13 мая 2020, 02:23
Дагестанцы раскритиковали чиновников после трансляции военных песен с минаретов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Чиновники не смогли правильно реализовать акцию трансляции военных песен с громкоговорителей в мечетях, а ответственность за мероприятие взяло на себя МЧС, считает главред РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев. Воспроизведение музыки с минаретов стало результатом халатного отношения и небрежности со стороны органов власти, отметили политологи Руслан Курбанов и Ханжан Курбанов.
Как писал "Кавказский узел", День Победы в России в этом году прошел в условиях отмены массовых мероприятий. При этом в Махачкале через установленные на минаретах мечетей громкоговорители МЧС транслировались песни военных лет, что возмутило мусульман. Акция не была согласована с духовенством, сообщили в муфтияте, а в МЧС принесли извинения верующим. Исламоведы сочли акцию непродуманной и неуместной. Специалисты уверены, что муфтият Дагестана не мог одобрить подобную акцию и был вынужден отмежеваться от нее после негативных комментариев в сети.
Сообщение о том, что дагестанцы недовольны исполнением военных песен из рупоров минаретов в Дагестане, поступило 9 мая на смс-сервис "Кавказского узла". " В "Фейсбуке" люди выражают недовольство в связи с использованием в Дагестане минаретов и их рупоров для исполнения военных песен", - написал автор сообщения. Пользователи WhatsApp могут присылать "Кавказскому узлу" сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram - на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.
Востоковеды пояснили функцию минаретов
Основная и практически единственная функция минарета – призыв к молитве, уверен ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, востоковед-арабист, доктор исторических наук Дмитрий Микульский.
"Минареты предназначены для азана, то есть для призыва к молитве. Других функций нет. Это главная и, наверное, единственная его функция. Поэтому ставить громкоговорители, чтобы воспроизводить песни, в том числе военные, крайне некорректно. МЧС должно было выбрать для таких целей другие объекты. Они же на церкви не устанавливают оборудование и не включают военную музыку. Точно так же и здесь. Не стоило использовать мечеть для таких целей", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Микульский.
По его словам, воспроизведение музыки с минаретов не является грехом, но может оскорбить верующих.
"Это, скорее, не грех. Таких прецедентов, честно говоря, еще не было. Но я могу сказать, что это осквернение религиозного здания. Это может оскорбить чувства верующих. Негодование общественности совершенно справедливое. Тем более что это произошло в месяц Рамадан", – отметил он.
Минареты предназначены для призыва к молитве, однако как их использовать – решают местные религиозные лидеры, заявил профессор Высшей школы экономики, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Бобровников.
"Обсуждения, можно ли использовать минареты в других целях, проходили в Пакистане в прошлом веке, и там пришли к выводу, что главная функция – призыв к молитве. Как использовать минареты, должны решать местные религиозные лидеры, но в целом у минаретов одна функция", – отметил корреспонденту "Кавказского узла" Бобровников.
Эксперт не может ответить на вопрос, является ли грехом то, что произошло в Дагестане.
Имамы сочли недозволительным исполнение песен с минаретов
На мечетях, откуда прозвучали военные песни, были установлены рупоры МЧС, подтвердил заявление муфтията Дагестана имам центральной джума-мечети Махачкалы Умарасхаб Арсланалиев.
"Из 160 мечетей Махачкалы песни прозвучали только из трех мечетей, где были установлены громкоговорители МЧС. Есть оборудование мечети, а недавно, после того как в республике появилась угроза распространения) коронавируса, МЧС установило свое оборудование на некоторых минаретах. Они управляются только МЧС, мечети не имеют доступа к управлению этими рупорами. Люди хотели выключить, когда услышали песни, но не могли этого сделать из-за этого", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Арсланалиев.
Ранее в ДУМ Дагестана заявили, что рупоры МЧС республики были установлены на минаретах по просьбе министерства с целью оповещения о чрезвычайных ситуациях ради блага населения.
Он отметил, что у минаретов одна функция – призыв к молитве, хотя специальной регламентации их использования нет. "Нет специальной регламентации насчет того, как должны быть использованы минареты. Все знают, что у них одна функция – призывать к молитве. Должен звучать только азан. Иногда оттуда звучат праздничные оповещения. Проигрывание музыки или песен – непозволительное явление для мусульман", – заявил имам.
Арсланалиев также добавил, что ДУМ Дагестана отреагировала достаточно оперативно, выступив с заявлением практически сразу после инцидента.
Использование минаретов для призыва к намазу не регламентировано, сообщил имам мечети Надирийя Ахмад Анчихский.
"Минареты используются сугубо для призыва к намазу. Это примерно как церковные колокола. Минарет строится с этой целью. Всевышний в Коране говорит, что мечети строятся для молитвы в ней. Святость мечети, минарета нерушима. В сознании (мусульман) есть убеждение, что нельзя его использовать в других целях. Для этого не нужны никакие документы или регламенты. Это так принято, и так и должно быть", – отметил корреспонденту "Кавказского узла" Анчихский.
Он отметил, что шариат не запрещает использовать, например, "минарет в благих намерениях". "Если в этом есть польза человеку или даже животному, то шариат это не запрещает. Но это не должно быть сопряжено с каким-то харамом, с чем-то недозволенным. Музыка в исламе не дозволена. А здесь музыка играет из установленных на минаретах громкоговорителей, еще и в месяц Рамадан – это кощунство", – подчеркнул Анчихский, добавив, что реакция ДУМ Дагестана была достаточно быстрой.
Дагестанцы обвинили чиновников в недоработке и небрежности
Власти не смогли правильно реализовать акцию, посвященную Дню победы, считает главный редактор РИА "Дербент" Милрад Фатуллаев. По его словам, дагестанское общество могло отреагировать не так резко, если бы заранее знало об этой акции.
"Если бы их заранее проинформировали, что песни прозвучат, в том числе с минаретов, я думаю, никто так негативно не реагировал бы. Люди отнеслись бы с пониманием. Но их застали врасплох, и они резко отреагировали, потому что это было неожиданно. Никто не мог представить, что из минаретов может прозвучать музыка. Но я не согласен с мнением, что это глумление над чувствами верующих или что между властью и обществом нет понимания – власти просто не совсем правильно реализовали задуманную акцию", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" журналист.
По предположению журналиста, решение о проведении акции было принято на уровне федерального центра, а ответственность за мероприятия взяло на себя руководство МЧС республики.
Дагестанский журналист и политолог Руслан Курбанов считает, что произошедшее – результат халатного отношения сотрудников МЧС. "У нас в министерствах, в ведомствах, в органах власти очень часто встречается безответственность и рассогласование действий между ведомствами. Я предполагаю, что сотрудники МЧС, ответственные за уведомление ДУМ Дагестана, просто забыли это сделать. И тем самым вызвали недовольство со стороны верующих. Я не думаю, что это было сделано сознательно, потому что в МЧС тоже работают верующие люди", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Курбанов.
По его мнению, реакция верующих в соцсетях на эту акцию была очень резкой.
"Я хотел бы отметить, что не подобало верующим Дагестана настолько агрессивно реагировать на это в соцсетях. Во времена пророка его сподвижники на осквернение мечети, на оскорбления мечети отвечали прощением и добрым отношением к человеку. Я думаю, в этой ситуации мусульман украсило бы другое поведение. А именно – красиво напомнить органам власти, что мечети не являются местом для исполнения песен какого бы то ни было формата, довести взаимодействие с МЧС до более высокого уровня, потребовать, чтобы власти четче исполняли свои обязательства перед Духовным управлением, перед верующими Дагестана. И проследить, чтобы подобного не повторялось в будущем", – заключил политолог.
Общественный деятель, писатель Саид Ниналалов назвал произошедшую акцию – результатом "обычной чиновничьей глупости".
"(Чиновником) в голову не пришло, что в исламе не приветствуется музыка, им невдомек, что это могло вызвать скандал. Да, песни прекрасные, патриотические, песни о войне, на которой погибли родственники практически каждого дагестанца, но с минаретов они звучать не должны", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ниналалов.
Писатель согласился с мнением, что ситуацию "раздули" в социальных сетях, и проблема не столь существенна. "Ситуацию раздувают (те), для кого счастьем является любая ошибка властей", - подчеркнул он.
Сам факт того, что из минаретов допустили исполнение военных песен, говорит о небрежности со стороны властей республики, а также о непонимании между властью и обществом в республике, уверен дагестанский политолог Ханжан Курбанов.
"Васильев (Владимир Васильев – глава Дагестана, – прим. "Кавказского узла") не понимает, как управлять дагестанцами. Изоляция это показала. Врать и недоговаривать здесь опасно. Его рейтинг опустился и продолжает достигать критической отметки", – отметил он.
Отметим, что Дагестан является лидером по приросту заражений коронавирусом в СКФО. С начала пандемии в республике зафиксировано 2888 случаев инфицирования COVID-19, 23 человека умерли. Несмотря на то, что Владимир Путин 11 мая заявил о постепенном выходе регионов России из режима самоизоляции, власти Дагестана по рекомендации главного санврача региона приняли решение о продлении этого режима. Глава Дагестана также объявил, что в ближайшее время в регионе, где введено обязательное ношение масок, может быть введен "перчаточный" режим, обязывающий обязательное ношение перчаток в общественных местах.
8 мая Минздрав России признал ситуацию с COVID-19 в Дагестане самой тревожной в стране. Этому предшествовало обращение "Сообщества врачей Республики Дагестан", в котором подвергается сомнению официальная статистика о скорости и масштабах распространения инфекции. В нем указано, что данные официальной статистики заявляют всего лишь о 1500 больных с двусторонней пневмонией и 12 умерших на начало мая 2020 года, в то время как НКО республики, работающие в сфере охраны здоровья, выявили более 4500 больных и 157 умерших от данного заболевания.
Материалы о распространении коронавируса на юге России и в странах Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Коронавирус рвется на Кавказ".
"Кавказский узел" на тематической странице "Мифы и правда о Победе" публикует материалы, связанные с участием уроженцев Кавказа в Великой Отечественной войне, а также о влиянии войны на жизнь жителей региона.
Автор: Гор Алексанян источник: корреспондент "Кавказского узла"