Жительница села Блутан Ареги Мартиросян в своем саду. Нагорный Кабарах, Гадрутский район, 25 мая 2014 г. Фото Алвард Григорян для "Кавказского узла"

11 июня 2014, 09:29

Создание инфраструктуры в селах Нагорного Карабаха спасет их от исчезновения, уверены местные жители

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Села Блутан и Цахкаванк в Гадрутском районе Нагорного Карабаха находятся на грани исчезновения, заявляют жители Блутанской общины. По их мнению, спасти ситуацию может обустройство дороги, налаживание транспортной связи и восстановление школы. Власти района уверяют, что старожилы общины Блутан сами отказались от проекта развития, ссылаясь на желание жить в городских условиях.

В Блутанскую общину Гадрутского района входят села Блутан и Цахкаванк, расположенные в почти 15 километрах по внутренней горной дороге от районного центра Гадрут, на высоте 800 метров над уровнем моря. В ходе карабахской войны в начале 90-х годов прошлого века жители обоих сел вынуждены были покинуть свои дома. После освобождения сел, в 1994 году, некоторые семьи вернулись, увидев свои дома разрушенными и сожженными.

"Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему

В селе Блутан перед карабахской войной проживали почти 80 семей. На сегодня здесь живут 13 семей, состоящих из людей преклонного возраста. Четыре семьи – это вдовы пожилого возраста.

В селе Цахкаванк до карабахской войны проживали более 20 семей. На сегодня здесь проживает лишь одна семья – муж и жена, пенсионеры Владимир и Рая Саркисяны, а также фермер Саркис Саргсян, у которого небольшое животноводческое хозяйство.

В селах Блутан и Цахкаванк есть электричество, сотовая связь и спутниковое телевидение. Но дороги не благоустроены, отсутствует транспортная связь с другими населенными пунктами.

Села может спасти государственная программа, считают местные жители

"Первые годы после войны, когда несколько семей вернулись в село, государство помогло отремонтировать дома, построило несколько новых, но после, по неизвестным нам причинам, эти работы прекратились. Молодые начали покидать село из-за отсутствия работы. А когда несколько лет назад закрылась начальная школа, то молодых семей вовсе не осталось. Сказали, что школу закрыли по причине малочисленности детей – там учились три ребенка", - рассказала 78-летняя Грета Мелкумян.

Она уверена, что, "если правительство Нагорного Карабаха хотя бы обустроит автодорогу в Блутан, наладит транспортную связь, будет работать школа, то некоторые семьи захотят вернуться".

Мелкумян вспоминает, что "до войны в Блутане были школа, садик, большая библиотека, медпункт, клуб для мероприятий, почта, большие частные хозяйства, люди занимались животноводством, ковроделием, другими ремеслами".

Другая жительница  Блутана, 70–летняя Джуля Мелкумян считает, что молодое поколение требует современных условий для жизни, хочет работать и получать зарплату, потому ему хочется жить в городе.

"В селе надо день и ночь трудиться по хозяйству, возделывать огород, расчищать навоз, с трудом реализовывать продукцию, полученную в собственном хозяйстве, чтоб были деньги – я такой жизни для своих детей и внуков не желаю", - поделилась женщина.

80-летняя Арега Мелкумян живет одна в большом доме, сын и внуки редко навещают ее. "Я еще в состоянии вести хозяйство. У меня есть все - и домашняя скотина, и огород. Я даже помогаю своим детям, которые живут в городе. А им не стоит тратиться на поездки сюда в село. Есть сотовая связь, так что мы часто общаемся по телефону", - сказала она.

81-летний житель Цахкаванка Владимир Саркисян рассказал, что "после того, как карабахская война была приостановлена, его семья и еще четыре семьи вернулись в село, попытались заново восстановить свои хозяйства, была надежда, что другие семьи тоже приедут".

"Возможно, 20 лет назад власти пытались восстановить село, провели электричество, но вот помочь в восстановлении разрушенных домов власти не захотели, потому люди отказались заново поселиться здесь. Четыре семьи, что приехали с нами, уехали обратно жить в райцентр, а мы с женой остались. Я отстроил заново свой дом, живем здесь круглый год", - рассказал Владимир Саркисян.

По его мнению, он и его супруга останутся последними официальными жителями этого села.

"Жаль, что в свое время государство не помогло тем, кто хотел вернуться в родные места. А сейчас уже поздно что-то предпринимать. А ведь у нас благоприятные условия, чтоб заниматься животноводством", - говорит Владимир Саркисян.

При этом пенсионер не исключает, что если бы жители села не побоялись трудностей, приехали бы обратно в село, то власти позаботились бы, чтоб создать для них нормальные условия для проживания.

Сын Владимира Саркисяна Вачаган Саркисян - один из тех, кто после войны вернулся с семьей в Цахкаванк, жил здесь несколько лет. По его словам, восемь лет назад он вынужден был переехать в город Гадрут, так как детям надо было ходить в школу, которой в селе нет.

Рая Саркисян рассказала, что ее сын приезжает к ней каждые выходные или  раз в две недели, привозит необходимые продукты, внуки приезжают на каникулы.

Администрация: программа по развитию Блутанской общины приостановлена из-за малочисленности населения

Фермер Саркис Саргсян рассказал, что после войны он решил, что легче переехать в другой населенный пункт, чем восстанавливать разрушенный войной дом, что и сделали все жители Цахкаванка.

"Полностью восстановить село как большой населенный пункт, как было до начала войны, думаю, невозможно.  Для такого дела необходима государственная программа и большие затраты. Главное - дорога и новые дома, тогда, может, те, кто хочет заняться фермерством, переедут жить в Цахкаванк", - полагает Саркис Саргсян.

"В конце 90-х была разработана государственная программа по развитию сел Гадрутского района, пострадавших в ходе карабахской войны. В Блутанской общине было проведено электричество, налажена сотовая и телевизионная связь, отремонтированы несколько домов и построены новые. Но по причине малочисленности людей программа в этой общине была приостановлена", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" руководитель администрации Гадрутского района Валерий Геворгян.

По его словам, предполагалось обустроить дорогу, отремонтировать школу в селе Блутан, но сами жители отказались от ремонта школы.

Геворгян добавил, что село Цахкаванк можно считать опустевшим, но Блутан, если туда вернутся его жители, будет иметь перспективы развития, как и другие села района.

Гадрутский район с населением более 13 тысяч человек находится в юго-западной части республики. В районе, по данным администрации, более 40 населенных пунктов. Площадь сельскохозяйственных угодий - 107.743 га, площадь лесных угодий - 64049.77 га. Люди занимаются животноводством, земледелием, садоводством. Развитая отрасль экономики  - добыча гранитного камня, сообщает официальный сайт правительства.

Автор: Алвард Григорян источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

19 апреля 2024, 14:47

  • Прокуратура предложила освободить Нагавкина от наказания

    Волгоградскому правозащитнику Игорю Нагавкину следует смягчить приговор по делу о краже и освободить его от дальнейшего наказания в связи с истечением срока давности, заявила прокуратура. Защита намерена требовать не смягчения наказания, а оправдания Нагавкина, сообщил адвокат.

19 апреля 2024, 14:05

19 апреля 2024, 13:25

19 апреля 2024, 12:47

19 апреля 2024, 12:06

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей