Молодой человек. Дагестан. Фото Махача Ахмедова для "Кавказского узла"

21 ноября 2016, 19:42

Итоги уникального опроса: молодежь Дагестана стала консервативнее

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Значительная часть мусульман Дагестана ориентирована на получение образования, карьеру, ценит добросовестный труд, при этом молодежь более консервативна в своей религиозности. Таковы выводы экспертного анализа, подготовленного специально для "Кавказского узла" по итогам опроса, проходившего в том числе и среди читателей "Кавказского узла".

Как писал "Кавказский узел", итоги исследования по изучению ценностей дагестанского общества, проведенного объединенной исследовательской группой Института экономической политики им. Гайдара и Центра региональных исследований и урбанистики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России, были презентованы 16 ноября в Махачкале на круглом столе "Ценности дагестанских мусульман". 

Материал исследования "Ценности дагестанских мусульман: что показал опрос" подготовлен специально для "Кавказского узла" и впервые опубликован в разделе "Аналитика".

Этот материал содержит графические данные по опросу и разбит на главки по темам, которые исследовали ученые: "Дагестанские мусульмане о себе и о мире вокруг себя", "Религиозность", "Правовой плюрализм", "Ценности образования", "Ценности труда", "Семейные ценности", "Участие в политике".

Исследование в мае 2016 года провела объединенная группа ученых из Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России и Института экономической политики им. Гайдара, в состав которой вошли Ирина Стародубровская, Евгений Варшавер и Егор Лазарев. Опрос проводился через интернет — участники опроса рекрутировались через социальные сети Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассники", онлайн-версия анкеты была размещена на "Кавказском узле". Ссылка на электронную анкету была также размещена в изданиях "Черновик" и "Новое дело".

В опросе приняли участие 3105 человек. Из них 1675 полностью заполнили анкету, на основе этих анкет и был проведен анализ. В выборке оказалось примерно 70% мужчин и 30% женщин. Средний возраст участника опроса 40 лет - при этом в опросе приняли участие и 18-летние, и даже 76-летние участники. Примерно 70% респондентов имеют высшее образование. Также примерно 70% живут в городах, в Махачкале — 47%. В опросе приняли участие представители разных национальностей, люди, занятые в разных профессиональных сферах. "Таким образом, мы получили большое разнообразие личных характеристик участников опроса", - указывают исследователи.

При этом они указывают, что этот опрос не является репрезентативным.

"Говоря социологическим языком, опрос не является репрезентативным... Результаты нашего опроса отражают только взгляды определенной части дагестанского общества. Однако большой массив заполненных анкет позволяет нам выявить закономерности в ответах на разные вопросы и таким образом понять, как, например, религиозные взгляды различаются между поколениями дагестанцев, или, другой пример, как связаны между собой поддержка свободных выборов и отношение к коррупции", - указано в материале "Ценности дагестанских мусульман: что показал опрос".

В нем подчеркивается, что пока представлены предварительные результаты для обсуждения. "Мы надеемся, результаты нашего опроса позволят составить более адекватную картину ценностей и мировоззрения мусульманского сегмента дагестанского общества", - подчеркивают исследователи.

В числе выводов исследователи указали, что значительная часть ценностных ориентиров дагестанских мусульман имеет универсальный характер и не зависит от возрастной или религиозной принадлежности. Причем объединяющими являются в первую очередь ценности, характерные для современного мира, указывают ученые.

По их данным, среди респондентов в целом высоки ценности образования, ориентации на продвижение и карьеру, добросовестного труда, гражданской активности. При этом, отмечают исследователи, дагестанские мусульмане нетерпимы к тем, кого они считают носителями общественных пороков - алкоголикам, гомосексуалистам, наркоманам, — в остальном же для них характерна достаточно высокая толерантность, в том числе межэтническая.

"Во многих российских кругах господствует идея, что Дагестан - это традиционное архаичное сообщество. Результаты опроса показали, что это не так", - заявила на презентации исследования Ирина Стародубровская, приведя в пример то, что, отвечая на вопросы, связанные с образованием, только 2% респондентов сказали, что "образование не нужно". Около 60% отметили важность светского или религиозного образования.

Как выяснили исследователи, правовая культура дагестанских мусульман обладает определенной спецификой как по сравнению со стандартами, характерными для западных стран, так и с типичными для России. Правовое государство (основанное как на светском праве, так и на шариате) не является для дагестанских мусульман безусловной ценностью, сделали по итогам опроса вывод ученые.

Они отмечают, что необходимость исполнения законов, даже если с ними не согласны, декларируют подавляющее большинство опрошенных, но при этом от почти половины до практически двух третей респондентов готовы оправдать такие нарушения законодательства, как получение государственных пособий, на которые у человека нет права; проезд без оплаты в общественном транспорте; неуплату налогов. Исследователи выявили в среде дагестанских мусульман борьбу между тем или иным вариантом нормативного регулирования (будь то светское или исламское) с одной стороны и правовым нигилизмом и беспределом — с другой.

Дифференциация ценностей наблюдается как между различными религиозными группами, так и внутри этих групп. Наиболее явно расколоты по системе ценностей нетрадиционные мусульмане, выяснили исследователи.

По их данным, наиболее антимодернизационно настроены нетрадиционные мусульмане, которые, как показал опрос, явно более консервативны в гендерных вопросах, больше нацелены на внутригрупповую солидарность, чем на универсальную справедливость. Однако внутри этой группы нет внутреннего единства, она внутренне неоднородна по системе ценностей, указывают ученые. Они выяснили, что почти для половины опрошенных в рамках этой группы ценности образования детей перевешивают гендерные предрассудки, примерно столько же готовы участвовать в выборах всех уровней, если они будут честными. Это подтверждает тезис о том, что политика, основанная на единообразном рассмотрении нетрадиционных мусульман как агрессивной, враждебной государству массы не имеет под собой объективных оснований, отмечают ученые.

В 2014 году Ирина Стародубровская и Константин Казенин, представляя доклад "Северный Кавказ: quo vadis?", предложили три возможных сценария развития ситуации в регионе. "Сценарий первый – инерционный,... неопределенная политика, постепенно затухающие попытки модернизации экономики… Второй сценарий силовой – если силовое давление еще усилится, в среднесрочной перспективе социальный взрыв неизбежен. И, наконец, сценарий "гражданского примирения", согласно которому, в частности, "власти в республиках избираются на основе прямых выборов" и "широко развиваются процессы гражданского диалога, обеспечивается безусловное соблюдение конституционных прав и свобод граждан, включая свободу совести".

Молодежь более религиозна и более консервативна в своей религиозности, также сделали вывод по итогам опроса исследователи.

Так, по данным опроса, в системе ценностей при выборе из пяти вариантов (семья, здоровье, работа, религия, свободное время) для молодежи религия оказывается на третьем месте, для старшего поколения — на последнем. Воспитание религиозности у детей считает важным 84% респондентов до 35 лет и лишь 40% — старше 55.

При этом, отмечают ученые, в сфере религии молодежь в большей мере предпочитает следовать за авторитетами, не стремясь к самостоятельному осмыслению ислама, а также окружающего мира в исламских категориях. Так, согласно данным опроса, если среди респондентов старших возрастов 54% считают, что можно самостоятельно читать переводы Корана, то среди молодых подобных лишь 41%, но молодые отдают предпочтение чтению толкований — 45% против 35% среди тех, кому больше 55.

Исламизация неоднозначно влияет на традиционные социальные иерархии, расшатывая поколенческие иерархии и стремясь консервировать гендерные, показали данные опроса.

Так, по данным опроса, значительная часть молодежи (64%) готова сделать замечание неподобающе ведущему себя пожилому человеку и лишь 9% считает, что необходимо промолчать, поскольку неправильно указывать старшим. Для молодых также снижается ценность образования дочерей и возрастает привлекательность их раннего замужества, они более готовы ограничивать своих жен в возможности работать, даже если те получили высшее образование. Что еще показательнее, они в большей мере признают допустимость семейного насилия, указали исследователи.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

23 апреля 2024, 22:30

23 апреля 2024, 21:33

  • Противник закона об иноагентах арестован в Тбилиси

    Тбилисский городской суд арестовал на пять суток участника протестов против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», положившись на показания полицейских и отвергнув показания независимых свидетелей. Апелляционную жалобу его защиты суд отверг.

23 апреля 2024, 20:36

23 апреля 2024, 19:37

  • Игорь Нагавкин освобожден из следственного изолятора

    Правозащитник Игорь Нагавкин, которого Волгоградский облсуд постановил освободить из заключения, покинул территорию СИЗО-5 и отправился домой в Калач-на-Дону. После освобождения он заявил, что будет добиваться полной реабилитации.  

23 апреля 2024, 18:47

  • Жители Армении вышли на акцию протеста у границы с Грузией

    Противники односторонней делимитации границы между Арменией и Азербайджаном во главе со священником отцом Багратом перекрыли дорогу, ведущую к таможенному пункту "Баграташен" на границе с Грузией, но после переговоров с полицией разблокировали ее.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей