Читатель! Обновили закладки в браузере? Мы теперь на http://www.kavkaz-uzel.eu/

29 марта 2009, 00:46

Нартский (Нартовский) эпос

Эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев, осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам, чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских племен и у дагестанских народов. Термин "нарт" служит общим наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода богатырское сообщество.

Основные герои нартовского эпоса являются сквозными во всех национальных версиях, вокруг них формируются циклы сказаний: о родоначальниках нартов - Урызмаге и Сатане (у абхазов и адыгов - Сатаней), о Сослане (у адыгейцев - Сосруко, абхазов - Сосрыква), сочетающем силу и храбрость с функциями культурного героя (он добывает огонь, полезные злаки ), о сильнейшем из нартов Батрадзе ( Тотрадзе ), закаленном в огне, о сеятеле раздоров плуте Сырдоне и др. Душой нартов является мудрая красавица Сатана - уникальный в мировой эпической литературе женский образ большой художественной силы и выразительности. В наиболее архаичных вариантах нартовского эпоса Сатана выступает как мать племени, наставница главных героев, мудрая советчица, могущественная чародейка. Этот образ несомненно отражал реалии матриархата, но обладал такой художественной силой, что народы - носители нартовского эпоса сохранили его до наших дней, воплотив в нем свой идеал женщины.

Основная тема эпоса - героические деяния. В нем прослеживается эволюция форм богатырства: в архаичных версиях героизируется не только физическая сила, но и хитрость, и коварство (Сосруко, Сослан, Сосрыква). Окончательное формирование в нартском эпосе типа богатыря - народного героя связано с созданием особого героического характера: ослабевает гиперболизация физической силы, и главным идеализирующим моментом становится смелость героя, его готовность идти навстречу любой опасности и любым противникам. Этот своеобразный кодекс чести северокавказского средневекового рыцаря, художественно материализованный в нартском эпосе, в течение веков оказывал глубокое воздействие на сознание горцев Кавказа, стал характерной чертой их ментальности.

В генезисе нартского эпоса не все еще ясно. Несомненно, что ядром послужил древний аланский эпический цикл, восходящий к скифской эпохе VII-IV веков до н. э. Национальные варианты эпопеи обогащались за счет местного фольклора. Возникнув в условиях родового строя с пережитками матриархата, нартский эпос вбирал в себя элементы последующих общественных формаций. Он сохраняет свою жизненность по сей день. В Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии живут десятки сказителей, исполняющих песни о нартах. Нартовские сказания осетин и адыгов стали записываться с середины XIX века, другие национальные варианты - позднее. Абхазские нартовские сказания стали известны только в последние десятилетия. В советское время впервые изданы сводные тексты в оригинале и в русских переводах. Сказания переводились на немецкий, французский, английский языки. В формирование научного нартоведения основополагающий вклад внесли В.И.Абаев, В.Ф.Миллер, Ж.Дюмезиль.



Источники:
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание. - М., 1970-77.
  • Юг России: краткий регионоведческий словарь. - Ростов-на-Дону: изд-во СКНЦ ВШ, 2003.

  • Знаешь больше? Не молчи!
    Lt feedback banner
    Лента новостей

    30 сентября 2016, 01:04

    30 сентября 2016, 00:08

    29 сентября 2016, 23:54

    29 сентября 2016, 23:52

    • Дагестанские журналисты заявили о сохранении клановости в Народном собрании

      Среди “групп влияния” в новом созыве парламента Дагестана следует выделить кланы Абдулатипова, Шихсаидова и Умаханова, заявил заместитель главного редактора газеты «Черновик» Магомед Магомедов. Парламент остался под контролем руководства республики, отметил главный редактор еженедельника «Новое дело» Гаджимурад Сагитов.

    29 сентября 2016, 23:27

    • Эксперты неоднозначно оценили возможность создания единого адыгского языка

      Создание единого адыгского алфавита, работа над которым началась 19 сентября, приведет к объединению адыгейского и кабардинского литературных языков, полагает глава адыгейского отделения «Адыгэ Хасэ». Унификация языка является невыполнимой задачей, заявил руководитель краснодарского отделения организации.

    Справочник

    Все справки

    Архив новостей