и "Полностью игнорируются". Распределение ответов вызывает, по меньшей мере, недоумение. Выяснилось, что 47,3% респондентов, представляющих различные этнические группы, считают, что республиканскими властями их национальные интересы учитываются частично. Тех же, кто полагает, что их национальные интересы республиканскими властями учитываются полностью, всего 13,6%. Среди последних осетин в 2,5 раза больше, чем русских, представители же других национальностей отсутствуют. 16,5% всех респондентов считают, что их национальные интересы официальными структурами полностью игнорируются; подавляющую часть их них (46,7%) составили респонденты русской национальности. Все вышеизложенные факты не могут не отражаться на общем социальном самочувствии населения Северной Осетии. Вопрос "Что Вы можете сказать о своем настроении в последние дни?", пожалуй, был чуть ли не единственным, вызвавшим наименьшее количество затруднений при ответах. К сожалению, тех, кто может похвастаться прекрасным настроением, оказалось немногим более 5%. Подавляющая же часть опрошенных испытывает в настоящее время напряжение, раздражение, граничащие со страхом (54%), ровное настроение отличает лишь треть респондентов. На вопрос "Есть ли у Вас чувство уверенности в завтрашнем дне?" лишь пятая часть опрошенных ответили утвердительно, большее же число респондентов (55%) такой уверенности не ощущает, причем чувство неуверенности преобладает у представителей неосетинской части опрошенных (65%).

Проведенный анализ материалов исследований приводит к выводу об ощутимом дискомфорте в социальном самочувствии населения РСО-А, прежде всего его русскоязычной части. Социальное самочувствие - это интегральное состояние, формирующееся на основе восприятия и оценки того социального мира, в котором живет человек, сложившейся социальной ситуации. Можно выделить общую детерминанту для показателя самочувствия и уверенности в завтрашнем дне - это оценка социальной напряженности в обществе. Хотя в задачи наших последних исследований и не входило определение уровня социальной напряженности в РСО-А, их результаты косвенно свидетельствуют о наличии таковой в современном обществе. На это же указывает и факт почти тотального недоверия населения различным государственным, административным и общественным организациям. Полученные данные еще раз наглядно продемонстрировали, что факторы, обусловливающие социальную напряженность в Северной Осетии и, как следствие, социальное самочувствие ее населения, коренятся не только в причинах социально-экономического характера, но связаны и с кругом проблем, лежащих в области межнациональных взаимоотношений.

Приводя указанные итоги исследований, авторы статьи ставили своей задачей обозначить ряд проблем, существующих в Северной Осетии, но "загнанных" в глубину и не актуализированных в настоящий момент в деятельности организаций и структур, ответственных за соханение стабильности в такой деликатной сфере общественной жизни, как межнациональные отношения. Можно предположить, что в нынешней ситуации эти проблемы блокированы наличием более существенных, лежащих в той же области, но все еще сохраняющих тенденцию к проявлению в форме межнационального конфликта проблем. Со временем, будем надеяться, проблемы, связанные с угрозой "внешней" опасности, разрешатся, однако в таком случае возникает опасность того, что временно "скрытые" трудности могут обозначиться в совершенно неожиданном как для политиков, так и ученых ракурсе. Между тем, неожиданностей можно избежать уже сегодня, не только проводя мероприятия в русле урегулирования последствий уже состоявшихся конфликтов, но и налаживая повседневную работу по предупреждению возможных конфликтов. Проведение социально-психологического мониторинга социального самочувствия населения РСО-А обеспечило бы постоянную связь властных структур и общественно-политических организаций с управляемой социальной системой и помогло бы избежать многих социальных неожиданностей.

Статья опубликована в Бюллетене Центра социальных и гуманитарных исследований Владикавказского института управления и Владикавказского центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН.2000. ? 1 (5). С. 175-181.

Автор: Е. Кобахидзе, Г. Павловец;

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhastApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

20 июля 2017, 20:27

  • Сочинцы заявили о бездействии чиновников при узаконивании самостроя

    Из-за бездействия и нерасторопности чиновников застройщику удалось построить одиннадцатиэтажный жилой дом на участках, предназначенных для малоэтажной жилой застройки, заявил представитель жильцов домов по улице Лысая гора Евгений Скуба. Мэрия добивалась сноса дома, но суд встал на сторону застройщика, признал краевой департамент по надзору за строительством.

20 июля 2017, 20:21

20 июля 2017, 19:40

20 июля 2017, 19:21

20 июля 2017, 18:23

  • Самурзаканцы попросили у властей Абхазии разрешения изменять свои фамилии

    Самурзаканские (мурзаканские) абхазы должны получить право на изменение своих фамилий с грузинских на абхазские, с соответствующей просьбой к властям республики обратились участники съезда самурзаканских абхазов. Инициатива самурзаканцев будет рассмотрена парламентом Абхазии, заявил “Кавказскому узлу” депутат Рауль Лолуа.

Архив новостей