12 апреля 2007, 09:28

Муфтий Адыгеи против участия репатриантов в религиозной деятельности

"Адыги-репатрианты не должны быть служителями религии в Адыгее и занимать посты имамов", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" муфтий Адыгеи и Краснодарского края Нурбий Емиж. "У них другой менталитет, они привыкли к совершенно другому подходу к религии в мусульманских странах, в которых ранее проживали. А нам нельзя забывать, что мы живём не в исламском государстве и в первую очередь должны выполнять законы нашей страны",- сказал он.

В начале 90-х, были сняты запреты на религию, и каждый получил право свободного вероисповедания. Почти одновременно с этим был поднят "железный занавес", отделявший россиян от других стран и некоторые представители адыгской диаспоры получили возможность возвращения на родину.

Первые два муфтия в республике были назначены на этот пост из числа репатриантов. (В последующем практика назначения репатриантов на должность муфтия была прекращена, но со времён восстановления в республике института муфтиев до сегодняшнего дня на этот пост так и не был ни разу назначен человек с религиозным образованием). Имамом Майкопской соборной мечети также до последнего времени был репатриант из Сирии.

Со временем среди репатриантов и соотечественников прибывавших из-за рубежа, оказались люди и с высшим религиозным образованием, которые также занимались религиозной деятельностью при ДУМ Адыгеи и Краснодарского края.

Позже практически все они были вынуждены оставить свои посты, а вместе с ними и свою историческую родину и вернуться обратно заграницу.

Один из репатриантов с высшим религиозным образованием Рамадан Цей был единственным в истории Адыгеи, кто был официально депортирован из республики якобы "по причине нарушения правил паспортно-визовой службы".

Как сообщал Коммерсант-Ростов-на-Дону, 34-летний уроженец косовского села Донье Становце Рамадан Цей в числе большой группы адыгов прибыл в Майкоп в 1999 году, воспользовавшись приглашением правительств РФ и Республики Адыгея. В соответствии с Постановлением российского правительства "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из автономного края Косово (Союзная Республика Югославия) в Республику Адыгея" от 3.07.98 и нескольких постановлений Кабинета министров Адыгеи, а также республиканским законом "О репатриантах", принятым в 1997 году. Цей наравне с другими переселенцами получил официальный статус репатрианта, который гарантировал вернувшимся на историческую родину, откуда адыги были изгнаны на чужбину в результате Кавказской войны 19 века, безусловное предоставление жилья, работы и прочие социальные и материальные льготы. Под широко разрекламированную акцию переселения косовских адыгов выделялись федеральные средства, был создан Международный фонд.

В декабре 1999 года Рамадан Цей получил вид на жительство и был зарегистрирован в Майкопе в "Центре адаптации репатриантов". Тогда же он подал документы о предоставлении ему гражданства Российской Федерации. Но по истечении срока действия вида на жительство в июле 2003 года отдел паспортно-визовой службы (ОПВС) МВД Республики Адыгея отказал в его продлении и предложил Рамадану Цею в 15-дневный срок покинуть территорию России. Одним из оснований аннулирования вида на жительство было приведено письмо руководства Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края секретарю Совета безопасности при президенте Адыгеи и руководству ОПВС.

В письме муфтий обвинял Рамадана Цея в "экстремистской деятельности, направленной на провоцирование раскола и противостояние мусульманской общины, сообщает "Коммерсант". Рамадан Цей обратился с жалобой в Майкопский городской суд, который, отвергнув обвинения руководства ДУМ в адрес Цея за неимением доказательств, признала законными действия работников ОПСВ. Отдел паспортно-визовой службы в свою очередь мотивировал своё решение статьями нового федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации": у гражданина Югославии нет собственного жилья и средств к существованию. Хотя и тем и этим репатриантов должно было обеспечить правительство Адыгеи. К тому же он был не единственным из группы репатриантов, который не получил жилья и не нашёл подходящей работы.

В итоге, в мае 2004 года Рамадан Цей был депортирован из России после предварительного 17-дневного заключения.

В поддержку Цея в Майкопе был проведён митинг, было сделано обращение за подписями двухсот человек к президенту России Владимиру Путину и президенту Адыгеи Хазрету Совмену. Дело прошло все инстанции российского суда и сейчас находится на рассмотрении в Европейском суде.
 
