Реформа похоронного обряда в Адыгее: за или против? 1119 тем и 2 сообщения

Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
28 нояб., 20:32
Уважаемые спикеры и наши читатели! Мы закрываем наше обсуждение. Благодарю всех за участие. Особенно наших уважаемых имамов и представителей ДУМ РА и КК, за что, что пришли на площадку и высказали свою позицию. 

Спасибо всем за участие!  Регламентация похоронного обряда необходима, но в какой форме и как долго она будет протекать - покажет время. 

avatar
Махир
28 нояб., 20:32
Наима спасибо за приглашение. Всем участникам дискуссии так же выражаю благодарность.
avatar
Зарема Цеева
28 нояб., 20:31
Благодарю за возможность поучаствовать в дискуссии
Asker Sokht
Asker Sokht
28 нояб., 20:31
Спасибо всем за интересную дискуссию. 
avatar
Зарема Цеева
28 нояб., 20:31
Перемены назрели, но на ДУМ лежит большая ответственность. Все нужно делать постепенно и вести просветительскую работу, в том числе среди эфенди
avatar
Zaur Khuako
28 нояб., 20:31
Присоединяюсь к благодарности.

Очень важно вести диалог и приходить к чему-то общему.

iren714
iren714
28 нояб., 20:30
Спасибо всем за интересную дискуссию! Всего доброго! Наиме - особая благодарность!
avatar
ruslanM
28 нояб., 20:30
Спасибо большое всем участникам и организаторам!!! 
avatar
Анзор Дзеукожев
28 нояб., 20:29
Наима спасибо за приглашение! Спасибо всем участникам данной дискуссии!
avatar
Zaur Khuako
28 нояб., 20:25
Обсуждая эти проблемы, необходимо обратить внимание на морально- этическую сторону. Что имело большую ценность для Адыгов.

Целью упорядочения похоронных обрядов, заключается в желании облегчить и без того сложную жизнь людей. Выбрать такой подход, который был бы посильным для всех слоев общества.

avatar
Анзор Дзеукожев
28 нояб., 20:24
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Наима, любая реформа в начале вызывает недоумение, непонимание многих людей. Мы понимаем, что надо время для пояснения и донесения данного вопроса. Многие не принимают её, многие её не понимают. Но многие, я подчёркиваю, многие нас поддерживают! Ещё раз, мы консультировались с АРИГИ, представителями общественности, власти. Нас поддерживает глава республики. Мы не говорим о том, что выпустили универсальное пособие, удовлетворяющее всех. Мне тоже что-то не нравится в ней. Но надо прийти всем к определённому консенсусу. И мы, дай Бог, к нему придём!
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
28 нояб., 20:22
Аслан Шаззо об ограничении траура 3 днями: 

"Сокращать «длительность траура», на мой взгляд, можно только для того, чтобы организовать поминальный стол в какой-либо из ближайших выходных дней. Так в поминках сможет принять участие больше людей. И так делали адыги в позднее советское время.

Когда сразу после похорон эфенди, оказывает давление на родственников умершего, чтобы те объявили о том, что 7 дней будут проводиться через 3 дня, и это не совпадет с выходным днем, люди уходят с похорон сильно расстроенными: еще одного родственника многие из них не смогут проводить в мир иной достойно.

На мой взгляд, этим своим поступком эфенди превышает свои полномочия. Его зовут на обряд для того, чтобы он оказал последнюю услугу умершему. Эфенди же диктует условия семье, которая в ее положении не смеет ему перечить. При этом эфенди, которому выпадает привилегия оказание последней услуги умершему, мог бы приобрести, кроме вознаграждения, огромное «псапэ». Однако из-за установки ДУМ РА и КК, предписывающей нарушить традицией срок, он, в соответствии с миропониманием адыгов, зарабатывает «псэкIод» («псэ» – «душа», «кIод» – исчезновение) т.е. убивает часть своей души".

Asker Sokht
Asker Sokht
28 нояб., 20:21
Нет оснований  для общественного раскола в адыгской среде, ибо ряд инициатив ДУМ Республики Адыгея давно назрели, правильные, разумные и даже запоздалые. Но некоторые инициативы не вытекает из среды народа. Диалог уместен там, где есть поиск разумного а не стремление ограничить права мусульман. Как уже ранее отмечено черкесы безболезненно практикуют две модели. Тут нет принуждения. Понуждать кого либо как к традиционной черкесской модели так и арабской культурной традиции нет оснований.

Мы, мусульмане, черкесы, наша традиция основана на Священном Коране и Сунне нашего Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) и нормах Адыгэ Хабзэ, так же вытекающих из Сунны. Эти традиции мы будем нести в надежде, что и наши дети будут следовать нормам Священного Корана, Сунне нашего Пророка Мухаммада (благословит его Аллах и приветствует) и нормах Адыгэ Хабзэ. Все разумное будет принято народом. 
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
28 нояб., 20:19
Аслан Шаззо: 

"В целом слова «отмена», «ограничение», «установление», «фиксация», «регламентация» и т.д. не входит в обычный лексикон общественности. И осуществить действия по их реализации она не может. А, как известно, ДУМ РА и КК – общественная организация и «реформы», несмотря на сопротивление людей, начала она. То есть, видимо, за ней существует теневой заказчик «реформ», который готов продолжить инициативу.

И цель его, видимо, не только, скажем, в том, чтобы обложить налогами похороны. Как кажется, данная «реформа» способна расколоть адыгское общество на «традиционалистов» и «исламистов», что значительно опаснее. И опаснее, конечно, не для тех, кто добивается раскола, а для самого общества".

avatar
Зарема Цеева
28 нояб., 20:18
цитата: Заргуащ Абрегова
цитата: Наима Нефляшева Я бы хотела пеервести нашу дискуссию в более прагматическое русло. Притча во языцех - это пакеты, содержание которых с каждым годом становится все дороже. ДУМ рекомендует их раздавать только малоимущим. Как вы относитесь к этому ? Почему раздачу пакетов, в том виде, в каком она сейчас существует, надо прекратить? А как мы определим - кто малоимущий, а  кто нет? Вернее, определить это нетрудно, но не обилим ли мы человека таким наименованием? Вопрос ок всем.
Пакеты в Адыгее не такие дорогие. Набор продуктов стандартный. Раздача родственникам нивелирует вопрос о материальном положении того, кто получает такой пакет. Пусть считает себя родственником, а не малоимущим.
Согласна с Вами, что в Адыгее пакеты не так дороги, но это не означает, что всем нравится их содержимое. Некоторые люди с благодарностью их принимают, а другие - обсуждают их содержимое или даже выбрасывают (ужасно, конечно, но и такое бывает). Конечно, это вопрос внутренней культуры каждого человека. Но зачем создавать эти прецеденты, если можно сделать псапэ иначе, отдавая тем, кому это действительно нужно в другой форме, а не в пакетах с едой?
avatar
ruslanM
28 нояб., 20:17
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Как такого контроля или же санкций как многие думают, не будет, так как, эти предписания выпускались как РЕКОМЕНДАЦИИ в соответствии с Кораном и Сунной. Соответственно и воздействия будут носить лишь рекомендательный и разъяснительный характер. Это обращение к внутренней воли человека, его внутренней готовности следовать религиозным предписаниям.

Цель ДУМ не раскол. Наоборот, мы не видим угроз к этническому разрыву. Мы чтим как все адыги наши традиции, культуру, язык самобытность. Ислам и Сам Творец сохраняет лучшие проявления в культуре народа, более того призывает обогащаться положительными чертами культур других народов. Наша цель это консолидация адыгского общества, а в этой противоречивой реакции мы усматриваем много позитивного, прежде всего, что люди не равнодушны, активно реагируют на наши инициативы. Мы понимаем, что подобные вопросы не могут решаться быстро и легко. Мы понимаем, что ни в каком обществе гладко вопросы, связанные с преобразованиями, но мы верим в вековую мудрость народа, что в итоге это позволит нам прийти к верному решению и объединению народа на прочных духовных основаниях.  

avatar
Заргуащ Абрегова
28 нояб., 20:17
Я считаю, что каждый продолжит делать поминки так, как считает нужным. Как делали до этого старшие и как считается правильным.

Конечно, раскол может быть. Уже некоторые имамы делают несуразные вещи. Недавно хоронили мужчину, городского жителя, который завещал провести похороны из своего дома в ауле. В таком случае процессия останавливается на некоторое время в аульском доме, куда собираются желающие выразить соболезнования родственники и знакомые, которые не имеют возможности приехать для этого в город. Имам же дал указание отправляться прямиком на аульское кладбище (и даже хотел запретить жене усопшего вообще ехать в аул, оставляя ее в городской квартире), собравшиеся в аульском доме люди не смогли проститься с усопшим.

iren714
iren714
28 нояб., 20:16
цитата: Наима Нефляшева Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу? 

 

Скорее всего реформа ничего не решит, все равно в семье будут хоронить так, как считают нужным и правильным. И потом в этой реформе чувствуется недостаточное знание наших адыгских обычаев, полный отрыв от местных традиций. Так жили наши предки, наши родители. И то, что нам пытаются навязать, нам чуждо. Просто не надо впадать в крайности.

avatar
nuri
28 нояб., 20:16
цитата: Заргуащ Абрегова
цитата: Анзор Дзеукожев
цитата: Asker Sokht
цитата: Анзор Дзеукожев Какой век?! 50-60 лет тому назад не было никаких 40,52, года! Спросите старших! 
Давление, насилие, репрессии атеистического  государства заставляли людей срывать. Но как только появлялся глоток свободы все возродилось. Советская власть даже одной мечети нам не оставила. Жернова работали неустанно. 
А вот другая версия говорит о том, что в 60-е, когда люди стали жить лучше, " хорошие" люди выдвинули идею поминок в 7, 40,52 и т.д. Мол , вот русские делают, почитают своих умерших, хорошо бы и нам... Так говорят старшие нашего аула..
40 дней – это не придуманная дата, ей есть традиционное объяснение. Еще моя бабушка говорила, что на сорок дней надо обязательно собираться в доме умершего и читать Коран. Это день самый тяжелый для покойного. Это его состояние чувствуют даже животные, находящиеся на подворье ("игырз макъэ зэхахы"). 
 Тхьа устанавливает все. Моего брата похоронили в Саратове, на мусульманском кладбище, так как  тело нам отказались отдать. С 39 на 40-й день от его смерти, он ночью приснился голый и бегающий по нашему аулу -в поисках кладбища.  Я в это время находилась в Питере.  Всевышний управляет всем.  
Наима Нефляшева
Наима Нефляшева
28 нояб., 20:15
Дорогие спикеры! Наша дискуссия показывает, какой острый отклик рекомендации ДУМ вызывают у людей. Хотя большинство, я уверена, понимает, что необходима регламентация обряда и введение его в рамки именно похороннго обряда, а не простого поедания еды. но есть вещи, которые людям трудно принять. 

В итоге - каковы, на ваш взгляд, Возможные последствия рекомендаций ДУМ РА и КК: общественный раскол или путь к конструктивному диалогу?