22 сентября 2003, 17:15

Мониторинг положения этнических меньшинств в Краснодарском крае

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Целью данного мониторинга является привлечение внимания к проблемам, которые касаются конкретных, живых людей, находящихся и проживающих в крае, но которые, в силу отсутствия необходимых ресурсов, отсутствия внимания со стороны чиновников и СМИ, занятых больше вопросами освещения деятельности властей различного уровня, остаются неизвестными как широкой публике, так и органам, призванным контролировать законность деятельности органов власти (прокуратуре, управлениям собственной безопасности при различных силовых структурах).

Мониторинг не является чисто академическим исследованием, и мы не пытаемся занять здесь роль независимого наблюдателя, поскольку имеем свою позицию, которая заключается в том, что все лица, которые подпадают под юрисдикцию Российской Федерации, должны иметь равные возможности в реализации своих прав. Поэтому мы не пытаемся представить все возможные точки зрения на положение представителей различных этнических групп на территории края. Так, мы сознательно опускаем позицию региональных властей, т.к. считаем, что она достаточно известна и представлена в СМИ. Мы пытаемся дать наше собственное видение происходящего, а также показать мнение самих представителей меньшинств, в отношении вопросов, которые их и касаются в первую очередь, что нам особенно важно.

Выбор групп, положение которых мы освещаем, не случаен. Он обусловлен, во-первых, сложностью проблем, которые перед ними стоят, а во-вторых, отсутствием информации об их положении.

В то же время, мы не ставим перед собой задачи охватить в мониторинге все районы и населенные пункты края, в которых представители этих групп проживают, т.к. наша цель - не сбор информации ради ее количества. Наше твердое убеждение - не существует количественного барьера, при преодолении которого нарушение законности можно считать состоявшимся. Дискриминация по этническому признаку, даже проявленная в отдельно взятом населенном пункте, в отношении отдельно взятых людей, уже является серьезным основанием для того, чтобы подвергнуть сомнению способность чиновников, находящихся у власти, эффективно выполнять свои функции. Так как за все противоправные действия, в том числе и со стороны частных лиц или организаций, не связанных с властью, ответственной в итоге является последняя.

Основу анализируемой информации составили данные, полученные в ходе проведенных авторами данного доклада интервью. В качестве иллюстрации рассматриваемых случаев были использованы официальные документы (решения, постановления, распоряжения) органов власти; материалы переписки между общественными организациями, отдельными лицами и различными государственными структурами; публикации в средствах массовой информации.

Армяне

Наиболее многочисленными из этнических групп края, чаще всего упоминающихся в качестве "проблемных" в краевом публичном дискурсе, являются различные группы армян. По данным краевого комитета государственной статистики на 1 января 2002 года, в крае проживает 246,46 тыс. человек, записанных армянами. В крае зарегистрировано 24 армянских общественных объединения (по данным Главного управления юстиции по Краснодарскому краю на 20.11.2001).

Наиболее общая проблема - препятствия в получении регистрации по месту пребывания и жительства. Процедура регистрации регулируется законом Краснодарского края N 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" и постановлением главы администрации края N 676 "Об усилении государственного контроля за миграционными процессами и обеспечении защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации на территории Краснодарского края", которые во многих своих положениях противоречит федеральному законодательству. Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае отмечает в своем ежегодном докладе за 2002 год, что:

"Указанные акты установили более жесткие ограничения для пребывания и жительства на территории края. К сожалению, они не делают четкого разграничения между гражданами России и другими мигрантами.

Для примера рассмотрим несколько положений из них.

Так, статья 6 Закона ограничивает сроки регистрации по месту пребывания до шести месяцев, в то время как федеральное законодательство таких сроков не устанавливает.

Постановление и статья 14 Закона предусматривает введение органа, не предусмотренного федеральным законодательством - краевую комиссию миграционного контроля, - которая создана для решения вопросов, связанных с предоставлением права на пребывание и жительство в городах и сельских населенных пунктах Краснодарского края.

Наглядным тому примером является обращение гражданки П., проживающей совместно с мужем в Красноармейском районе, которая до замужества и переезда проживала на Севере. Собственники дома - родители мужа - не против ее регистрации на свою жилплощадь. Комиссия не обосновано отказала заявительнице в регистрации. В беседе она высказала предположение, что его отказано по причине ее  принадлежности к национальному меньшинству.

Зачастую Комиссия отказывает в регистрации со ссылкой на статью 12 Закона, которой определяется норма жилой площади для всех помещений, что противоречит федеральному законодательству.

Имеются и другие противоречия, что создает не обоснованные ограничения в реализации гражданами своих прав.

Закон также устанавливает иные правила регулирования проживания иностранных граждан в Краснодарском крае, чем это предусмотрено новым федеральным законодательством".

Информация, полученная в ходе интервью с представителями армянских общин, подтверждает выводы омбудсмана. Наиболее типичные случаи были записаны в городах Славянске, Кореновске и Туапсе. Особенно сложно получить регистрацию армянам, жившим ранее в Азербайджанской ССР, т.к. одной из причин отказа для многих называют отсутствие листка убытия с предыдущего места жительства. Учитывая общее негативное отношение в Азербайджане к армянам и напряженные межгосударственные отношения Армении и Азербайджана, получить такой листок для данных лиц практически невозможно, чем и пользуются как поводом для отказа чиновники. Вот некоторые случаи:

Гражданка Л., родилась 12 марта 1921 года в Азербайджанской ССР, по национальности армянка. С 1989 года проживает в г. Кореновске вместе с семьей младшего сына. Имеет четверых детей, трое из которых проживают в г. Кореновске и имеют гражданство РФ. Сама Л. является лицом без гражданства. К сыну не прописывают. Причины в отказе регистрации называются самые разные, одной из них называется отсутствие листка убытия с прежнего места проживания.

Л. вышла на пенсию по возрасту в 1976 году и получала ее по апрель 2002г. С апреля месяца в выплате пенсии Л. отказано, т.к. она не имеет регистрации по месту проживания и гражданства РФ.

В Туапсинском районе, ст. Кривенковская, гражданку Д. не регистрируют, также ссылаясь на отсутствие листка убытия из Баку, прежнего места жительства.

Довольно типичными являются случаи, когда один из супругов проживает на территории Краснодарского края, имеет и гражданство РФ, и регистрацию по месту жительства, второму же, прибывшему из-за пределов Краснодарского края, в регистрации необоснованно отказывают.

Гражданин А. (1968 г. р.), родился в г. Баку. В 1988 году из армии вернулся в Кореновск, потому что родители бежали из Баку и купили там дом. Самого его тогда прописали без проблем. Но после свадьбы у А. возникли проблемы с пропиской жены в 1994 году. Жена сама из Ставрополя. До нынешнего времени, вопрос с регистрацией не решен. Заместитель местного казачьего атамана прямо говорил, что, если бы жена была русской, проблем бы не было.

А. А. (1965 г.р.) - та же проблема, не может зарегистрировать брак и прописать свою жену к себе, так как та из Украины. В этом случае также возник вопрос о национальности. При этом возникает ситуация, когда, с одной стороны, чиновники отказываются регистрировать женщину, с другой стороны, наличие регистрации требуют сотрудники милиции. В ЗАГСе отказываются регистрировать брак, ссылаясь на некое постановление края.

Шапсуги

Это единственная группа, относительно компактно проживающая в Краснодарском крае (Туапсинский и Лазаревский районы) и имеющая статус коренного малочисленного народа согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации. В крае существует всего одна организация, представляющая их интересы - "Адыгэ-Хасэ" (общественный парламент) причерноморских адыгов-шапсугов", объединяющая 25 первичных организаций Лазаревского и Туапсинского районов. На настоящее время численность этой группы не превышает 10 тыс. человек. С 1991 года "Адыгэ Хасэ" выпускает свою газету "Шапсугия", которая распространяется по подписке. В краевом бюджете ежегодно выделяются средства на национально-культурное развитие адыгов-шапсугов, которые идут на развитие сельских клубов, аренду помещений, культурные мероприятия, выпуск газеты, оплату эфирного времени ТВ-Шапсугия.

Однако те претензии, которые предъявляют властям шапсуги, связаны с невыполнением ряда положений федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", под действие которого они подпадают, будучи внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, согласно Постановлению Правительства РФ N 255 от 24 марта 2000 г. Данный закон носит рамочный характер, что предполагает разработку механизмов его реализации на региональном уровне. Однако за прошедшие уже четыре года краевые законодатели так и не предприняли никаких мер для принятия соответствующих нормативных документов.

Наибольшая озабоченность шапсугов связана с отсутствием действий по практической реализации статей 8 и 13 закона. Статья 8 регламентирует права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Часть территории, которая входит сейчас в состав Сочинского государственного природного национального парка, является исконной средой обитания шапсугов. В постановлении главы администрации Краснодарского края N 628 от 1 декабря 1995 года, опубликованном в газете "Шапсугия" N 24 (83) от 23 декабря 1995 г., администрации г. Сочи было предложено "рассмотреть возможность переноса границ Сочинского общереспубликанского природного заказника на 5-7 км от аулов Большой и Малый Кичмай, Тхагапш, села Марьино с последующим предоставлением равновеликой территории в районах, удаленных от указанных населенных пунктов". Согласно постановлениям главы администрации г. Сочи N 353 от 24 апреля 1995 года и N 524 от 26 июня 1998 года эта территория была включена в границы зон традиционной хозяйственной деятельности шапсугов. Однако на практике никаких изменений не произошло, т.к. Сочинский национальный парк является государственным учреждением, и принятие решений по переносу его границ не входит в компетенцию краевых и городских властей, а является прерогативой федеральных структур.

Администрацией парка уже довольно долгое время проводится активная вырубка леса, в основном каштанника. Обосновывается она санитарной необходимостью, свидетельством чему служат выводы научных экспертиз. Шапсуги считают подобные выводы экспертиз необоснованными и нацеленными на оправдание браконьерской вырубки леса, который, как они считают, весь идет на продажу.

Вопрос здесь стоит не в том, насколько это целесообразно с санитарной и экологической точки зрения, а в том, что согласно упоминавшейся статьи закона, а именно пункту 6, представители коренных малочисленных народов имеют право "участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов". До сих пор представителей шапсугов к участию в подобных экспертизах не привлекали.

Не находят практического воплощения другие положения этой статьи. На V съезде причерноморских адыгов-шапсугов в марте 2002 года отмечались как нереализованные следующие права:

- на безвозмездное владение и пользование в местах традиционного проживания шапсугов землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

- на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий и лесных угодий;

- на участие в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке программ экономической деятельности и освоения природных ресурсов;

- на возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания шапсугов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности.

К тому же ситуация усугубляется тем, что даже принятые местными органами власти решения игнорируются чиновничьим аппаратом и соответствующими учреждениями.

Статья 13 предусматривает представительство малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления: "В целях наиболее последовательного решения вопросов социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться квоты представительства малочисленных народов в законодательных (представительных) органах субъектов Российской Федерации и представительных органах местного самоуправления".

Подготовленные в этой связи лидерами шапсугов обращения к органам государственной власти края долгое время последними оставлялись без внимания, когда же избирательная кампания в ЗСК уже началась, были расценены как несвоевременные. Не отвергая публично идею квотирования, краевая администрация под различными предлогами переносит обсуждение вопроса на далекую перспективу. Характерным примером этого может служить ответ заместителя главы администрации Краснодарского края З. И. Рощупкиной (письмо N 9-03/541 от 27.12.2002 г.): "Решение поставленного Вами вопроса могло бы стать возможным при организации в Краснодарском крае двухпалатного представительного (законодательного) органа государственной власти, в котором одна часть краевого парламента формировалась бы путем проведения выборов по территориальным избирательным округам, а вторая - выборов представителей от административно-территориальных округов. Однако такое коренное реформирование правовой основы организации законодательного (представительного) органа государственной власти края, порядка проведения выборов в краевой парламент возможен лишь при подготовке к последующим выборам в указанный орган, т. е. не ранее 2007 года".

Необходимым условием реализации прав шапсугов и эффективного разрешения их проблем является, по мнению шапсугских лидеров, расширение полномочий и статуса первичных организаций Чилэ Хасэ, которых, как уже отмечалось, насчитывается двадцать пять. Действуя на общественных началах, они не могут в полной мере влиять на ситуацию в аулах. Изменить положение возможно посредством внесения соответствующих изменений в краевые и районные нормативные акты, регулирующих систему местного самоуправления. Однако и в этом вопросе законодатели не демонстрируют стремления удовлетворить интересы шапсугов.

В настоящее время обострился вопрос, касающийся памятника адмиралу Лазареву перед вокзалом железнодорожной станции "Лазаревская". Эта тема чрезвычайно болезненна для шапсугов, т. к. связана с трагическими для них страницами в истории, Кавказской войной и действиями в ней адмирала Лазарева, в то время командовавшего флотом на этом участке театра военных действий. Адмирал - фигура, безусловно, яркая и неординарная, вписавший славные строки в историю военно-морского флота России, исследователь-первопроходец - для коренного населения Северного Кавказа, к коему в относятся адыги-шапсуги, является человеком, который вел против их предков военные действия, расценивающиеся ими как геноцид.

12 июня 2003 года памятник Лазареву был заново установлен на привокзальной площади, действие сопровождалось молебном и торжественным митингом. Решение о восстановлении бюста принял глава администрации Лазаревского района г. Сочи А. П. Чубарь в своем распоряжении N 102-Р от 06.06.2003 г. Основанием для этого послужили ссылки на целый ряд федеральных и региональных нормативных актов, позволивших районным руководителям всю ответственность за случившееся перенести на "вышестоящее начальство". В частности, распоряжение руководствуется Федеральным Законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25.06.2002 г., Законом Краснодарского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" N 558-КЗ от 06.02.2003 г., решением Краснодарского крайисполкома N 63 от 29.01.1975 г., решением администрации Краснодарского края (письмо N 6-07/57 от 30.01.2003 г.), распоряжением главы г. Сочи "Об установке памятника "Бюст адмирала М. П. Лазарева, 1954 год", представляющего собой памятник монументального искусства на основании решения Краснодарского крайисполкома N 63 от 29.01.1975 г., на перроне железнодорожной станции "Лазаревская" г. Сочи" N 235-Р от 05.06.2003 г., а также опирается на мнение профессиональных ученых-историков. Однако было полностью проигнорировано мнение шапсугов, и фактически им было отказано в участии в принятии решения, которое затрагивает их непосредственно.

Вопрос с памятником был поднят впервые еще в начале 1990-х годов. В 1990-м году, по многочисленным обращениям общества "Адыгэ Хасэ", Лазаревский совет народных депутатов принял решение "обратиться в Совет Министров РСФСР с предложением рассмотреть вопрос о переносе бюста адмиралу М. П. Лазареву, установленного на железнодорожной станции "Лазаревская" г. Сочи, на его родину в г. Владимир" в связи с "резко негативным отношением к нему со стороны коренного адыгейского населения". Памятник был убран, но дальнейшая его судьба определена не была, и он остался в распоряжении руководства железнодорожной станции.

В качестве вариантов решения проблемы лидеры шапсугов предлагали несколько вариантов:

- перенос памятника на родину М. П. Лазареву в г. Владимир;

- перенос памятника в г. Севастополь на могилу М. П. Лазарева;

- перенос памятника в Музей истории г. Сочи;

- перенос памятника на закрытую территорию Лазаревской судоверфи.

Мнение шапсугов было поддержано лидерами большинства национально-культурных обществ г. Сочи.

То, что в ответ на восстановление бюста на прежнем месте возникнет негативная реакция со стороны шапсугов, было вполне прогнозируемо, но власти вполне сознательно проигнорировали их позицию.

Как и следовало ожидать, решение спровоцировало волну протестов со стороны адыгской общественности. В экстренном порядке состоялись V и VI Чрезвычайные сессии Хасэ, представившие оценку случившемуся. В принятом на сессиях Постановлении отмечается, что "размещение в п. Лазаревское памятника адмиралу, совершившему военные преступления против человечества, выразившиеся в уничтожении сотен тысяч женщин, детей, стариков с применением жесточайших методов, исключающих возможность выживания мирных жителей, а также применение его имени для увековечения истории России в местах, где были совершены эти действия, унижает национальное достоинство шапсугов, являющихся равноправными гражданами России".

Ответственность за случившееся шапсугские лидеры возлагают в первую очередь на органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов, которые игнорируют в последние годы российское законодательство по защите прав коренных народов. В немалой степени последние события рассматриваются и как результат "стремления определенных кругов, готовых переступить через любые унижения народов ради достижения своих корыстных целей, в очередной раз разыграть шапсугскую карту в ходе предстоящих выборов".

Хасэ приняло решение считать установку бюста антиконституционной и безнравственной. Подчеркивая провокационный ее характер, решать данную проблему оно собирается исключительно в рамках российского законодательства. Хасэ намерено обратиться с официальным заявлением в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой определить законность действий органов местного самоуправления г. Сочи. Также было принято решение направить обращение к Президенту РФ В. В. Путину, министру по делам национальностей В. Ю. Зорину и главе администрации Краснодарского края А. Н. Ткачеву с просьбой принять меры по сложившейся ситуации и реализации в полном объеме положений Конституции РФ и действующего законодательства по защите прав коренного малочисленного народа Краснодарского края - шапсугов. Для этого в первую очередь необходимо привести Устав и законодательство Краснодарского края, а также Уставы муниципальных образований и местные нормативно-правовые акты в соответствие с федеральным законодательством в этой сфере. С такой просьбой решено обратиться в Законодательное собрание Краснодарского края и представительные органы местного самоуправления городов Сочи и Туапсе, Лазаревского и Туапсинского районов.

О том, что восстановление памятника затронуло не только шапсугских лидеров, но и вызывает неудовольствие всех адыгов, говорят открытые коллективные письма протеста со стороны жителей аула Наджиго, п. Головинка в адрес губернатора края А. Н. Ткачева, главы г. Сочи Л. А. Мостового, председателя городского собрания Сочи В. В. Подповетного, главы администрации Лазаревского района А. П. Чубаря.

Как недальновидный поступок властей охарактеризовал восстановление бюста Президент Адыгеи Х. Совмен. "Что было, то было, и война - дело прошлое. Сейчас наши народы живут в мире. И я надеюсь на то, что совершившие ошибку с восстановлением памятника вовремя осознают ее", - подчеркнул он. Специальное постановление по этому поводу принял Исполком Международной Черкесской Ассоциации, президентом которой является председатель Парламента Кабардино-Балкарии З. Нахушев. В нем отмечается "считать не соответствующим общечеловеческим нравственным принципам и нормам решение органов местного самоуправления г. Сочи об установке на этнической родине адыгов памятника адмиралу М. П. Лазареву, непосредственному участнику военных действий против коренного населения, приведшего к массовой гибели мирного населения и национальной трагедии адыгов". На основании этого в постановлении содержится обращение к Президенту РФ В. В. Путину и главе администрации Краснодарского края А. Н. Ткачеву с просьбой пересмотреть данное решение как "оскорбляющего историческую память адыгов и наносящего прямой вред делу укрепления межнационального согласия и единства Российской Федерации".

Закон о коренных малочисленных народах был принят для того, чтобы уравнять в возможностях те группы, которые в силу малочисленности не в состоянии поддерживать свою самобытность будучи в одинаковой позиции с большинством. Поэтому, в соответствии с законом, должны приниматься специальные меры, позволяющие таким народам избежать полной ассимиляции и самим участвовать в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Игнорирование целого ряда положений этого закона лишает шапсугов возможности участвовать в жизни общества на равных. И позиция администрации в отношении бюста адмирала Лазарева очень хорошо это иллюстрирует.

Хемшилы

Это армяноязычные мусульмане-сунниты, одна из групп меньшинств, чья этническая идентичность не поддается однозначной классификации. Они проживают в Апшеронском и Белореченском районах Краснодарского края: в населенных пунктах Ким, Ерик, Вперед, хутор Калинин, станица Кубанская (Апшеронский район); станица Пшехская (Белореченский район). Всего по данным опроса информантов в Краснодарском крае сегодня проживает около 200 семей.

До 1944 года хемшилы проживали в Аджарии, откуда были высланы вместе с греками, курдами, турками решением ГКО СССР как "неблагонадежное население". Их принудительно разместили малыми группами на положении так называемых "спецпереселенцев" в Южном Кыргызстане и Казахстане. Хотя, как и месхетинцы, хемшилы в 1956 г. были освобождены от административного надзора по спецпоселению, им также не дали вернуться в те места, откуда они были высланы.

На территории Краснодарского края первые семьи хемшилов появляются на рубеже 1970-80 годов в Апшеронском и Белореченском районах, куда они были приглашены для развития овцеводства и табаководства. В 1989 году после событий в Ферганской долине и узбекско-киргизского конфликта в Оше, вместе с турками-месхетинцами, еще около 150 семей переехало в те же районы края. В начале 1990-х годов, в силу разных обстоятельств, хемшильская миграция в основном завершилась.

Для этнической идентичности хемшилов Краснодарского края характерно то, что до недавнего времени многие из них в равной мере считали себя и турками, и хемшилами. Информанты-турки, на расспросы о том, кто такие хемшилы, также чаще всего отвечают, что это - турки ("такие же, как и мы, мусульмане"), но помимо турецкого, у них есть свой собственный язык, по их мнению "как курдский", который, скорее всего, они переняли у соседей, либо действительно это их первоначальный язык; и что с курдами их роднит не только язык, но и пастушеские обычаи.

Турецкая идентичность хемшилов имеет под собой несколько мотиваций. Главная - это культурная (естественно, прежде всего, религиозная) близость обеих групп. Далее, все это закреплено и в официальных документах: очень у многих хемшилов в советских внутренних паспортах в графе "национальность" стоит запись "турок" или "турок-хемшил". Наконец, и хемшилов и месхетинских турок сближает общее прошлое - репрессии 1944 года, ссылка в Среднюю Азию и выезд оттуда в результате конфликтов.

Как и месхетинские турки, хемшилы Краснодарского края являются одной из самых бесправных групп населения. Они обделены статусом беженца. Проблема регистрации по месту жительства и гражданства, пожалуй, центральная. Собственно ее разрешение означает автоматическое решение большинства остальных проблем. Информанты отмечают: "Родившимся детям свидетельства о рождении не выдаются, говорят, закончат школу, получат паспорта, дадим и метрику". По данным лидеров хемшилов 108 человек хемшилов Апшеронского района не прописаны в Краснодарском крае. По свидетельствам информантов, с 3 ноября по 13 декабря 2002 года вопрос о регистрации вообще не решался, получить временную регистрацию было невозможно, а в это время милиционеры ходили и проверяли по домам незарегистрированных людей, которых штрафовали по причине незаполнения миграционных карт.

Проблема усугубляется тем, что с 1 января 2004 г. срок действия советских паспортов завершается, новых же паспортов не дают. Это означает, что хемшилы окажутся не в состоянии перемещаться даже по территории края, не говоря о выезде к родственникам в Среднюю Азию.

С развитием антимесхетинских настроений в Краснодарском крае, турецкая идентичность среди хемшилов начала ослабевать. Этому способствовало и то, что в крае они оказались расселены среди амшенских армян, чей диалект армянского языка является практически идентичным языку хемшилов. Однако объединению с армянами и развитию армянской идентичности препятствует религия (хемшилы - мусульмане) и армянофобия, не менее распространенная в крае, чем туркофобия.