"В последнее время Емиж стал открыто заявлять, что репатриантам нельзя заниматься религиозными делами в Адыгее, быть служителями религии, - сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Рамадан Цей, - Такое заявление является противоправным. Оно противоречит и российскому законодательству, и нормам ислама, и общечеловеческим нормам.

По российским законам адыги, живущие за рубежом, вправе вернуться на свою историческую родину и заниматься любой деятельностью, не являющейся противоправной. Если у репатрианта религиозное образование, то где он ещё может найти себе применение, как ни в области религии? Но Емиж не может с этим согласиться. Почему? Потому что кто бы из репатриантов не пришёл служителем религии, он будет знать больше чем Емиж о религии. На фоне них, имеющих религиозное образование, он будет выглядеть неприглядно".

Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (Москва), кандидат исторических наук, член Союза журналистов РФ в статье "Вернуться на Кавказ", опубликованной в гуманитарном журнале "Апология" сказал:

"Среди лидеров ДУМ на Кавказе есть представители таких замечательных профессий, как скотник, водитель-дальнобойщик. Вы понимаете, что подобного рода профессии не очень располагают к богословию, к богословским спорам. Поэтому люди, которые представляют обновленческий ислам, переигрывали даже в богословской аргументации..."

"Уместно напомнить также, - говорит Цей, - что у истоков возрождения Ислама в Адыгее стояли именно адыги-репатрианты, вернувшиеся будь то из Израиля, Иордании, Сирии, Турции или других стран. И Емиж в начале своей деятельности активно сотрудничал с ними и не без пользы для себя.

В своё время он, будучи по официальному статусу заместителем муфтия Адыгеи, но, обладая куда большими полномочиями, предлагал и мне пост муфтия. Но, поняв своевременно, что я под его указкой не буду действовать, затем отказался от своих предложений. Все изменилось после того, как один из моих друзей, бывший тогда председателем ревизионной комиссии Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края (ДУМ РА и КК), на одном из заседаний организации в отчетном докладе указал на нецелевое расходование средств, выделенных на строительство соборной мечети в г. Майкопе. Руководство ДУМ РА и КК тут же избавилось от председателя ревизионной комиссии и обратило свой гнев на меня.

Я муфтием не хотел и не собирался быть. Но Емиж думал, видимо, что я самая подходящая кандидатура на этот пост - имею высшее религиозное образование, молод, и мною можно управлять вдоволь, поставив на службу своим интересам. Когда он понял, что это у него не получится, то быстро отступил. Более того, он с помощью своих людей исключил меня из Совета Духовного управления мусульман, в состав которого я был ранее включен.

Не удовлетворившись и этим, он написал от имени ДУМ по моему поводу клеветническое письмо секретарю Совета безопасности при президенте Адыгеи и руководителю Паспортно-визовой службы. Дело усугублялось тем, что все это произошло к сроку, когда мне должны были предоставить российское гражданство", - рассказал Рамадан Цей.

"ДУМ, привязанные к государственной власти, оказались плохими богословами, никудышными спорщиками, никудышными защитниками догматов и положений, - говорит Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа. - Они привыкли жить за счет государства. При всей условности аналогий, ДУМ играли и играют ту же роль, что институты РПЦ. Давайте мы будем брать ваши деньги, а вы будете выполнять наш заказ по борьбе с какими-то сектантами, которые бросают нам вызов".

IslamNews Ru сообщает: "К сожалению, на всем постсоветском пространстве в багаже властей предержащих не оказалось ничего другого, чем советские образцы руководства через духовные управления с одновременным устранением любых побочных явлений. Востребованной стала и старая идеологема: религиозными лидерами мусульман должны быть исключительно "удобные" люди. Но "удобные" люди снова принялись активно решать свои личные проблемы, спекулируя на государственных интересах".

Автор: Асия Салямова, корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram. Номер для Телеграм +49 1577 2317856.
Лента новостей
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

25 мая 2022, 13:49

25 мая 2022, 13:43

25 мая 2022, 12:53

25 мая 2022, 12:43

  • Протестующие перекрыли улицы в центре Еревана

    Сторонники оппозиции заблокировали в центре Еревана проспекты Маштоца и Баграмяна, требуя от властей Армении объяснений по вопросу о статусе Нагорного Карабаха. К месту акции протеста прибыли дополнительные силы полиции.

25 мая 2022, 12:19

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей