RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Несравненная сила полета.." Образ орла на Северном Кавказе.

23:55, 23 июня 2014

Культ орла распространен по всему миру. Орлы были священными птицами в Бактрии, Ассирии, Вавилоне, Персии, Египте, Греции, Риме, Скандинавии, немецких землях и во многих других местах. Почти во всех мифологических системах орел так или иначе ассоциируется с солнцем, или прямо отождествляется с ним, или представляется хозяином солнца и даже творцом, верховным божеством либо священной птицей верховного божества. Орел — благодетель и покровитель как отдельных людей, так и целых народов, птица счастья, плодородия и т. п.. Во многих мифологиях орел — мощный самостоятельный персонаж. 

Известный этнограф Л.Я. Штернберг писал в 1936 г. о том, что почитание и обожествление орла естественно в силу природы этого хищника: «Огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах примитивного человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа. С другой стороны, несравненная сила полета, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, примитивному человеку говорят о связи его с солнцем, а, быть может, самое поразительное для примитивного человека — это обычная неагрессивность орла по отношению к человеку, и это-то превращало в его глазах эту птицу в благодетельное существо и покровителя человека.

Наконец, в культе орла, как в культе некоторых других перелетных птиц, играло роль совпадение прилета его с наступлением весны и отлета с наступлением осени, что подало повод считать его существом, вызывающим явления времен года. Эти-то все очевидные свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с солнцем и верховным божеством».

Образ орла присутствует и в мифологиях многих народов Северного Кавказа. В этом плане интересен и северокавказский ономастикон — имена и фамилии, в основе которых название орла.  

Например, у чеченцев и сейчас детей называют именами, связанными с названиями птиц - Леча (сокол), Кхокха (голубь), ТIаус (павлин) и Аьрзу(орел).  

В черкесских сказках героя поднимает в верхний мир именно орел. Герой и возвращается на землю с помощью того же орла, вцепившись в его спину, когда он спит. В адыгских мифопоэтических воззрениях орел – бгъэжь, традиционно связан с верхом, кроной Мирового древа. В сказках герой убивает змея, пытающегося съесть птенцов орла и, в благодарность за это орел выносит героя из нижнего мира на землю.  

В черкесских сказках часто орел противостоит змее. Орел, связанный с небом,  символизирует верхний мир, он - противник разрушительного начала, которое воплощает змей. Но и орел тоже может выступать орудием деструктивных сил, злого, разрушительного начала. В этом плане интересен черкесский мифологический персонаж - божество зла Пако. Пако разгневался на людей от того, что “маленькие люди” перестали оказывать ему почести, и поэтому насылает на нартов молнии, вздымает и рушит горы, вздыбливает моря, разрушает очаги и отнимает у них огонь.  

Орудием черкесского божества зла Пако (Пэкъуэ) выступают железноклювые, с железными крыльями орлы, чьи “громадные крылья не умещаются в долине”, а ветер, поднятый их крыльями, клубит и разгоняет черные тучи (туман). Сам Пако прилетает на землю на гигантском орле – Бгъэжь ябгэ; грабит нартов и уносит их на съедение своим орлам.

Гигантский Орел – Бгъэжь заслоняет распростертыми крыльями небо, отчего “день превращается в ночь, тепло в холод”. Нарт Батараз стрелой пробивает черное крыло орла и солнечный луч, пробившись сквозь отверстие, снова освещает мир, оказавшийся в холоде и мраке. После победы над Пако и орлом семь дней идет дождь, иссушенная и растрескавшаяся земля нартов оживает, т.е. космический порядок вновь восстановлен. 

В осетинской версии нартского эпоса знаменитого нарта Урызмага, нарушившего порядок ритуальной трапезы, уносит орел, напоминающий вещую птицу древнеиранской мифологии – Симурга.

Напомню, что на Кавказе сидение за торжественным столом – священное действо. Пир — важнейший институт социальной жизни, имеющий свою структуру, порядок и символическое наполнение. «Осетинское обрядовое пиршество с жертвоприношением, обозначенное словом «куывд», является религиозно-культурным термином, выражающим такое важное понятие духовной жизни, как молитвотворение. Поэтому нарушение ритуальной структуры трапезы равносильно прекращению молитвы, снятию святой защиты с трапезников (общества). Старший за столом выступает замком в защищенном кольце сотрапезников. Его уход разрушает ритуальную защиту кольца трапезников, впуская в него Хаос. Сидение здесь выступает как признак бытия в противоположность вставанию с места, созвучному разрушению, развоплощению, воцарению анархии», - пишет осетинский ученый В.А. Цагараев.

Вещая птица, напоминающая орла, неслучайно появляется в нартовском сюжете. Выйдя из застолья, Урызмаг теряет ритуальную защиту, попадая в предначертанный цикл судьбы, избежать который уже невозможно. Орел опускает Урызмага на Черный камень в Черном море. Спустившись под воду, герой находит под камнем дом, куда его приглашают войти. Черный камень на Черном море – символ темной, потусторонней зоны мира. Орел приносит сюда героя вечером, а уносит утром.  

Тема орла занимает особое место в фольклоре, особенно в сказках и в нартском, эпосе балкарцев и карачаевцев. Орлы часто помогают героям выбраться из трудных ситуаций, например, выносят героев из подземного мира, дают мудрые советы и т.д. Верховный бог Тейри также имеет черты, показывающие, что в отдаленные времена его образ был связан с почитанием этой птицы, точнее, происходил из культа орла.  

В карачаево-балкарской версии нартского эпоса вообще много птиц - ворон, филинов, коршунов, грифов, голубей, сов, галок, ласточек, чаек, но первостепенное место, бесспорно, занимает орёл.

Устремленность вверх отразилась в карачаево-балкарском архетипическом образе "къуш къап". Под этим широко распространенным в эпосе образом следует понимать снятое с орла в целостном виде оперение, которое человек надевает на себя и взлетает, взмахивая крыльями.  

О культе орла у аварцев писал этнограф Г.Ф. Чурсин (1874-1930) в своей работе «Авары», этнографическом очерке культуры и быта аварцев, написанным им по результатам экспедиции в Гунибский округ в 1927 г. Работа издана в Махачкале в 2004 году под научной редакцией Руслана Сефербекова.  

«Орел, по понятиям аваров, священная птица. По словам стариков, в прежнее время за убийство орла налагался на виновного штраф, резали в пользу общества быка, принадлежащего виновному (Орода). И теперь еще во многих районах убийство орла считается грехом (Чох,Гочоб) и порицается стариками, как непозволительное деяние (Тиди). В объяснение почему не убивают орла, обыкновенно говорят: «потому что он могучая, отважная птица» (Чох), потому что он «молодец» (Тиди) и т.п. В ауле Мачада (Гидатль) заявили, что орла убивают, потому что он для них хуже волка, таскает ягнят. Но даже в ауле Мачада не убивают стервятника, из опасения, что убившего обязательно постигнет «несчастье». В других аулах стервятника не убивают, ссылаясь на то, что он поедает падаль и таким образом исполняет роль санитара (Тиди).

В ауле Тиди мною записана легенда, в которой рассказывается, как орлы дали знать жителям Тиди о нападении врагов. Однажды, в ясную лунную ночь над аулом появились два орла и стали в воздухе драться. Народ с удивлением смотрел на это зрелище. Посмотрел на дерущихся орлов один мудрый старик и говорит: «Что-то неладное случилось в нашей земле!» Чтобы поднять тревогу и созвать народ, старик выстрелил в воздух. На тревогу сбежались в Тиди жители всех шести аулов Гидатля. По указанию старика, вооруженный народ бросился к месту, где на ночь собирался гидатлинский скот, на полянку при впадении в р. Гохму ручья. Прибежали, видят, карахцы, с которыми гидатлинцы были во вражде, напали на скот гидатлинцев и угоняют его. Набросились на них гидатлинцы, многих перебили и отбили свой скот.

Эту же легенду мне рассказывали потом и в Ороде.

Почитая орла, как могучую, смелую и сильную птицу, народ наделяет сверхъестественною силою и некоторые части тела орла - кости, клюв, перья. Отсюда употребление этих частей в качестве талисманов, обеспечивающих счастье и удачу. В Тиди говорят: иметь при себе орлиный коготь приносит счастье; иметь при себе в походах, набегах и проч. орлиное перо - обеспечивает счастье и успех предприятия.. Даже в песне дается совет иметь при себе орлиные перья: «Орел убит на Арпачае; молодежь, вырывайте перья и храните при себе!» В Гобоче орлиную лапу вешают на улья, в качестве талисмана, ограждающего пчел и обеспечивающего успех в пчеловодстве.

По словам жителей аула Тиди, даже собака, у которой имеется на ногах сзади небольшой выступ, напоминающий шпоры орла, особо уважается, в виду некоторого сходства с орлом.

Рассказ о том, что некогда орлы оказали большую услугу гидатлинцам, дав знать, о нападении врагов, представляет, повидимому, отголосок связанных с орлом тотемических воззрений. Вероятно, орел считался тотемом одной из этнических групп, входящих в состав аварского народа (гидатлинцев), и, как таковой, признавался покровителем этой группы. Отсюда рассказ об оказанной орлами услуге, отсюда-же и запрещение убивать орла и другие связанные с почитанием орла воззрения. Интересно было-бы выяснить, не играет ли орел роли тотема у дидоев, называющих себя, как известно, «орлами»-цеза». 

Андийцы орла («цIума») не убивали – грех. Зоркого («цIумолъилеху гьиркIол») и храброго («цIумилеху») юношу сравнивали с орлом. Орлиные перья и пух клали в колыбель ребенку, чтобы он крепко спал.

Подобные сюжеты можно до бесконечности находить в культурах народов Кавказа. Возможно, величественному орлу, с завидной быстротой и легкостью взмывающему ввысь, чувствующему себя на равных со стихией неба и ветра, символизирующему духовный подъем, горцы Кавказа уподобляли себя в самых дерзких мечтах?

Примечание. В центре поста - рисунок Тимура Абдулганиева. Автор представил свой эскиз на конкурс «Лучшая символика Федеральной лезгинской национально- культурной автономии». В авторской аннотации говорится - «Орел, расположенный посередине реки Самур, выражает идею нерушимого единства лезгинского народа. Кинжал один из атрибутов воина, символ доблести и мужества. Орел, держащий в правой лапе кинжал, воспринимается как хранитель.В левой лапе орла, можно увидеть свиток. Свиток в данном случае не только символ мудрости и знаний, но и летопись древней истории нашего народа».