13 мая 2004, 18:18

"Мамаша Кураж" и ее германо-чеченские дети

В актовом зале дворца культуры в Назрани очень темно. После дневного света снаружи глаза с трудом начинают различать отдельные силуэты. И лишь, когда зрение адаптируется полностью, понимаю: появлению журналиста здесь не рады. "Петер, наш режиссер, не любит, когда посторонние наблюдают за репетицией. Лучше приди позже", - объясняют мне. Приходится уйти и вернуться лишь после ее завершения. Как я понял раньше, это проще, чем пытаться придти до ее начала - работа в театре кипит, начиная с раннего утра. Премьера спектакля уже практически "на носу" - надо успеть подготовиться.

В Ингушетию известный немецкий режиссер и художественный руководитель совместного германо-польского театра "Dibuk" Петер Крюгер приехал в середине февраля этого года. Им двигала идея постановки пьесы Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" на чеченской сцене. Кстати, любовь к Брехту у Крюгера давняя - еще будучи на втором курсе Берлинского театрального института, он пошел работать в когда-то основанный драматургом театр "Берлинский ансамбль". В то время его возглавляла вдова Брехта. Теперь свою любовь к знаменитому писателю он решил передать и чечено-ингушским зрителям.

- Петер, почему именно Брехт? Почему именно в Чечне?

- Давайте начнем сначала. Я впервые приехал в Грозный в ноябре 1997 году с гастролями своего театра, где и познакомился с чеченскими актерами, в том числе и с Зурой Радуевой (в спектакле она играет главную роль - мамашу Кураж). В дальнейшем они трижды выезжали в Западную Европу. Будучи в Берлине, я повел их в театр Брехта, где, посмотрев "Мамашу Кураж и ее дети", у нас зародилась идея поставить спектакль здесь в Чечне. Зура Радуева связалась с режиссером Ингушского театра Розой Мальсаговой, и они обе сразу включились в эту работу. А я в течение этого года нашел деньги в Германии для реализации проекта. И вот я здесь.

- Это пьеса?

- Да.

- Мне говорили, что это будет фильм.

- Да, кроме постановки пьесы, будет еще и фильм. Но это потом. А премьера спектакля состоится уже 9 мая этого года.

- О чем этот фильм? И будут ли в нем сниматься чеченские и ингушские актеры?

- "Мамаша Кураж" не пьеса о войне, это пьеса против войны. Сам Бертольд Брехт был противником войны, и считаю, что эта пьеса в Чечне как раз актуальна. Съемки будут проходить на улицах, на проселочных дорогах.

- Насколько мне известно, в пьесе описываются события тридцатилетней войны. Как Вы собираетесь проецировать события того времени на Чечню?

- Брехт взял тридцатилетнюю войну в качестве примера. Пьеса была поставлена в 1949 году, спустя четыре года после окончания Второй Мировой войны. Это была реакция на время нацистов. И вообще это было время насилия. Сама же пьеса не имеет территориальной привязанности. Это тема обобщения войны. Причем, актуально это до сих пор, и будет актуально до тех пор, пока существуют войны.

- Петер, какое значение вы придаете роли театра и кино в деле претворения мира?

- Речь в пьесе идет о том, как мать троих детей всяческими способами пытается оградить их от войны, с одной стороны, но при этом зарабатывает она именно на войне, занимаясь торговлей, с другой стороны. И все ее дети погибают. Здесь происходит как бы раздвоение личности матери. Это очень жесткая и очень жестокая история, очень, на мой взгляд, подходящая к вашей местности.

- С момента начала реализации этого проекта было ли какое-нибудь противодействие, которое можно было бы отнести именно к самому проекту?

- Что касается актеров, не было никаких проблем. У нас получилась очень приятная группа, состоящая из чеченских и ингушских актеров. Проблемы и трудности возникают в любой постановке. Поэтому приятно удивлен, что у нас так хорошо получается. С другой стороны, есть бюрократия, которая, конечно, мешает. Она существует и в Германии, и России. Должности занимают люди, не имеющие представления о театре, и они пытаются мешать проекту. Приходится много ездить, договариваться. Но мы думаем, что сможем убедить эту бюрократию в качестве нашей работы, продемонстрировав пьесу и фильм.

- На какого зрителя рассчитан этот проект?

- На всех. Историю матери с детьми поймет каждый, я так думаю. Это простая история. Поэтому она и тяжела, что так проста.

- В дальнейшем планируете что-нибудь помимо этого проекта?

- Мы провели два вечера Брехта. Один здесь, в Назрани, другой во Владикавказе - оба по творчеству Брехта. Сделали телевизионную версию вечера Брехта. Договорились с моим другом Русланом Хакишевым, что выедем в Грозный с этим проектом. И хотим выехать в Грозный как театр. Думаю, понятно, почему мы хотим показать спектакль в Грозном. Главную героиню играет одна из значимых чеченских актрис Зура Радуева. Детей играют два чеченских актера, а третьего ребенка играет ингушский актер.

- Петер, как Вы оцениваете профессионализм чеченских и ингушских актеров?

- Я уже сказал, что с актерами нам повезло. Нам попалась очень одаренная группа. Во всем мире есть и хорошие, и плохие актеры. Но нам повезло в этом смысле. Я рассчитывал на большее количество трудностей в работе.

Конечно, актеры пытаются играть от всей души. Но у нас другая театральная традиция - в постановке Брехта чувства выражаются более рационально, и эта моя проблема. Но я пытаюсь вывести актеров на тот уровень, и работа, тем не менее, доставляет огромное удовольствие.

- Это проблема, связанная с разницей в театральных школах, - европейской и чечено-ингушской?

- Да, дело в том, в Чечне и в России театральная традиция немного другая. В России учатся четыре года, потом получают диплом, в Германии тоже учатся четыре года, и тоже получают диплом. Здесь же есть такие актеры, которые не прошли этого обучения, а, закончив какие-то ускоренные курсы, стали актерами. В этом и чувствуется проблема: у них просто нет наработок. Например, Зуре Радуевой проще, потому что она знает основу, как это сделать. Естественно у нас разные школы, но нам это не мешает. Это вообще не проблемы, так как их можно устранить в процессе работы.

- Что Вы можете пожелать читателям "ЧО"?

- Пожелать более спокойной жизни. Чтобы терроризм навсегда исчез из вашей жизни. Еще хотелось бы пожелать, чтобы вы, наконец, смогли бы вздохнуть спокойно. Чтобы прекратились эти двухсторонние конфликты. Так, Хакишев сидит у себя в заброшенном театре и думает о том, чтобы начать все заново. Хочу пожелать, чтобы у него все получилось. Чтобы вы избавились от своих преступников, то есть от тех, кто действует от имени чеченцев. И чтобы другая сторона тоже бы прекратила преследования чеченцев.

Петер Крюгер - немецкий театральный режиссер. Ставил спектакли "Мастер и Маргарита" по Булгакову, "Бесов" по Достоевскому, Трофимова, Тендрякова. Между двумя чеченскими войнами театральные деятели Германии, возглавляемые Крюгером, собрали деньги на восстановление детской больницы N 2 в Грозном. Больница была отстроена в июне-июле 1998 года.

На главную роль в спектакле "Мамаша Кураж" им была приглашена народная артистка ЧР Зура Радуева. Также в постановке пьесы приняли участие такие чеченские актеры, как Альбика Абдулаева, Милана Магомадова, Рустам Гайтукаев. Остальные роли в спектакле исполняют ингушские актеры.

Магомед Самбиев

Опубликовано 5 мая 2004 года

источник: Газета "Чеченское общество"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

26 сентября 2017, 04:43

26 сентября 2017, 03:42

26 сентября 2017, 02:39

  • Члены инициативной группы заявили об угрозе жизни Руслана Гвашева

    Активисты общественных организаций Абхазии готовят митинг в поддержку Руслана Гвашева. Он готов умереть и идет на это осознанно, заявил руководитель проекта "Кавказ - наше общее дело" Давид Дасания. Представители общественно-политических движений обратились к властям России и Кубани в связи с преследованием Гвашева, сообщила секретарь Общественной палаты Абхазии Нателла Акаба.

26 сентября 2017, 02:30

  • Дальнобойщики Дагестана отказались вступать в ассоциацию "Грузавтотранс"

    "Грузавтотранс" ничего не сможет сделать для отмены системы "Платон", против которой выступили дальнобойщики Дагестана, заявил президент ассоциации. Сами дальнобойщики республики раскритиковали предложения руководства ассоциации по введению пропускного режима для новых водителей и об установлении единой ценовой планки.

26 сентября 2017, 01:36

Персоналии

Все персоналии

Архив новостей