Мусульмане в светском государстве: взаимная адаптация или угроза конфликта 1119 тем и 2 сообщения

avatar
Irina Starodubrovskaya
23 авг., 12:48
цитата: moderator
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Instagram Просим участников дискуссии откликнуться.Что значит адаптации мусульман? С чего вы взяли, что мусульмане должны к чему то адаптироваться? Проблемы у мусульман или у тех, кто не может вести себя по человечески и судит о людях, смотря в телевизор? И может большинство путает людей, причисляющих себя к исламу и людей практикующих ислам?
ACHMADY23 авг., 11:37Мне кажется, мусульманам не нужно адаптироваться к условиям светского государства, потому что мусульмане России никогда в обозримом прошлом и не жили в условиях мусульманского государства. Напротив, светскому государству необходимо наладить диалог с мусульманской частью общества для того, чтобы учесть все проблемы и урегулировать их. В частности, решить проблемы с невозможностью строительства мечетей в некоторых регионах или населенных пунктах. Для налаживания диалога также важно понимать, что мусульманское сообщество разнообразное, и контакты только с официальными муфтиятами не означают контактов и учета мнений всех мусульман региона или страны.
На самом деле, проблемы и у тех, и у других. Потому что жизнь рядом с людьми другой культуры - это довольно сложное испытание. Мы привыкли реагировать на неизвестное и непонятное как на источник тревоги и угрозы. Это не в телевизоре, это в человеческой природе. Поэтому подобные проблемы проявляются во многих странах с очень разным «телевизором». И люди понятия не имеют, кто там причисляет и кто практикует, тем более что каждое направление в исламе считает себя единственно верным и объясняет это окружающим. Поэтому адаптироваться придётся всем - мир меняется, мы все к этому плохо приспособлены.
moderator
moderator
23 авг., 12:20
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Instagram Просим участников дискуссии откликнуться.

Что значит адаптации мусульман? С чего вы взяли, что мусульмане должны к чему то адаптироваться? Проблемы у мусульман или у тех, кто не может вести себя по человечески и судит о людях, смотря в телевизор? И может большинство путает людей, причисляющих себя к исламу и людей практикующих ислам?

ACHMADY
23 авг., 11:37

Мне кажется, мусульманам не нужно адаптироваться к условиям светского государства, потому что мусульмане России никогда в обозримом прошлом и не жили в условиях мусульманского государства. Напротив, светскому государству необходимо наладить диалог с мусульманской частью общества для того, чтобы учесть все проблемы и урегулировать их. В частности, решить проблемы с невозможностью строительства мечетей в некоторых регионах или населенных пунктах. Для налаживания диалога также важно понимать, что мусульманское сообщество разнообразное, и контакты только с официальными муфтиятами не означают контактов и учета мнений всех мусульман региона или страны.

avatar
rshakh
23 авг., 12:20
Хоть с опозданием... из-за технических проблем. С позволения модератора выскажусь хотя бы по первому вопросу.
Понимание, что ежедневная религиозная практика мусульманина может противоречить жизнедеятельности человека, в каком бы обществе он не жил, светском, или религиозном, изначально неверно.Религия это соблюдение прав Творца и прав творений. Они идут в религии вместе, как единая обязанность, никогда не противоречат друг другу, и не сталкиваются.Более того, изначально, религиозные обряды предписаны, для того, что бы человек стал более воспитанным, добрым, отзывчивым к проблемам других людей.

К примеру, к Пророку пришла жена одного из сподвижников. Жаловалась, что ее  муж ночь проводит в молитвах, а днем постоянно держит уразу. Ему было сказано Пророком: "У тебя есть права и обязанности по отношению к твоей семье, к самому себе, и к твоим гостям"Так же много примеров, когда из-за повседневных бытовых нужд, в обрядах дается облегчение. Как уход за больны и тп., освобождает от обязанности пятничного намаза, в пути человек освобождается от обязанности держать уразу, сокращать и совмещать намазы и т.д.

Спасатели, охранники, врачи ввиду своих служебных обязанностей, могут или отпустить уразу, если нужны силы, для спасения людей, и т.д.
Проблемы людей с ежедневной религиозной практикой исходит от искаженного понимая религии, его привычки, действовать так или иначе. А не от предписаний Всевышнего. К примеру,  часто делают проблемы, из-за оголения тела при спасении людей, или для того, что бы врач осмотрел для лечения. Тогда как, ислам  требует, чтоб человек оголил тело. Отпустил уразу. Если этого требует ситуация. И на это есть много примеров из жизни Пророка и сподвижников.


Для того, что бы не было столкновения, надо исходить от требований Господа, а не предрассудков, и не правильного понимания религии.

avatar
Olga Shafranova
23 авг., 12:03
Спасибо Наима, спасибо коллеги, за плодотворный и интересный обмен мнениями!
moderator
moderator
23 авг., 12:02
Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Instagram Просим участников дискуссии откликнуться.

Что значит адаптации мусульман? С чего вы взяли, что мусульмане должны к чему то адаптироваться? Проблемы у мусульман или у тех, кто не может вести себя по человечески и судит о людях, смотря в телевизор? И может большинство путает людей, причисляющих себя к исламу и людей практикующих ислам?
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
23 авг., 12:02
Дорогие коллеги, мы закрываем наше обсуждение. Наша дискуссия будет обощена в виде дайджеста и опубликована в моем блоге "Северный Кавказ сквозь столетия".  

Если у кого-то есть желание продолжить обсуждение этой темы, это возможно сдлеать в социальных сетях на странице Кавказского Узла. 

будут еще вопросы из Инстаграмма и наши спикеры смогут ответить на них на этой площадке. 

Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
23 авг., 11:59
Наша коллега из США Эмма Гилиган прислала комментарий: 

Я не чувствую никакого дискомфорта во взаимоотношениях с мусульманами. В Нью-Йорке они живут также, как и другие граждане Америки. У них есть развитая инфораструктура - мечети, халяльные кафе. Я сожалею, что у меня не так много личных связей с мусульманами, но на работе вопрос присутствия человека не вызывает никаких проблем. Было бы хорошо, если бы в обществе было бы специальное пространство, где люди разных религий могут общаться вместе. И с ними могли бы общаться и секулярные люди. 

avatar
Yakub Bekov
23 авг., 11:58
цитата: Olga Shafranova
цитата: Mark Youngman
цитата: Yakub Bekov Адаптация мусульман в центральных регионах России должна начаться с открытой позиции самих мусульман: услышать и понять причины тревог сограждан-соседей. 
А почему обязанность всегда на мусульман? Иногда тревоги основаны чисто на предрассудках и расизме. Тревоги не всегда оправданы, и начинать надо не с мусульман, а с борьбы с предрассудками.
Процесс должен быть взаимным, ибо достаточно примеров не только ксенофобии со стороны автохтонного населения, но и умышленно вызывающего поведения представителей другой стороны. Здесь важен двухсторонний тренд на сотрудничество и устранение негативного взаимодействия
В данном случае речь идёт о мусульманах как новых жителях региона. 
avatar
Анна Глянц
23 авг., 11:58
цитата: denis sokolov Мне не очень нравится формулировка вопроса, - мусульмане заранее поставлены в позицию тех, кто должен приспосабливаться и адаптироваться, В государстве (как и в любой организованной группе) уверенно могут чувствовать себя те, кто эту организацию создает, Если мусульмане (как мусульмане) смогут  принять творческое и активное участие в создании новых институтов (или в «ремонте» старых) - тогда можно говорить не об адаптации, а о полноценном участии. Если будут в стороне, - останутся в положении адаптируемых. С грантами на адаптацию от разных гуманитарных фондов)))
Дополню свою предыдущую реплику про релевантный опыт других стран с учетом важного замечания Дениса. Так, например, в Парижской агломерации представители мечетей, наравне с чиновниками, включены в отслеживание того, насколько временные помещения соответствуют нуждам мусульманского населения при праздновании Курбан-Байрам. 

Если развивать такие процедуры в российской действительности, то при этом важно было бы подключать не только представителей муфтиятов, но и руководителей общин, не зависимых от духовных управлений.

avatar
Olga Shafranova
23 авг., 11:53
цитата: Mark Youngman
цитата: Yakub Bekov Адаптация мусульман в центральных регионах России должна начаться с открытой позиции самих мусульман: услышать и понять причины тревог сограждан-соседей. 
А почему обязанность всегда на мусульман? Иногда тревоги основаны чисто на предрассудках и расизме. Тревоги не всегда оправданы, и начинать надо не с мусульман, а с борьбы с предрассудками.
Процесс должен быть взаимным, ибо достаточно примеров не только ксенофобии со стороны автохтонного населения, но и умышленно вызывающего поведения представителей другой стороны. Здесь важен двухсторонний тренд на сотрудничество и устранение негативного взаимодействия
avatar
Yakub Bekov
23 авг., 11:51
цитата: Yakub Bekov Мусульмане России живут в светском государстве. 

Конечно, видны отклонения от принципа светскости, причины этому известны. 

Но пока закон «светский», мусульмане обязаны придерживаться требований светскости там, где религия предлагает иные решения. Примеры из практик Республики Ингушетия: институт семьи и брака, многожёнство, развод и раздел имущества, определение места жительства детей - эти вопросы решаются, зачастую, по нормам адата, что приводит к нарушению прав женщин. 

Имею в виду нарушение прав женщин, предусмотренных светским законом. 
avatar
Mark Youngman
23 авг., 11:51
цитата: Yakub Bekov Адаптация мусульман в центральных регионах России должна начаться с открытой позиции самих мусульман: услышать и понять причины тревог сограждан-соседей. 
А почему обязанность всегда на мусульман? Иногда тревоги основаны чисто на предрассудках и расизме. Тревоги не всегда оправданы, и начинать надо не с мусульман, а с борьбы с предрассудками.
avatar
wainaschka
23 авг., 11:50
Последние годы проживаю в Москве. Знаю много практикующих девушек, покрытых и непокрытых. Вроде ни у одной из них не возникало проблем с совершением намаза вовремя. 

Например, в Уставе одного из московских ВУЗов прописано, что запрещено исполнение религиозных обрядов на территории университета, но все, в том числе и руководство университета, в курсе того, где молятся мусульмане; они просто закрывают на это глаза. 

Мне лично разрешили помолиться в комнате для сторожа в одном из московских музеев, но женщина на вокзале попросила не молиться у её магазина. Наверное, тут главное найти человека, у которого нет предубеждений. 

avatar
Irina Starodubrovskaya
23 авг., 11:49
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.Года два назад в нескольких регионах России проходили "Парады Дружбы народов". Это, вроде как, устраивалось на президентский грант. От таких мероприятий есть польза? Это как-то стирает границы между светским и мусульманским населением?
На самом деле, с такими «парадами» я была бы осторожна. Эта мультикультуралистская идея - «приписать» всех к каким-то искусственно сформированным национальным группам и тем самым усилить, а не смягчить проблему межгрупповых границ. Мне представляются более перспективными проекты, объединяющие людей вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности, просто как граждан, заинтересованных в решении определенных общественных проблем.
avatar
Yakub Bekov
23 авг., 11:47
Мусульмане России живут в светском государстве. 

Конечно, видны отклонения от принципа светскости, причины этому известны. 

Но пока закон «светский», мусульмане обязаны придерживаться требований светскости там, где религия предлагает иные решения. Примеры из практик Республики Ингушетия: институт семьи и брака, многожёнство, развод и раздел имущества, определение места жительства детей - эти вопросы решаются, зачастую, по нормам адата, что приводит к нарушению прав женщин. 

avatar
Olga Shafranova
23 авг., 11:47
цитата: moderator Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.Года два назад в нескольких регионах России проходили "Парады Дружбы народов". Это, вроде как, устраивалось на президентский грант. От таких мероприятий есть польза? Это как-то стирает границы между светским и мусульманским населением?
Наибольшую пользу приносят не крупные мероприятия, а небольшие проекты, где можно реально оценить систему взаимоотношений участников, принадлежащих к разным конфессиональным группам. Например, на Ставрополье ежегодно проводится летний лагерь православной и мусульманской молодежи Северного Кавказа под названием "Кавказ – наш общий дом". Его организаторами выступают Ставропольская и Невинномысская епархия Московского патриархата Русской православной церкви и Духовное управление мусульман Ставропольского края. Участники лагеря сохраняют активные контакты между собой и в социальных сетях, и в различных проектах. Их социальное взаимодействие уже не зависит от исходного повода, но развивается самостоятельно, что обладает особой ценностью и демонстрирует конкретный результат эффективной конфессиональной коммуникации
avatar
Анна Глянц
23 авг., 11:45
Я хотела бы остановиться на частном вопросе регулирования религиозных обрядов, про который я уже писала в связи с предыдущим вопросом обсуждения.  Обеспечение и организации мест для ритуального забоя животных к празднику Курбан-Байрам – это действительно  важная задача как для соблюдения прав верующих, так и необходимое условие для более гармоничного развития отношений религиозного населения и секулярного общества.

В этой связи интересно обратиться к опыту стран Западной Европы. Например, бельгийский опыт показывает, что без участия государственных структур в организации мусульманских праздников, запреты публичного забоя животных фактически не действуют. Общественная дискуссия вокруг жертвоприношения животных на празднике Курбан-Байрам разгорелась еще в конце 1970-х годов, в те же годы были изданы и первые регламентирующие акты на уровне коммун Брюсселя. Но в условиях необходимой инфраструктуры соблюдение этих норм было фрагментарным.

Лишь начиная с 2000-х годов в Брюсселе практикуется забой животных не только на постоянно функционирующих скотобойнях, но и на временных, специально организуемых на время Курбан-Байрама. Сертификацией этих мест занимается Министерство здравоохранения и социального развития. Кроме того к этому подключаются институты местного самоуправления, которые участвуют как в сертификации продукции, так и в обеспечении ветеринарного контроля и уборке мусора. Коммуны получают соответствующие разрешения и поддержку, направляя актуальные данные о потребностях проживающего мусульманского населения. Эта процедура регламентирована и налажена. Все это значительно снизило количество жертвоприношений в неразрешенных местах.
avatar
denis sokolov
23 авг., 11:45
Мне не очень нравится формулировка вопроса, - мусульмане заранее поставлены в позицию тех, кто должен приспосабливаться и адаптироваться, В государстве (как и в любой организованной группе) уверенно могут чувствовать себя те, кто эту организацию создает, Если мусульмане (как мусульмане) смогут  принять творческое и активное участие в создании новых институтов (или в «ремонте» старых) - тогда можно говорить не об адаптации, а о полноценном участии. Если будут в стороне, - останутся в положении адаптируемых. С грантами на адаптацию от разных гуманитарных фондов)))
moderator
moderator
23 авг., 11:43
Поступил вопрос из группы "Кавказского Узла" в Facebook. Просим участников дискуссии откликнуться.

Года два назад в нескольких регионах России проходили "Парады Дружбы народов". Это, вроде как, устраивалось на президентский грант. От таких мероприятий есть польза? Это как-то стирает границы между светским и мусульманским населением?
avatar
Mark Youngman
23 авг., 11:42
Могу привести пример Англии и Америки. По-моему (и могу ошибаться) большие проблемы с тем, чтобы исповедовать и практиковать свою религию нету. Т.е. можно получить разрешение строить мечети, производить халальную еду и т.д. без особенных проблем. Главные проблемы у нас связанные с проблемами секуритизации – т.е. считают мусульманские сообщества источник угроз и терроризма. Чтобы решить эту проблему, надо работать не столько с мусульманскими сообществами, сколько с дискриминацией и т.п. с стороны большинства.