Европейский суд вынес решение по делу о похищенном жителе Дагестана
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Европейский суд по правам человека вынес решение по делу «Умаровы против России». Суд признал, что российские власти нарушили статью 2 (право на жизнь), статью 3 (бесчеловечное или унижающее достоинство обращение), статью 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и статью 13 (право на эффективные средства правовой защиты) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сообщает Правозащитный центр «Мемориал».
Заявителями по делу выступали отец и сестра похищенного и предположительно погибшего Рамазана Умарова, 1974 г. р. Их интересы представляли юристы Правозащитного центра «Мемориал» (Москва) и Европейского центра по защите прав человека (EHRAC, Лондон). Решение по делу суд вынес 12 июня.
Рамазан Умаров был задержан неустановленными сотрудниками правоохранительных органов 28 апреля 2007 года в своей квартире на улице Салаватова в Махачкале. Вместе с ним были задержаны двое других мужчин - М. Раджабов и С. Султанбеков, после чего все трое были доставлены в ОБОП при МВД РД.
Впоследствии Раджабову и Султанбекову были предъявлены обвинения в незаконном хранении оружия, но в суде прокурор отказался от обвинения.
Что касается Умарова, то он бесследно пропал. В течение нескольких недель Умаровы пытались установить местонахождение Рамазана, встречались с людьми, якобы имевшими какую-то информацию о нем, но безрезультатно.
Как говорится в материалах «Мемориала», 9 мая 2007 года в 21.10 на мобильный телефон отца похищенного Рамазана Умарова, Жамала Умарова, позвонила незнакомая женщина, которая сообщила, что его сын находится у них, и предложила отцу приехать. Когда отец попросил звонившую представиться и сказал, что не доверяет ей, трубку передали Рамазану, который очень слабым голосом на аварском языке сказал, что он в тяжелом состоянии и не знает, где он. Затем звонившая объяснила, что Рамазан находится в медсанчасти какой-то колонии, и сказала, чтобы отец приехал за ним в г. Гудермес Чеченской Республики, оттуда она обещала отвезти его к сыну.
Позднее Жамалу Умарову позвонил неизвестный мужчина и сказал, что утром ему нужно приехать в Гудермес. Когда Умаровы объяснили, что утром в Гудермес они приехать не смогут, телефон неизвестного отключился.
10 мая 2007 года утром отец и дочь Умаровы снова связывались с неизвестными, но договориться о встрече им так и не удалось. Умаровым предлагали встретиться то в Гудермесе, то в Шали, то в Хасавюрте; отец поехал в Гудермес, но так и не смог найти неизвестных людей.
Из заявления Жамала Умарова следует, что Рамазан Умаров ранее задерживался сотрудниками силовых структур.
25 августа 2005 года в 21.00 на автостоянке он был задержан сотрудниками Кировского РОВД. На него надели маску, ударили прикладом автомата и забрали в Кировский РОВД, подкинув пистолет и три патрона. После этого Рамазана три месяца держали в ИВС, избивали, пытали, требуя признаний в несовершенных преступлениях. Начальник Кировского РОВД Ахмед Баталиев лично угрожал Умарову, обещая посадить его на 20 лет или отправить в Чечню,заявляет Жамал Умаров.
Через год на заседании суда Рамазан был полностью оправдан по семи статьям УК РФ, связанным с незаконной вооруженной деятельностью. Шесть месяцев спустя, Верховный суд оставил приговор в силе. Однако Умарову продолжали поступать угрозы от сотрудников Кировского РОВД, недовольных таким исходом дела.
Отец Умарова утверждает, что Баталиев лично угрожал, что упрячет его сына в тюрьму. Умаров не жил дома, опасаясь преследований силовиков.
В ответ на запрос Народного Собрания РД по факту похищения Умарова и.о. начальника управления по надзору за расследованием преступлений прокуратуры РД Г.М. Ханамиров подтверждает, что 28 апреля 2007 года Р.Ж. Умаров был задержан «неустановленными следствием сотрудниками правоохранительных органов республики и доставлен в здание ОБОП при МВД РД».
По факту похищения Умарова было возбуждено уголовное дело по ст. 126 ч. 2.п «а» УК РФ.
Расследование дела приостанавливалось шесть раз. В течение семи месяцев не было достигнуто никаких результатов. От Рамазана вестей не было.
18 декабря 2007 года Умаровы обратились в Европейский суд.
Правительство РФ утверждало, что в ходе расследования не удалось установить факт гибели Рамазана, также не нашла подтверждений информация, что к его исчезновению причастны сотрудники правоохранительных органов. Кроме того, по мнению правительства, официальное расследование было проведено эффективно.
Суд посчитал, что отсутствие Рамазана Умарова около четырех лет с момента задержания является достаточным доказательством его гибели, что в свою очередь является нарушением его права на жизнь (статья 2 Конвенции).
К тому же суд указал на многочисленные недостатки в действиях следственных органов. Например, «следователи не провели осмотр места преступления, не проверили журналы регистрации задержанных в правоохранительных органах, куда он якобы был доставлен». Кроме того, расследование приостанавливалось шесть раз, из-за этого, по мнению суда, следователям было крайне затруднительно выявить и привлечь к ответственности виновных.
В связи с этим суд установил нарушение статьи 2 Конвенции в ее процессуальной части. Суд посчитал, что российское правительство нарушило в отношении заявителей статью 3 (бесчеловечное или унижающее достоинство обращение) Конвенции, так как заявители, ничего не зная о судьбе Рамазана в течение четырех лет, сильно страдали. Следственные органы не проводили эффективного расследования его исчезновения, что усугубляло страдания Умаровых.
Суд заключил, что власти должны были более тщательно и оперативно расследовать дело о похищении Умарова и что его незаконное задержание является нарушением права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в статье 5 Конвенции. Также суд отметил, что заявителям не были обеспечены эффективные средства правовой защиты, что является нарушением статьи 13 Конвенции.
Как сообщает «Мемориал», суд обязал власти России выплатить заявителям справедливую компенсацию.
Россия должна выплатить 60 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда и 1260 евро в качестве компенсации судебных расходов, сказано на сайте суда.
Напомним, в июне 2008 года председатель дагестанской региональной общественной организации "Матери Дагестана за права человека" Светлана Исаева пожаловалась прокурору Дагестана на то, что следователи не проверяют сведения о местонахождении похищенных в республике людей, в том числе и Рамазана Умарова.
Отметим, что случаи похищений людей, в причастности к которым жители Дагестана подозревают сотрудников силовых структур, продолжают происходить в регионе. "Кавказский узел" ранее писал, что 3 мая в Дагестане вооруженные люди в неизвестном направлении увезли 31-летнего жителя Дербента Джавара Ханмагомедова, сообщила его жена Зарема Балабекова. 2 мая жительница селения Зубутли-Миатли Кизилюртовского района Зухра Мутаева заявила, что ее муж, 36-летний Камиль Мутаев, был увезен в неизвестном направлении вооруженными людьми. Они были в камуфляжной форме и масках.
Для России, состоящей в Совете Европы, решения ЕСПЧ обязательны к исполнению. Тем не менее правозащитники критикуют Москву за игнорирование решений суда. В частности, о проблемах с исполнением в России постановлений суда в сентябре 2009 года заявила международная правозащитная организация Human Rights Watch, подчеркивая, что из рассмотренных ей 33 дел по заявлениям жителей Чечни, на тот момент ни одно не завершилось привлечением виновных к ответственности.
источник: корреспондент "Кавказского узла"