02 июня 2005, 13:01

Ситуация с правами человека в Грузии. Январь - декабрь 2004 года

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Краткая справка
Пытки и жестокое обращение
Превышение силы полицейскими и тюремным персоналом
Религиозные меньшинства
Риск экстрадиции
Предположительно сфабрикованные обвинения
Преследования диссидентов в Аджарии
Визит

В ряде случаев грузинская полиция допускала превышение силы. Сотни правонарушителей, нападавших на представителей религиозных меньшинств, оставались безнаказанными. Чеченцам, выдачи которых требует Российская Федерация, по-прежнему угрожала экстрадиция в РФ.

Краткая справка

На президентских выборах в январе победил Михаил Саакашвили. Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в целом дали положительную оценку этим выборам.

В феврале были приняты поправки к Конституции, расширяющие полномочия президента; содержание этих поправок и поспешность их принятия вызвали волну критики.

В марте лояльное правительству "Национальное движение" победило в результате повторных парламентских выборов, проведенных в некоторых округах. Первый тур этих выборов, состоявшийся в ноябре 2003 года в период пребывания у власти предыдущего правительства, вызвал массу критических замечаний. Только один оппозиционный блок "Новые правые/Промышленники" набрал достаточное количество голосов, чтобы получить места в парламенте. Таким образом, депутаты от партии власти составили абсолютное большинство. ОБСЕ охарактеризовала эти выборы как "самые демократические с момента провозглашения независимости", однако отметила и ряд имевших место недостатков.

Аресты и расследования в рамках развернутой правительством антикоррупционной кампании во многих случаях проводились с процедурными нарушениями.

Поступили сведения, что журналисты, критикующие действия властей, подвергались опасности оказаться под давлением, включая избиение и увольнение с работы.

После так называемой "революции роз" в ноябре 2003 года, усилилась напряженность между центральным правительством и автономной республикой Аджария. В мае лидер Аджарии Аслан Абашидзе ушел со своего поста после массовых акций протеста со стороны оппозиции, требовавшей его отставки. Центральное правительство Грузии установило в этом регионе прямое правление в течение переходного периода. 20 июня в Аджарии состоялись выборы, на которых убедительную победу одержали сторонники президента Грузии Саакашвили.

Вскоре после падения правительства Аслана Абашидзе усилились трения между центральным правительством и отделившимся в одностороннем порядке регионом Южная Осетия, не получившим признания со стороны международного сообщества. Конфликт разгорался с июня месяца на протяжении нескольких недель, с частыми перестрелками, повлекшими человеческие жертвы с обеих сторон, в том числе и среди мирных жителей. По состоянию на конец 2004 года перспектив урегулирования спорного статуса этого региона так и не появилось.

В октябре споры по поводу результатов президентских выборов в самопровозглашенной республике Абхазия, не признанной международным сообществом, побудили сотни сторонников двух основных кандидатов выйти на улицы в их поддержку. Рауль Хаджимба, ставленник слагающего свои полномочия президента Абхазии, опротестовал решение Центральной избирательной комиссии и Верховного суда, объявивших, что на выборах с небольшим перевесом голосов победил кандидат от оппозиции Сергей Багапш. В ноябре сторонники обоих кандидатов заняли здания правительства и государственного телевизионного канала. В декабре стороны договорились о том, что Сергей Багапш и Рауль Хаджимба выставят свои кандидатуры соответственно на пост президента и вице-президента на новых выборах, намеченных на январь 2005 года.

В июне Совет Европы включил Грузию, Армению и Азербайджан в "список новых соседей".

Новое правительство получило значительную международную помощь. На совместной конференции Европейской комиссии и Всемирного Банка, состоявшейся в июне, отдельные страны и международные организации пообещали выделить Грузии примерно 1 миллиард долларов США в период 2004-2006 гг.

В июле Европейский Союз начал реализацию годичной программы по содействию новой власти в реформировании грузинской системы уголовного судопроизводства.

Пытки и жестокое обращение

Продолжали поступать сообщения о пытках и жестоком обращении во время предварительного заключения. По крайней мере двое подозреваемых умерли, предположительно, из-за применения к ним пыток или превышения силы со стороны полицейских.

По сообщениям, 1 сентября в городе Зугдиди на западе Грузии были задержаны семеро мужчин, обвиняемых в принадлежности к военизированному формированию, а также во владении огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами. Как стало известно, одного из них, Гено Кулава, пытали и подвергли жестокому обращению в полицейском участке Хобского района. Сообщается, что его подвесили на шесте между двух столов, избивали ногами, руками и дубинками, а затем бросили на пол. Ему прижигали предплечье горящей свечой. После того как адвокат пострадавшего пожаловался в суде на то, что его подзащитного пытали, Гено Кулава дважды осмотрели судебные эксперты. Они обнаружили следы сильных побоев и кровоизлияния в различных частях его тела. Один из соответчиков Гено Кулава, Леван Дзадзуа, якобы был избит сотрудниками полиции в другом полицейском участке города Зугдиди. 15 ноября Кулава освободили из тюрьмы по постановлению суда. Основанием для такого решения, по сообщениям, послужили процедурные нарушения. Однако сразу после этого его снова арестовали и обвинили в похищении жителя Зугдиди. В конце 2004 года Гено Кулава и Леван Дзадзуа все еще оставались под стражей. По сообщениям, власти не провели тщательного и беспристрастного расследования по фактам сообщений о пытках и жестоком обращении и ни один предполагаемый виновник не был привлечен к судебной ответственности.

Превышение силы полицейскими и тюремным персоналом

В ряде случаев полиция допускала превышение силы. Заявления правительства, фактически поощряющие применение силы полицией и персоналом тюрем или одобряющие проведение полицейских операций с превышением силы, лишь усилили тревогу в связи с этим вопросом.

В январе полиция применила чрезмерную силу при подавлении несанкционированной демонстрации, участники которой перекрыли движение по автомобильной магистрали на западе страны. Порядка 200 демонстрантов проводили мирную акцию протеста против задержания жителя Имеретии по имени Заза Амброладзе по обвинению в незаконном владении огнестрельным оружием. В сводках новостей, которые транслировались по телевидению, показали десятки людей, которых полицейские избивали ногами, руками и дубинками. На следующий день по телевизионному каналу "Имеди" транслировалось заявление президента Саакашвили, в котором он выразил свое восхищение действиями полиции при разгоне демонстрантов. По его словам, всякий, кто "защищает главарей преступного мира, крепко получит по зубам".

Религиозные меньшинства

Сотни людей, причастных к нападениям на представителей религиозных меньшинств, оставались безнаказанными.

В марте полиция задержала лишенного сана священника грузинской православной церкви Базиля Мкалавишвили и восьмерых его сторонников по подозрению в причастности к серии дерзких нападений на представителей религиозных меньшинств. Amnesty International приветствовала факт их ареста, но выразила обеспокоенность в связи с превышением силы при проведении полицейской операции по их задержанию. Однако этот арест едва ли следует рассматривать как свидетельство предпочтения свободы вероисповедования. Сразу после проведения этой полицейской операции президент Саакашвили официально заявил, что "защищать Грузию от экстремизма и враждебных влияний извне призвано само грузинское государство, а не какие-то местные экстремисты, которые избивают людей и устраивают погромы". В августе задержанные предстали перед тбилисским судом. Появились сообщения о том, что не менее четырех человек, особенно сильно пострадавших в результате этих нападений, - Лейла Картвелишвили, Бениамин Бакурадзе, Отар Калатозишвили и его сын Заза Калатозишвили - были исключены из списка свидетелей, вызванных для выступления в суде.

Риск экстрадиции

Обвиняемые в "террористической деятельности" чеченцы по-прежнему подвергались опасности экстрадиции в Российскую Федерацию, где они могли столкнуться с серьезными нарушениями прав человека. Российские власти неоднократно заявляли, что чеченцы, которых они разыскивают за "терроризм", скрываются на территории Панкисского ущелья, однако Грузия отрицает эти обвинения. В феврале президент Саакашвили сказал в интервью российской радиостанции "Эхо Москвы", что Грузия уже выдала России подозреваемых в совершении "террористических" актов в Москве. Он также предложил российским властям оказать грузинской стороне содействие в поиске остальных подозреваемых, с тем чтобы "совместными усилиями выдворить их из Грузии". В октябре министр внутренних дел Грузии объявил о том, что Грузия готова предоставить российским властям списки лиц, проживающих в Панкисском ущелье. Поскольку Грузия является членом Совета Европы и страной, подписавшей Конвенцию ООН о статусе беженцев и Протокол к ней, она обязана воздерживаться от депортации или экстрадиции, если выдача разыскиваемого может привести к серьезному нарушению его прав.