В попытках определиться с собственной идентичностью хемшилы, похоже, выбрали стратегию "самостоятельности". Накануне Всероссийской переписи населения 2002 г. хемшильские лидеры обратились в Институт этнологии и антропологии РАН с просьбой выдать историческую справку о статусе данной группы. "Мы, представители народа хемшилов (самоназвание - хомшеци) обращаемся к вам с просьбой оказать содействие в получении исторической справки, в которой бы подтверждалась наша этническая самобытность, как отдельного народа хемшилов (хомшеци). В настоящее время, в связи с различными объективными и субъективными причинами представители нашего народа в различных официальных документах обозначены как: хемшилы, турки, грузины и пр. Такая же ситуация с фамилиями, окончания которых: турецкие - "-оглы", грузинские - "-дзе", русские - "-ов", "-ев" и пр. Запрашиваемая историческая справка нам необходима для сохранения нашей этнической самобытности и представления по необходимости в различные государственные учреждения". Полученный из Института официальный ответ подтвердил основания того, что хемшилы являются отдельным самобытным народом.

Печально известное совещание в Абинске в апреле 2002 года, и ставшая широко известной фраза губернатора Краснодарского края А. Н. Ткачева о незаконности некоторых окончаний фамилий послужили для хемшилов очередным поводом для беспокойства, т.к. как у большинства из них фамилии оканчиваются на "-оглы". В результате начался процесс смены фамилий, многие пытаются убрать это окончание.

С 2001 года хемшилы пытаются зарегистрировать свою общественную организацию, но и по сей день ее не существует. Возможно, здесь опять играет роль турецкий фактор. Краевое отделение международного общества месхетинских турок "Ватан" закрыто краевым управлением МЮ РФ, а новая "турецкая" организация краевым властям не нужна.

Особый вопрос - сфера образования. В школе поселка Ерик существуют два класса, в которых собраны дети хемшилов и турок. Подобное распределение в специальные классы является фактически проявлением расовой сегрегации, которая ставит детей в положение, несовместимое с достоинством человека, так как уровень получаемого образования детьми хемшилов и турок явно ниже уровня образования, получаемого остальными детьми, которые учатся по стандартной программе. Такое положение не может не формировать чувство психологической неполноценности и ущербности.

Отсутствие регистрации по месту жительства резко ограничивает доступ молодежи хемшилов к получению среднего специального и высшего образования. Есть также случаи, когда по окончании училищ хемшилам не выдаются свидетельства о получении образования из-за отсутствия паспорта.

Погромы

Особую озабоченность вызывают погромы, которые представители власти пытаются квалифицировать как хулиганство, игнорируя мотив межнациональной вражды.

Два последних таких события - армянский погром в г. Славянске-на-Кубани 14-15 сентября 2002 г. и погром, где избивали всех, кто визуально не походил на "славянина" в станице Холмской 25 мая 2003 г.

В Славянске события развивались следующим образом (записано со слов пострадавших). Погром начался в 10 часов вечера 14 сентября. Погромщики прошли от ресторана "Алькор", возле набережной, до оптовой продуктовой базы "Бонус", которая находится за чертой города. Разгромили 3 кафе на набережной: "Форвард", "Алькор", "Какаду". Молодежь в три приема громила кафе "555". Убыток владелец оценил в 280 тыс. рублей. Были также разгромлены "Бильярдная" на вокзале, чебуречные, разбиты два окна в магазине "Скорпион". Также разбили и русское кафе "Кубань". Разграблен магазин "21 век". Забрали деньги и спиртное, нанесен ущерб помещению. Два человека пострадали физически. Одного избили, второго порезали ножом возле кафе "Алькор". По улице Ленина в армянском доме были разбиты стекла, сломана калитка. Информанты утверждают, что в погроме участвовало более 500 человек. В ночь, когда происходили события, были задержаны около 200 человек, но под утро всех выпустили после уплаты штрафа в 500 руб. По факту случившегося в прокуратуре завели уголовное дело по ст. 113 УК РФ "Хулиганство", в качестве участников которого фигурируют 50 человек.

Информанты говорят о том, что погром был спланирован, т.к. в нем участвовали люди из Краснодара и из Крымского района. Суд занял иную позицию. Виновными было признано 5 человек, четверо из которых были несовершеннолетними. Все пятеро характеризовались как "положительные и добропорядочные граждане, ранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности, работающие и учащиеся", поэтому наказание было ограничено условной мерой. "Заявленные гражданские иски о возмещении материального ущерба суд оставил без рассмотрения, поскольку следствием не установлены остальные участники преступления" (Из письма И. О. Славянского межрайонного прокурора от 17.12.02). В последствии ущерб пострадавшим возмещен не был, и все разгромленные здания им пришлось восстанавливать за свой счет.

События в станице Холмская

Общая картина произошедшего такова. Начались беспорядки 25 апреля 2003 года в поселке Ахтырском, продолжение было в ст. Холмской. По одной из версий погромщики приехали в Ахтырский по жалобе парня "славянской национальности", которого обидел человек "армянской национальности". Его самого не нашли, стали избивать других. Действие происходило около бара "Малибу". По факту избиения в милицию подали заявления три человека, хотя информанты говорят, что пострадало не менее шести человек. После этого избиения продолжились в ст. Холмской.

В Холмскую погромщики приехали на автобусе ПАЗ и еще 4-х машинах из Абинска и Ахтырской, большинство машин были без номеров. Основные события в станице Холмской происходили на дискотеке и около кафе "Натали".

Характер действий указывает на то, что акция была спланирована заранее. Об этом говорят сроки, все закончилось быстро, за 20-30 минут. Нападавшие были организованы в группы, пострадавшие указывают, что люди из машин, что остановились у дискотеки, там же и избивали, люди с автобуса пошли в сторону ул. Мира, все были вооружены дубинками, арматурой, кастетами, одеты в спортивные костюмы. В избиении участвовали около человек 50 в возрасте с 15 до 25 лет.

Все информанты отметили то, что в погроме участвовали представители абинского районного казачества, местные же станичные казаки в избиениях не участвовали.

Как указали все пострадавшие, действия нападавших были направлены на всех, кто визуально походил на представителей кавказских народов. В числе прочих были избиты и ряд русских, которые были приняты избивавшими за "темных". В магазине около заправки "Лукойл" одному парню удалось избежать избиения только после того, как он показал паспорт, в котором в графе "национальность" было записано русский.

Очень настораживает схожесть обоих случаев. Во-первых, тем, что и в Славянске и в Холмской, милиция появилась уже после того, как активная часть погромов закончилась, во-вторых, в обоих случаях пострадавшие говорят о том, что нападавшие были организованы, и, в-третьих, власть невнятно отреагировала на происшедшее, не было публичных заявлений, принесенный ущерб не был возмещен. Все это говорит о том, что либо исполнительные органы власти настолько слабы, что не в состоянии обезопасить общество от экстремистских действий, либо происходящее вполне укладывается в современную краевую политику.

Опасность подобных противоправных действий заключается не только в том, что страдают конкретные люди, но и в том, что отсутствие на них реакции, с одной стороны, подрывает веру в защиту закона, а с другой, дарит расистски настроенным лицам ложную или нет уверенность в поддержке их преступной деятельности со стороны власти.

Автор: Багинская И., Бойцов В., Лейбовский А., Шахназарян Н. источник: Краснодарская городская общественная организация "Центр понтийско-кавказских исследований"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

28 марта 2024, 17:04

28 марта 2024, 16:21

28 марта 2024, 15:39

  • Свидетель Иеговы* арестован в Черкесске

    Инвалид второй группы Владимир Фомин обвинен в причастности к деятельности организации Свидетелей Иеговы* и вовлечении в нее других людей. Несмотря на то, что в суд Фомину пришлось вызывать скорую помощь, Черкесский городской суд отправил его под арест.

28 марта 2024, 15:00

28 марта 2024, 14:19

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей