26 октября 2005, 10:07

Хаджимурад Камалов: "Вся оппозиционность газеты "Черновик" заключается лишь в том, чтобы рассказывать людям правду"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Т.И.: В связи с последними событиями вокруг "Черновика" название газеты стало в Дагестане символом борьбы за свои законные права и обязательность исполнения законов для всех без исключения. Не ознакомите читателей "Кавказского узла" с предысторией событий?

Х.К.: Все, что происходит вокруг газеты в последнее время - всего лишь цепочка в хрестоматии того, в каких условиях приходится выживать независимым СМИ в Дагестане. Нас почему-то называют "оппозиционной" газетой, хотя вся оппозиционность заключается лишь в том, чтобы рассказывать людям правду.

Практически каждый номер газеты содержит политико-экономический анализ ситуации в Дагестане, в принципе известный всем. Но отличие "Черновика" от других дагестанских газет, что мы не боимся выдавать его в свет. Среди самых резонансных - публикации о коррупции в высших кругах политической элиты Дагестана. Среди последних примеров - статьи о противоправной деятельности прокурора республики.

В последнее время определенные силы, которые не могут пережить независимой и объективной информации, подаваемой в "Черновике" и стали сжимать кольцо вокруг газеты. Пробным шаром явилось решение "Роспечати" предложить нам подписать новый договор до истечения срока старого, где вместо 35% торговой скидки нам предлагалась 89% наценка. Естественно, мы отказались его подписать, и тогда это ведомство разорвало с газетой договор.

Дальше - больше. Пятнадцатого сентября нас ждал новый "сюрприз" - типография "Лотос" отказалась принять в день выпуска газеты ее оттиски. На просьбу мотивировать свое решение директор типографии лишь разводил руками и посоветовал обращаться в суд, но высказать свои претензии или хотя бы мотивировать решение отказался.

Другая типография, куда мы обратились - республиканская газетно-журнальная, отказалась печатать газету без разрешения республиканских властей, а именно - министерства по национальной политике, информации и внешним связям.

Реакция министра на происходящие события была довольно странной. Он буквально заявил: "Я не имею к вам отношения. Вы негосударственная газета, а я отвечаю за государственные!". Хотя в положении о министерстве ясно сказано, что в его функции входит "взаимодействие с негосударственными информационными учреждениями и независимыми изданиями в целях распространения достоверной информации".

В связи с этим мы вынуждены были некоторое время печатать газету за пределами Дагестана.

Т.И.: Кто является вашим основным читателем, на кого ориентируется газета?

Х.К.: Мы сами не раз задавались этим вопросом, и по заказу газеты агентство "Медиа-Факт" провело исследование, основанное на анкетных и телефонных опросах и экспертных оценках.

Результаты были таковы: по возрастной категории большинство читателей в возрасте от 33 лет до 51 года. Это в основном мужчины, с высшим экономическим, техническим или специальным образованием. 18,6 процента читателей - работники органов республиканского и муниципального управления, 11,2% - служащие и представители чиновничьего аппарата, 17,4% - студенты, 16,3% - научная и творческая интеллигенция, работники бюджетной сферы.

Т.И.: Издание газеты в нынешнее время - занятие довольно хлопотное. Кто-нибудь поддерживает газету материально, или приходится выкручиваться самим?

Х.К.: В "Черновике" нет никаких частных вложений. Мы существуем только на средства от реализации газеты (50%), рекламы (20-25%), и кредиты (25-30%). В 2003 году, когда мы только начинали, тираж газеты составлял 4200 экземпляров, в сентябре 2005 года - 9500. если бы мы не сталкивались с противодействием в печатании и распространении "Черновика" на территории Дагестана, (в частности еще нашим рекламодателям настоятельно "рекомендуют" не размещать рекламу в "Черновике"), то вышли бы на тираж порядка 12 тысяч экземпляров. Если говорить об окупаемости газеты, то сейчас процент убыточности составляет около 27%.

В редакции 27 сотрудников, из них 16 - постоянно публикуются в газете.

Т.И.: Но судя по всему, "Черновик" намерен бороться до конца?

Х.К.: 26 сентября мы провели митинг в поддержку газеты на центральной площади Махачкалы. Письма, где разъясняется позиция газеты, были направлены прокурору Дагестана Имаму Яралиеву, в Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям России. Я побывал на приёме у руководителя Федеральной антимонопольной службы по Дагестану Курбана Кубасаева, договорился о предоставлении эфирного времени с компаниями "Эхо Москвы" и Ren-TV. На радио "Эхо Москвы" эфир уже состоялся, после него Министерство по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана начало переговорный процесс.

Складывается такое впечатление, что нынешним властям не нужны средства массовой информации, дающие объективную оценку ситуации в Дагестане, не нужны советы и мнения сознательных граждан, имеющие свою точку зрения на то, как достичь в республике экономического благополучия и согласия в обществе. Какие же СМИ нужны Дагестану, по мнению его руководства? Подотчетные и "смиренные", дающие "объективную" информацию о ситуации в республике. И на содержание таких газет и журналов республиканский бюджет выделяет ежегодно около 150 млн. рублей!

Т.И.: А на основании каких критериев решается вопрос о финансовой помощи тем или иным СМИ?

Х.К.: В своей резолюции, принятой на митинге, мы упоминали о том, что будем добиваться отмены постановлений Правительства Дагестана №100 от 17.04.2003 г. "Об утверждении республиканского реестра государственных и иных СМИ Республики Дагестан, которым оказывается экономическая поддержка" и №34 от 20.02.2002 г. "О государственной поддержке СМИ в РД". Подобные документы по своей сути являются дискриминационными по отношению к независимым печатным изданиям и наносят прямой урон интересам большинства дагестанских читателей.

Вот, говорят: надо поддерживать издания на национальных языках, без финансовой помощи государства они просто не выживут и т.п. Но большинство таких газет просто перепечатывают информацию из других изданий, публикуют те же самые постановления, речи чиновников, поздравления, и не несут никакой пользы именно в том ключе, в какой ждут читатели - сохранение национального языка и культуры. Возьмите любую из таких газет - они перенасыщены "русифицированными" неологизмами, иностранной терминологией, которую и на русском языке понять трудно.

Приведу пример: есть такие газеты, как лакская "Илчи" или даргинская "Замана". Их без труда может понять дагестанец любой национальности. По анализу агентства "Медиа-Факт", тюркизмы в национальных газетах составляют 11-15%, арабизмы - 18-20%, славянизмы - 20-25%, собственно национальный язык - 30-45%. О какой национальной культуре может идти речь?

Т.И.: Что "Черновик" предпримет для решения всех перечисленных проблем?

Х.К.: Мы подготовили несколько парламентских запросов к прошедшей в конце сентября сессии Народного Собрания Дагестана. Среди них:

  • об обеспечении на законодательном уровне условия равного, состязательного и конкурентного предпринимательства всех СМИ независимо от организационно формы собственности;
  • по поводу нарушений антимонопольного законодательства и отказа в оказании услуг распространения газет предприятием РГУП "Роспечать" и услуг тиражирования газет типографиями республики на условиях публичного договора;
  • по поводу бездействия министра по делам национальностей информации и внешним связям Дагестана при обращении независимых печатных СМИ за помощью в издании и распространении своих газет. (Министр Бекмурзаев уже начал в досудебном порядке приглашать к разговору все конфликтующие стороны, и это можно считать положительным шагом).

По результатам запросов в Народное Собрание сформирована депутатская комиссия, которая должна изучить легитимность двух постановлений Правительства Дагестана об избирательном дотировании двадцати изданий СМИ по принципу лояльности к власти.

Конечно, все эти мероприятия в какой-то мере отвлекают нас от основной работы - донести читателю правду и объективный анализ того, что ежедневно происходит в Дагестане. Но уверен, что со своими задачами мы справимся, наша сила - в правде и законе. И так будет всегда.

22 октября 2005 года

Автор: Тимур Исаев, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 апреля 2024, 10:41

26 апреля 2024, 10:08

26 апреля 2024, 09:17

  • Кубанские станичники продолжили борьбу против мусорного полигона

    Жители станицы Советская Новокубанского района приняли решение выйти 28 апреля на митинг против мусорного полигона, который власти планируют обустроить около станицы, несмотря на наличие краснокнижных растений и объектов культурного наследия. В это место планируется свозить мусор сразу из 15 поселений. Если власти одобрят этот проект, то ситуация обернется экологической катастрофой, отметили экологи и активисты.

26 апреля 2024, 08:33

  • В суде по делу Инала Джабиева озвучены показания о пытках

    На процессе по делу о смерти Инала Джабиева озвучены показания потерпевшего Герсана Кулумбегова, который рассказал следствию, что 23 августа 2020 года был доставлен силовиками в прокуратуру, а затем в ИВС, подвергся жестокому избиению и под давлением дал показания. Находящиеся на скамье подсудимых силовики отвергли его обвинения.

26 апреля 2024, 07:59

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей