Дорогой читатель! С 13 июля мы переехали на kavkaz-uzel.eu :)

08 июня 2010, 11:36

Ваххабизм

От арабского "аль-ваххабий" - радикальное религиозно-политическое течение в суннитском исламе ханбалитского толка. Возникло в конце XVIII века в Центральной Аравии, в Неджде. Название получило по имени своего основателя - Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703 или 1704 - 1787 или 1792 гг.), выступившего с пуританской проповедью среди бедуинских племен, в которой он обвинил мусульман в отходе от учения о единобожии (таухида). Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб, являясь последователем идеолога салафизма - средневекового сирийского теолога Таки ад-Дина ибн Таймийа (1263-1328 гг.), полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

Вера в безусловно единого Бога, который для ваххабитов антропоморфичен, - главный догмат ваххабизма. От него происходит самоназвание ваххабитов - "муваххидун" - единобожники. Стремясь восстановить ислам в его "первоначальной чистоте", они признают только Коран, который не подлежит толкованию, и Сунну периода четырех "праведных халифов". По мнению ваххабитов, Аллах – единственный источник творения и только он достоин поклонения со стороны людей. Ваххабизм отвергает все "новшества" (бид`а), появившиеся в процессе развития ислама, в т.ч. культ пророков, святых, монашество (суфизм), отрицает суеверия и возможность "посредничества" между Аллахом и человеком, требует от мусульман ведения аскетического образа жизни.

Среди обычаев, которые Ибн Абд аль-Ваххаб подвергал критике, были: культ святых и поклонение их могилам (в том числе пророка Мухаммада), курение табака, употребление кофе, гашиша, ношение шелковой одежды, музыка, пение, четки и т.д. Частично эти призывы ваххабитов отражали реакцию крестьянского и бедуинского населения Хиджаза на роскошь как атрибут жизни османских правителей и чиновников.

В общественно-политической сфере ваххабиты проповедуют социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, выступая с призывами строгого соблюдения морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Важное место в ваххабизме занимает борьба за очищение ислама от различных чуждых, с точки зрения ваххабизма, примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов, а также идея священной войны (джихада) против неверных (кафиров), стороников многобожия (ширка) и мусульман, не соблюдающих принципы раннего ислама, которых ваххабиты считают лицемерами-вероотступниками (мунафиками).

Для обоснования возможности насилия над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, ваххабитами используется известная концепция, согласно которой мусульманин обязан побуждать всех следовать тому, что предписано шариатом, и предотвращать совершение запрещаемого им. Этот принцип закреплен в сурах Корана, одна из которых гласит: "Пусть среди вас будет группа людей, которые будут повелевать одобряемое и запрещать предосудительное" (Коран. Сура 3. Аят 104).

Проповедь Ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов XVIII в. Ибн Абд аль-Ваххаб включается в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре становится знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX в. ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова и позже сыграл важную роль в борьбе против Османского халифата.

Ваххабизм стал официальной идеологией государства Ибн Сауда (умер в 1765), созданного в Неджде. В 1803, напав на Кербелу (Ирак), ваххабиты подвергли разграблению святыни шиизма, а население – репрессиям. Позднее, в 1806 г., они захватили Мекку и Медину, где также опустошили местные мечети и мавзолеи, уничтожив хранившиеся здесь реликвии и ценности, а также осквернили могилу пророка.

В 1818 году, в результате походов египетских войск, ваххабитское государство в Неджде было ликвидировано. В течение долгого времени ваххабиты находились под властью Рашидидов, вассалов Турции. В начале XIX в. ваххабизм получил распространение на Суматре, где в 1821 г. его последователи инициировали восстание против голландских колонизаторов. С 1824 по 1864 гг. в Индии ваххабиты вели активную борьбу против английского колониализма. В 1902 г. на Аравийском полуострове эмир Абд аль-Азиз ибн Сауд захватил Эр-Рияд. В 1924-1925 гг. ваххабиты завоевали Хиджаз и в 1927 г. образовали новое государство - нынешнюю Саудовскую Аравию.

В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Саудовской Аравии. Его последователи есть и в арабских эмиратах Персидского залива. В меньшей степени ваххабизм распространен в Индии, Индонезии, Северной Африке, Средней Азии, а также на Кавказе.

В России наименование "ваххабиты" утвердилось за религиозными радикалами, исламистами. Известный исламовед и политолог А.В.Малашенко считает, что корректнее было бы называть их салафитами, поскольку корни их идеологии берут начало в VIII-X вв., когда салафитами именовали себя те, кто призывал следовать нормами религиозного и бытового поведения "праведных предков" - "ас-салаф ас-салихун" (Малашенко А.В. Ислам для России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С.30).

На Северном Кавказе рост числа приверженцев ваххабизма наблюдался в конце 1980 – начале 1990-х годов, особенно в Дагестане и Чечне. На начальной стадии распространения ваххабизма на Северном Кавказе преобладала общая просветительская и благотворительная деятельность. В конце 1990-х гг. ваххабитами-радикалами создавались религиозно-политические структуры и вооруженные формирования.

В частности, на территории Буйнакского района Республики Дагестан в 1998-1999 гг. существовал ваххабитский автономный анклав, известный как Кадарская зона (или Отдельная исламская территория). В анклав, располагавшийся в Кадарском ущелье, входили села Карамахи (с населением около 5000 человек), Чабанмахи, Кадар и Ванашимахи. "Отдельная исламская территория" была уничтожена в результате масштабной войсковой операции регулярной российской армии 29 августа - 13 сентября 1999 года, вскоре после отражения федеральными силами РФ вооруженного вторжения отрядов Хаттаба и Басаева в Дагестан. Операция по ликвидации ваххабитского анклава проводилась с активным применением реактивной артиллерии, боевой авиации и бронетехники, в результате чего были полностью разрушены 1850 домов местных жителей.

19 сентября 1999 года в Дагестане был принят Закон РД "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан", запретивший пропаганду идеологии и практику ваххабизма в республике. Аналогичные законы в настоящее время приняты в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне. Однако ни в одном из этих законодательных актов не содержится конкретного упоминания признаков ваххабизма.

Источники:

  1. Васильев А.М. Пуритане ислама. М., Наука, 1967;
  2. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745–1973). М., Наука, 1982;
  3. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991;
  4. Коран. Смысловой перевод на русский язык. Пер.Э.Р. Кулиева. Первое издание. М, 2002;
  5. Малашенко А.В. Ислам для России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007;
  6. Ханбабаев К.М. Исламский радикализм на Северном Кавказе. Идеология, цели, пути финансирования // Свободная мысль . 2007. №3. С.105-116).

Знаешь больше? Не молчи!
Lt feedback banner
Лента новостей

23 июля 2016, 15:40

23 июля 2016, 14:49

23 июля 2016, 14:12

23 июля 2016, 13:32

  • Мятежники в Ереване добились обеспечения их едой

    По итогам переговоров в Ереване принято решение, что члены "Учредительного парламента", захватившие здание полка полиции, будут обеспечены едой. Кроме того, для них будет восстановлена мобильная связь, которую ранее спецслужбы заглушали, сообщил посредник при переговорах Виталий Баласанян.

23 июля 2016, 13:09

  • 1 Большинство партий не стали подписывать соглашение о честных выборах в Сочи

    Соглашение о том, что сочинские отделения партий на выборах в Госдуму будут защищать права граждан и обеспечат демократические выборы, подписали лидеры четырех из девяти партий. Представители КПРФ, "Яблока" и "Родины" заявили, что в условиях применения административного ресурса невозможно устроить честные выборы. Лидеры отделений партии "Великое Отечество" и "Партии национальной безопасности России" на подписание соглашения не пришли.

Архив новостей