13 июня 2003, 19:08

Захиревшая киноиндустрия Азербайджана

Азербайджанские кинотеатры пустуют, процветает видео-пиратство, а синематографу катастрофически не хватает денег.

Проблемы азербайджанских киностудий те же, что и в других отраслях страны. Главная из них - недостаток финансирования, никто не хочет рисковать, вкладывая свои деньги в производство, и лишь немногие могут позволить себе заплатить за продукт. Тяжелое положение, сложившееся в киноиндустрии, усугубляется внутренней политикой, попытками чиновников заполучить контроль над сферой.

Имеющиеся факты не оставляют поводов для оптимизма. В этом году в Азербайджане планируется произвести всего 4 художественных фильма, хотя еще 15 лет назад местные кинематографисты снимали в среднем около 10-ти фильмов в год. Есть несколько кинотеатров, однако доходов с продажи билетов не хватает даже для того, чтобы "остаться при своих". Материальное положение большинства людей оставляет желать лучшего, а потому многие предпочитают брать на прокат пиратские видеокассеты, что обходится гораздо дешевле, чем посещение кинотеатра.

Между тем, азербайджанское кино всегда пользовалось большой популярностью не только на родине, но и за рубежом. Только фильм "Аршин мал-алан", снятый в 1945 году с замечательным певцом Рашидом Бейбутовым в главной роли, демонстрировался в более чем 130-ти странах и дублировался на более 70 языках мира. Первый азербайджанский фильм - "Пожар нефтяной скважины в Бибигейбате" - был снят еще в 1898 году бакинцем Мишон. По словам киноведа, автора книги "Толковый каталог азербайджанского кино" Айдына Кязымзаде, за 105 летнюю историю азербайджанского кино были сняты более 1 900 фильмов, многие из которых были показаны за рубежом и удостаивались множества призов.

Сегодня кинематография полностью зависит от государственных субсидий, которые составляют всего лишь 600 тысяч долларов в год. Это мизер, если учесть, что в других странах СНГ только на один фильм выделяется от 2 до 46 миллионов долларов.

"Финансовый вопрос - самая болезненная сторона нашего кино", - говорит независимый киновед Раифа Сафарова.

Ораниченные в финансах, киностудии не могут привлечь спонсоров, которые остаются в стороне, опасаясь, что не смогут окупить вложенные деньги. Помимо пустующих залов кинотеатров, на прибыльности индустрии отрицательно сказывается и ничем не прикрытое пиратское копирование видеокассет с новейшими фильмами.

Осведомленные люди объясняют осторожность потенциальных инвесторов несколькими причинами. Одна из них - интриги и конфликты среди руководящих деятелей, ответственных за развитие кинематографа в Азербайджане.

Конфликт среди руководства азербайджанского кинематографа зародился после ликвидации производственного объединения "Азеркиновидео" в апреле 2001 года и передачи его функций министерству культуры.

По мнению кинокритика, который не захотел назваться, обострению и без того натянутых отношений в руководстве способствовало назначение талантливого кинорежиссера Вагифа Мустафаева, автора получивших многие международные кинопремии фильмов "Мерзавец" и "Все к лучшему", на должность заместителя министра культуры без предварительного согласия на это самого министра культуры Полада Бюлбюлоглы. Министр, сделав ответный шаг, создал Главное управление по делам кино при министерстве культуры, хотя уже дела киноиндустрии, согласно указу главы государства, курировал его заместитель Вагиф Мустафаев.

По сей день отношения между министром культуры Поладом Бюлбюлоглы, кинорежиссером Вагифом Мустафаевом и президентом Союза кинематографистов, лауреатом премии "Оскар", Рустамом Ибрагимбековым остаются напряженными. На многих заседаниях, в том числе и на съезде кинематографистов, доходило до откровенной конфронтации.

Нсмотря на эту враждебность по отношению друг к другу, цель, которую он преследуют, одна и та же - возрождение киноиндустрии и восстановление, хотя бы частичное, былого реноме. Вопрос только в том, как этого достичь.

После своего назначение Мустафаев пообещал создать в Азербайджане "Голливуд Востока", "несмотря на то что, его предшественники развалили кино". В беседе с корреспондентом IWPR он сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры для реализации этого проекта. "Я не могу сказать, с кем мы переговариваемся, потому что те люди, которые ведут борьбу против меня, могут помешать процессу. Но я вам обещаю, что очень скоро азербайджанское кино встанет на новые индустриальные рельсы".

