29 марта 2009, 00:07

Панисламизм

Религиозно-политическая идеология и практика, в основе которой лежат представления о единстве всех мусульман, живущих на Земле, и необходимости их консолидации в едином мусульманском государстве. Концепция панисламизма была выдвинута в 70-х гг. 19 в. турецким просветителем Намык Кемалем и получила развитие в работах Джамал ад-Дина аль Афгани. Исходя из коранических положений о братстве мусульман и необходимости взаимопомощи между ними, выдвигалась идея политического объединения мусульманских стран под властью халифа, которым тогда считался турецкий султан. Наряду с антиколониальной направленностью в концепцию панисламизма позднее были привнесены идеи, отражавшие изоляционистские настроения части ее адептов, полагавших, что возрождение былого могущества исламского мира можно достигнуть, лишь полностью отгородившись от всего неисламского мира или даже в борьбе с ним. После второй мировой войны идеи панисламизма были использованы для реализации планов создания различных блоков мусульманских стран под эгидой колониальных держав. Однако эта затея не имела успеха. В конце 60 - начале 70-х гг. 20 в. возрожденная идеология панисламизма стала теоретической основой движения исламской солидарности. Важнейшими идеологическими и пропагандистскими центрами этого движения являются Всемирная исламская лига (со штаб-квартирой в Мекке) и Всемирный исламский конгресс (со штаб-квартирой в Карачи). Главным политическим центром движения стала Организация Исламская конференция (ОИК), межгосударственная организация, объединяющая более 50 государств и Организацию Освобождения Палестины. В соответствии с уставом ОИК преследует следующие цели: поощрять мусульманскую солидарность и укреплять сотрудничество государств-членов в экономической, социальной, культурной, научной и др. важнейших областях, проводить консультации между ними в международных организациях, содействовать ликвидации расовой дискриминации и искоренению колониализма во всех его формах, принимать меры для поддержания международного мира и безопасности, поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земель, координировать усилия по сохранению святых мест и пр. Под эгидой ОИК созданы Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научно-технического развития, Исламский центр развития торговли и мн. др.

В органах печати международных мусульманских организаций публикуется немало материалов, развивающих идеи "единой исламской нации", создания "единого исламского государства", "халифата", "Соединенных штатов ислама". В соответствии с представлениями их авторов, реализация этих идей проходит через несколько этапов. Сначала мусульмане каждой страны путем самосовершенствования всесторонне осваивают исламский образ жизни, устраняют все неисламское из своих мыслей и действий. (Наиболее радикально настроенные идеологи исламской солидарности считают, что участники движения обязаны вести борьбу против всякого влияния "неисламских" идей на население мусульманских стран.) Этому процессу в максимальной степени должна способствовать активизация деятельности мечетей, всемерная исламизация системы образования, культуры. Затем (а по мнению некоторых теоретиков исламской солидарности, одновременно с этим процессом) должны быть введены законы шариата во всех мусульманских странах. Параллельно должны идти процессы экономической и военной интеграции мусульманских стран. На последующем этапе решается задача объединения всех мусульманских стран в одно исламское государство либо создается конфедерация мусульманских государств. Предпринятые в последние годы широкомасштабные мероприятия по укреплению позиций ислама как в мусульманских странах, так и в районах проживания мусульманских меньшинств (введение мусульманских законов в Пакистане и Иране, подготовка к осуществлению аналогичных акций в ряде др. стран, небывалый размах строительства исламских центров, мечетей, мусульманских учебных заведений в странах Азии, Африки, Европы, Америки и т. д.) рассматриваются идеологами движения исламской солидарности как эффективные шаги к достижению поставленной цели.

Некоторые мусульманские религиозные деятели и политики в России считают целесообразным участие Российской Федерации в движении исламской солидарности, в частности - путем ее вхождения в Организацию Исламская конференция. В марте 1997 г. в помещении Комитета по международным отношениям Государственной Думы был организован "круглый стол", посвященный вопросу вступления России в эту организацию ("НГ - религии". Ежемесячное приложение к "Независимой газете". 1997. ? 3. С. 2). Среди доводов, приводимых в пользу реализации этого проекта: а) возможность получения льготных кредитов и др. помощи от мусульманских государств и международных исламских институтов для подъема экономики регионов традиционного распространения ислама в нашей стране; б) пример вступления в Организацию Исламская конференция бывших республик Советского Союза ? Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Киргизстана. Противники вступления России в ОИК приводят не менее убедительные аргументы.



Источники:
  • Религии народов современной России: словарь. ? М., 1999.

  • Знаешь больше? Не молчи!
    Lt feedback banner
    Лента новостей

    19 января 2017, 00:59

    18 января 2017, 23:59

    18 января 2017, 23:52

    18 января 2017, 23:32

    • Каладзе назвал подробности соглашения с "Газпромом" коммерческой тайной

      Огласить подробности соглашения властей Грузии с "Газпромом" о монетизации транзита газа в Армению, как того потребовала оппозиция, пока невозможно, поскольку это коммерческая тайна, заявил министр энергетики Грузии Каха Каладзе. При этом он заверил, что никакого вреда Грузии соглашение не принесет.

    18 января 2017, 23:16

    Архив новостей
    Все SMS-новости