15 ноября 2003, 14:42

Обращение Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе к участникам митинга протеста и населению Грузии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

14 ноября 2003 года Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе обратился к участникам проводимого перед зданием парламента митинга протеста и населению Грузии. В частности, он заявил:

"Ресурсы не исчерпаны и существуют все возможности для того, чтобы ни в коем случае не доводить дело до гражданского противостояния. Если население не определится и не сделает выводов, от гражданского противостояния до гражданской войны один шаг.

Возможно, нет необходимости драматизировать события, я не сторонник этого, но и упрощать не следует. Не знаю, сколько людей они соберут, сколько граждан придет, но, когда соберется большая масса, ею трудно управлять.

Даже если сами эти лидеры очень пожелают, чтобы не осложнилось, не обострилось положение, потом руководство массой уже невозможно. У меня есть основания так говорить.

В течение этих двенадцати лет независимости после того, как я вернулся в Грузию, все прошло, как говорится, у меня на глазах. Сегодня я не имею права не сказать, что нельзя допустить даже теоретически повторения того, что пережила Грузия. Помните две волны гражданской войны - разоренный, разрушенный Тбилиси, парламент, первую школу- Была разрушена одна гостиница, вторая, ничего не осталось от Дома художников- Еще более тяжелое положение сложилось в Самегрело, куда невозможно было поехать. Я испытал все на себе. Мы прошли эти этапы.

Добавьте к тому же кровавые конфликты, которые вполне можно было предотвратить, особенно грузино-осетинский конфликт, который, к сожалению, был спровоцирован властями.

До сегодняшнего дня мы не вернули Абхазию. Такое же положение в Цхинвали. Вправе ли мы вновь доводить дело до гражданского противостояния?! Сделано все, что возможно, чтобы государство стало похоже на государство. Сегодня у нас уже независимое государство. Никто не оспаривает, что это демократическое государство. Возможно не все в нем идеально, в том числе выборы, но это демократическое государство, поэтому его приняли в Совет Европы, поэтому Грузия стала членом многих международных организаций и готовится к тому, чтобы вступить в Евросоюз, стать членом НАТО. Не знаю, когда это будет, но идет подготовка.

Мы создали Вооруженные Силы. Горжусь, что в Грузии Вооруженные Силы такого уровня. Это осуществлено с помощью наших американских друзей. 60-63 миллиона долларов расходуется ежегодно на то, чтобы в Грузии были соответствующие современным стандартам Вооруженные Силы. Опять-таки с их помощью мы создали пограничные части.

Границы Грузии сегодня защищены. Вы помните панкисские проблемы, трагедию Панкиси. Такая трагедия больше никогда не повторится, поскольку мы сделали выводы. В Панкиси, и не только там, есть и будет мир. Многие хотели войти в Панкиси, затем в Кахети.

Какие это были бы силы, вы знаете, но мы этого не допустили. А с чеченцами, с 600-700 боевиками, мы нашли общий язык. Они сдержали слово. Мы сказали, что пришло время и им надо вернуться домой, в свою страну. И они действительно уехали. Многие погибли.

Говорю это потому, что безвыходных положений не существует, если люди понимают друг друга. Если мы с чеченцами поняли друг друга, почему нельзя понять друг друга грузинам, тем более в такое время, когда страна так или иначе на подъеме.

В стране начался экономический подъем. Задействованы проекты, о которых мы в течение стольких лет говорили, работали над ними с азербайджанскими друзьями, турками, американцами, грандиозными фирмами. Строится нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, оборачиваются колоссальные деньги, население пользуется этим. Через полтора года начнется строительство газопровода. Это перспектива полной газификации Грузии. Мы получаем газ из России, энергетические проблемы не везде, но в основном решены, столица все же обеспечена. Все это может пропасть. В Грузии работает множество иностранных инвесторов.

Мои дорогие друзья, многие из них не только в Тбилиси, но и в Самегрело, Имерети, Кахети ставят под сомнение свое решение, правильно ли было то, что они приехали в Грузию. Стабильна ли эта страна?

Говорю вам, все они покинут Грузию. Здесь создан слой бизнесменов. Это уже свои бизнесмены. Многих из них вы знаете. Одни ремонтируют и приводят в порядок театры имени Руставели, Марджанишвили, Туманишвили, другие обновили цирк, помогают многим людям. Это грузинский бизнес. Все будет утеряно, если мы пойдем друг против друга.
Повторяю еще раз: когда соберется такая масса, управлять ею очень трудно, почти невозможно. Если кто-то думает, что скажет слово, взмахнет рукой, и масса поступит так, как он хочет, это ложь. Не получится. Один придет выпивший, другой - провокатор, третий недоброжелательно относится к стране и т.д. Я очень хорошо помню, что мы пережили в связи с Дедаэна.

Тогда мы нашли общий язык со всем студенчеством, интеллигенцией и спасли родной язык. И памятник установили. Не знаю, есть ли в мире другая страна, где установлен памятник Дедаэна. Помню, как все это было. Десятки тысяч молодых людей и вся интеллигенция стояли на проспекте Руставели. Тогда, ни с кем не согласовывая, я объявил, что грузинский язык остается государственным. Молодежь поверила мне, и мы предотвратили беду. Когда я вернулся, двор был полон танков. Я этого не знал, это было неожиданностью, танки ввели, даже не спросив. То есть должна была пролиться кровь будто бы для оказания помощи властям. Но слава Богу, что мы нашли общий язык с людьми, которые пришли туда.

Я очень хорошо помню события на стадионе. Футбол есть футбол, возможно, многие не относятся к нему серьезно, но могло произойти несчастье. Пошел дождь камней, палок, распространились слухи, что судья на трибуне. В чем был выход? Я встал, спустился на поле и присоединился к молодежи, убедил ее, что будет назначен дополнительный матч. За мной пошли, мне поверили, и Грузия была тогда спасена, во всяком случае, та молодежь, те зрители были спасены.

Иначе пролилась бы кровь. Тогда, между прочим, начальник безопасности должен был находиться там, я огляделся и не увидел его, оказывается он ушел и занялся своими делами, должен был кого-то вызвать и вывести технику.

С этим нельзя шутить и представлять себе, что все будет хорошо. Я сторонник диалога, сторонник нормальных отношений, не боюсь и не стесняюсь встретиться с кем бы то ни было. Один раз я встретился, во второй раз они сами не пришли. Мы ждали их два с половиной часа. Я даже нарушил закон. По их просьбе должна была прийти Нана Девдариани, председатель ЦИК. Я не имел права просить ее об этом, поскольку это совершенно независимая структура. Она не отказала нам и пришла.

Вместе с нами она пробыла 2-2,5 часа. Мы ждали, а они не пришли. И сегодня я готов встретиться с кем бы то ни было. С Зурабом Жвания можно говорить, с Нино Бурджанадзе можно говорить, вчера вечером она говорила по телевидению о трудных вопросах, но по этому я не сужу о том, возможен ли разговор, можно ли найти общий язык. Даже с самим "главнокомандующим", вы знаете, кого я имею в виду- Я сказал ему, что больше не будут говорить с ним, так как он нанес мне оскорбление. Но говорить буду, лишь бы не было гражданского противостояния.

Кроме того, что я встретился в Крцаниси, а потом ждал здесь, я сам пошел туда, к взволнованной и неспокойной массе. Возгласы: уходи, в отставку, оставь нас- Они размахивали флагами- Я недолго выдержал, увидел 10-15-20 серьезных людей и поговорил с ними. Кто заставлял меня пойти туда? Во всем мире это нашло отклик. Нет другого президента, который в такой ситуации пойдет к взволнованным людям (я не позволяю себе другого слова), которые требовали отставки или уничтожения и ликвидации президента.

Я хочу закончить тем, что готов вновь встретиться с тем, с кем надо. Кого хотят, пусть того и приводят, лишь бы предотвратить гражданское противостояние.

Дорогие тбилисцы, дорогие друзья, граждане Грузии, возможно некоторые собираются приехать. Здесь не будет никакого зрелища, никакой театрализованной постановки. Это будет очень плохое начало того, что нас может ожидать. Поэтому призываю всех, пусть каждый занимается своим делом, пусть каждый вернется домой или в учебное заведение. Мне говорят, что должны собраться десятки и сотни тысяч человек. Возможно им не удастся никого собрать, но ведь есть теоретическая возможность. Я еще раз призываю всех сохранять спокойствие, успокоить нервы и действовать во благо своей родины, нашей родины.

У нас начался экономический подъем. Уверен, проблема пенсий и зарплаты будет решена. Ведь начался рост зарплаты, дважды возросла зарплата учителей, профессоров и преподавателей. Вчера вечером я встретился со студенчеством. Это замечательная молодежь. Мне сказали многое, что было неприятно мне, но сказали со всей искренностью. Но сказали и то, что этого нельзя допустить. Гия Каркарашвили со своими соратниками - я всех их знаю - дважды побывал в Абхазии. Чем закончилось его пребывание там, как у него со здоровьем, все вы очень хорошо знаете. Он призвал своих соратников собраться и обдумать, как поступить. Они заявляют: мы не допустим нестабильности в Грузии. Это бойцы, бывшие воины. И нынешние воины готовы сделать то, что нужно и отвечает интересам Грузии.

Призываю всех: раз и навсегда мы должны научиться, что все вопросы можно решать только лишь конституционным путем, только лишь в соответствии с законом. Как только мы свернем с этого пути, можем получить не только гражданское противостояние, но и гражданскую войну. Я никого не пугаю. Сам я не напуган, вы очень хорошо это знаете.

Ни в коем случае не допущу, но ведь должна захотеть и другая сторона. Поэтому призываю: выразите и вы желание, не допустим гражданского противостояния. Иначе может быть беда.

Предупреждаю, прошу всех, призываю всех, большинство по возрасту годится мне в дети, во внуки, поверьте мне, этого нельзя делать, пока я в силах, пока я действительно законный Президент, не допущу раскола общества надвое, за которым последует гражданское противостояние, а затем гражданская война. Реальная угроза этого существует. Никого не пугаю, просто говорю правду. Пока не поздно, одумайтесь".

источник: Пресс-служба президента Грузии

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 01:30

24 апреля 2024, 01:06

  • Ростовские тюремные врачи пытаются убедить суд в ненадежности потерпевших

    Сотрудники ростовской туберкулезной больницы ФСИН, которые обжаловали приговор по делу о пытках пациентов, назвали недостоверными показания потерпевших, сославшись на их заболевания, сообщил адвокат Рустам Ханмурзаев. Диагнозы потерпевших не дают оснований для отмены решения суда, указал правозащитник Олег Сокуренко.

24 апреля 2024, 00:27

  • Утвержден приговор журналисту Авазу Зейналлы

    Апелляционный суд в Баку отказался изменить приговор руководителю "Хурал ТВ" Авазу Зейналлы и второму осужденному Эльнуру Шукюрову. Защита обоих обвиняемых намерена обжаловать решение в Верховном суде Азербайджана.

23 апреля 2024, 23:28

23 апреля 2024, 22:30

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей