500 лет борьбы за души: протестанты выигрывают у РПЦ на Кавказе
Содержание
Содержание
    Крещение у Евангельских христиан баптистов. Майкоп. Источник: https://vk.com/titova53

    ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

    Ровно 500 лет назад, 31 октября 1517 года, Мартин Лютер обнародовал тезисы, которые привели к появлению протестантизма. На Северный Кавказ протестантизм проник во второй половине XIX века. Сейчас протестантские организации в регионах Северного Кавказа выигрывают борьбу за умы молодежи у неповоротливой в регионе Русской православной церкви. Почему молодежь считает модным протестантизм, а не православие? В чем схожи методы работы протестантских и мусульманских проповедников? Оказал ли "пакет Яровой" влияние на миссионерскую деятельность протестантов? В теме разобрался "Кавказский узел".

    На Северном Кавказе молодежь не считает православие "модным"

    Почти пять лет назад, 26 декабря 2012 года, синод Русской православной церкви (РПЦ) учредил в пределах территории Дагестана, Ингушетии и Чечни новую епархию. Согласно решению синода, новая Махачкалинская епархия была выделена из состава уже существующей Владикавказской епархии. Учреждение новой епархии в пределах территории Дагестана, Ингушетии и Чечни может привести к тому, что протестантские организации региона укрепят свои позиции, прогнозировали в начале 2013 года эксперты. Отчасти эти прогнозы сбылись - по состоянию на 2017 год активность протестантов возросла, хотя напрямую с организационными изменениями в РПЦ это не связано. В то же время протестанты вынуждены принимать во внимание усиление "антиэкстремистской" кампании властей, которая в 2017 году завершилась запретом деятельности управленческого центра и местных организаций Свидетелей Иеговы*. 

    На Северном Кавказе Русская православная церковь сейчас активно работает "исключительно в рамках мероприятий, проводимых государственными ведомствами", заметил директор Центра исламских исследований Северного Кавказа, публицист Руслан Гереев

    "Северный Кавказ в целом и Дагестан в частности - специфический регион, где большинство населения исповедует ислам. В связи с тем, что у русского населения коллеги и друзья - мусульмане, русские зачастую принимают ислам, следуя примеру. Естественно, что дети православных христиан, получающие смысловую нагрузку на улице и в учебных заведениях, также меняют веру", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Гереев.

    Представители РПЦ не пользуются авторитетом среди местного населения, поскольку "плохо знакомы с проблематикой региона", также привел свою точку зрения Руслан Гереев.

    Собор Святого Георгия Победоносца (Дербент)

    "При этом проблемы не решаются с приходом новых проповедников. В отличие от протестантских и мусульманских проповедников, представители РПЦ не ходят в народ. Среди православных проповедников нет харизматичных молодых людей, которые зовут с собой в религию. Православные священники отказываются от прямых контактов - к примеру, от прямой, но непринужденной беседы за чашкой чая. Православная религия не кажется молодежи "модной". Смешно звучит, но для исправления ситуации на Кавказе необходимо придать церкви "крутизну", произвести ее "ребрендинг", - уверен Гереев.

    Вместе с тем Руслан Гереев заметил, что Дагестан "выгодно отличается от других регионов свободой вероисповедания". По его словам, этим активно пользуются религиозные организации, в частности, протестантские.

    "Да, сейчас государство ориентировано на профилактику экстремизма и терроризма среди мусульман. При этом оно не обращает внимания на другие религиозные течения, представители которых чувствуют себя крайне вольготно, хотя и ведут себя в рамках закона. Активны протестанты: у них хорошая финансовая поддержка, есть и самофинансирование через сбор пожертвований. Этого всего нет у РПЦ. И нет молодежи, на кого можно опереться", - рассказал Руслан Гереев.

    Также он обратил внимание, что антитеррористические поправки в законодательстве, известные как "пакет Яровой", не повлияли на миссионерскую деятельность протестантов. "Проповедники умело пользуются законом о свободе совести и вероисповедания, лишь говоря о своих воззрениях", - сказал Гереев.

    По Гереева словам, мусульмане и православные христиане принимают веру баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и представителей прочих протестантских религиозных течений.

    В июле 2016 года Владимир Путин подписал проект антитеррористических поправок в законодательство, известный как "пакет Яровой". Их поддержали только две трети депутатов Госдумы, по стране прошли акции против поправок. Поправки включают ограничение миссионерской деятельности, в частности, закон внес поправки в Кодекс об административных правонарушениях (статью 5.26 КоАП РФ "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях"). Санкции этой статьи за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусматривают штрафы для граждан до 50 тысяч, а для организаций до 1 млн рублей.

    Дагестан: силовики следят за салафитами, а не протестантами

    По словам политолога, обозревателя газеты "Черновик" Магомеда Магомедова, в Дагестане "во время правления Абдулатипова наблюдался небольшой всплеск активности РПЦ".

    "В Махачкале рядом со зданием правительства построили небольшой православный храм, а также заложили камень на месте строительства храма Александра Невского. Впрочем, это было единственное проявление активности РПЦ во всем регионе - далее влияние не пошло", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомедов.

    По наблюдению Магомедова, число прихожан в православных церквях в Дагестане не увеличилось, что говорит о слабой миссионерской деятельности. "Можно заключить, что влияние РПЦ осталось на том же уровне, что и пять лет назад", - сказал он.

    "О влиянии какой-либо религиозной организации можно судить только по двум признакам: рост приверженцев данной религии среди простого населения, или рост приверженцев данной религии среди политико-экономической элиты территории. Пока что ни того, ни другого мы в Дагестане не наблюдаем. Поэтому можно судить о некоей стабильности в миссионерской работе РПЦ в Дагестане", – добавил Магомедов.

    По его оценке, в Махачкале "проживают около 30 тысяч православных христиан, а протестантский приход исчисляется сотнями человек".

    Праздничный намаз в мечети Пятигорска. Источник: http://sevkav-online.ru/8204

    "В Махачкале и близлежащих городах насчитывается несколько сотен протестантов. Однако они в основном активны не в дагестанской столице, а в Кизлярском районе. Там же есть и протестантские богослужебные здания. В свою очередь дагестанские правоохранительные органы заняты салафитами и не обращают внимания на протестантов", - сказал Магомедов.

    Епархиальная статистика: прихожан не считают, но их стало больше

    За последние годы, в отличие от 1990-х и 2000-х годов, в православные храмы Дагестана стало ходить больше молодежи, заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель Махачкалинской епархии РПЦ, отец Виталий.

    Отец Виталий не стал озвучивать количество прихожан православной церкви в регионе, отметив, что подобную статистику в епархии не ведут. "Есть смешанные браки, есть те, кто регулярно ходит в церковь. А кто-то ходит только по большим праздникам", – сказал представитель епархии.

    Собрание баптистской церкви в Адыгее. Источник:  https://vk.com/titova53

    Как считает отец Виталий, решение о создании отдельной епархии в Дагестане, Чечне и Ингушетии "являлось мудрым". "Ведь чем ближе правящий архиерей к конкретному приходу, тем больше активизируется церковная жизнь", – считает отец Виталий.

    При этом, по его мнению, миссионерская активность протестантских организаций в Дагестане уменьшилась. 

    18 ноября 2016 года стало известно, что власти Махачкалы выделили один гектар земли в парковой зоне поселка Редукторный для строительства нового православного собора. 8 сентября Ленинский суд Махачкалы начал рассмотрение иска группы махачкалинцев, требующих запрета строительства. Суд отказался вынести решение о приостановке строительства храма.

    Северная Осетия: молодежь увлеклась западными церквями

    За последние пять лет РПЦ не усилила позиции в Северной Осетии, однако активизировались протестантские церкви - баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, считает востоковед, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИСГСИ) Эльбрус Сатцаев.

    "Протестанты хорошо организованы, они используют технологичные методы [миссионерской деятельности]. Они всегда готовы помочь в трудную минуту", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Сатцаев.

    Он также подчеркнул, что "после распада СССР в Северной Осетии наблюдалось ослабление религиозности населения". "Однако в последние пять лет наблюдается рост внимания к [религиозным] течениям", - сказал Сатцаев.

    Учитывая слабую активность РПЦ в республике, иным религиозным течениям было несложно завладеть вниманием молодежи, отметил эксперт.

    "В православной церкви народу стало мало. Молодежь в последние годы увлеклась западными церквями, которые сосредоточены во Владикавказе и работают очень активно... Их представители звонят на мобильные телефоны, шлют сообщения в мессенджерах, раздают буклеты", - сказал Сатцаев.

    На ситуацию в Северной Осетии влияет христианская Грузия

    При этом своей миссионерской деятельностью протестанты не наносят ущерб североосетинским мусульманам, подчеркнул Сатцаев. "Наоборот - исламские проповедники активны не меньше протестантских. В целом православные христиане теряют адептов и здесь, в Северной Осетии", - добавил он.

    Евангельские христиане баптисты собираются перед воскресной службой в Нальчике. Фото Луизы Оразаевой для "Кавказского узла"

    Сатцаев также заметил, что "пакет Яровой" на ситуацию с миссионерской деятельностью в Северной Осетии не повлиял.

    "Несколько снизилась публичная активность Свидетелей Иеговы*, в связи с запретом. Но подпольно деятельность ведется достаточно активно. При этом стоит заметить, что в республике почти полностью исчезли молокане (молокане – представители религиозной общины христиан, отрицающие иконы, святых, храмы, священников и всю церковную иерархию. - Прим. "Кавказского узла"). Представителей данного религиозного течения вообще не видно, хотя ранее группа была достаточно видной", - сказал Сатцаев.

    Свидетели Иеговы* не относят себя к протестантам, говорится в словаре "Что есть что в мировой политике", выпущенном издательством Высшей школы экономики. Свидетели Иеговы* принципиально расходятся с протестантами в доктринальных вопросах. Как утверждают Свидетели Иеговы* на своих информационных ресурсах, деятельность их организации связана не с протестом или реформами существующих церквей, а с просвещением.

    В свою очередь директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев заметил, что он "не видит особой разницы в активности протестантов в мусульманских и немусульманских районах Северной Осетии".

    "Есть разные случаи - и когда мусульмане переходят в протестантскую веру, и наоборот. Подчеркну, что ситуация в Северной Осетии отлична от Дагестана - рядом расположена христианская Грузия, что ощутимо. Здесь проводятся мероприятия, ориентированные на молодежь, захватывается активный класс", - сказал Гереев.

    По информации епископа евангелистско-баптистской церкви Малхаза Сонгулашвили, в Грузии насчитывается около 30-40 тысяч протестантов. Географически прихожане протестантских церквей проживают в разных регионах Грузии, как на востоке, так и на западе. Центром протестантизма является Тбилиси, небольшие общины есть в Рустави и Гори. А одно из направлений — протестантская церковь Святой Троицы, представлена только в Батуми, на Черноморском побережье, отмечается в материале издания JAM-news от 30 октября. В материале издания также подчеркивается, что "несмотря на более чем столетнюю историю, протестантским общинам в Грузии все еще приходится преодолевать не одну проблему, связанную с неприятием и отсутствием терпимости со стороны представителей доминирующей религии".

    При этом представитель пресс-службы Владикавказской и Аланской епархии счел некорректным вопрос о том, усилились ли за последние годы позиции РПЦ в регионе.

    "Мы не стремимся к усилению или ослаблению позиций, для нас важнее служение Церкви и Отечеству", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель пресс-службы Владикавказской и Аланской епархии.

    По его словам, в епархии не ведут статистику численности православных и протестантских общин в республике. При этом представитель епархии отметил, что "на миссионерскую деятельность "закон Яровой" не оказал никакого влияния". 

    "А мы в своей работе никогда не имели, не имеем и, надеюсь, не будем иметь претензий со стороны регулирующих органов", - сказал представитель епархии.

    Лютеране в католическом приходе

    В Северной Осетии история лютеранства, одного из наиболее старых протестантских течений в христианстве, началась со дня основания Владикавказской крепости в 1784 году, сказал руководитель немецкого национально-культурного общества "Возрождение" Роберт Айсверт.

    Здание бывшей кирхи во Владикавказе. Фото Эммы Марзоевой для "Кавказского узла"

    Он напомнил, что "очень много офицеров русской армии были по происхождению немцами". "На месте филармонии во Владикавказе раньше находился молельный дом, где проходили службы лютеранских общин. Когда город стал разрастаться, появились ремесленники, учителя, аптекари. В конце 19-го века во Владикавказе проживало свыше 500 немцев. Была многочисленная лютеранская община, на ее средства в 1909 году была заложена кирха, нынешняя филармония. А в 1911 году она была освящена первым пастором Эдуардом Аксимом", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Роберт Айсверт.

    По его словам, попечителями общины были наиболее состоятельные люди: адвокаты, аптекари, купцы немецкого происхождения. Помимо Владикавказа, немецкие общины в Северной Осетии были расположены в селе Михайловском и Эммаусе, ныне селении Раздзог.

    "Общее число немцев в республике в позднесоветское время составляло около 2,5 тысячи человек. А сейчас в Северной Осетии насчитывается около 850 человек. Очень много людей уехали, эмигрировали. В национально-культурном обществе немцев сегодня насчитывается не более 50 активных членов", - отметил Айсверт.

    Также он рассказал о том, что лютеранская община республики "не имеет своего религиозного помещения". Однако члены общины периодически собираются на богослужения в помещении католического прихода.

    Сейчас в здании бывшей лютеранской кирхи во Владикавказе находится филиал Мариинского театра. По его словам, около 15 лет назад члены общины "поднимали перед руководством республики вопрос о возможном возврате бывшей лютеранской кирхи". Однако в итоге здание было отдано под филиал Мариинского театра.

    "Надеемся, что в здании будет установлен орган. Возможно, нам удастся достичь договоренности с филиалом Мариинского театра, и хотя бы 1-2 раза в год проводить богослужения в зале бывшей лютеранской кирхи", - сказал Роберт Айсверт.

    Кабардино-Балкария: протестанты недовольны "законом Яровой"

    Председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Источник: https://www.flickr.com/photos/sf_press/15810848206/in/photolist-q69Jk9-hENwPF-q8eWH2

    Старейшая в Нальчике церковь евангельских христиан-баптистов, последователей одного из направлений протестантского христианства, расположена в Нальчике на улице 9 Января. Церковь имеет собственное здание – просторный частный дом.

    В 1999 году церковь прошла государственную регистрацию в установленном порядке. 29 октября на воскресную службу собрались более 50 человек. Всего церковь посещает около ста пятидесяти прихожан, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" пресвитер Александр Мечиев

    По его словам, с властями баптисты "живут в мире и без противостояния". При этом он признал, что после принятия властями "пакета Яровой" деятельность церкви "серьезно ограничили". В частности, ему как проповеднику уже не разрешается посещать места лишения свободы, ограничено распространение религиозной литературы – распространяемая литература должна быть со специальной маркировкой.

    Верующим, как заметил Мечиев, "запретили также посещать дома престарелых, вести социальное служение".

    Пресвитер церкви Христиан веры евангельской из города Прохладного Иван Черниголо сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что "в его небольшом приходе насчитывается около 40 прихожан". Церковь располагается у него дома.

    "Миссионерской деятельностью особо не занимаемся. Только при личном общении", - сказал Иван Черниголо, также заметив, что "количество прихожан за последние пять лет увеличилось всего на несколько процентов". Также он заметил, что "деятельности церкви никто не препятствует".

    Пастор российских Христиан веры евангельской (пятидесятников) Виталий Ридель рассказал, что "у него скорее не церковь, а домашняя группа из 20 человек". Помещение для проведения собраний взято в аренду.

    "Со стороны государства с притеснением я лично не сталкивался, но после принятия "пакета Яровой" приходится более тщательно следить за словом", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Виталий Ридель.

    Миссионерской деятельностью община не занимается, также утверждает Виталий Ридель. "О Христе рассказываем, только если заходит речь", - сказал Ридель.

    По данным управления Министерства юстиции по Кабардино-Балкарии, в республике зарегистрировано более 40 протестантских религиозных организаций, среди которых есть евангельские христиане-баптисты, католики, пятидесятники и другие. По числу зарегистрированных общин протестанты занимают второе место после мусульманских объединений, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представитель управления.

    500 лет Реформации и как протестантизм пришел на Кавказ

    В 2017 году исполняется 500 лет протестантской Реформации - широкого религиозного  и общественно-политическое движения, направленного на реформирование христианства в соответствии с Библией. Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои "95 тезисов", в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

    Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

    Заседание рейхстага, собранное новоизбранным императором Карлом V в 1521 году в Вормсе для исследование учений Мартина Лютера. Гравюра 1557 года. Общественное достояние

    Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике, сообщается в материале, размещенном на сайте проекта "500 лет Реформации".

    В рамках празднования 500-й годовщины Реформации в России проведены десятки мероприятий, в том числе одно во Владикавказе. В столице Северной Осетии в апреле 2017 года была проведена лекция "Реформация как значимое культурное явление", утверждает ресурс.

    Зарождение и распространение протестантизма на Северном Кавказе во второй половине XIX века происходило под четырьмя основными влияниями: миссионерской деятельности немецких колонистов новоменонитов, а затем и баптистов, Тифлисской баптистской общины, штундистов и баптистов переселенцев из Малороссии, а также состоятельных выходцев из таврических молокан, обратившихся в баптизм. Об этом говорится в докладе "Зарождение евангельско-баптистского движения на Северном Кавказе во второй половине XIX века", размещенном на сайте Северо-Кавказского библейского института.

    "В дальнейшем Союз баптистов на Северном Кавказе целенаправленно развивал миссионерскую работу. В результате чего баптизм стал еще более энергично распространяться на Кавказе", - отмечается в докладе.

    "Ряд источников отмечает определенное влияние на появление северокавказского баптизма проживающих на территории Северного Кавказа немецких колонистов… Но сразу стоит отметить, что, несмотря на проживание на Северном Кавказе немецких поселенцев, их влияние на северокавказский баптизм не играло такого значения, как это было в Малороссии. И главной причиной этому было то, что к началу проникновения баптизма на Северный Кавказ немцы уже не играли в его распространении ведущей роли, так как к этому времени баптисты смогли подготовить достаточное число русских проповедников", - подчеркивается в докладе.

    Протестанты с ярлыком "западных агентов"

    По данным кандидата философских наук, главы Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романа Лункина, протестанты составляют 18% от числа всех зарегистрированных религиозных объединений в России. При этом самым многочисленным направлением является пятидесятничество.

    По информации Минюста, в СКФО насчитывается 163 протестантских организаций, говорится в докладе Лункина "Российский протестантизм: евангельские христиане как новый социальный феномен".

    Вместе с тем в своем докладе Роман Лункин сослался на слова президента Евангельского христианского миссионерского союза, пастора церкви в Майкопе Александра Корнева. Пастор признал, что значительная часть протестантских общин – до двух третей, предпочитает "оставаться в тени, в качестве домашних групп, чтобы не усложнять себе жизнь".

    Религиовед также подчеркнул, что в региональном рейтинге распространения протестантизма одним из лидеров является Северная Осетия. "Примером активного развития церквей в российском обществе является успех национальной миссии евангельских церквей – протестанты представлены практически среди всех народов России", - утверждается в докладе Лункина.

    Миссионерский и социальный успех протестантизма сделал его последователей частью религиозной и в целом гражданской элиты постсоветского российского общества, также заметил религиовед.

    "Однако, даже став одной из элит общества, протестанты не перестали рассматриваться сквозь призму "сектантства", "западных агентов", "пятой колонны", которая исповедует западническую идеологию, западный рационализм, который чужд евразийскому восточному православному сознанию", - констатировал Лункин. 

    * 16 августа 2017 года организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и 395 входящих в ее структуру местных религиозных организаций включены Минюстом России в перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

    источник: корреспонденты «Кавказского узла»

    Примечания