Волгоградские активисты обвинили ОП региона в ограничении их деятельности
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Общественная палата Волгоградской области пытается ограничить работу гражданских активистов в регионе, заявили руководители местных общественных организаций. Общественный контроль необходим, но федеральный закон о нем нуждается в регламентации, считает представитель ОП региона.
6 октября гражданские активисты провели в Волгограде пресс-конференцию, в которой приняли участие директор информационного центра "Волгоград-Экопресс" Елена Васильева, руководитель "Регионального центра гражданских экологических инициатив" Ирина Глинянова, председатель Волгоградского регионального экологического центра Виктор Чапуркин, председатель реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников и председатель президиума волгоградской областной общественной организации "Ассоциация по защите прав потребителей" Юрий Гольдер. Поводом для мероприятия организаторы назвали обострение вопросов "о том, кто и как должен осуществлять общественный контроль в разных сферах жизни", передает корреспондент "Кавказского узла".
"Между властью и общественниками в Волгоградской области отсутствует диалог"
Как рассказала собравшимся руководитель "Регионального центра гражданских экологических инициатив", эксперт Общественной палаты РФ по общественному контролю Ирина Глинянова, 22-23 сентября в Волгограде прошел организованный Общественной палатой России "Форум активных граждан "Содружество". "Итоги дискуссионной площадки по технологиям и проведению общественного контроля были озвучены членами Общественной палаты РФ, - рассказала участница пресс-конференции. - Среди них — внедрение мер ответственности за воспрепятствование общественному контролю, разработка федерального и региональных процедур контроля, формирование региональной диалоговой площадки, связанной с общественным контролем в каждом субъекте. У нас таких площадок нет. Также среди итогов - создание рабочей группы по общественному контролю при региональных общественных палатах, пересмотр положения об аккредитации в Общественной палате Волгоградской области и упрощение порядка приема в указанную общественную палату".
По словам Глиняновой, на площадке форума "Общественный контроль" возник небольшой конфликт между представителями Общественной палаты Волгоградской области и волгоградскими активистами, в дискуссию вступили и эксперты Общественной палаты РФ.
"Причиной послужил мой доклад о тех гражданских активистах, которые постоянно присутствуют в волгоградских СМИ и которые на слуху у большинства волгоградцев, - рассказала она. - Это те активисты, которые занимаются, по моему мнению как эксперта, реальным общественным контролем. Они мониторят проблемные ситуации региона, обнародуют эти проблемы и пытаются их решать каждый на своем уровне. Всем известно, что работает большинство общественников исключительно по жалобам жителей и нарушениям прав граждан в разных сферах. А вот те общественники, у которых результат "ноль", наверное, просто псевдообщественники. На дискуссионной площадке было показано, что происходит у нас в регионе. Если общественник выявляет проблему, контролирующие органы власти абсолютно не обращают на это внимания по причинам, возможно, непрофессионализма, неинформированности, некомпетентности, а может быть, и коррупционной составляющей. Было приведено много примеров".
Если организация зарегистрирована в Минюсте и в ее уставе прописан общественный контроль, зачем еще какие-то аккредитации?
По словам Ирины Глиняновой, после ее доклада член совета Общественной палаты Волгоградской области, член научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, адвокат Светлана Казаченок предложила ограничить деятельность волгоградских активистов, заявив, что они используют контролирующие функции в личных корыстных целях.
"Между властью и общественниками в Волгоградской области отсутствует диалог, каждый общественник позиционирует себя сам в СМИ или где-то еще, власть не обладает этой информацией и не позиционирует общественников в СМИ, - отметила Глинянова. - Власть не оказывает помощь в предоставлении льготных помещений общественникам. Активные граждане не включены в общественные советы региона при исполнительной и законодательной власти. В регионе слабая грантовая политика, не известно, кому выдаются гранты и чьи интересы лоббирует власть. Волгоградская Общественная палата одна из немногих, которая обязывает зачем-то региональные общественные организации аккредитовываться в ней для осуществления общественного контроля. Если организация зарегистрирована в Минюсте и в ее уставе прописан общественный контроль, то зачем еще какие-то аккредитации? Общественная палата собирается подменить работу Минюста?".
"В регионе общественный контроль бьют по рукам"
Председатель Волгоградского регионального экологического центра Виктор Чапуркин в свою очередь раскритиковал работу созданного при облдуме Общественного экологического совета.
"Я считаю, что экологи должны работать на опережение, - отметил в ходе пресс-конференции Чапуркин. - Существовавший с 2002 года региональный экологический совет при облдуме сделал огромную работу. В этом году депутаты его закрыли. Это не случайно. Сейчас создан новый совет, который защищает бизнесменов. Мы столкнулись с тем, что депутатский корпус облдумы не ориентирован на работу с населением. Достоверную информацию об экологии мы не получаем — вот в чем основная проблема. То, что мы слышим официально, это, мягко говоря, не то, что происходит на самом деле".
В Волгограде наблюдается обострение между официальными и неофициальными общественниками
"Все свелось к тому, что сейчас существуют два экологических региональных совета — вновь созданный совет из депутатов и частично чиновников при облдуме и старый региональный экологический совет, который трансформировался в региональный экологический центр, - рассказала директор информационного центра "Волгоград-Экопресс" Елена Васильева. - Власти не оказывают содействия ни экологическим активистам, ни общественным экологическим объединениям. Более того, нас даже не включают в льготные программы, хотя мы являемся социально ориентированными организациями".
Председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Валерий Котельников заявил в ходе мероприятия, что в Волгограде наблюдаются обостренные отношения между официальными и неофициальными общественниками. "Я предпринимаю попытки попасть в общественный совет при комитете культуры, общественный совет по сохранению культурного наследия и аккредитоваться в Общественной палате, - отметил он. - Чтобы предлагать и делать, нужна площадка. То, что мы предлагаем в Facebook, прочитают несколько человек. Органы власти этого не услышат никогда. Для этого нужна официальная площадка. Безрезультатные попытки попасть в общественные советы и объединения для меня означают одно — что общественным контролем органы власти заниматься не хотят. И не хотят, чтобы кто-то еще поднимал острые темы".
По его словам, попытка войти в общественный совет при комитете культуры не увенчалась успехом. "Отказ был мотивирован тем, что все места в нем заняты. Хотя в положении о нем не регламентируется количество мест. Отказ в аккредитации в Общественной палате был устно аргументирован тем, что наша организация "слишком молода". Это при том, что ВООПИКу 50 лет. Я жду по этому поводу официальный ответ. При этом в положении об аккредитации общественных организаций при Общественной палате региона нет такого пункта".
Отказ в аккредитации был аргументирован тем, что организация "слишком молода". Это при том, что ей 50 лет
В Волгоградской области общественный контроль "бьют по рукам", заявил на пресс-конференции председатель президиума волгоградской областной общественной организации "Ассоциация по защите прав потребителей", член совета Союза потребителей России по ЮФО Юрий Гольдер. "У нас за 2014-2015 годы более 50 фактов воспрепятствования контролю, - отметил он. - Мы хотели бы, чтобы Общественная палата не указывала нам и фактически своими действиями не воспрепятствовала проведению общественного контроля, дискредитируя тем самым гражданских активистов. Мы хотели бы конструктивного сотрудничества".
"Вместо того чтобы содействовать развитию общественного контроля на территории Волгоградской области со стороны гражданских активистов и общественных организаций, из уст госпожи Казаченок прозвучало, что они стремятся его ограничить, регламентировать и им управлять, - заявила Елена Васильева корреспонденту "Кавказского узла". - Это абсолютно не понятно. Общественная палата хочет, чтобы активисты и общественные организации, которые хотят что-то проверить, проходили аккредитацию. У нас, как у общественной организации, есть разные формы контроля — мы делаем запросы, в частности. Получается, я, чтобы сделать запрос, должна пойти и аккредитоваться при Общественной палате. Это противоречит многим законам".
"Общественный контроль необходим, но нельзя доводить его до абсурда"
В свою очередь член совета Общественной палаты Волгоградской области, адвокат Светлана Казаченок высказала корреспонденту "Кавказского узла" мнение, что федеральный закон "Об основах общественного контроля" нуждается в регламентации.
"На данный момент законодательство об общественном контроле несовершенно и допускает проверки хоть каждый день разными представителями общественного контроля, - сказала она. - Мы выступаем за регламентацию общественного контроля, чтобы он не превратился в хаос. Мы выступаем с предложением внести соответствующие изменения. Любое новое законодательство предполагает, что те или иные его слабые места становятся известны в процессе правоприменительной практики. Общественная деятельность предполагает безвозмездность в первую очередь. Есть статья в законе "Об основах общественного контроля" - как только какой-то представитель общественного контроля получает какую-то выгоду, совсем не обязательно даже материальную, он по закону сразу перестает быть субъектом общественного контроля. Нет механизма и критериев, как это регулировать. Понятно, что общественный контроль необходим и нужен, это новый взгляд на многие вещи. Общественный контроль предполагает всестороннее исследование того или иного актуального явления и анализ его в интересах граждан. Это явление важное и нужное. Но всегда есть люди, которые ставят перед собой другие цели, прикрываясь общественным контролем".
Сегодня пришли одни с общественным контролем, завтра - другие, послезавтра - третьи. Бизнесом заниматься некогда
По словам Казаченок, в одном из районов области "сложилась сложная ситуация с малым бизнесом". "Сегодня пришли одни с общественным контролем, завтра - другие, послезавтра - третьи. Никто не отказывается быть открытым и гласным, но общественный контроль предполагает предоставление для него места, времени, документов, как минимум. И в это время невозможно заниматься бизнесом. Во всех странах мира именно малый и средний бизнес дает 60% дохода в бюджеты. Но как заниматься бизнесом, если к тебе чуть ли не каждый день ходят из общественного контроля? Должна быть регламентация. Даже налоговая не может прийти раньше, чем раз в три года, а общественники могут ходить хоть каждый день. Нельзя доводить ситуацию до абсурда", - заявила она.
Светлана Казаченок рассказала, что на данный момент существуют два закона - "О защите прав потребителей" и "Об основах общественного контроля", а также волгоградский закон "Об общественном контроле". "Они взаимосвязаны и не могут жить один без другого, - пояснила она. - Но должно быть регламентировано - когда общественники приходят, с какими вопросами. Мне кажется, это очевидно и целесообразно".
Ранее "Кавказский узел" писал, что участники конференции "Роль гражданского общества в развитии Волгоградской области", организованной "Правозащитным советом Волгограда" 29 июня, пришли к выводу, что зарождению в Волгоградской области сильного гражданского общества мешает отсутствие диалога общественных организаций с властями.
источник: корреспондент "Кавказского узла"