11 января 2012, 11:50

Ад-Дарбанди

Ад-Дарбанди, Мухаммад ибн Муса ибн ал-Фарадж Абу Бакр аш-Шафи'и ас-Суфи (умер в пер-вой половине XII в.) - крупный мусульманский теолог-аш'арит и мистик.

Родился в квартале Химс города Баб ал-абваб (Дербент) между 1058 и 1068 гг. в семье переселенцев. Отец ад-Дарбанди - Муса ал-Лаббад ал-Му'аддиб - был домашним воспитателем.

В 70-80-х гг. XI в. ад-Дарбанди обучался в Дербенте, Хумайдийи (современный Гемейди), Арджиле (современный Хелипенджик) и других поселениях "пограничной области" (ас-сагр) Халифата. В частности, "науку хадиса" ('илм ал-хадис) он изучал под руководством Абу-л-Касима ал-Варрака (умер между 1098 и 1104 гг.) в мечети своего квартала, шафи'итское право - у выпускника багдадской мадраса (устояшаяся форма - "медресе") ан-Низамийа Абу-л-Хасана ал-Басри (умер в конце XI в.) в соборной мечети Дербента и у Абу Мухаммада ал-Лакзи (умер в конце XI в.), ученика известного багдадского факиха Абу-л-Касима ал-Исма'или (умер в 1084 г.), в Курахе. Большую роль в формировании взглядов ад-Дарбанди сыграли такие дербентские шайхи, как Абу Йа'куб Йусуф ал-Баби ал-Лакзи (умер до 1089-90 г.), Абу Исхак Ибрахим ал-Гада'ири (умер в начале XII в.), Абу Закарийа Иахйа ал-Гада'ири (умер после 1098 г.) и Абу 'Абдаллах Маммус ибн ал-Хасан ад-Дарбанди ал-Лакзи (приблизительно 1040-1110 гг.).

К суфизму ад-Дарбанди приобщил вышеупомянутый Абу-л-Касим ал-Варрак. Более углубленное изучение суфийской науки он продолжил в завийи Абу-л-Хасана ал-Джурджани (умер до 1098 г.) на окраине Дербента.

В середине 80-х гг. ад-Дарбанди отправился в традиционные странствия в поисках знаний (рихла). Долгое время он жил в Табаристане, там же, в Амуле, окончил мадраса ан-Низамийа.

К началу 90-х гг., побывав в Мекке, Медине, Багдаде, Исфахане, Хамадане и других городах Халифата, возвратился в Дербент и основал в нем собственное "собрание" (маджлис). В начале 1098 г. ад-Дарбанди был вынужден покинуть Дербент из-за изменения общественно-политической обстановки в городе. На чужбине он написал главный труд своей жизни - Райхан ал-хака'ик ва-бустан ад-дака'ик ("Базилик истин и сад тонкостей") - наиболее значительный из дошедших до нас памятников раннего суфизма на Кавказе, в ту пору северной периферии Халифата. Сочинение, известное в единственном списке 1342-43 г., написано на рубеже XI-XII вв. в жанре энциклопедического словаря и представляет собой свод суфийских теоретических (доктринальных), практических (обрядовых) и специальных (технических) терминов, общеисламских понятий, используемых мистиками и соответствующих их мировоззрению и религиозной практике, а также морально-этических категорий, составляющих суфийский адаб - своеобразный кодекс правил, норм и обычаев мистиков.

Ад-Дарбанди жил в период формирования суфийской идеологии и кодификации практики мусульманского мистицизма, предшествовавший появлению первых структурно оформившихся суфийских братств. Он был знаком со многими выдающимися людьми своей эпохи, в том числе и с ал-Газали, творил в той же духовной среде, что и его знаменитый современник. Среди непосредственных наставников ад-Дарбанди - верховный судья Табаристана и руководитель мадраса ан-Низамийа в Амуле Фахр ал-ислам Абу-л-Махасин ар-Руйани (убит в 1108 г.), популярный аш'аритский проповедник Абу 'Абдаллах ал-Бакри (умер в 1105 г.), известный хорасанский поэт Абу-л-Музаффар ал-Абиварди (умер в 1113 г.), преподаватель мадраса ан-Низамийа в Багдаде Шамс ал-ислам 'Имад ад-дин ал-Кийа ал-Харраси (умер в 1110 г.), имам мечети ал-Мансура в Багдаде Джа'фар ас-Саррадж (умер в 1106 г.), авторитетный мухаддис Ибн ал-Кайсарани (умер в 1113 г.), один из разработчиков ханафитского мазхаба в Мавараннахре Шамс ал-а'имма ас-Сарахси (умер в 1096-97 или 1107 г.), автор знаменитого "Китаб ал-фирдаус" Ширавайх ибн Шахридар (умер в 1115 г.) и др.

У ад-Дарбанди были свои ученики и последователи в различных областях Халифата. Среди первых - Абу Джа'фар Мухаммад ибн Аби-л-Касим ат-Табари (умер в 1131 г.), впоследствии видный деятель шиитского ислама, заслуживший почетное прозвище "Опора религии" ('Имад ад-дин). Последователем морально-этических взглядов ад-Дарбанди был известный в мусульманском мире традиционалист-шафи'ит Абу Тахир Ахмад ибн Мухаммад ас-Силафи ал-Исфахани (умер в 1180 г.), для которого Ибн ас-Саллар, влиятельный вазир египетского эмира аз-Захира, построил в Александрии в 1151 г. мадраса, впоследствии названную его именем. Дом ад-Дарбанди в Дербенте посещали многие видные ученые, среди которых вышеупомянутый ас-Силафи. ученик знаменитого захирита Ибн Хазма (умер в 1063 г.) Абу 'Абдаллах Мухаммад ал-Хумайди (умер в 1095 г.) и др.

Ад-Дарбанди был сторонником символико-аллегорического толкования Корана (та'вил). Не отвергая общеисламские традиции как таковые, он объективно несколько ограничивал сферу их применения, частично сводя их к традициям суфизма, которые сами по себе были синкретичными. Он не просто следовал традиционному толкованию суфийских терминов, но вводил в традицию новые элементы, главным образом путем включения в нее местного материала. Тем самым ад-Дарбанди обогатил суфийскую традицию, приблизил теоретические положения мусульманского мистицизма к духовным запросам современников и насущным требованиям времени. В этом, пожалуй, и заключается главная ценность Райхан ал-хака'ик с точки зрения развития традиций суфизма, а в более широком смысле - и мусульманской религиозно-философской мысли в целом.

Подчеркивая принадлежность суфийских ценностей к общеисламскому духовному наследию, ад-Дарбанди доказывал "правоверие" суфизма того направления, к которому он сам принадлежал. Тем самым он объективно сделал очередной после Абу-л-Касима ал-Кушайри (умер в 1071 г.) шаг на пути сближения рационалистического направления мистицизма, восходящего к ал-Джунайду (умер в 910 г.), и суннитского "правоверия". В этом смысле он выступил как идейный предшественник ал-Газали. Творчество ад-Дарбанди показывает, что философия ал-Газали - не случайное явление в истории ислама: она подготовлена всем ходом предшествовавшего развития мусульманской религиозно-философской мысли.

Анализ Райхан ал-хака'ик позволяет на примере одного региона проследить действие более общих закономерностей развития ислама. В частности, подтверждается вывод о том, что широкое внедрение мусульманской идеологии на Северном Кавказе происходило в форме суфизма. Выявленный на основе сведений источника механизм исламизации региона показывает, что процессы, происходившие на периферии Халифата, на ранней стадии распространения ислама, во многом были схожи. Труд ад-Дарбанди представляет особую ценность для понимания процессов формирования локальных форм ислама на Кавказе, диалектического взаимодействия общеисламских и суфийских приоритетов на окраине мусульманского мира (дар ал-ислам), а в конечном счете - самого механизма функционирования ислама как целостной идеологической системы.

Источник:

Аликберов А.К. Ад-Дарбанди. //Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М.: Восточная литература, 1998 г.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Lt feedback banner
Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram. Качественные фото для публикации нужно присылать именно через Telegram, с обязательной пометкой «Наилучшее качество». Видео также лучше отправлять через канал в Telegram. Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS.
Лента новостей

19 октября 2017, 04:56

  • Мэрия Нальчика и дирекция Козьего рынка пошли навстречу протестующим женщинам

    Мэр Нальчика Арсен Алакаев и директор Козьего рынка Залим Ажиев встретились с участниками акции протеста, требовавшими остановить строительство нового павильона и сохранения прежних условий торговли. Торговать в палатках недопустимо, рынок нужно оборудовать в соответствиями с новыми требованиями безопасности, заявил Залим Ажиев и пообещал, что женщины, торгующие изделиями ручной работы, смогут вернуться на те же места на тех же условиях. Мэр Нальчика Арсен Алакаев предложил директору рынка приостановить работы по строительству павильона.

19 октября 2017, 03:52

  • Абхазские предприниматели и журналисты заявили о кризисе в сфере туризма

    Число туристов, посетивших Абхазию в 2017 году, снизилось по сравнению с прошлым годом, сообщили в Министерстве по курортам и туризму. Громкие инциденты с российскими туристами и взрыв военного склада с боеприпасами на туристический поток существенно не повлияли, считает глава ведомства Автандил Гарцкия. Туристический сезон 2017 года был непростым, отметили владельцы абхазских отелей. Кризис в туристической отрасли - следствие системного кризиса в экономике и управлении, считают абхазские журналисты.

19 октября 2017, 02:41

  • Нерсес Погосян пожаловался на проблемы со здоровьем

    Сотрудники офиса омбудсмена изучили медицинские документы и условия содержания Нерсеса Погосяна, объявившего голодовку в Нубарашенской тюрьме, сообщили в аппарате омбудсмена. Врачи оценивают состояние арестанта на двадцатый день голодовки как удовлетворительное, заявили в Минюсте Армении.

19 октября 2017, 01:42

19 октября 2017, 01:23

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей