Рамзан Кадыров и Игорь Сечин. Фото: Openrussia.s3.amazonaws.com

16 апреля 2017, 15:04

Экономисты объяснили позицию "Роснефти" по активам в Чечне интересами акционеров

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

"Роснефть" не может безвозмездно передать Чечне свои активы, так как, кроме государства, пакетами акций корпорации владеют и другие акционеры, пояснили экономисты. Аудиторы, которые оценили активы в 12,5 млрд рублей, в Чечню не приезжали и условия для добычи нефти там не оценивали, заявили в управлении по недропользованию региона.

Как писал "Кавказский узел", 12 апреля газета Financial Times сообщила, что между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и директором "Роснефти" Игорем Сечиным обострился конфликт по поводу нефтяных активов в Чечне, и в результате даже появилась версии о "чеченском следе" в петербургском теракте 3 апреля. Кадыров и Сечин в совместном заявлении опровергли эти сведения, пригрозив изданию судом.

"Роснефть" в Чечне контролирует предприятия "Чеченнефтехимпром" и "Грознефтегаз". В декабре 2015 года после обращения Рамзана Кадырова к Владимиру Путину правительство начало прорабатывать вопрос о передаче актива республике. "Роснефть" выставила сумму в 12,5 млрд рублей за 51% в "Грознефтегазе" и остальное свое имущество в регионе. 30 марта Кадыров выступил с критикой в адрес "Роснефти", заявив, что та выставила завышенную цену, однако в госкорпорации с этим не согласны. Представители "Роснефти" говорят, что снижение цены на активы не в интересах акционеров корпорации.

"Роснефть" - отнюдь не только государственная собственность

На первый взгляд, выставленные "Роснефтью" требования за активы в республике вызывают недоумение: если перекладываешь свои деньги из одного кармана в другой, то почему за это нужно платить? – говорит чеченский общественный деятель и бизнес-консультант Шамиль Бено.

"Правильным было бы и с юридической, и с этической точки зрения, что если передается актив госкомпании в пользование республики, то это должно происходить безвозмездно. Какая разница: государственные активы контролируются из Москвы или из Грозного? Все равно они принадлежат государству", – заявил он корреспонденту "Кавказского узла".

Однако проблема в том, что "Роснефть" – акционерная компания, и у нее имеются другие акционеры, кроме государства, пояснил Бено.

"Ведь имела место приватизация, после чего Путин кого-то даже орденами награждал за нее. Но я считаю, что это юридические нюансы, которые могли бы быть решены", – отметил он.

Возможности безвозмездной передачи активов "Роснефти" нет – именно потому, что это не чисто государственная компания, подтвердил старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов.

"Компания "Роснефть" – публичное акционерное общество (ПАО). Да, ее основным акционером (51% акций) является принадлежащая государству компания "Роснефтегаз", но почти по 20% акций принадлежат BP и QHG Shares Pte. Ltd., одна акция принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оставшиеся акции находятся в свободном обращении. И, конечно, бесплатно передавать активы на десятки миллиардов руководство компании не может. Иначе она нанесет ущерб другим акционерам и вынуждена будет отвечать за это в судах", – подчеркнул Чернышов.

В декабре 2016 года 19,5% акций "Роснефти" были проданы в рамках сделки со швейцарской сырьевой компании Glencore. Та в свою очередь объявила о создании для этого консорциума с "Катарским суверенным фондом" (Qatar Investment Authority). Однако конечным владельцем акций оказалась зарегистрированная в Сингапуре фирма QHG Shares Pte. Ltd. Сумма сделки составила 692 млрд рублей – это меньше, чем за активы хотело получить правительство, поэтому еще 18 млрд в бюджет доплатила другая госкорпорация –"Роснефтегаз". В апреле Путин наградил орденами Дружбы глав Glencore, банка Intesa Sanpaolo и катарского инвестфонда – за "большой вклад в укрепление сотрудничества с Россией", сообщает РБК.

Продажа активов по заниженной цене грозит снижением инвестиционной привлекательности Чечни

12,5 млрд рублей, в которые оценены чеченские активы "Роснефти", Шамиль Бено считает завышенной суммой.

"Как житель республики, я просто не вижу здесь признаков активов "Роснефти". Абсолютно не видно никакого позитивного влияния на экономику Чечни от самого присутствия "Роснефти" в республике, тем более основное руководство ее сидит в Москве. Ведь заводов перерабатывающих нет, кроме одного действующего цеха. Технологического оснащения, трубопроводов и прочего на такую сумму также вряд ли наберется. Если только сама лицензия на добычу нефти может стоить дорого – но она дается государством", – указал он.

Оценку нефтяных активов проводила американская аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC). По мнению Бено, необходимо было, чтобы "федеральное правительство и местные органы власти сели вместе и договорились бы о какой-нибудь разумной цене активов".

"Конечно, с учетом того, что у "Роснефти" есть и другие акционеры, кроме государства", – добавил эксперт.

Лицензию на нефтедобычу выдает только федеральное правительство, но по каждому месторождению существует отдельный пакет документов, который может стоить не менее 5% от доказанных запасов, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Михаил Чернышов. Скорее всего, заявленная "Роснефтью" цена активов близка к справедливой, считает он.

"Если бы речь шла о цене на нефть 100 долларов и выше, то цена была бы гораздо ниже реальной. Региональные особенности в Чечне таковы, что компания может стоит и рубль, и 12 млрд. Но если компанию купить за рубль, то и разговор о внешних инвестициях в республику нужно прекратить на долгие десятилетия", – добавил эксперт.

В том же случае, если Чечня купит активы по цене, близкой к предложению "Роснефти", республика получит "надежды на гарантии инвесторам в будущем", продолжил Чернышов.

"Но часто власти выбирают самые простые, очевидные и неправильные решения", – добавил экономист.

 Затраты "Роснефти" на проект нефтеперерабатывающего завода в Чечне, который пытались строить с 2010 года, составили 725 млн рублей. Рыночная цена чеченских активов составляет меньше заявленной корпорацией суммы – около 11,8 млрд рублей, сообщал со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, "Коммерсант".

Оценщики в Чечню не приезжали

В России вряд ли вообще кто-то проводил должным образом комплексную оценку нефтяных активов Чечни, считает руководитель управления по недропользованию Чечни Адам Висмурадов.

"При оценке активов, безусловно, нужно учитывать много факторов. Например, имеется ли соответствующая инфраструктура – наличие складов, нефтепроводов, подъездных дорог, ЛЭП и других необходимых коммуникаций. Немаловажно также учитывать изученность участков нефтедобычи – каковы остаточные нефтезапасы, какие были первоначально", – пояснил он.

Висмурадов привел в качестве примера аукционы на право пользования недрами, в том числе нефтедобычу, которые выигрывала та же "Роснефть".

"Там необходимо было знать, на каком уровне изученности тот или иной участок: осуществляется ли там поиск, разведка, оценка или уже эксплуатация. Разная изученность участков нефтедобычи имеет разную стоимость, то есть наиболее перспективные участки, которые подготовлены к промышленному освоению, где уже приступают к разработке и добыче, естественно, более дорогие", – подчеркнул эксперт.

Специалисты из PricewaterhouseCoopers проводили оценку активов "Роснефти" дистанционно, без выезда на место, продолжил он.

"Скорее всего, они пользовались аналитическим материалами самой "Роснефти", возможно, еще чем-то. Вероятно, при оценке активов "Роснефти" в Чечне учитывались и потенциальные потери от сдачи лицензии на добычу в республике", – заключил Висмурадов.

В интересах властей не допускать утечек сведений о конфликтах Кадырова

Нынешний спор между Кадыровым и Сечиным – одна из целого ряда конфликтных ситуаций между главой Чечни и главами госмонополий и федеральных ведомств, и далеко не всегда эти конфликты вообще всплывают наружу, отмечает старший научный сотрудник МГИМО, политолог Вадим Муханов.

"Есть не только конфликт руководства республики с "Роснефтью", но и, например, с "Газпромом" – Кадыров неоднократно говорил о несогласии по задолженности по оплате газа. Или, как пример, – спорная ситуация между Рамзаном Кадыровым и министром образования Васильевой по ношению платков, хиджабов в школах. Это была критика позиции федерального чиновника", – указал он.

По мнению политолога, вряд ли можно утверждать, что конфликты эти исчерпаны в одночасье.

"Претензии сохраняются с обеих сторон. Итог в пользу той или иной стороны пока не подведен", – считает Муханов.

Одновременно с этим сторонам приходится соблюдать положенные по их должностям формальности.

"Сечин, который входит в ближний круг руководства России, не может открыто конфликтовать с главой Чечни, который тоже входит в число доверенных лиц президента. Наличие совместного письма говорит о том, что есть интерес у высшего руководства страны локализовать, закрыть этот конфликт, договориться о каких-то правилах игры", – пояснил Муханов.

По его словам, для власти в современной России вообще традиционно все спорные моменты в отношениях не выставлять в публичное пространство.

"Информация в деталях недоступна, редко появляются отголоски конфликтов в информационном поле. Согласование же конфликтных ситуаций происходит на встречах и совещаниях за закрытыми дверями, и темы для обсуждения практически не бывает. Видим лишь верхушку айсберга, как в письме Кадырова и Сечина", – резюмировал Муханов. 

Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

24 апреля 2024, 01:30

24 апреля 2024, 01:06

  • Ростовские тюремные врачи пытаются убедить суд в ненадежности потерпевших

    Сотрудники ростовской туберкулезной больницы ФСИН, которые обжаловали приговор по делу о пытках пациентов, назвали недостоверными показания потерпевших, сославшись на их заболевания, сообщил адвокат Рустам Ханмурзаев. Диагнозы потерпевших не дают оснований для отмены решения суда, указал правозащитник Олег Сокуренко.

24 апреля 2024, 00:27

  • Утвержден приговор журналисту Авазу Зейналлы

    Апелляционный суд в Баку отказался изменить приговор руководителю "Хурал ТВ" Авазу Зейналлы и второму осужденному Эльнуру Шукюрову. Защита обоих обвиняемых намерена обжаловать решение в Верховном суде Азербайджана.

23 апреля 2024, 23:28

23 апреля 2024, 22:30

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей