18 февраля 2004, 18:36

Армянская церковь против "псевдорелигиозных" праздников

Прыгать через костры, кушать соленое печенье и дарить друг другу изображающие сердца открытки - все это предстоит проделать в ближайшие дни влюбленной армянской молодежи. С интервалами всего лишь в несколько дней один за другим в Армении следуют три праздника, в том числе и ставший популярным международный праздник всех влюбленных - День Святого Валентина. Поэтому немудрено, что перемешались старые традиции и новомодные обычаи, связанные с празднованием этих "красных" дат, и сами армяне подчас не могут с уверенностью сказать, где кончается один праздник и начинается другой. Для одних это - естественное явление, неизбежное следствие процессов, которым в свое время положило начало разрушение "железного занавеса", разделявшего некогда Советский Союз от остального мира. Другие, в частности - церковь, выражают по этому поводу крайнее недовольство.

13 февраля по всей Армении разжигаются костры, через которые прыгают просто влюбленные и только что поженившиеся молодые пары. Так своеобразно отмечают здесь день Сретения Господня вот уже 1700 лет. Многие путают этот праздник с днем, посвященным жившему в четвертом веке мученику Святому Саргису, которого принято считать покровителем влюбленных. В действительности же день армянского святого опережает праздник Сретения Господня на неделю. 14 февраля весь мир отмечает день Святого Валентина, и в Армении делают то же самое. "Я очень люблю день Святого Валентина и всегда получаю подарки, - сказала 20-летняя Лусине. - А то, что мы не знаем, какой праздник отмечает в этот день Армянская Церковь, так это по вине самой Церкви".

Армянская Апостольская Церковь отказывается мириться с явлением, которое, по мнению ее представителей, отражает равнодушное отношение молодежи к религии. "Мы крайне отрицательно относимся ко всем этим якобы церковным праздникам, пришедшим в Армению с Запада, - сказал пресс-секретарь святого Эчмиадзина отец Ваграм Меликян. - Ничего, кроме вреда они не приносят". По его словам, Армянская церковь (создание которой принято относить к 301 году нашей эры) всегда была рядом со своим народом и служила ему, помогая сохранить свою духовность и самобытность. Церковь, сказал он, не может существовать отдельно от народа, а потому многие оставшиеся от язычества и дохристианских времен обычаи как, скажем, жертвоприношения животных, освящение винограда в праздник Богородицы или то же прыгание через костер в день Сретения Господня, чтятся и священниками. "Но день св.Валентина не должен отмечаться в Армении - у нас хватает своих праздников, намного более древних, чем непонятная история о каком-то влюбленном", - говорит отец Ваграм.

День Святого Саркиса отмечается в первую пятницу февраля. Саркис был христианским воином, который умер в мученичестве 31 января 363 года. Согласно легенде, он похитил свою возлюбленную и женился на ней, что, по всей видимости, и дает ему право называться покровителем всех влюбленных. А за неделю до Дня Святого Саргиса - в пятницу - по народной традиции, молодые люди едят на ночь соленое печенье. Считается, что тот, кто подаст воду во сне, и есть суженый. Можно также поставить у входа в дом тарелку с мукой, и если утром на ней окажется отпечаток подковы, значит - приходил дать свое благословение сам Святой Саргис.

Значение недели, разделяющей дни святых Саргиса и Валентина, нельзя переоценить и с коммерческой точки зрения. Уже сегодня в магазинах идет бойкая торговля небольшими сувенирами, посвященными святым открытками - т.н. "саркисовками" и "валентинками", косметикой. "С 7 по 15 февраля у нас увеличивается продажа всего - начиная с дорогой косметики и заканчивая открытками, - говорят продавщицы одного из крупнейших магазинов Еревана "Айастан". - Приходится иногда закрывать магазин позже обычного. В этом году у нас очень много корпоративных заказов - крупные фирмы и банки закупают подарки для всех сотрудников". На этот день приходится много свадеб и обручений, потому что через неделю после Сретения, по календарю Армянской Церкви, празднуется Масленица, а затем начинается Великий пост. "Говорят, что, если пожениться 13-14 февраля, брак будет счастливым, - говорит ереванец Артур. - А во время Поста жениться нельзя - Церковь запрещает. Хотя я не думаю, чтобы мои родители были несчастливы - в советское время никаких церковных законов не соблюдалось, и все было в порядке". "Я в прошлом году ночью оставил отпечаток подковы у дверей любимой девушки, и она потом всем рассказывала, что к ней приходил святой, - рассказывает Самвел. - И только тогда согласилась со мной встречаться. Правда, позднее я ей все рассказал. Так что все это - просто дань условностям, обычаям. Мне, например, все равно - Саргис или Валентин, только бы любимая девушка была бы рядом".

Спор между церковью и молодым поколением обнажает некоторые противоречия в том, как молодые армяне понимают традиции, унаследованные ими от отцов. Хотя армяне любят называть себя "старейшей нацией в мире", посещение церкви остается здесь на низком уровне, а знание церковных ритуалов и доктрин носит лишь отрывочный характер - результат долгих лет коммунистического правления. Большинство армян ходят в церковь венчаться или креститься, однако делают он это скорее из уважения к традиции, нежели по вере. Немногие пары идут к алтарю так, как "положено" - проведя неделю в посте и молитвах.

Даже в таком невинном на первый взгляд обычае, каким является поздравление "валентинками", Церковь усматривает посягательство на свою власть. Вот что говорит отец Арам Маилян, который преподает богословие. "Сначала невинные поздравления, потом вступление в секту и все - человек потерян для армянской церкви". Свою озабоченность по этому поводу выразил даже Католикос Всех армян Гарегин II.

"Вообще, я думаю, что церковь слишком часто в последнее время вмешивается в нашу жизнь. Так нас скоро и поститься заставят, а если откажешься, скажут, что плохой армянин", - говорят Армине, которая работает менеджером в одном из ереванских супермаркетов.  "Свято место пусто не бывает, - сказала IWPR замминистра культуры Армении Карине Ходикян. - То, что наша молодежь посылает друг другу "валентинки" вместо "саркисовок" - вина армянской церкви, которая вовремя не объяснила, какому святому отдавать предпочтение. Но я думаю, что еще не все потеряно, и церковь сможет наверстать упущенное. Как бы то ни было, я считаю, что каждый должен делать то, что считает нужным. Запретами ничего не добьешься, и будет только хуже".

Опубликовано 14 февраля 2004 года.

Автор: Каринэ Тер-Саакян, корреспондент газеты "Республика Армения", Ереван; источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.
Лента новостей

20 апреля 2018, 00:35

20 апреля 2018, 00:32

20 апреля 2018, 00:27

  • Следователи оценили нанесенный Мазурком ущерб в восемь миллионов

    При строительстве, в выдаче разрешений на которое заподозрен главный архитектор Краснодара Игорь Мазурок, были уничтожены памятники археологии, сообщило следствие. Один из бывших работников городского управления архитектуры заявил "Кавказскому узлу", что главные архитекторы вынуждены нарушать закон под давлением высокопоставленных силовиков.

19 апреля 2018, 23:28

  • Нехватка лидеров привела к срыву протестных акций в Ванадзоре

    Численность участников акций протеста в Ванадзоре в последние дни заметно сократилась, в отсутствие лидеров эти акции проводят пассивно, констатировали правозащитник Артур Сакунц и журналист Нарине Матевосян. Активисты столкнулись с давлением, рассказала Нарине Аветисян.

19 апреля 2018, 22:59

  • Защита Хадиджи Исмайловой заявила о затягивании дела

    Иск Минналогов Азербайджана к журналистке Хадидже Исмайловой полностью безоснователен, но рассмотрение дела искусственно затягивается, заявил ее адвокат. Исмайлова считает, что власти, инициировав судебное разбирательство о налоговом долге, пытаются лишить ее возможности работать легально.

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей