Гилал Мамедов. Фото со страницы группы в поддержку Гилала Мамедова, https://www.facebook.com/groups/479785535366278/

03 июля 2013, 16:38

В суде Баку обвиняемый в хранении наркотиков Гилал Мамедов указал на нестыковки в показаниях свидетелей обвинения

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня в Бакинском суде по тяжким преступлениям, где рассматривается дело главного редактора газеты "Толыши садо" (Голос Талыша) Гилала Мамедова, были заслушаны показания свидетелей стороны обвинения. Выступили двое сотрудников главного управления по борьбе с  наркотиками МВД Азербайджана, которые подтвердили выявление у Мамедова при задержании наркотиков. В свою очередь обвиняемый выступил с ходатайством о повторном проведении комплексной судебно-медицинской экспертизы в связи с применением против него пыток.

Как сообщал "Кавказский узел", Гилал Мамедов был задержан в Баку 21 июня 2012 года. Он обвиняется в государственной измене, разжигании межнациональной розни и незаконном хранении наркотиков. Подсудимый сначала отказался от дачи показаний и призвал своих защитников участвовать в процессе формально ввиду его закрытости и непрозрачности. Однако впоследствии Мамедов стал участвовать в процессуальных действиях, задавая вопросы свидетелям и выдвигая ходатайства. Закрытая часть судебных слушаний завершилась 15 мая.

На процессе 22 мая Мамедов начал давать показания по обвинению в незаконном хранении и торговле наркотиками. Обвинение предъявлено по статье 234.4.3 (незаконные изготовление, производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств в крупном размере) УК Азербайджана. По утверждению следствия, пять граммов героина были найдены у активиста при задержании и еще 30 граммов - при обыске в его квартире.

29 мая Мамедов отверг предъявленное ему обвинение, а также передал журналистам заявление, в котором сообщил о нарушениях своих прав. 13 июня в суде были заслушаны свидетельские показания офицера полиции, участвовавшего в операции по задержанию Мамедова. Сам подсудимый, сославшись на материалы другого уголовного дела, обвинил офицеров полиции в покровительстве наркоторговцам и ходатайствовал об исключении их показаний из дела, однако суд отказал ему.

Гилал Мамедов - автор видеоролика "Ты кто такой? Давай, до свидания!", ставшего очень популярным в Интернете. В ролике талыши и бакинцы исполняют на свадьбе шуточно-сатирические куплеты в жанре "мейхана" под аккомпанемент дэфа. По мнению Мамедова, его арест незаконен и связан именно с распространением видеоролика, вызвавшего раздражение у властей, поскольку он привлек внимание к вопросам развития талышской культуры.

Суд заслушал показания полицейских Мусаева и Гусейнова и вновь отклонил ходатайства Гилала Мамедова

Заседание 3 июля началось с выступления свидетеля старшего оперуполномоченного главного управления по борьбе с наркотиками МВД, капитана полиции Джейхуна Мусаева. Он заявил, что обыск одежды Гилала Мамедова был проведен в управлении полиции, потому что тот отказался при задержании подчиниться требованиям полицейских, и они были "вынуждены" задержать его.

Гилал Мамедов, рассказывая об обстоятельствах своего задержания, отметил, что лица, задерживавшие его, были в гражданской одежде. Они без всяких объяснений схватили Мамедова и, избивая, поволокли в автомобиль, который также не имел опознавательных знаков принадлежности полиции.

Далее свидетель Мусаев заявил, что в задержании участвовали четыре сотрудника полиции.

При этом Мамедов напомнил, что коллега Мусаева Галиб Гумбатов на заседании 13 июня заявлял об участии в операции семерых сотрудников полиции.

"Я не знаю, что говорил Галиб, но я говорю, что нас было четверо", - подчеркнул Мусаев.

На вопрос адвоката Рамиза Мамедова, было ли официальное решение о формировании оперативной группы для задержания Гилала Мамедова, Мусаев сказал, что он не в курсе этого.

В связи с этим адвокат обратил внимание судьи на отсутствие в материалах дела такого документа.

Судья Азер Оруджев рекомендовал адвокату "задавать вопросы, а комментарии оставить на свое заключительное слово".

На другой вопрос адвоката, откуда были взяты понятые, Мусаев сказал, что "с улицы".

