05 апреля 2007, 03:03

Выходцы из Чечни обвиняют полицию в причастности к погромам в Казахстане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

К организации погрома чеченцев в Алма-атинской области Казахстана был причастен сотрудник полиции. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" заявил член семьи, подвергшейся 18 марта нападению в казахстанском селе Казатком, Руслан Махмаханов. Также, по его словам, полицейские не разрешали врачам оказывать медпомощь троим братьям Махмахановым, умирающим от ранений.

По телефону из Казахстана Руслан Махмаханов рассказал то, что ему известно об унесших пять человеческих жизней трагических событиях под Алма-атой. По его словам, все началось с того, что примерно 7 марта в селении Казатком Енбекшиказахского района Алма-атинской области Казахстана подрались двое молодых местных жителей - казах и чеченец.

"Они были друзьями и вместе выпивали, - рассказывает Руслан Махмаханов. - Затем в драке казах побил чеченца. Пострадавший вернулся с родственниками, и уже группа чеченцев побила казаха. Тот, видимо, пожаловался своим друзьям и родным. Буквально на следующий день, числа 8-го марта, в расположенном в восьми километрах от Казаткома поселке Маловодном собрался митинг. На митинге было 70-80 казахов. Как рассказывают очевидцы, для переговоров туда приехал дядя чеченца, который участвовал в драке, и еще один чеченец. И там стали спрашивать: "Почему нет Махмаханова?". Они говорят: "А почему здесь должен быть Махмаханов?" Тогда конфликт удалось уладить и все мирно разошлись".

Стоит отметить, что Махмахановы довольно известны и имеют влияние в регионе. Глава семейства, 75-летний Эльса Махмаханов, живет в Казахстане с женой уже 44 года и прославился успехами в овцеводстве, имеет 15 детей, которые родились и выросли в Казахстане. "Отец - заслуженный чабан республики, известный в области еще с советских времен. У него большое крестьянское хозяйство: более тысячи баранов, более 150 голов крупного рогатого скота, сто лошадей", - говорит сын Эльсы Махмаханова Руслан. Многие члены семьи Махмахановых имеют свой бизнес как в Казахстане, так и за рубежом.

"Буквально через неделю, вечером 17-го марта, - продолжает повествование Руслан, - когда я находился в Калининграде, в бильярдной поселка Маловодное избили моего двоюродного брата Магомеда, 19-ти лет. Четверо или пятеро (видимо, они были казахами) его избили, подробностей я не знаю. Работница бара этой бильярдной позвонила моему младшему брату Тахиру в Казатком, разбудила и сообщила, что избили его родственника. Брат туда приехал, Магомед без сознания лежал. Тахиру 35 лет, он мастер спорта по вольной борьбе, но драку он не стал устраивать: Магомеда поднял, начал его в машину сажать, чтобы отвезти в больницу".

Однако, как рассказывает Руслан Махмаханов, обидчики Магомеда не успокоились и стали кидать в машину Тахира камни. "Он, когда трогался, слегка задел одного нападавшего. Тахир его не сбивал, и не стрелял в него, как пишут. Этот якобы сбитый человек следом за братьями приехал в больницу и извинения у Тахира попросил. Они помирились и брат, оставив Магомеда в больнице, спокойно уехал домой", - пояснил Руслан.

"Но, как оказалось, это было только началом, - говорит Руслан Махмаханов. -По выходным в доме родителей в Казаткоме постоянно находились наши дети. И вот, на следующий день, в воскресенье, 18 марта, там было 14 или 15 детей. Примерно в 15 часов дети играли на поле в футбол, как мой сын рассказывает. Тут появился Тахир и велел всем бежать в дом. В это время к нашей усадьбе подъехало много машин. В доме, кроме детей, находились мой старший брат Хаджимурат, который работал в Верховном суде республики - он только приехал и собирался в отпуск в Арабские эмираты с семьей отправиться в этот день. Мама спала на диване. В то утро из Лондона прилетел брат Амир. Он три года в Англии учился,  даже в Алма-Ате к брату не заехал, сразу направился к отцу и матери в Казатком. И был еще один мой брат Наджмутдин, генеральный директор строительной компании - он приехал из Калининграда на несколько дней".


"Родные с детьми закрылись дома. Амир в это время сел с женой и ребенком в машину, чтобы ехать в аэропорт, у них были на вечер билеты до Москвы. Только собирался трогаться, как во двор ворвалась толпа. Впереди были люди в форме работников полиции. Толпа была не менее трехсот человек. Одних машин, на которых они приехали было не менее ста. Возбужденные люди (на вид - казахи) с ходу стали кидать бутылки с зажигательной смесью. Увидев полицейских, старший брат вышел им навстречу поговорить, но нападавшие стали бросать в него камни и бить прутьями. Он вернулся, схватил помповое охотничье ружье, другой достал двустволку. Дети и другие члены семьи из нового деревянного дома убежали в соседний - каменный, с решетками - и там закрылись", - свидетельствует со слов родственников  Р.Махмаханов.

Нападавшие тем временем, по словам Руслана, облили бензином и подожгли оба дома. Также погромщики закинули газовый баллон в горящую машину, но он не взорвался. "Газеты пишут, что ни старика, ни женщин, ни детей не тронули. На самом деле, их спас только Всевышний", - говорит Руслан, который считает чудом то, что большей части его семьи удалось выжить.

"Братья стреляли сначала в воздух и под ноги, но когда злоумышленники уже начали вырывать решетки в доме с детьми - открыли огонь по людям (ими было застрелено на смерть два человека - примечание "Кавказского узла). У братьев было всего 10-15 патронов, и больше половины они выпустили в воздух и под ноги, - утверждает Р.Махмаханов. - Затем они побежали в поле, в сторону от дома, уводя за собой толпу, чтобы женщин и детей не сожгли. Где-то километра два в поле они убежали. Разъяренная толпа беглецов все же настигла их и добивала. Когда кончили бить, они еще дышали. Их закинули в багажник, привезли в село Маловодное и разбросали в разных местах на улице".

"Когда сообщили другим братьям моим, которые были в городе, они на большой скорости поехали в Маловодное. Один рассказал, что когда приехал в центр поселка, то увидел лежащий, можно сказать, кусок мяса - до такой степени было изуродовано тело. Остановился, подумал, сбили человека. Рядом стоял работник дорожной полиции, который сообщил, что кто-то привез этого человека в багажнике и выкинул. Брат по кускам одежды опознал Хаджимурата и отвез его в больницу в Маловодном. Потом второго нашли. Третьего, машина скорой помощи привезла", - пересказывает Руслан Махмаханов.

Как утверждает Руслан, в больнице помощь его братьям оказывать фактически, запретили: "Один брат лежал, у него изо рта кровь шла. Родственники просили сделать что-нибудь, чтобы кровь остановить, но сотрудники полиции врачей не подпускали. Тогда родные вызвали из Алма-Аты машины реанимационной скорой помощи. Они четыре-пять часов около больницы стояли и этих медиков тоже не подпустили к раненым. В конце концов, они развернулись и поехали назад в город. Когда они проехали километров 40, братья их догнали и вернули. Через шесть или семь часов только разрешили раненых увезти. Амир в ту же ночь умер, через три ночи умер Наджмутдин, на четвертые сутки скончался Хаджимурат".

"В местной прессе пишут, что применяли огнестрельное оружие только наши родные. Но у Амира было пулевое ранение в голову, у Хаджимурата - в районе почек. Когда они в поле убежали, Амир позвонил оставшемуся дома Тахиру, и сказал, что они ушли от преследователей, и Тахир успокоился. Но потом свидетели из местных жителей рассказали, что видели, как их со всех сторон в поле обложили. Один из братьев, по словам очевидца, бежать не мог, видимо, это был Амир, он был ранен из огнестрельного оружия. Остальные двое не стали убегать, вернулись к своему брату, и их всех добили там и бросили в багажники автомобилей. Одного даже вроде привязали к машине как буксир и так возили", - с дрожью в голосе говорит Р.Мамаханов.

По словам Руслана, расправой над его семьей погромщики не ограничились. Как ему известно, идя толпой по Казаткому, дебоширы поколотили стекла в домах чеченцев. Также в Казаткоме и окрестных селениях были "раскурочены" и сожжены торговые точки, принадлежавшие выходцам из Чечни. Попадавшихся на пути этнических чеченцев избивали. "Говорят, и поджоги домов были, но точно сказать не могу, нас в поселок сейчас не пускают", - уточнил собеседник.

"За одно утро столько машин и людей собрать без специальной подготовки невозможно, - рассуждает Махмаханов. -  Машины были с разных районов. Ни один из жителей Казаткома в погроме не участвовал. Я в селе вырос, мне 44 года, у нас всегда были хорошие отношения с местными жителями. Мне любопытно стало, если были к нам какие-то претензии, почему раньше их никто не высказывал? Я начал интересоваться и выяснилось, что казаткомовцев среди нападавших на нашу усадьбу не было".

"Кто организовал всё это и кому это было нужно - я не знаю, надо разбираться. Рассказывают, что выступавшие на митинге спрашивали: "Откуда у них столько скота?", подразумевая, что наша семья зарабатывает преступным путем. Я скажу: работать надо, тогда будет столько скота. Это адская работа - столько животных держать". Если кому-то нужна наша земля - у нас есть 500 гектаров - мы бы отдали без всяких проблем, она нам не нужна, у нас хватает доходной работы", - уверяет Руслан.

"Разговоры разные ходят. Так, в поселке одному чеченцу один парень сказал еще в ноябре: "Мы вам через три месяца покажем". Нам удалось узнать, что один из организаторов погрома работал в полиции. Он обзванивал людей для сбора с целью погрома. В настоящее время говорят, что он в бегах. Есть также свидетельства, что за участие в "акции", людям выделяли по 10 тысяч тенге. Кто это делал, надо чтобы следствие устанавливало. Но я сомневаюсь, что следствие будет объективным. Непохоже, что истинных виновных ищут".

С точкой зрения официальных органов можно было ознакомиться 28 марта на встрече старейшин села Маловодное, подробный отчет о которой выложен в казахстанском издании "Деловая Неделя". Так, начальник МВД по Алма-атинской области, генерал-майор Багдад Майкеев сказал:

"Нами сейчас возбуждено 3 уголовных дела. Первое - в отношении драки между Салимбаевым и Махмахановым, которая переросла в групповое хулиганство. Второе - по фактам применения гладкоствольного и нарезного оружия. Третье - по групповой драке 18 марта. В настоящее время в розыске находится Махмаханов Тахир 1976 года рождения.

Нами установлены 5 зачинщиков групповой драки, которые привели 50-70 человек в поселок Казатком. Один из братьев семьи Махмахановых водворен в следственный изолятор Алма-атинской области, в отношении других проводятся оперативно-следственные мероприятия. В ходе погромов лиц чеченской национальности были задержаны 42 человека. В отношении 15 из них у нас имеются материалы. Следствие нацелено на установление истины. Тут, кроме группового хулиганства, фактов по национальным вопросам не установлено".

Автор: Вячеслав Ферапошкин, собственный корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

18 апреля 2024, 13:26

18 апреля 2024, 12:33

  • Правозащитники признали политзаключенным Валерия Байло

    Свидетель Иеговы* из Краснодарского края Валерий Байло заключен под стражу по делу об экстремизме в нарушение международных правовых норм, его преследование политически мотивировано и должно быть немедленно прекращено, заявил правозащитный проект "Поддержка политзеков. Мемориал".

18 апреля 2024, 11:41

18 апреля 2024, 10:47

18 апреля 2024, 09:53

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей