19 декабря 2002, 03:52

Свобода слова в Дагестане

По мнению официальных властей, да и некоторых журналистов, свобода слова в Дагестане не ущемляется. Нет гласной цензуры, а также нет местных законов, регулирующих отношения со СМИ и действующих вразрез с российским законодательством. Таким образом, дагестанские журналисты руководствуются в своей деятельности только российскими законами. Тем не менее, на сегодняшний день ни одна газета, откровенно критикующая правительство, не выжила. К примеру, еженедельная газета "Хроника недели" вынуждена была прекратить свое существование. Газета опубликовала ряд материалов, направленных против Председателя Государственного совета Республики Дагестан Магомедали Магомедова, чем завоевала популярность. В то же время офис "Хроники недели" почти ежедневно атаковали сотрудники налоговой полиции, пожарные и даже санитарно-эпидемиологическая станция. Редакция наказывалась непомерными штрафами, в офисе регулярно отключали свет и телефон. В 2001 году газета была вынуждена закрыться. Та же участь могла бы постигнуть и газету "Дагестанцы", весь тираж которой был изъят на время выборов главы республики в июне 2002 года. В этом номере была опубликована статья некоего Алиева, который в судебном порядке отказался от своих избирательных прав в связи с грубыми нарушениями Конституции РФ и РД. Спустя несколько дней газета была возвращена, а главный редактор сменил политику. Теперь он действует не единолично, как независимое издание, а под крылом политических противников действующего главы республики. Газета периодически выходит в свет, но ее номера скорее просто раздаются, т.к. в киосках ее попросту не продают по политическим соображениям.

Государственные СМИ

ГТРК "Дагестан". Своего канала нет. ГТРК "Дагестан" перекрывает время вещания ОРТ с 18 до 21 часа. Кроме того, ГТРК можно увидеть и на канале НТВ, правда, кроме поздравлений труженикам села в передаче "Примите наши поздравления" - только очередная серия "мыльной оперы", записанная во время утреннего показа по ОРТ, или какой-нибудь боевик с "пиратской" кассеты плохого качества. Местное телевидение напоминает ТВ времен социализма. Слишком много официоза и речей Председателя Госсовета и Правительства республики, причем без сокращений. Так называемая информационная программа "Дагестан", выходящая в эфир вечером по будням, выдает сюжеты и репортажи двух-трехдневной давности. В таком же стиле работает и дагестанское радио: официоз, вести с полей, поздравления жителям села и национальное вещание на различных языках народов Дагестана. Недавно Дагестанское радио отметило свое 75-летие. "В этот торжественный момент" было признано, что молодежь работать на радио не идет, зарплата у работников в среднем 1200 рублей, а техника донельзя устаревшая ? аппаратура конца 1960-х годов.

Частное ТВ "ТБС". Вещание на Махачкалу и часть Каспийска. У "ТБС" есть и филиалы в некоторых районах Дагестана, например в Левашинском (родина Магомедали Магомедова). На "ТБС" - только презенты, поздравления и реклама. Единственная информационная программа "Коктейль" - новости культуры и местной эстрады.

Радиостанции

  • Радио "Прибой" вещает в городах Хасавюрт, Кизилюрт, Махачкала и Каспийск. Музыкально-информационное радио. Много национальной музыки, азан - паузы на время намаза и блоки "Исламских новостей", полученных из Интернета и зачастую носящих откровенный экстремистский оттенок.
  • Радио "Караван" - музыкально-информационная радиостанция с блоками местных новостей. Была закрыта летом 2002 года. Официальная причина ? истечение срока лицензии.
  • Европа плюс-Махачкала", города вещания - Махачкала и Каспийск. Только музыка и реклама.
  • "Хит FM ? Дагестан", города вещания - Махачкала, Дербент, Дагестанские огни. Музыка, реклама.
  • "Динамит FM", вещание - Махачкала.
  • "Русское радио", вещание - Махачкала.

По статистическим данным, на сегодняшний день в Дагестане (включая горные районы) функционирует 74 радиотелестудии. Из этого числа только 30 имеют необходимый пакет нормативных документов для осуществления вещательной деятельности.

Интернет

Два года в Махачкале успешно функционировал Интернет-центр ДГУ. Он был основан на деньги, выделенные Институтом "Открытое общество" (Фонд Сороса). По истечении сроков гранта услуги Интернет-центра стали платными. Дагестанский Интернет заслуживает особого внимания. На сегодня в республике успешно работает несколько компаний. Основные из них:

  • Интернет-провайдер "Дельта?Телеком". Принадлежит мэру Махачкалы Саиду Амирову.
  • Интернет-провайдер "Датаком" ? Принадлежит Правительству республики.
  • Интернет-провайдер "Динет" ? Принадлежит ОАО "Дагсвязьинформ".
  • Интернет-провайдер "ИВТ" ? официально частная фирма.
  • Интернет-провайдер "Телеком" ? принадлежит ОАО "Дагсвязьинформ".
  • Интернет-провайдер "Лабранет" - официально частная фирма.
  • ?Интернет-провайдер "Синет" - официально частная фирма.

Все Интернет-компании, которые официально называются частными фирмами, контролируются Государственным советом и Правительством республики. Несмотря на столь развитую сеть Интернет-компаний, официальные сайты имеют лишь два издания. Это "Дагестанская правда" (www.dagpravda.ru) и "Новое дело" (www.ndelo.ru). Сайт "Нового дела" обновляется нерегулярно. Основные правительственные газеты, в том числе и национальные, еженедельно размещают по одному материалу свежего номера на сайте "Дагестанской правды". Помимо этого, существуют так называемые официальные сайты. Например, "Официальный сайт правительства республики Дагестан", "Официальный сайт города Махачкалы", сайты городов Каспийск и Дербент. Из них работает лишь правительственный сайт.

Республиканские газеты

Все дагестанские газеты делятся на прессу национальную и русскоязычную. По тиражу, общественному весу и цене наиболее популярны следующие издания:

  • "Новое дело", тираж 23000, цена за один экземпляр 5 руб., еженедельник.
  • "Молодежь Дагестана", тираж 14000, цена за один экземпляр 5 руб., еженедельник.
  • "Махачкалинские известия", тираж 17000, цена за один экземпляр 3 руб., еженедельник.
  • "МК в Дагестане", тираж 11000, цена за один экземпляр 7 руб., еженедельник.

Официальный тираж зачастую далек от реального. Делается это с негласного разрешения властей. Принято считать, что реальный тираж публикуют только газеты "Новое дело" и "МК в Дагестане". Независимой прессы в республике нет. Все газеты принадлежат либо непосредственно Государственному совету и Правительству, либо отдельным влиятельным лицам. Как, например, газета "Махачкалинские известия". Принадлежность газеты городской администрации, в частности, мэру Махачкалы Саиду Амирову, очевидна: почти каждая статья начинается или заканчивается фразой типа "Только благодаря Саиду Джапаровичу Амирову" или "Спасибо столичному мэру" и т.д. Далее следуют газеты, находящиеся под контролем Государственного совета и Правительства. До ноября 2002 года в выходных данных этих газет, в графе "Учредители", так и значилось: Госсовет, Правительство, Народное Собрание РД и журналистский коллектив редакции. На последней сессии Народного Собрания было принято постановление о преобразовании редакций республиканских газет и журнала "Женщина Дагестана" в государственные учреждения. До сих пор в выходные данные изменения не внесены.

Наиболее популярные республиканские газеты:

  • "Дагестанская правда" ? ежедневная. Тираж 18.000
  • "Замана" (даргинский язык)
  • "Лезги газет" (лезгинский язык)
  • "Хъакикат" (Истина) (аварский язык)
  • "Елдаш" (Истина)
  • "Илчи" (лакский язык)
  • "Нур" (цахурский, русский язык)
  • "Рутульские новости" (рутульский, русский язык) с. Рутул

Менее известные газеты:

  • "Дэрбэнд" (азербайджанский язык) г. Дербент
  • "Ватан" (татарский язык) г. Дербент
  • "Вести Агула" (агульский язык) с. Тпиг
  • "Голос степи" (ногайский язык) с. Терекли-Мектеб
  • "Степные вести" (русский язык) г. Кизляр

Кроме того, отдельной группой можно вынести исламскую прессу, которая пользуется особой популярностью среди религиозных кругов республики и просто верующих дагестанцев.

  • "Исламский вестник"
  • "Мугъалим" (аварский язык)
  • "Наследие"
  • "Нурул ислам" (русский, аварский язык)
  • "Ассалам" (русский, аварский, даргинский, лезгинский, кумыкский)

Есть и газеты, которые вообще трудно встретить в киоске в силу их одноразовости и эпизодичности выхода.

  • "Дагестанская панорама"
  • "Дагестанцы"
  • "Аваристан" (русский, аварский язык)
  • "Нийсо" (Равенство) (русский, чеченский язык)

Городские и объединенные газеты

  • "Буйнакские известия" г. Буйнакск
  • "Халкъны сеси" (кумыкский язык) г. Буйнакск.
  • "Дербентские новости" г. Дербент
  • "Кизилюртовские вести" г. Кизилюрт
  • "Трудовой Каспийск" г. Каспийск
  • "Дружба" г. Хасавюрт
  • "КЭМЗовец" г. Кизляр
  • "Кизлярская правда" г. Кизляр

Кроме перечисленных основных городских газет, насчитывается более 30 районных газет на различных национальных языках, а также 25 республиканских журналов, выходящих на русском языке и языках народов Дагестана. Причем основные журналы, такие, как "Литературный Дагестан" и "Женщина Дагестана", выходят и на русском, и на национальных языках.

Свобода слова и факты нарушений прав журналистов

Что касается содержания всей перечисленной прессы, то оно полностью отвечает требованиям той журналистики, в которой нет и намека на присутствие свободы слова: ни одной острой публикации, никаких журналистских расследований, ни слова против существующей власти или хотя бы критики в адрес среднего уровня чиновников. Вот лишь некоторые из заголовков "Дагестанской правды": "Об итогах поездки главы республики в г. Москву", "Восславим женщину-мать!", "От программ ? к делу", "Сев озимых идет успешно", "Свет "Светофорчика"" и так далее. Такая же ситуация наблюдается и в национальных газетах, с той лишь разницей, что здесь это все переводится на тот или другой язык. Основная аудитория этих газет ? сельские жители и жители высокогорных районов, которые в принудительном порядке вынуждены подписываться на эти газеты. Разумеется, по указанию "сверху", т.е. по приказу глав районных и сельских администраций.

В конце 1999 года Багаудина Узунаева, бывшего в то время главным редактором регионального еженедельника "МК в Дагестане", неизвестные люди поздно вечером остановили на улице недалеко от его дома и предупредили, что, если он не прекратит писать свои статьи, то его могут убить. Произошло это после публикации статьи Узунаева под названием "Дедовщина" в газете "МК в Дагестане". Речь шла не об армии, где распространена такая форма взаимоотношений между молодыми солдатами и теми, кто в ближайшее время демобилизуется ("деды"); название статьи было связано с народным именем Председателя Госсовета Дагестана, которого называют "дедом". В этот же период времени газете было отказано в услугах махачкалинской государственной типографии. Газета вынуждена была печататься в типографиях городов Минеральные Воды и Ростов-на-Дону. В настоящее время тираж газеты 11 тыс., и печатается она по-прежнему в Минеральных Водах. В сентябре 2001 года из ГТРК "Дагестан" была уволена одна из сотрудниц. Причина увольнения ? невнимательность. Девушка еженедельно принимала анонсы свежего номера "МК в Дагестане". В тот раз газета вынесла в ТВ-анонс статью о том, что, если следовать Конституции, то выборы Главы республики могут оказаться незаконными. Анонс прошел, а девушка, его принявшая, лишилась работы. Газете же было отказано в дальнейшем размещении анонсов. Лишь после долгих переговоров было принято решение о возобновлении рекламы, но лишь после прохождения анонса через редакцию Председателя ГТРК "Дагестан". После редактирования из анонса исчезали любые предложения, связанные с политикой, и даже сами слова "Правительство", "Госсовет", "Народное собрание". Свобода слова в Дагестане, помимо официальных властей, подвергается и давлению со стороны местного духовенства. К примеру, Духовное Управление Мусульман Дагестана объявило о цензуре в отношении статей и репортажей, касающихся исламской тематики. В частности, заместитель муфтия Ахмед Тагаев на одном из круглых столов представителей прессы и духовенства, проходившем в Махачкале летом 2002 года, заявил, что "Вся пресса должна пройти сначала нашу цензуру!". Мотивация ? дабы не просочились материалы экстремистского характера. В основном, все исламские рубрики в местной печати ведутся представителями Духовного управления мусульман, что красноречиво говорит о цензуре ДУМД. Директор крупнейшего в Дагестане газетно-издательского комплекса недавно получил пост заместителя Магомед-Салиха Гусаева, министра по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан. Таким образом, главная типография подконтрольна властям. Все существующие в республике частные типографии, несмотря на то, что их директорами являются якобы независимые предприниматели, на самом деле принадлежат ближайшим родственникам Главы республики.

Аккредитация

Несмотря на то, что заявления об аккредитации подаются вовремя и в соответствии с законом о СМИ РФ, право посещать официальные собрания, заседания, проходящие в здании Правительства, получают далеко не все журналисты. Отказ никак не мотивируется. При повторном обращении за аккредитацией в пресс-службе вежливо сообщают, что либо "забыли", либо "в другой раз обязательно, главное, заранее подайте заявку!". Но информация о предстоящем заседании зачастую становится известна лишь из очередного номера "Дагестанской правды" и пресс-релиза об уже прошедшем событии. То же самое происходит и во время визитов в республику высоких гостей. Доступ к ним имеют лишь журналисты и фотографы "Дагестанской правды", Дагестанского радио и ГТРК "Дагестан". Все остальные вынуждены прибегать к методам папарацци. Журналистов послушных газет "покупают" премиями и поощрениями, к примеру, за лучшее освещение в прессе работы Министерства культуры или Министерства социального развития. К сожалению, эта практика в Дагестане поощряется самими журналистами, поскольку средняя зарплата дагестанского журналиста не превышает 2-2,5 тысяч рублей в месяц. В Дагестанском государственном университете уже 10 лет существует отделение журналистики при филологическом факультете. Ежегодно университет выпускает по 20-25 дипломированных журналистов. Тем не менее, в газетах, на радио и ТВ по-прежнему работают пенсионеры. Нет новых мыслей, новых идей, молодых смелых взглядов. Молодежь, проработав несколько месяцев в какой-нибудь республиканской газете, бежит без оглядки. Бесконечные установки "этого писать нельзя", "а про этого плохо ничего говорить не смей!" вынуждают молодых журналистов вообще забыть о работе в прессе. Таким образом, в Дагестане сложилась опасная ситуация ? видимость совершенной свободы при полном отсутствии таковой. Вроде можно и высказаться и сколько угодно покритиковать всех и вся, но журналисты запуганы, и редко кто отваживается выступать открыто, предпочитая "жить дружно". Такая пассивность еще более усугубляет ситуацию по исчезновению свободы слова. Все чаще пресса становится лишь орудием в руках нечистоплотных политиков, выдавая это за независимость, смелость и свободу слова.

Автор: Румина Эльмурзаева, эксперт Центра экстремальной журналистики; источник: Центр экстремальной журналистики (Москва)

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

26 мая 2017, 11:00

26 мая 2017, 10:43

26 мая 2017, 10:10

  • ПАСЕ назначила спецдокладчика по делу об убийстве Немцова

    Юридический комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы назначил члена литовской делегации Эмануэлиса Зингериса спецдокладчиком по делу об убийстве Бориса Немцова. Свой доклад он начнет готовить после окончания процесса по этому делу в Московском окружном военном суде.

26 мая 2017, 10:02

26 мая 2017, 09:20

Архив новостей