Адвокат при этом напомнил, что понятые должны привлекаться из числа беспристрастных людей и добавил, что в данном случае "одних и тех же понятых также повторно привлекли при обыске на съемной квартире Гилала Мамедова".

"Они (понятые) согласились, мы и взяли их с собой", - сказал свидетель Мусаев.

Ремарку адвоката Рамиза Мамедова о том, что в течение 22-25 июня 2012 года он несколько раз видел этих людей (понятых) в Низаминском районном управлении полиции, судья Оруджев прервал, заявив, что "адвокат не имеет права выступать как свидетель".

На вопрос, почему в протоколе о результатах обыска на съемной квартире Гилала Мамедова вместо указанных семи участников этого мероприятия стояли подписи только пяти, Мусаев заметил, что "наверное, остальные забыли подписаться". "Но в деле есть письменные показаниях всех участников процесса обыска", - добавил он.

Свидетель стал отрицать изъятие у Гилала Мамедова при задержании мобильного телефона. По его словам, мобильного телефона вовсе не было. На вопрос адвоката, почему в таком случае мобильный телефон оказался в списке доказательств, оперативник ответить затруднился.

Адвокат и сам Гилал Мамедов отметили, что распечатки от оператора мобильной связи доказывают, что мобильный телефон, в то время как Мамедов находился в полиции, был активен, и даже с него оперативники звонили домой Мамедову и говорили, что он "находится у врача". По словам Мамедова, наркотики ему подбросили, когда как раз вынимали из кармана его брюк мобильный телефон.

В ходе судебного заседания Мусаев и другой старший оперуполномоченный этого управления МВД Гасым Гусейнов отрицали применение силы в отношении Гилала Мамедова.

Ранее судебно-медицинская экспертиза подтвердила наличие у подсудимого раны на голени глубиной 5 мм. Но в заключении утверждалось, что она могла произойти "от задевания ноги задней двери автомобиля, куда сажали обвиняемого".

Мамедов заявил, что рана стала следствием ударов каблуками туфлей оперативников.

В ходе сегодняшнего заседания суда Гилал Мамедов ходатайствовал о проведении комплексной судебно-медицинской экспертизы и установлении происхождения раны, наличие которой у него ранее подтвердила судебно-медицинская экспертиза.

Мамедов заявил, что рана стала следствием ударов каблуками туфлей оперативников, и потребовал проведения комплексной судебно-медицинской экспертизы и установления происхождения раны, признания факта пыток, согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека. Также он вновь ходатайствовал о расследовании деятельности офицеров полиции Алескера Халафова и Галиба Гумбатова, участвовавших в его избиении и фигурирующих в другом уголовном деле как покровители наркодилеров.

После этого на процессе был объявлен перерыв.

В 15.00 по местному времени (14.00 мск), вернувшись в зал, судья объявил об отклонении ходатайств и назначил следующее судебное заседание на 11.00 10 июля. 

Рамиз Мамедов: мобильный телефон подсудимого является незаконно добытым доказательством

Вопрос с мобильным телефоном Гилала Мамедова очень серьезен, так как снятая с его памяти информация используется как доказательство против него, отмечает адвокат Рамиз Мамедов.

"Однако как сам мобильный телефон попал в список доказательств, не ясно. По крайней мере, его изъятие не оформлено. Более того, мобильный телефон незаконно использовался оперативниками. Это доказано распечатками с оператора мобильной связи. В то время как Гилал Мамедов находился в полиции, из другой комнаты с мобильного телефона Гилала Мамедова звонили к нему домой и говорили родным, что он у доктора. Таким способом полиция выигрывала время, чтобы родные не спохватились бы отсутствием долгое время Гилала Мамедова и не искали бы его. Поэтому мобильный телефон как незаконно добытое доказательство должен быть исключен из материалов уголовного дела", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Рамиз Мамедов в перерыве судебного заседания.

Он указал и на другое, на его взгляд, серьезное процессуальное нарушение.

"Еще без наличия каких-либо доказательств, в отсутствии официального решения о задержании на Гилала Мамедова были надеты наручники. Это унижающее человеческое достоинство действие и форма бесчеловечного обращения, которое запрещается  Европейской конвенцией по правам человека. Аргументы оперативников, что Гилал Мамедов не подчинился им, не состоятельны. Ведь они были в гражданской одежде, и откуда Мамедов мог знать, что это действительно сотрудники полиции", - отметил адвокат. 

По его словам, за Гилалом Мамедовым незаконно была установлена слежка. "Никакого письменного решения в материалах уголовного дела о проведении оперативно-разыскного мероприятия не было. Тем не менее, оперативники поджидали Гилала Мамедова, возвращающегося из больницы нефтяников у торгового центра "Сама". Этой дорогой Гилал пользовался крайне редко. Значит, за ним уже с утра была слежка", - сказал адвокат Мамедов.

Новрузова: из ответов офицеров полиции на вопросы защиты выясняется незнание ими норм закона

Мониторинг процесса проводит группа Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР). На просьбу прокомментировать судебное заседание сотрудница ИСБР Фаргана Новрузова констатировала нестыковки в показаниях свидетелей обвинения.

"Разные сотрудники полиции называют разное число оперативников, участвовавших в задержании Гилала Мамедова. Из ответов на вопросы обвиняемого и защиты выясняется также незнание офицерами полиции норм закона. Все свои действия они сводят к "целесообразности". Именно этим они объясняли проведение обыска на съемной квартире Гилала Мамедова без санкции суда, хотя это жилье было собственностью другого гражданина", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Фаргана Новрузова.

Она также отметила, что в затруднительных ситуациях офицеры полиции говорят, что не помнят деталей. "Судья также часто приходит на помощь свидетелям обвинения, снимая вопросы защиты под предлогом того, что они повторяются или не имеют отношения к делу. Государственный обвинитель также задает стандартные вопросы – "было ли физическое насилие против Гилала Мамедова при задержании?" - сказала правозащитница.

За процессом наряду с представителями местного гражданского общества наблюдали сотрудники миссии ЕС в Азербайджане, однако они воздержались от комментариев.

Пресс-служба Генеральной прокуратуры также не комментирует ход следствия.

Напомним, 24 мая Гилала Мамедова в СИЗО в поселке Кюрдаханы в ходе визита в Азербайджан посетил комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс. Он выразил сомнения в правдивости обвинений, предъявленных Мамедову. Ранее уголовное преследование Гилала Мамедова осудили Международная федерация за права человека и Всемирная организация против пыток, а также Международный фонд по защите лиц, отстаивающих права человека, Frontline Defenders.

Автор: Фаик Меджид источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

19 апреля 2024, 18:07

  • Военные эксперты в Баку назвали сроки вывода миротворцев

    Полный вывод российских миротворцев из Карабаха займет не менее нескольких месяцев с учетом необходимости демонтажа оборудования, и может завершиться летом или в начале осени, заявили опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" военные эксперты в Баку. Россия начала вывод миротворческого контингента с вывоза военной техники и личного состава, и к сегодняшнему дню из Карабаха могли уехать до 30% миротворцев, полагают они.

19 апреля 2024, 17:12

  • Армения согласилась передать четыре села Азербайджану

    Госкомиссии Азербайджана и Армении по делимитации границы договорились о согласовании границы двух стран на ее северном участке по линии на момент распада СССР, по итогам соглашений под контроль Азербайджана перейдут четыре села. Аппарат премьер-министра Армении подтвердил эту информацию, заявив, что территория села Гызылгаджилы и значительная часть территории села Ашагы-Аскипара и ранее находились под контролем Азербайджана.

19 апреля 2024, 16:16

  • Два военных из Дагестана убиты на Украине

    Абдула Абдуллаев и Руслан Магомедов убиты в военной операции на Украине, сообщила администрация Кизляра. С начала военной операции на Украине власти признали убитыми как минимум 819 бойцов из Дагестана.

19 апреля 2024, 15:37

  • Семья сообщила о голодовке Рубена Варданяна

    Бывший госминистр Нагорного Карабаха Рубен Варданян объявил 5 апреля голодовку с требованием немедленно освободить его и других армянских заключенных, удерживаемых в Баку, сообщила сегодня семья политика.

19 апреля 2024, 14:47

  • Прокуратура предложила освободить Нагавкина от наказания

    Волгоградскому правозащитнику Игорю Нагавкину следует смягчить приговор по делу о краже и освободить его от дальнейшего наказания в связи с истечением срока давности, заявила прокуратура. Защита намерена требовать не смягчения наказания, а оправдания Нагавкина, сообщил адвокат.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей