13 сентября 2004, 16:57

Подвиг учителей Беслана

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Беслане всего семь школ. До среды все они были закрыты. Какая там учеба, когда город, как в аду. Дети, которым удалось спастись из спортзала, еще не скоро наберутся смелости сесть за парты, да и родители их с трудом отходят от шока. Разговаривать с учителями - бывшими заложниками - трудно, они рыдают без слез, кричат, хватаясь за головы. За последние два дня они хоронили друзей, родных и близких. В маленьком городке все друг друга знают, и школа для учителей и учеников - не просто учебное заведение, а настоящий второй дом, семья.

Директор

Лидии Александровне Цалиевой 70 лет. Спецназовцы вынесли ее из спортзала последней из заложников.

У директора - сахарный диабет, но она ни разу не жаловалась и не показывала, как ей тяжело.

Если дети плакали, боевики начинали стрелять, чтобы навести тишину. Но потом школьники перестали реагировать на выстрелы, было уже все равно. Террористов это раздражало, и только Лидии Александровне удавалось успокоить своих учеников. В спортзале сидели и двое ее внуков.

Директора тяжело ранило взрывом, но даже тогда она, лежа на боку, продолжала жестами и криками направлять детей к окнам.

У Лидии Цалиевой осколочное ранение ноги и мелкие ранения по всему телу. Удалось спастись и обоим ее внукам.

Учитель физкультуры

74-летний Янис Константинович Каниди (ученики звали его Иваном Константиновичем) всю жизнь проработал в Беслане учителем физкультуры. Он был самым пожилым среди заложников, но, несмотря на свой возраст, ни разу не прилег - стоял, чтобы у детей, ютившихся на полу спортзала, было больше места. Террористы предложили ему покинуть школу, сказав, что не воюют со стариками, но Иван Константинович не захотел бросить учеников.

Учитель вступался за каждого ребенка, пытался защитить школьников от бандитов. За это учителя били прикладом по голове. Школьники рассказывали, что, когда террористы направляли автоматы на учеников, Иван Константинович вставал перед дулом, прикрывая собой ребят.

Бандиты застрелили учителя физкультуры уже во время штурма, когда он пытался выхватить оружие у бандитов, пришедших в спортзал расстреливать заложников.

Когда тело Ивана Каниди достали из-под обломков, выяснилось, что в него попало больше десяти пуль.

Учительница осетинского языка

Алене Дзуцевой было 28 лет. Она сидела в спортзале на подоконнике - на полу места не было. Когда рядом с ней разорвалась бомба, стекло вылетело, Алену взрывной волной вынесло во двор. Но она, обожженная, полезла обратно в спортзал к своим ученикам: "Я вперед детей не побегу!" Она помогла многим ребятам выбраться из здания, но сама спастись не успела - ее придавило обвалившейся крышей.

Учительница технического моделирования

Алла Андиева не работала в школе N 1, она вела техническое моделирование в другом учебном заведении. Первого сентября Алла повела двоих детей в школу. Все трое погибли от рук бандитов.

Учительница начальных классов

Эмма Хасановна Каряева учила самых маленьких. Ее дочка Карина ходила в шестой класс школы N 1. Вместе с дочкой они попали в заложники. Во время штурма здания, когда детям, родителям и учителям удалось бежать, подруга, учительница той же школы, увидела Эмму лежащей на полу под завалами.

- Эммочка, вставай, - попыталась поднять ее коллега, - надо бежать!

- Я не могу бежать, спасите дочку, - прошептала Эмма. Она раскрыла рубашку и показала свою грудь - она, как сито, была изрешечена пулями.

Дочка Эммы, шестиклассница Карина, тоже погибла.

Учительница рисования

У Наташи Руденок своих детей еще не было. Учительнице рисования исполнилось только 28 лет. Детишек в спортзале она старалась успокаивать и защищать как родных. Дети рассказывали, что, когда им приходилось пить мочу (бандиты не разрешали передавать для заложников воду), она убедила их, что это совсем не противно.

- Закройте глаза и представьте, что это кока-кола, - разыгрывала ребят Наталья Александровна.

Наташа Руденок погибла от пуль бандитов.

Учитель труда

Александр Михайлович Михайлов был любимым "трудовиком" у мальчишек. И в первые минуты захвата он бросился на бандитов, пытаясь защитить детей, на которых направили оружие. Террористы схватили его и вытолкали из спортзала. Через минуту раздалась автоматная очередь...

Анна Ерошева

Спаслась

Еще третьего сентября, сразу после штурма, многие выжившие заложники утверждали: учительница музыки Эльза Дзибоева погибла. Но когда я позвонила домой педагогу, чтобы пообщаться с ее родственниками, голос в трубке спросил с грустной иронией: "А вы меня уже похоронили?"

- Когда начали взрывать, - вспоминает Эльза Викторовна, - я легла ничком на пол, закрыла лицо руками, заткнула уши... и замерла. Все в окна начали выпрыгивать, а я не могла - у меня ноги больные, тромбофлебит... Потом я услышала грубый окрик: "Вставай!", чем-то больно пнули в бок. Я встала, и нас всех, кто остался, погнали в столовую. Мы шли даже не по телам, а по кровавому месиву. Опять начали сильно стрелять. Я попрощалась по-христиански с этим миром... Потом меня снова подняли и куда-то повели, и я поняла, что это наши.

Эльзе Викторовне 53 года, она проработала в школе 16 лет.

- Мы сегодня собираемся с учителями в районо, чтобы обсудить, как лучше реабилитировать детей, - говорит учительница. - А вот как я смогу снова зайти в класс и начать урок - не представляю. Как теперь мне петь и танцевать?

Рассказывает учительница младших классов Аида Годжиева.

Аида Годжиева проработала в бесланской средней школе N 1 пятнадцать лет. Уволилась за год до трагических событий - нашла другую работу.

- Очень была хорошая школа, престижная. Все стремились туда попасть, - вспоминает она. - Классы были переполнены. Всего в школе училось около 900 детей. Отличная учебная база, грамотный коллектив, в школе никогда не было поборов. Недаром именно в нашу школу отдал своих детей председатель парламента республики Таймураз Мамсуров. Его дочь и сын тоже оказались среди заложников. Директор, Лидия Александровна Цалиева, больше 40 лет проработала в этой школе, за это время ни разу ни с кем не поругалась и могла разрешить любой конфликт в коллективе, делала все для того, чтобы для детей школа стала вторым домом.

Три года назад школа отметила 100-летие. Ученики устроили большой концерт.

- Вы думаете, почему на линейке было так много людей? - говорит Аида. - Да потому что у нас каждый праздник был лучше любого шоу. Бабушки и мамы вели малышей посмотреть, как красиво наши дети танцуют и поют. У нас был и хореографический кружок, и музыкальный. Танцевали латиноамериканские, испанские и национальные танцы.

В школе был красивый актовый зал, где ребята блистали своими талантами, отличный компьютерный класс.

У Аиды в школе было два "родных" класса - шестой и девятый, она была у них первой учительницей.

- Представить страшно, что с ними случилось, - плачет женщина. - Шестой класс вообще был уникальный - там все мальчишки и девчонки как на подбор - умненькие, талантливые и очень добрые.

Екатерина Малик

Список педагогов, погибших во время террористического акта:

Андиева Алла Таймуразовна, учитель технического моделирования в секции "юный техник". Двое ее детей погибли во время захвата заложников.

Бекмурзова Зарема Гавриловна, учитель математики. Ее внук тоже погиб во время теракта.

Ватаева Галина Хаджиевна, учитель начальных классов школы N1. Остались две дочери.

Дзуцева Алена Ахсарбековна, учитель осетинского языка. Остался маленький сын.

Каниди Иван Константинович, 74 года, учитель физкультуры. Остались двое взрослых сыновей.

Каряева Эмма Хасановна, учитель начальных классов. Дочь-шестиклассница Карина погибла во время теракта.

Кантемирова Светлана Кантемировна, 28 лет, учитель английского языка.

Назарова Надежда Ивановна, учитель биологии.

Михайлов Александр Михайлович, учитель труда. Остались сын и взрослая дочь.

Руденок Наталья Александровна, учитель рисования.

Тебиева Альбина Владимировна, учитель осетинского языка. Сын (учился в 3-м классе), погиб. Остался двухлетний сын.

Хетагурова Таисия Каурбековна, учитель осетинского языка. Остались две дочери.

Черджиева Роза Тимофеевна, учитель начальных классов. Остались две взрослые дочери и внуки.

Список педагогов, пропавших без вести:

Аликова Альбина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.

Аликова Дарина Батуевна, учитель истории.

Азиева Злата Сергеевна, учитель информатики.

Соскиева Ольга Николаевна, учитель начальных классов.

Боликоева Светлана Ахметовна, завхоз школы.

Ханаева Ирина Захаровна, учитель начальных классов.

Опубликовано 8 сентября 2004 года

источник: Газета "Комсомольская правда"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 14:19

28 марта 2024, 13:43

28 марта 2024, 12:59

28 марта 2024, 12:14

28 марта 2024, 11:41

  • Трое жителей Дербента убиты на Украине

    Ахмед Рамазанов, Даньяр Агагулиев и Анзор Гаджиев убиты в ходе специальной военной операции, сообщила мэрия города. С начала военной операции на Украине власти сообщили как минимум о 797 убитых военных из Дагестана.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей