07 сентября 2004, 16:08

Мы потеряли полтора дня

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

...В день гибели заложников в Осетии устарели все новости, которые были до 13.05. Бессмысленными, из другой жизни, которую уже не прожить, оказались День города, ЦИК, победа "Терека", какие-то депутаты.

Рядом с этими детьми ничего не могло сохраниться в памяти. Кроме, пожалуй, поступка одного человека - Аушева Руслана Султановича. Он один пошел в еще живую школу. Он вывел группу женщин и детей.

Пятнадцать грудных детей.

Именно Аушева вызвал штаб по спасению заложников, когда дело коснулось жизни и смерти.

- Меня хорошо слышно? Правда ли, что примерно в 17 часов могли состояться переговоры? Правда ли, что вы даже привезли террористам послание от Масхадова с требованием освободить детей?

- По часам было примерно так. Днем - все нормально. Послали людей забрать - там лежал 21 человек убитых. По телефону с ними (террористами. - Ред.) разговаривал Гуцериев. Все, договорились, что подъедет машина с пятью врачами. И в это время там, внутри, произошел какой-то взрыв. Женщина, которая первая выскочила, сказала: "Кто-то зацепил за какую-то ерунду - то ли провод, то ли не знаю что, кто-то из боевиков зацепил... В общем, произошел взрыв".

Мы начали выяснять, что происходит.

И тут пошла стрельба. И уже - непрерывный процесс-

- Стрельба внутри школы?

- Нет, там взрыв произошел - и дети рванули- Я, когда до этого зашел туда, видел: полный зал, забитый детьми, женщинами- И как взрыв произошел - они рванули на выход. И потом уже вся каша пошла.

Мы просили остановить стрельбу. Звонили. Они говорят: "Мы остановили стрельбу, это вы стреляете". А мы по своим каналам даем команду: "Никакой стрельбы, прекратить огонь!". Но там еще оказалась "третья сила" дурацкая, я не знаю, как они там оказались, сейчас выясняем. Какое-то "народное ополчение" с автоматами, которые решили освободить заложников сами. И они стреляли по этой школе!

То есть получается: официальные не стреляли, захватчики не стреляют. Мы кричим друг другу: "Кто стреляет?"- А эти, из школы, говорят: "Ну все, значит, надо взрывать". И начали- Они решили, что это штурм! И - пошло- Тогда только команду о штурме и отдали...

- А как могло по-другому развиваться, по вашему плану?

- Мы ждали, что приедет Аслаханов. Я хотел с Аслахановым зайти к ним туда. Было заявление Масхадова.

- Масхадов вам передал свое заявление?

- Нет, мы вытащили из интернета. Очень хорошее заявление: что "мы с детьми не воюем", пятое-десятое, чеченские бойцы воюют за независимость, а не с детьми и женщинами.

Я, когда прочел это заявление, хотел показать им. Когда я с ними разговаривал, говорю: "С кем переговоры?". Они говорят: "С Масхадовым". Я и хотел показать им: вот Масхадов заявляет. Что дальше? Освобождайте!

Пока Аслаханов летел, я нашел в Лондоне Закаева и говорю: "Ахмед, если ты хочешь еще иметь какое-то лицо - помогайте освобождать людей. Согласен?" - "Согласен". - "Тогда принимайте решение политическое".

Они приняли решение, и вышел с заявлением Масхадов. Это заявление я и хотел отдать этим захватчикам.

Но когда Аслаханов приехал, уже все закончилось. (По сведениям редакции, Аслаханов сначала вылетел в Москву, а затем уже в Беслан.)

Замысел был такой. Они дали письмо к президенту Путину.

- Они вам передали письмо, да, Руслан Султанович?

- Да, мне лично.

- А в письме - основное требование?

- Ну, как всегда: тот же Буденновск. Вывести войска, контроль стран СНГ за ситуацией в Чечне- И мы им говорим, чтобы смягчить ситуацию: "Ваше письмо будет передано президенту Российской Федерации". Надо было как-то развязать узел. Самое главное, вот я здесь скажу честно, - мы хотели детей спасти. Остальное - "дома разберемся".

- Ну естественно.

- И они даже просили, они дали свой телефон в школе, чтобы хоть какой-то федеральный министр позвонил, чтобы он там поболтал с ними.

И с этой бестолковой стрельбой неизвестных гражданских, все сорвалось.

В общем, штурм не готовился. Это все вранье, все, что говорят: штурм готовили- Никто к штурму не готовился. Я там был, штурм не готовился. Уже когда пошла эта х-ня, пришлось действовать военным.

Они мне по телефону кричат: "Нас штурмуют!". Мы говорим: "Вас не штурмуют! "Альфа" вот стоит, все стоят". Мы говорим: "Вас не штурмуют, успокойтесь там". Они говорят: "По нам стреляют, нас штурмуют! Мы взрываем!".

- Вы по своей инициативе приехали?

- От штаба была просьба, и я полетел туда.

- А почему не пошли Зязиков, Дзасохов, которых они просили?..

- Задай этот вопрос им лично. Единственное, что я знаю, что мы потеряли около полутора суток, пока там решили, кто пойдет. Вот то, что я тебе могу сказать честно, по-офицерски. Значит, у них было, я так понял, трое суток. Такая задача у них поставлена была: если через трое суток вопрос решается - или туда, или сюда. А мы потеряли около полутора суток на то, чтобы выяснить, кто пойдет.

- Они с вами в масках разговаривали?

- Нет. И они все на русском разговаривали. По телефону - на русском, в школе - на русском. Я говорю: "Давайте на вайнахском". Они отвечают: "Нет, говорите на русском".

- А почему, как вы думаете, двое суток нам говорили, что там заложников - человек двести-триста?

- Но ты же сам знаешь, всегда цифры эти в политической ситуации задействованы. Я, когда зашел в зал спортивный, чтобы их как-то успокоить, сказал: "Вы меня узнаете?". Они сказали: "Да". Я говорю: "Я попробую что-то сделать". И вот так все рвануло.

- Руслан, и все же спасибо огромное. Великая благодарность. Все-таки 26 человек Аушев спас.

- Дима, не 26 человек, суть не в этом. Самое главное - грудные дети: пятнадцать грудных детей! Они вырастут и будут знать, что дружба между вайнахами и осетинами должна быть вечно. Вот это напиши обязательно.

- Обязательно.

P.S. Этот вопрос я ему не задал: - За что заплатили замученные эти дети?

Записал Дмитрий Муратов

Опубликовано 6 сентября 2004 года

источник: "Новая газета"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

26 апреля 2024, 11:16

26 апреля 2024, 10:41

26 апреля 2024, 10:08

26 апреля 2024, 09:17

  • Кубанские станичники продолжили борьбу против мусорного полигона

    Жители станицы Советская Новокубанского района приняли решение выйти 28 апреля на митинг против мусорного полигона, который власти планируют обустроить около станицы, несмотря на наличие краснокнижных растений и объектов культурного наследия. В это место планируется свозить мусор сразу из 15 поселений. Если власти одобрят этот проект, то ситуация обернется экологической катастрофой, отметили экологи и активисты.

26 апреля 2024, 08:33

  • В суде по делу Инала Джабиева озвучены показания о пытках

    На процессе по делу о смерти Инала Джабиева озвучены показания потерпевшего Герсана Кулумбегова, который рассказал следствию, что 23 августа 2020 года был доставлен силовиками в прокуратуру, а затем в ИВС, подвергся жестокому избиению и под давлением дал показания. Находящиеся на скамье подсудимых силовики отвергли его обвинения.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей