Подсудимые по "Нардаранскому делу" назвали себя борцами против несправедливости
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На процессе по "Нардаранскому делу" 18 января продолжились заключительные выступления подсудимых. Все они отрицали вину, связали свое уголовное преследование с борьбой против несправедливости и бесправия, а также напомнили о применении к ним пыток после задержания, передает корреспондент "Кавказского узла".
Как информировал "Кавказский узел", процесс по "Нардаранскому делу" начался в Баку 3 августа 2016 года. На скамье подсудимых находятся лидер движения "Мусульманское единство" Талех Багирзаде и 17 его сторонников. Им вменяется организация беспорядков в Нардаране, которые начались после проведенной спецоперации 26 ноября 2015 года и завершились убийствами семи человек, в том числе двоих силовиков. Прокурор попросил суд приговорить Багирзаде к пожизненному сроку, а остальных подсудимых - к срокам от 10 до 20 лет лишения свободы. Адвокаты призвали суд оправдать их подзащитных. 12 января с заключительной речью начали выступать сами подсудимые, которые не признали вину, но отметили, что не боятся никакого наказания.
Азербайджанские правозащитники выразили уверенность, что фигуранты "Нардаранского дела" преследуются по политическим мотивам. Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа, которые освещает "Кавказский узел", собраны на специальной тематической странице "Преследование активистов". Также в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" подготовлена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
18 января в Бакинском суде по тяжким преступлениям были продолжены заключительные выступления подсудимых, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.
Первым слово были предоставлено Али Нуриеву. Он рассказал, что, по его мнению, силовики в ходе спецоперации в Нардаране действовали очень жестоко.
"Фараиль Буньядов (убитый во время спецоперации местных жителей. - Прим. "Кавказского узла") не получал огнестрельного ранения... Фараиля избивали дубинками и прикладом автомата... Его до смерти забили", - сказал Нуриев.
Он сказал, что после задержания подвергался пыткам, в адрес его семьи звучали угрозы причинения вреда. Нуриев отказался от всех признательных показаний, данных во время предварительного следствия.
Другой подсудимый Шамиль Абдулалиев сказал, что до сих пор носит в своем теле две пули, а передвигается, используя костыли. Он резко раскритиковал действия силовиков в Нардаране.
"Меня в больницу доставили жители Нардарана. Потом пришли... и вывели меня из реанимации и стали оказывать давление, чтобы мы подписали какие-то бумаги. Врач хотел извлечь из моего тела и тела Бахруза Аскерова (другой подсудимый по делу. - Прим. "Кавказского узла") пули, но... не дали ему это сделать", - рассказал Абдулалиев.
По его словам, в СИЗО он был помещен в холодный карцер, тогда как в тот период половина его тела была в гипсе, и без посторонней помощи он не мог передвигаться.
Абдулалиев отметил, что до ареста работал водителем в Государственном таможенном комитете.
Речь Абдулалиева о ситуации в стране в целом прервал судья Аловсат Аббасов, который указал, что подсудимый говорит не по существу дела, и объявил перерыв.
После перерыва судья больше не дал слова Абдулалиеву.
Далее выступил Аббас Тагизаде, который в своей речи заявил о фальсификации уголовного дела.
"Мне давали бумаги на подпись. Я не понимал, что это такое. Я не умею читать в латинской графике (азербайджанский алфавит с 2001 года перешел на латинскую графику. - Прим. "Кавказского узла"). Меня обманывали, что это экспертные заключения. Знал бы, не подписывал. Мы никого убивали. Мы - не террористы... Они вели съемки происходящего. Если бы суд был бы объективным, то затребовал бы и просмотрел бы эти записи", - сказал Тагизаде.
Подсудимый Расим Джебраилов сказал, что подсудимые по этому делу оказались за решеткой, потому что протестовали против коррупции, бесправия и нищеты.
"Узкий круг людей обогащается за счет коррупции. Большинство же населения в нищете. Даже в тюрьме вымогательства... В райцентрах строят парки, а на окраинах разруха, бездорожье. Говорят, что на строительство дороги в Нардаране дали 12 миллионов манатов (7 миллионов долларов). Нардаранцы живут на благодатной земле, им дали бы возможность, они сами стали бы зарабатывать. Но когда нет работы, нормального достатка, то людям и эта дорога не нужна. Что, они будут дорогу есть?" - сказал Джебраилов.
Он отметил, что не боится никакого наказания.
"Никакое наказание не заставит меня свернуть с правого пути за справедливость", - добавил подсудимый.
Подсудимый Закир Мустафаев также отверг обвинения.
"Все обвинение - ложь. Мы отнюдь не хотели смены конституционного строя. Мы - за светский строй, но при условии свободы для людей, обеспечения их прав. Ради воцарения в Азербайджане права, справедливости, демократии я готов идти не только в тюрьму, но и отдать жизнь", - сказал Мустафаев.
Он также рассказал о применении против него пыток после задержания.
"Меня сразу бросили в холодный карцер. Потом меня вывели в прогулочный двор в легкой одежде с утра и... в холодную декабрьскую погоду под дождем продержали до вечера. Я так замерз, что потом три дня не мог согреться у обогревателя", - сказал Мустафаев.
Он отметил, что у подсудимых не было оружия, а полицейских, как утверждает он, били сами силовики.
Следующее заседание назначено на 19 января. На нем ожидаются выступления с последним словом подсудимых Фуада Гахраманлы и Аббаса Гулиева.
Багирзаде надеется, что "Нардаранское дело" войдет в историю
Главный фигурант дела Талех Багирзаде выступил на предыдущем заседании 16 января.
Он поблагодарил активистов гражданского общества и СМИ за доведение до общества "правды о нардаранских событиях".
Багирзаде выразил мнение, что судебный процесс по "Нардаранскому делу" войдет в историю как "славная страница", а для правящего режима "это дело станет черным пятном"
"До того, как я попал в... я еще питал иллюзии, что эта власть когда-нибудь вынуждена будет пойти на реформы. Но после того, как увидел там всю эту порочность, я изменил свое мнение. Эта власть опирается только на силовые структуры. И все, что творят силовые структуры, – это лицо власти. Я прибыл... с мышлением реформатора, а вышел оттуда – "революционером". Но речь идет не о вооруженной революции, а о демократической революции", - приводит слова Багирзаде азербайджанская служба "Радио Свобода".
По его мнению, власть борется со всеми, кто не мирится с беззаконием.
"Власть предлагает дилемму: люди либо должны молчать и не сопротивляться творимому... беззаконию, либо они будут брошены в тюрьмы, подвергаться пыткам, истязаниям", - продолжил Багирзаде.
По его мнению, в Нардаране повторилась трагедия 1400-летней давности в Кербела.
"Кавказский узел" писал, что ранее Багирзаде проводил параллель событий в Нардаране с событиями VII века в городе Кербеле, в ходе которых в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников.
Причиной битвы под Кербелом послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I, которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя. Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама. В честь тех событий мусульмане-шииты 10 октября отмечают день Ашура, о котором рассказывается в статье "Мухаррам", опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".
"Они (силовики) в ботинках ходили по телам наших погибших братьев. Тела долго не отдавали родным для похорон. Во время операции они даже не придавали значения тому, что в доме есть женщины и дети. По женщинам стреляли из резиновых пуль", - сказал Багирзаде.
Адвокат Багирзаде и еще четверых подсудимых Ялчин Иманов, комментируя итоги судебного заседания корреспонденту "Кавказского узла", отметил, что "пытки и моральные страдания не сломили обвиняемых".
"Выступления обвиняемых показывают, что они не сломлены, даже в неравных условиях судебной состязательности выступают против несправедливости и произвола. Длительные тюремные сроки их не запугивают. Напротив, большинство из них готовы и к пожизненному заключению, которого прокурор попросил для Талеха Багирзаде", - сказал он.
В целом, по мнению защиты, обвинение на процессе полностью развалилось, отметил адвокат.
"И если приговор будет обвинительным, местная и международная общественность, а за процессом следили представители посольств западных государств, не поверят в то, что осужденные были какими-то религиозными радикалами и террористами", - считает адвокат.
Комментариями от представителей стороны обвинения "Кавказский узел" пока не располагает.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликована статья о поселке Нардаран и конфликтах местных жителей с властями.
источник: корреспондент "Кавказского узла"