17 июня 2008, 12:18

Эдуард Мелконян (доктор исторических наук, Армения): "Сегодня в России, Украине и Белоруссии проживает более трети всех армян зарубежья"

На вопросы "Кавказского узла", посвященные истории армянских общин зарубежья и их взаимодействию с исторической родиной, а так же планам работы воссозданного Комитета по делам диаспор в Армении, отвечает ведущий научный сотрудник Института истории НАН Армении, доктор исторических наук Эдуард Мелконян.

- Что на сегодняшний день представляет собой современная армянская диаспора, какова ее численность в отдельных странах?

- Прежде отмечу, что в большинстве стран при проведении переписей населения не учитывается этническая принадлежность, потому и данные по численности этнических меньшинств достаточно условны. Помимо этого, в государствах с большим количеством нелегальных эмигрантов официальные данные часто не совпадают с экспертными оценками. А в некоторых странах власти иногда сознательно занижают численность этнических меньшинств. Как бы то ни было, до 1990-х годов самая большая община армян проживала в США - около 1 млн. 200 тыс., но сегодня ситуация изменилась и по оценкам разных экспертов в России в настоящее время живёт около 2-х миллионов армян (по данным переписи населения 2002 г. - 1 млн.130 тыс.). Во Франции армян около 450 тыс., в Грузии - около 350 тыс., на Украине - около 130 тыс., в Ливане - около 120 тыс., в Иране, Сирии, Аргентине, Канаде - примерно по 80 тыс. Армянские общины существуют и в десятках других стран Европы, Америки, Азии и Африки.

- Можно ли выделить наиболее важные этапы в формировании армянского зарубежья?

- Началом истории армянского зарубежья можно считать - условно конечно, - 387 г. н. э. когда произошел первый раздел Армении между Византией и Ираном. Именно с этого времени эмиграция армян со своей родины становится постоянной характеристикой истории армянского народа. Переселения армян, как и других народов, были обусловлены экономическими, религиозными, политическими факторами. Однако, - и это следует особо отметить, - в отсутствии собственной государственности вышеуказанные факторы сопровождались и дополнялись жесткой дискриминацией армян со стороны иноземных правителей, включая такие ее крайние формы, как насильственные изгнания, массовые убийства, погромы и др.

Трагической вехой в истории армянского зарубежья стали годы первой мировой войны, когда в 1915-1916 годах власти Османской империи осуществили политику геноцида и депортации, жертвами которой стали полтора миллиона армян. Тем самым турецкие власти достигли своей цели - очистить от автохтонного армянского населения не только прародину армян - Армянское нагорье, - но и практически всю территорию Османской империи. С этого времени и по сей день, армяне, изгнанные со своей родины, и их потомки, не имеют ни права, ни возможности вернуться на свою родину.

- Почему?

- На международной Лозаннской конференции 1922-1923 годов, определившей современные границы Турции, турецкая делегация решительно отвергла идею создания "Армянского национального очага" на территории Турции. А страны Антанты, несмотря на свои многочисленные проармянские заявления, руководствовались своими же военно-политическими интересами в этом регионе, поэтому и в Лозаннском мирном договоре нет ни одного упоминания, ни об Армении, ни об армянах.

- Какова же была судьба депортированных армян?

- Спасшиеся после геноцида и депортации рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Проявлением осознания армянами судьбоносности свершившегося служит сам факт обозначения этой качественно новой исторической реальности (примерно с середины 1920-х годов) термином "спюрк", этимологически восходящим к греческой "диаспоре". Важно отметить, что до этого данный термин никогда не использовался применительно к армянскому зарубежью.

- Продолжались ли миграционные процессы среди армянского населения в дальнейшем? Какова их характерная особенность?

- Абсолютное большинство спасшихся армян - это были те, кого депортировали на территории современных Ирака и Сирии (до первой мировой войны они входили в состав Османской империи). Сразу после первой мировой войны большая их часть обосновалась в этих странах, а так же в других странах Востока: Ливане, Иордании, Египте и Иране. Часть же эмигрировала в страны Европы: Грецию, Францию, Болгарию, Италию и другие. Армянские диаспоры есть так же в Уругвае, Бразилии, Аргентине, США и Канаде. Новая волна внутридиаспоральной миграции началась после Второй мировой войны, примерно с 1950-х годов. Основная характеристика этой волны - эмиграция армян из стран Востока в страны Запада. Причиной тому являлась общая нестабильность характерная для этого региона: социально-экономические реформы Насера в Египте, пятнадцатилетняя гражданская война в Ливане, Ирано-Иракская война, Исламская революция в Иране и другие.

Хоть и не так интенсивно, но эмиграция из этих стран продолжается и сегодня, несмотря на традиционно благожелательное отношение народов, и властей всех этих стран к местным армянам. Основные причины - вторжение войск США и их союзников в Ирак, постоянные угрозы в адрес Ирана и Сирии.

- А куда мигрировали армяне из этих стан?

- Как я уже отметил, в США, Европу, Австралию, Канаду, Новую Зеландию в поисках безопасной и комфортной жизни.

- Но не в Советскую Армению...

- Одного желания было недостаточно, ведь Советский Союз был закрытой страной. Вместе с тем, преследуя определенные политические цели, советские власти разрешили репатриацию армян диаспоры 1920-1930-х, 1946-­1948-­х годов и периода с 1962 года, в результате чего, в советскую Армению иммигрировало около 180 тысяч армян.

- Но в СССР армяне проживали не только в Советской Армении. Как сложилась судьба этих общин?

- К моменту прихода к власти большевиков в 1917 году, организованные армянские общины существовали в различных городах и регионах Российской империи. В частности, их расселение на юге страны поощрялось и стимулировалось самой властью в целях развития экономики и торговли этого края. Так в конце XVIII века для армян-перселенцев были основаны города: Григориополь (на берегу Днестра) и Нор Нахичеван (Новая Нахичевань или Нахичевань-на-Дону), который в последствии стал одним из районов Ростова-на-Дону. Помимо этого, новые города основывали и сами армяне: Армавир, Сурб Хач (Святой Крест, ныне город Буденовск) и др.

Крупные армянские общины издавна имелись и на территориях современных Грузии и Азербайджана, а Тбилиси и Баку являлись одними из культурных и финансовых центров армянского зарубежья.

Однако, с установлением советской власти деятельность национальных меньшинств практически была запрещена. В результате общинная жизнь перестала функционировать и начался активный процесс ассимиляции.

- А когда общины начали восстанавливаться?

- Этот процесс начался в конце 1980-х годов, когда появились возможности развития не только армянского, но и других этнических меньшинств. В то время стали возникать многочисленные армянские организации в Ленинграде, Москве и других городах России. Но что важно - примерно в это же время начался отток армян из самой Армении вследствие резкого обострения экономической и военно-политической ситуации в регионе, вызванной Нагорно-Карабахским конфликтом. Более 1 миллиона армян покинуло страну, причём 80% из них направилось именно в Россию. Здесь основными факторами стали территориальная близость, знание языка и культуры народа и отсутствие миграционных барьеров (в частности, наличие безвизового режима). К тому же, в России обосновалась и значительная часть армян изгнанных из Азербайджана в 1988-1990 годах. В результате, сегодня в России, Украине и Белоруссии проживает более трети всех армян зарубежья. Но это уже другая диаспора по многим показателям.

- Отличается ли диаспора последних 15-20 лет от той, которая образовалась после Первой мировой войны?

- Отличия весьма принципиальные. Эмигрантам последней волны в отличие от тех людей, которые оказались за пределами своей родины вследствие геноцида 1915 г., уже не присуще чувство утраты родины, куда они никак не могут вернуться. Они не уносят с собой воспоминания о кошмарах геноцида и депортации, о сотнях тысяч погибших, память о которых следует хранить и передавать своим потомкам. Массовая миграция последних лет из Армении обусловлена банальными для современного мира социально-экономическими причинами.

Люди добровольно уезжают в поисках способов реализации своих сил и способностей: достойной оплаты труда и извечных поисков лучшей жизни, если не для себя, то хотя бы для своих детей. Это, по сути, акт социального протеста, не претендующий на политическую конфронтацию с властями Армении. Для эмигрантов этой волны сохранение своей национальной идентичности на первых порах отходит на второй план, - люди, прежде всего, вынуждены решать задачу экономического самоутверждения в принимающих их обществах.

- Как по-Вашему будет протекать дальнейшее существование армянских общин на постсоветском пространстве, - в частности, в России?

- Для существования этнических меньшинств, прежде всего, важна их численность. Именно она определяет развитие и самосохранение каждой отдельной общины. Так, например, в России, в районах, где компактно проживают армяне, - в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской области - идет усиленный процесс самоорганизации местных армян и создание целой сети различных объединений. Это сложный процесс, так как за 70 лет советской власти традиции общинной организации были утеряны. Есть и еще одно препятствие - шовинизм и ксенофобия в российском обществе, ярким воплощением которых является известное высказывание: "лица кавказской национальности". Подобные настроения, на мой взгляд, сильно затрудняют процессы самоорганизации местных армян, делают опасной саму манифестацию их этнокультурной инаковости. Вместе с тем, было бы большим преувеличением говорить об антиармянской позиции всего российского общества в целом. Это, скорее, отдельные антикавказские эксцессы, случающиеся в разных городах.

Для сравнения, в странах Запада за последние десятилетия принят целый ряд законов, который защищает права этнических меньшинств (этими законами, кстати, активно пользуются мусульманские общины), и строго преследующие проявления ксенофобии.

- Вы упомянули о репатриации в советское время, - происходит ли она сегодня?

- О сколько-нибудь массовой иммиграции говорить не приходится, поскольку все еще существуют причины, по которым люди покидают страну. Тем не менее, за последние несколько лет, наблюдается незначительное, изменение миграционного баланса, в пользу увеличения числа въезжающих в Армению.

Среди последних, не только бывшие граждане Армении, но так же и армяне из стран Востока, - главным образом из Ирана, Сирии и Ливана. Ведь не секрет, что Ливан и Сирия включены в "черный список" США, и иммигрировать из этих стран в страны Запада довольно-таки сложно.

В данном случае можно говорить о переплетении патриотических и экономических мотивов иммиграции - людям хочется не только иметь свой бизнес (в основном малый и средний), но также жить и растить детей в родной армянской среде. С учетом ситуации, складывающейся вокруг этих стран, о которой я уже упомянул, а так же позитивных тенденций в экономическом развитии Армении, можно надеяться, что приток армян будет носить устойчивый характер. Этому может способствовать так же и недавно принятый парламентом Армении, закон о двойном гражданстве.

- На Ваш взгляд, почему у представителей армянских диаспор Европы и России есть желание иметь жилье в Армении? Ведь, как правило, это дорогие дома в элитных районах, но они пустуют, заграничные армяне в них постоянно не живут.

- Подобного рода квартиры или особняки покупают или строят достаточно обеспеченные люди, которые к тому же по-настоящему привязаны к своей исторической родине, - Армении. Для них жить на родине своих предков в собственном доме, пусть даже несколько недель, вместе со своими детьми и внуками, принимать в нем гостей, имеет особый, смею надеяться, - понятный каждому смысл. Плюс ко всему - это еще и выгодное капиталовложение.

- Насколько тесна связь между диаспорой и населением Армении на экономическом уровне?

- Гуманитарная помощь диаспоры местному населению началась после разрушительного землетрясения в Армении в 1988 году. Это бедствие получило очень большой международный резонанс, многие страны в то время изъявили желание помочь пострадавшим, а Советский Союз открыл границы для этих целей. Такая возможность была предоставлена и диаспоре. И, помимо ранее существовавших организаций, помощь (медицинское оборудование, медикаменты, одежда и др.) оказывалась так же созданными специально с этой целью новыми структурами, как например фондом "Азнавур для Армении" во Франции. Для координации этой деятельности в США был создан Объединенный армянский фонд, куда вошли семь крупных армянских организаций страны.

После провозглашения независимости Армении все эти и другие организации постепенно переключились на программы развития Армении и Нагорного Карабаха.

Сейчас эти программы разрабатываются и согласуются с правительством Армении, с учетом их приоритетности: развитие и строительство транспортных магистралей, сельскохозяйственной деятельности, объектов здравоохранения и культуры, церквей и др. Помимо организаций в диаспоре заявили о себе и новые лица, неизвестные ранее в благотворительных кругах. Так американский миллиардер Керк Керкорян, посредством учрежденного им Фонда "Линси", осуществляет серию программ, направленных на развитие Армении, затратив на это, в общей сложности, более 300 млн. долларов. Примерно такова же стоимость программ, осуществляемых Эдуардо Эрнекяном из Аргентины (строительство нового комплекса аэропорта "Звартноц", развитие аграрного сектора).

- В какую же сумму оценивается общий объем финансовой помощи со стороны диаспор, если только Фонд "Линси" осуществил такие вложения?

- Точную сумму я не берусь называть. Но, по моим приблизительным подсчетам, она значительно больше одного миллиарда долларов. Ведь только Армянский всеобщий благотворительный союз, существующий уже более ста лет, за прошлые годы реализовал в Армении программы развития, общая стоимость которых приближается к 130 млн. долларов. Тем не менее, как в Армении, так и в зарубежных армянских общинах осознают, что финансовый потенциал диаспоры неизмеримо больше. Так, в своем докладе на очередном форуме "Армения - Диаспора" бывший министр иностранных дел Вартан Осканян высказал мнение, что оказываемая диаспорой помощь составляет лишь 5% от финансовых возможностей диаспоры. Пассивность диаспоры можно объяснить по-разному: неэффективное расходование средств, коррумпированность чиновников, самоотстранение части диаспоры от этнопатриотической деятельности и другие. Вопрос о принятии необходимых мер для оказания более масштабной помощи Армении - сегодня один из самых значимых во взаимоотношениях Армении и диаспоры.

- А можно ли утверждать, что Комитет по делам диаспор в Армении создается именно с этой целью?

- Конечно, и с этой целью тоже. Все-таки еще во время СССР, в 1964 году, был учреждён Комитет по культурным связям с зарубежными армянами. Не смотря на свой статус общественной организации, де-факто он был государственным органом и провел огромную работу по восстановлению связей с диаспорой. А после распада СССР, на волне антисоветских настроений, которые прошли по всему постсоветскому пространству, этот Комитет был ликвидирован. Однако, необходимость в существовании подобного органа признается многими. Об этом неоднократно говорилось и на форумах "Армении - Диаспора". Ведь одно дело, когда каждое министерство по-своему понимает и реализует сотрудничество с диаспорой и совсем другое дело, когда есть орган, который координирует и направляет эту деятельность в интересах всего общества. Сами представители диаспоры не раз выступали с таким предложением. И вот недавно решением новоизбранного президента Армении Сержа Саркисяна в составе МИДа Армении создан Комитет по делам армянской диаспоры. Будем надеяться, что он оправдает связанные с ним ожидания.

1 июня 2008 года

С Эдуардом Мелконяном беседовала собственный корреспондент "Кавказского узла" Бэлла Ксалова.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhastApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

23 июля 2017, 23:36

23 июля 2017, 23:24

23 июля 2017, 22:04

23 июля 2017, 21:01

  • Жители Волгограда пожаловались на едкий смог

    Дым с запахом гари возник на территории Волгограда сегодня утром. По данным МЧС, крупных пожаров на территории Волгограда нет. Городская экологическая служба исследует пробы воздуха, чтобы определить причину задымления.

23 июля 2017, 20:02

Архив новостей