Генеральный секретарь Союза кинематографистов Расим Балаев считает, что это идея не осуществима. В стране с таким низким жизненным уровнем, говорит он, создание процветающей кинематографии не представляется возможным. "Я не понимаю, как можно рассчитывать на развитие кино, если зрители перестали ходить в кинотеатры. Ведь они - главный источник дохода кинопроизводства", - сказал Балаев.

Действительно, статистика доходов кинотеатров, мягко говоря, выглядит плачевно. У прокатчиков нет возможности закупать дорогостоящие иностранные фильмы, пользующиеся популярностью у зрителей. К примеру, самый лучший кинотеатр страны "Азербайджан" в среднем платит 6 тысяч долларов за двухнедельную демонстрацию лицензионного иностранного фильма, но зачастую не окупает свои расходы. Посещения кинотеатров сегодня много ниже уровня, зафиксированного, скажем, в начале девяностых. Сами азербайджанцы потеряли интерес к "большому экрану" и даже начинают забывать адреса кинотеатров, которые когда-то они воспринимали как неотъемлемую часть их жизни.

Домохозяйка Захра Гулиева во время беседы с корреспондентом IWPR сообщила, что уже давно не ходит в кинотеатр. "Почему? Дело в том, что единственно нормальный кинозал есть в "Азербайджане", но билеты там стоят очень дорого (в среднем 2-3 доллара, то есть около 4-х процентов от минимальной потребительской корзины). Да и в последнее время там показывают неинтересные фильмы. Мне 26 лет и смотреть боевики мне уже неинтересно. В остальные кинотеатры даже не стоит заглядывать - в лучшем случае там идут индийские фильмы".

Гулиева жалуется что, у простого азербайджанца нет возможности посмотреть новые национальные фильмы. "Я знаю, что в последние годы наши режиссеры что-то снимают. Недавно была в Грузии у родственников. Там очень хвалили наш фильм "Сары гялин" ("Невеста в желтом"), а я о нем даже не слышала".

Председатель Главного управления по делам кино Министерства культуры Джамил Фараджов считает, что основной причиной опустошения кинотеатров является пиратство. Пиратство развито настолько, говорит он, что до показа в кинозале фильма, произведенного в США, он появляется на черном рынке. Граждане предпочитают взять кассету на прокат за 20 центов, чем платить за билет в кинотеатр 2-3 доллара. Потому получить прибыль от демонстрации фильмов в местных кинотеатрах "стало неосуществимой мечтой".

"У нас пиратство распространено больше, чем в Европе, где это карается уголовным наказанием. В Азербайджане пока не достаточно налажен механизм судебно-правовых органов. Пиратство стало огромным теневым бизнесом," - сказал Фараджов.

Одним из основных факторов Фараджов называет культурные перемены. "Для того чтобы пойти в кино, у человека все должно быть хорошо. Потому что кино как наркотик, на него ходят, когда или все хорошо или все плохо".

Дж. Фараджов с сожалением подчеркнул, что кинотеатр перестал быть "тем привычным местом отдыха, которым он был для старого поколения бакинцев".

Как бы то ни было, он оптимистично относится к будущему отечественных кинотеатров, хотя и придерживается мнения, что до лучших времен еще далеко.

Опубликовано 9 июня 2003 года

Автор: Руфат Абассов, корреспондент газеты "Олайлар", Азербайджан; источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

24 мая 2017, 06:45

24 мая 2017, 06:30

24 мая 2017, 05:46

24 мая 2017, 04:47

  • "Свободное слово" назвало репрессии против журналистов на Северном Кавказе самыми тяжелыми в России

    Давление властей оказывается не только на средства массовой информации, но и на писателей, художников, кинематографистов и работников культуры в целом, заявили члены ассоциации «Свободное слово» на презентации доклада о состоянии свободы слова и свободы творчества в России в 2016–2017 годах. Репрессии в регионах Северного Кавказа члены ассоциации охарактеризовали как наиболее жесткие, а фальсификации, допускаемые при преследовании журналистов и общественных деятелей, назвали самыми топорными, передает корреспондент "Кавказского узла".

24 мая 2017, 03:45

  • Панов попросил исключить оперативную видеосъемку из числа доказательств

    Часть оперативных видеозаписей по делу гражданина Украины Артура Панова, обвиняемого в подготовке теракта в Ростове-на-Дону, являются постановочными, поскольку либо переснимались, либо были вырваны из контекста, заявил подсудимый. Суд отложил рассмотрение ходатайства Панова до следующего заседания, передает корреспондент "Кавказского узла".

Персоналии

Все персоналии

Архив новостей