Ряд местных правозащитников утверждает, что 19 февраля грузинские власти оказали содействие сотрудникам ФСБ в задержании двух чеченцев - Хусейна Алханова и Бехана Мулкоева - на территории Северной Осетии, входящей в состав Российской Федерации. Однако грузинские высокопоставленные официальные лица категорически это отрицают. Обоих чеченцев задержали грузинские пограничники при переходе на территорию Грузии в августе 2002 года. Их содержали под стражей вплоть до 6 февраля 2004 года, когда по решению Тбилисского областного суда они были освобождены. 16 февраля местные правозащитные организации сообщили об "исчезновении" Алханова и Мулкоева - всего за неделю до встречи с представителями Европейского суда, которая должна была состояться в Тбилиси.

Предположительно сфабрикованные обвинения

В феврале тбилисская полиция задержала двух сторонников тогдашнего лидера Аджарии Аслана Абашидзе - Мераба Микеладзе и Лашу Чахвадзе. Полицейские обвинили их в незаконном владении оружием, однако Amnesty International считает это обвинение сфабрикованным. Мераб Микеладзе и Лаша Чахвадзе были освобождены из-под стражи 27 февраля. По мнению многих, их освобождение стало возможным благодаря некоей "сделке" между центральным правительством Грузии и властями Аджарии, которые после этого освободили двух членов молодежного движения "Кмара!", ранее задержанных в Аджарии. После своего освобождения Микеладзе и Чахвадзе уехали в Аджарию и отказались вернуться в Тбилиси для продолжения расследования. Вскоре после смены правительства в Аджарии Чахвадзе был задержан в Батуми. Против него выдвинули дополнительные обвинения в оказании сопротивления сотрудникам полиции при задержании в феврале. По состоянию на конец 2004 года дело Чахвадзе еще не было рассмотрено в суде, а Мераб Микеладзе, как полагают, скрывался от властей.

Преследования диссидентов в Аджарии

Правительство Аслана Абашидзе усилило гонения на диссидентов после "революции роз" в ноябре 2003 года. Активистов оппозиционных движений и партий, критиковавших лично Абашидзе и проводимую им политику, задерживали и в некоторых случаях подвергали жестокому обращению. Независимые журналисты также подвергались жестокому обращению и запугиванию. В адрес Amnesty International поступили многочисленные сообщения о превышении силы сторонниками Абашидзе по отношению к демонстрантам, критиковавшим аджарские власти.

В феврале Гоча Хвичия и Имеда Тавдгеридзе, члены молодежного движения "Кмара!", известного своей критикой в адрес аджарских властей, предположительно были избиты сотрудниками аджарских правоохранительных органов на одном из блокпостов. Полицейские высадили их вместе с Софико Патарайя - другой участницей движения "Кмара!", а также ее сестрой, из автобуса, совершавшего рейс по маршруту Тбилиси - Батуми, после того как у них в сумках нашли листовки движения "Кмара!". Всех четверых взяли под стражу и поместили в строении рядом с блокпостом. По сообщениям, девушек заставили смотреть на то, как порядка двадцати мужчин, некоторые из которых были в масках, руками и ногами избили обоих задержанных. Девушкам угрожали неприятностями в случае, если они расскажут об увиденном журналистам или правозащитным организациям. В тот же день всех четверых освободили.

Визит

В марте исследователи Amnesty International работали в Тбилиси и Батуми.

25 мая 2005 г.

источник: "Amnesty International"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

19 апреля 2024, 06:46

19 апреля 2024, 06:07

19 апреля 2024, 05:08

  • Фотоальбом и онлайн-проект о памятниках Карабаха презентованы в Ереване

    Англоязычное издание о культурном наследии зоны нагорно-карабахского конфликта с фотографиями и историческими документами презентовано в Ереване по случаю Международного дня охраны памятников. Историки, которые задокументировали данные об армянских памятниках культуры в регионе, напомнили о риске уничтожения этих объектов властями Азербайджана. 

19 апреля 2024, 04:09

19 апреля 2024, 03:10

  • Военный из Ростова-на-Дону умер после ранения на Украине

    Ростовские чиновники вручили награду родственникам местного жителя Сергея Черенкова, умершего через полгода после ранения, полученного в зоне военных действий на Украине. Властями официально признана смерть как минимум 417 военных из Ростовской области.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей