12 апреля 2015, 13:08
Волгоградские археологи заявили об уникальных находках в сарматских захоронениях
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Доклады об уникальных находках, обнаруженных в воинских захоронениях позднего Бронзового века и среднесарматского времени, представили на конференции в Волгограде юные археологи из клуба "Легенда".
XVI областная конференция юных археологов, историков и этнографов прошла 11 апреля в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ).
В работе конференции приняли участие 28 юных археологов и историков из Волгограда, Дубовки, Калача-на-Дону, Елани, из районных поселков Городище и Ляпичев.
Были представлены доклады, посвященные вооружению хазарских, половецких воинов, озвучены результаты исследования прочности золотоордынских кирпичей, юные этнографы рассказали о хозяйственной деятельности казаков Второго Донского округа, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
"Наиболее яркой находкой является ритуальный топорик"
Юные археологи, члены детского археологического клуба "Легенда" рассказали участникам конференции о результатах совместных археологических экспедиций ВГСПУ и клуба "Легенда" во время полевых сезонов 2013–2014 годов.
Волгоградские археологи заявили об уникальных находках в сарматских захоронениях. Волгоград, 11 апреля 2015 г. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Вячеслава Ященко
Особый интерес у юных археологов вызвал доклад ученика 10-го класса волгоградской школы №21, члена клуба "Легенда" Михаила Габриеляна. Он рассказал о погребении раннесрубного времени, раскопанного клубом "Легенда" у поселка Горьковский Волгоградской области в мае 2014 года.
Особенность этого погребения заключается в том, что оно не содержит тела умершего. Археологи называют такие погребения кенотафами. Курган, в котором был обнаружен кенотаф, включал в себя еще два захоронения савроматского и сарматского времени.
У северо-западной стенки кенотафа находились вещи отсутствующего покойника: четыре глиняных сосуда, крупный отщеп из диорита с темной полированной поверхностью. По предположению археологов, он был отколот от каменного топора или песта.
Возможно, отщеп покойный при жизни носил на груди в качестве оберега. Были также найдены три бронзовых ножа, кремневые наконечники стрел, костяные упоры для древков стрел, фрагменты деревянной миски, костяные кольца.
"Наиболее яркой находкой в погребении является каменный ритуальный полированный топорик бородинского типа. Находки таких изделий достаточно редки в памятниках поздней бронзы. Они являлись навершиями жезлов, скипетров, символических предметов. Костяные кольца, найденные рядом с топориком, скорее всего, имели к нему прямое отношение", - рассказал Михаил Габриелян.
По предположению докладчика, костяные кольца были нанизаны на деревянную рукоять жезла, украшая его.
Михаил Габриелян обратил внимание участников конференции на однолезвийный нож с прямой спинкой. Исследователи считают, что он был отлит как стандартный двухлезвийный нож, но брак – поломка одной стороны клинка – заставил мастера полностью ее сточить.
Интерес у археологов также вызвала полированная костяная трубочка. На одной стороне был прорезан ромб, который мог быть символическим знаком семьи или племени, к которым принадлежал покойный.
"Обычно такие трубчатые кости использовали женщины как футляры для костяных иголок. Но в этом кенотафе артефакт имел иное применение. Это было приспособление в горловине бурдюка для удобного сливания жидкости. Возможно, этот предмет мог быть и деталью музыкального инструмента", - высказал свои догадки профессор ВГСПУ, руководитель клуба "Легенда" Владислав Мамонтов.
Как предположили археологи, кенотаф является элитным погребением. Жезл с каменным топориком, объем работ, произведенных во время похорон, комплекс находок – все это, по мнению волгоградских ученых, говорит о том, что погребение могло быть посвящено вождю или жрецу.
Срубная археологическая культура была распространена в степях между Днепром и Уралом с XVIII по XII век до н.э. На ее основе позже сложились такие древнеиранские народы как скифы, савроматы, сарматы.
"Самым интересным артефактом оказался парадный пояс"
Не менее интересный доклад на конференции представил также одноклассник Михаила Габриеляна, член клуба "Легенда" Антон Шишкин. Он также рассказал об элитном захоронении сарматского богатыря (I–II века н.э.), обнаруженного в одном из курганов недалеко от села Первомайского Волгоградской области.
Сарматский воин 35-40 лет лежал на дне ямы, тщательно покрытом тонкими деревянными плахами и посыпанном мелом. Его сопровождали многочисленные предметы быта и воинской амуниции – глиняные горшки станковой работы, железный нож, полсотни наконечников стрел (черешковые, трехлопастные), большой двуручный железный меч длиной 1 метр с остатками деревянных ножен, обтянутых красной тонкой кожей.
Оселок из песчаника со сквозным отверстием для шнура был, вероятно, подвешен на поясной ремень. Парадная одежда сармата была покрыта фигурными золотыми штампованными нашивными бляшками.
Сарматы — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племен (IV в. до н.э. — IV в. н.э.), населявших степные районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Античные авторы выделяли различные сарматские группировки, имевшие свои названия и занимавшие в разное время лидирующее положение в кочевом мире: аорсы, сираки, роксоланы, языги, аланы.
"Особый интерес вызывает кожаный пояс на тазовых костях погребенного сармата. К нему крепилось множество предметов - серебряная округлая пряжка, две крупные и несколько мелких бронзовых каплевидных блях, бронзовый оконечник ремня, мелкие бронзовые и серебряные скобки, мелкие сферические бляшки, небольшое бронзовое кольцо, которое могло служить для подвески кинжала, который лежал у правого бедра погребенного. Среди вещей, сопровождавших воина в мир иной, была и раковина каури из Южных морей", - рассказал Антон Шишкин.
"Нашему сармату положили колчан, буквально набитый стрелами. По положению колчана можно сделать вывод, что воин носил его за спиной, хотя обычным была подвеска колчанов к крюку на поясе. Вероятно, колчан за спину крепился во время боевой обстановки, когда воин был буквально обвешан вооружением и средствами защиты. Длинный меч сармат носил на портупее через плечо", - сообщил о своих предположениях профессор Владислав Мамонтов.
Владислав Мамонтов также отметил, что самым ярким артефактом этого погребения был парадный пояс.
"Сверкающая бронза крупных блях, инкрустированных цветными вставками стекла, в сочетании с мелкими золотыми бляшками – все это производило неизгладимое впечатление на окружавших нашего воина соплеменников - вызывало зависть или предмет для подражания", - заметил Владислав Мамонтов.
Автор: Вячеслав Ященко источник: корреспондент "Кавказского узла"