Проблема занятости должна решаться только реальным трудоустройством безработных. Rss 254 темы и одно сообщение

март 11, 2018 00:56

Астемир Цомаев
6 сообщений

Проблема занятости должна решаться только реальным трудоустройством безработных. 

/«Представлена более оптимистичная картина в сфере занятости на Кавказе, чем она есть на самом деле…»/

Москва вложит 500 млн рублей в окончательную победу над безработицей на Кавказе.

Москва вложит 500 млн рублей в эксперимент по окончательной победе над безработицей на Кавказе /Медведев на заседании комиссии по развитию СКФО не скупился на обещания перед выборами президента России/. 

Последняя неделя февраля началась в Грозном с первого в этом году заседания правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО. Вел заседание премьер-министр России Дмитрий Медведев. Разговор шел о безработице. В заседании правительственной комиссии приняли участие заместитель председателя правительства России Александр Хлопонин, министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, полпред в СКФО Олег Белавенцев, главы субъектов СКФО. Именно она была названа одной из самых острых для региона проблем. Перечислялись также и причины, ее порождающие на Кавказе: высокая рождаемость, большое количество молодежи, развитый семейный бизнес и при этом дефицит рабочих мест. На встрече были озвучены и предложения по ее преодолению. Так, Дмитрий Медведев предложил заниматься подготовкой для конкретных отраслей экономики специалистов, которые потом пригодились бы и в других субъектах Федерации. Однако до конкретных предложений участники заседания обсудили динамику преодоления обозначенной проблемы на Кавказе. Правительство в 2010 году задействовало ряд мер, чтобы переломить ситуацию. В результате зарегистрированная безработица снизилась практически втрое - с 500 тысяч до 135 тысяч человек. Расчеты по методике Международной организации труда показали в той же Чечне сокращение с 43 до 11 процентов. Параллельно происходило наращивание количества вакансий.

"Уровень безработицы в округе все еще сохраняется в два раза выше среднероссийского",

"Однако уровень безработицы в округе все еще сохраняется в два раза выше среднероссийского", - подчеркнул Дмитрий Медведев. То есть, выходит, что безработица на Кавказе, со слов Медведева, сократилась за несколько лет в 4 раза. Подобные цифры вызвали вполне обоснованный скепсис со стороны кавказских экспертов. Тем более, что уровень безработицы на Северном Кавказе все еще на сегодняшний день остается на высоком уровне. Ее уровень в округе все еще вдвое превышает среднероссийский, - пишет «Коммерсант». Медведев также призвал обратить внимание на 3 ключевые задачи. "Система подготовки кадров в округе недостаточно сориентирована на реальные потребности экономики", - считает премьер. Только половина выпускников высшего и среднего образования находят себе работу. По стране этот показатель составляет три четверти, и это, к слову, правительство тоже не устраивает. Сложное положение на рынке труда на Северном Кавказе объясняется, в том числе, тем, что система подготовки кадров не соответствует потребностям экономики. Наиболее сложные республики — Чечня и Ингушетия

Рабочих мест на Северном Кавказе остро не хватает.

Возможно, ситуация была бы иной, но рабочих мест на Северном Кавказе остро не хватает. Вкладываться в их создание, обратил внимание глава правительства, необходимо, учитывая потребности реального сектора экономики и социальной сферы, где вводятся в строй новые школы, детские сады и другие соцучреждения. Перспективным с точки зрения трудоустройства молодежи СКФО может стать активно развивающийся в горах региона туристический кластер. "Кроме того, на Кавказе можно готовить специалистов для конкретных отраслей, которые могут быть востребованы в других регионах страны", - вспомнил Медведев еще советский опыт. Одним из экспериментов в этой области станет введение новых образовательных стандартов в сфере туризма и строительства (на это планируется потратить около 500 млн рублей). По оценкам Минтруда, подготовка кадров по-новому затронет почти 7 тыс. человек, а затем опыт может быть расширен и на другие отрасли. Запущена новая система оценки квалификации, а вузы и техникумы, готовящие специалистов для них, должны будут использовать не свои программы, а те, что установят новые советы по квалификации туристического и строительного направлений, - приводит подробности заседания «Российская газета». "Второе. В округе сохраняется высокий уровень неформальной занятости", - указал премьер-министр. Она опять же характерна для всей страны, но в СКФО широко распространена в туризме, сельском хозяйстве, сфере услуг, торговле.

"Причина есть и объективная: нередко это связано с семейной структурой бизнеса, когда не все родственники устраиваются на работу", - пояснил Дмитрий Медведев. Но это создает проблемы, поскольку права неофициальных работников законом незащищены - в частности, не учитываются их пенсионные права, - а в экономике образуется серая зона. «Поэтому вывод этих трудовых отношений из тени является тоже весьма важной государственной задачей, - подчеркнул председатель правительства. - Здесь требуются стимулы, чтобы легализовать такую занятость». Третья проблема - низкая активность региональных служб занятости. "Их поддержка не всегда доступна для людей. Речь идет о государственных услугах по профессиональному обучению, по дополнительному профессиональному образованию, по содействию самозанятости. А также по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время". В каких-то регионах службы занятости таких услуг просто не оказывают, что вызвано снижением финансирования из региональных бюджетов. «Бюджеты на Кавказе испытывают определенные трудности, но, с другой стороны, мы понимаем, что сами люди и являются главными источниками роста современной экономики, - указал Медведев. - Наша с вами задача заключается в том, чтобы создавать условия, в которых каждый человек мог выстроить успешную профессиональную траекторию в родном селе, в городе, в республике». В любом случае, как отмечают специалисты, на этом заседании была представлена более оптимистичная картина в сфере занятости на Кавказе, чем она есть на самом деле. А также даны новые щедрые обещания по дополнительным вливаниям в Кавказ. Теперь задача глав республик донести эти обещания до избирателей и воодушевить их на правильное голосование на предстоящих выборах президента России.

Проблема занятости в республиках Северного Кавказа остается одной из самых острых…

Проблема занятости в республиках Северного Кавказа уже на протяжении многих лет остается одной из самых острых социальных задач, которую предстоит решат совместными усилиями федерального центра и региональных властей СКФО. Мы об этой социально значимой (острой во всех смыслах(!) проблеме публично высказывались не однажды, в том числе 5 лет назад в материале: «Безработный – он и без «регистрации», безработный» /Проблема занятости решается только реальным трудоустройством безработных/ http://old.civitas.ru/article.php?code=1721 Ввиду архиактуальности данной проблемы(о чем свидетельствуют и данные РИА Рейтинга), приводим ниже некоторые материалы из указанной публикации… «Проблема занятости может и должна решаться только реальным трудоустройством безработных» https://onkavkaz.com/blogs/2848-problema-zanjatosti-mozhet-i-dolzhna-reshaetsja-tolko-realnym-trudoustroistvom-bezrabotnyh.html

Северная Осетия по-прежнему в числе аутсайдеров рынка труда России.

«Проблема занятости может и должна решается только реальным трудоустройством безработных»

/Северная Осетия по-прежнему в числе аутсайдеров рынка труда России/. 31.08.2017 года) РИА Рейтингпредставил очередной индекс рынка труда в регионах РФ. http://riarating.ru/regions/20170831/630071542.html Важной сферой экономической жизни любой страны является рынок труда, который зачастую очень чутко реагирует на любые существенные изменения в экономической и социальной жизни общества. В 2016 году в экономике РФ прослеживалась тенденция к стабилизации. На рынке труда, как одной из ключевых составляющих экономики страны, также были заметны некоторые позитивные моменты. В частности, снизился уровень безработицы, произошел рост заработных плат. Однако при этом увеличилось среднее время поиска работы, коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности безработных к числу вакансий) остался на прежнем уровне. Для оценки ситуации на рынке труда в регионах РФ экспертами РИА Рейтинг было проведено исследование и произведен расчет индекса рынка труда по итогам 2016 года, который дает возможность комплексно оценить положение дел в данной сфере. Исследование и расчёт индекса были приурочены к Восточному экономическому форуму-2017. Индекс рассчитывался на основе агрегирования ключевых показателей сектора и позволяет определить не только уровень занятости в субъекте, но и привлекательность для потенциального работника того или иного региона страны для трудоустройства и дальнейшей работы. При расчете индекса были проанализированы 9 показателей, характеризующих положение в исследуемой области, включая уровень оплаты труда, занятость, условия труда, а также емкость рынка труда.

увеличить

 

Индекс рынка труда в регионах РФ.

Результаты исследования свидетельствуют, что ситуация на рынке труда в регионах РФ характеризуется высокой степенью неоднородности. Значение индекса по итогам 2016 года изменяется в диапазоне от 88,8 до 9,8 (возможный диапазон изменения значений индекса от 100 – максимально возможное значение, до 1 – минимально возможное значение). Соответственно, чем выше значение индекса, тем более благоприятная ситуация на рынке труда данного региона.

 

Первая пятерка регионов осталась без изменений.

По сравнению с прошлогодними результатами, пятерка лидеров по индексу рынка труда не изменилась. Первое место сохранила за собой Москва, второе - Санкт-Петербург. У данных субъектов РФ индекс превышает 80 баллов. При этом по сравнению с прошлым годом значение индекса здесь повысилось. Третье место с заметным отрывом занимает Московская область, где значение индекса составило 78,1 балла. Еще одним регионом, где значение индекса превысило 70 баллов, является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Пятое место сохранила за собой Республика Татарстан со значением индекса по итогам 2016 года 67,3.

Во всех субъектах РФ – лидерах по значению индекса низкий уровень безработицы, высокая емкость рынка труда, здесь относительно короткое среднее время поиска работы, высокие зарплаты.

В средней части списка регионы по значению индекса отличаются несущественно и идут достаточно плотно, в частности, разница в значении индекса у Ленинградской области, которая занимает шестое место и Курганской областью, которая занимает семьдесят шестое место, составляет менее 32 баллов.

 

У девяти субъектов РФ значение индекса по итогам 2016 года составило менее 30 баллов.

Это Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Алтай, Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия-Алания и Республика Дагестан. Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом, число таких регионов не изменилось. В целом можно заметить, что результаты расчета индекса рынка труда во многом коррелируют с результатами рейтинга социально-экономического развития субъектов РФ. Это вполне закономерно, поскольку влияние социально-экономических факторов на рынок труда является ключевым.

 

Динамика индекса: лидеры роста и падения

Как и по итогам 2015 года, в большинстве регионов значение индекса снизилось. По итогам 2016 года в 57 регионах, по сравнению с прошлым годом, значение индекса рынка труда снизилось, в 28 – увеличилось. Однако при этом следует отметить, что по результатам 2015 года увеличение индекса произошло лишь в 5 субъектах РФ. Наибольший прирост индекса по итогам 2016 года произошел в Липецкой области (+4,3 пункта), Хабаровском крае (+3,7 пункта) и в Республике Тыва (+3,6 пункта). В остальных субъектах РФ рост индекса не превысил 3 пунктов. В Липецкой области сократилась доля безработных, ищущих работу более 3 месяцев, сократился коэффициент напряженности на рынке труда, сократилась безработица, снизилось среднее время поиска работы. В Хабаровском крае сократилась доля безработных, ищущих работу более 3 месяцев, увеличилось соотношение заработной платы и стоимости фиксированного набора товаров и услуг, сократился коэффициент напряженности на рынке труда, снизилась безработица, сократилось среднее время поиска работы, сократилась доля занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Рост индекса в Республике Тыва был обеспечен за счет снижения коэффициента напряженности на рынке труда, увеличения емкости рынка труда, снижения доли занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

 

Наиболее существенно индекс снизился в Чечне, Северной Осетии и Курганской области.

Как уже отмечалось, в 2016 году значения индекса снизилось у 57 регионов, однако у большинства из них снижение было незначительным – в основном не более двух пунктов. Наиболее существенно индекс снизился в Чеченской Республике (-12,1 пункта), Республике Северная Осетия-Алания (-6,6 пункта) и в Курганской области (-5,3 пункта). В остальных регионах сокращение индекса не превысило 5 пунктов. Ключевое влияние на снижение индекса в Чеченской Республике оказало снижение соотношения заработной платы и стоимости фиксированного набора товаров и услуг, увеличение среднего времени поиска работы. Также здесь отмечался рост доли занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также произошло увеличение доли безработных, ищущих работу более 3 месяцев. Однако при этом следует отметить, что в Чеченской Республике крайне низкий уровень производственного травматизма, а также произошло снижение уровня безработицы, но все же значение этого показателя остается достаточно высоким. В Республике Северная Осетия-Алания увеличилась доля безработных, ищущих работу более 3 месяцев, вырос уровень безработицы, увеличилось среднее время поиска работы, увеличилась доля занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Основное влияние на снижение индекса рынка труда в Курганской области оказал рост доли безработных, ищущих работу более 3 месяцев, рост уровня безработицы, увеличение среднего время поиска работы.

По мнению экспертов РИА Рейтинг в 2017 году на фоне постепенного улучшения экономической ситуации рынок труда продолжит характеризоваться тенденцией к стабилизации, а по ряду показателей можно ожидать улучшения ситуации. Это должно привести к росту числа регионов с позитивной динамикой индекса рынка труда, в то же время вряд ли можно ожидать, что рост индекса в региональном разрезе будет носить массовый характер. При этом среди лидеров и аутсайдеров, вероятно, существенных изменений не произойдет. В 2017 году повышение значения индекса возможно у регионов с развитым автомобилестроительным сектором, рост в котором можно ожидать благодаря фактору импортозамещения. В более выгодном положении, как и в прошлом году, могут оказаться регионы с преобладанием оборонно-промышленного комплекса. Возможно повышение индекса в субъектах РФ с развитой фармацевтической отраслью, которая, также ориентируясь на импортозамещение, демонстрирует в текущем году высокую динамику производства.

/Для справки: РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах/.

 

Северная Осетия по-прежнему в числе аутсайдеров рынка труда России!

Увы, как это не прискорбно, но Северная Осетия по-прежнему в числе аутсайдеров рынка труда России! Да, как отмечено в материале РИА Рейтинг, Северная Осетия(-6,6 пункта) в числе 3-х регионов(Чечня, Северная Осетия и Курганская область), где индекс снизился наиболее существенно. В остальных регионах, как отмечается выше, сокращение индекса не превысило 5 пунктов. Напомним еще раз: в Республике Северная Осетия-Алания увеличилась доля безработных, ищущих работу более 3 месяцев, вырос уровень безработицы, увеличилось среднее время поиска работы, увеличилась доля занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

И такая ситуация с безработицей и занятостью в республике уже много лет и, несмотря на это, власти РСО-А в своих докладах и отчетах также много лет рапортуют о том, что в республике безработица ежегодно сокращается, приводя в подтверждение цифры «официально зарегистрированных безработных»… О том, что эти отчеты далеки от реальности красноречиво свидетельствуют данные о числе занятых и не занятых(читай: безработных) и тот факт, что число работающих в республике сокращалось долгий период из года в год…

 

Россия вернулась в 1990-е по уровню экономической напряженности.

«Безработный – он и без «регистрации», безработный»/Проблема занятости решается только реальным трудоустройством безработных/ 27.03.2012 года http://old.civitas.ru/article.php?code=1721

23.03.2012 года в целом ряде российских федеральных СМИ опубликовано сообщение: «Россия вернулась в 1990-е по уровню экономической напряженности». В нем, со ссылкой на исследование холдинга «Ромир», который ведет подсчет этого индекса. в частности, сказано, что уровень экономической напряженности и боязни трудовых конфликтов в России поднялся до 40 процентов. До такого уровня показатель вырос впервые с конца 1990-х годов. Опрос, на основании которого были сделаны выводы, «Ромир» проводил в декабре 2011 года. Среди 56 стран, которые участвовали в исследовании, Россия заняла по уровню экономической напряженности 19-е место. Средний по миру показатель составил 42 процента. Отмечается, что индекс экономической напряженности и боязни трудовых конфликтов в России рассчитывается с 1990 года. В мире он был введен с 1977 года. Показатель является разностью между процентной долей тех опрошенных, которые считают, что трудовые конфликты и массовые волнения среди рабочих будут расти и тех, кто полагает, что они пойдут на спад. /Источник: lenta.ru/

 

Безработными числятся около 10 тысяч человек.

В указанной связи, на наш взгляд, совершенно очевидна актуальность такой социально-значимой проблемы, как занятость… И вот как обстоят дела с этим «в отдельно взятом регионе» – в республике Северная Осетия-Алания. Власти РСО-А в своих докладах и отчетах рапортуют о том, что в республике регистрируемая безработица сократилась до 2,7%. Официально безработными числятся около 10 тысяч человек, это на 21% ниже соответствующего показателя 2010 года. За год работу, в том числе временную, получили более 17 тысяч человек. Еще 3 тысячи прошли повышение квалификации и переподготовку, были созданы около 5 тысяч новых рабочих мест. В течение 2011 года безработными были признаны без малого 26 тысяч человек, 40% из них молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет». Получается, с одной стороны, судя по цифрам (регистрируемая безработица – 2,7%, безработных - 10 тысяч человек, снижение на 21%...) дела в «борьбе» с безработицей в республике обстоят ну просто здорово, а с другой стороны (опять же, судя по приводимым цифрам) безработными были признаны 26 тысяч человек (40% из них молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет), а за содействием в трудоустройстве( и это тоже официальные данные) «с января по декабрь 2011 года в центры занятости республики обратились 36 143 человека»… То есть, несмотря на то, что цифр много…, ясной и полной «картины» реального состояния дел с безработицей так и нет. Нет, ибо абсолютно очевидно, что реальная безработица и реальная занятость населения очень отличаются от «достижений» на бумаге и в отчетах… Да, несмотря на «обилие» цифр о безработице, нет ответов на многие абсолютно очевидные и закономерные вопросы, связанные с трудоустройством и занятостью… Не прозвучали эти ответы и в докладе-послании… В нем нет ответа и предложений даже на те проблемы, которые обозначены и о которых власти говорят ни первый год… К примеру, что все-таки предлагают власти сотням, даже тысячам экономистам и юристам…?! Не идти же им всем(после 5 лет обучения в ВУЗе) в ПТУ…? Возникает вопрос: делать-то что тысячам молодых людей с высшим образованием, куда трудоустраиваться, как входить во взрослую жизнь без возможности работать и зарабатывать…? Абсолютному большинству из этих многих тысяч молодых людей с ВУЗовскими дипломами ( и не только мужчинам-парням, но и девушкам…) наверняка стыдно не работать. И вряд ли (опять же большинство) заслуживают того, чтобы их стыдили за то, что они не работают. Они вынуждены не работать, ибо просто некуда трудоустроиться… А ведь модернизация, о которой говорится столько много, кроме рабочих профессий, требует и специалистов с образованием, а значит требует создания соответствующих новых рабочих мест. И разве это не задача властей – создавать новые рабочие места в том числе в высокотехнологичных сферах, а также для тех специалистов, которые реально имеют место быть в республике…? Разве власти не должны на деле (а не только на словах…) «развивать экономику республики, совершенствовать систему прогнозирования потребностей республики в трудовых ресурсах и снижение их дисбаланса». Ведь эта проблема существует в республике ни один-два года уже и требует уже практического решения, а не «рассуждений»…

 

Д.Медведеву рассказали о «борьбе» с безработицей.

Д.А.Медведев, побывавший в конце 2011 года в Северной Осетии, затронул вопросы трудоустройства. И, надо полагать, неспроста. Медведев: «Главное внимание на Северном Кавказе надо уделять борьбе с безработицей. … И прежде всего путём создания новых рабочих мест – это первостепенная задача для кавказских республик!» Да, проблема трудоустройства и получения достойной заработной платы для очень многих в РСО-А (как и в других соседних республиках Северного Кавказа) была и остается одной из самых больных и значимых. Однако, в отличие от руководства соседних республик, власти РСО-А почему-то(?!) пытаются реальную ситуацию с рынком труда как-то все время преподносить в несколько, мягко говоря, более «радужных тонах», чем она есть а самом деле? Вот и Д.Медведеву «рассказали»: «В Северной Осетии ее уровень ниже, чем в других кавказских республиках, и в 3,5 %».

 

«Лидер» списка регионов, где растет безработица.

Итак, Главе государства только что «рапортовали»: «уровень безработицы у нас 3,5%»! Это было 21 ноября 2011 года. А 8 декабря 2011 года Министерство здравоохранения и социального развития России сообщает: «За две недели численность официально зарегистрированных безработных возросла на 1 %. За отчетный период (с 16 по 30 ноября 2011 года) рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в 65 регионах России, в том числе в республиках Северная Осетия-Алания и Алтай, Амурской области, Алтайском крае.

Численность безработных граждан снизилась в 17 регионах». Как видно из информации, именно Северная Осетия-Алания названа первой среди субъектов РФ, где наблюдается рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Да, речь только о численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и даже здесь РСО-А в «лидерах»!? И речь о периоде с 16 по 30 ноября 2011 года. Именно в этот период как раз Главе государства «рапортовали»: «уровень безработицы у нас 3,5%»!

Куда «трудоустроились» бывшие безработные?

Напомним, что власти РСО-А говоря о том, что «уровень безработицы у нас 3,5%», заявляют, что общая численность ищущих работу граждан, состоящих на учете и не занятых трудовой деятельностью, составила 9 тысяч человек. Официальный статус безработного имели 8,8 тысяч человек, что на 45,6% ниже уровня соответствующего периода прошлого года. И совершенно естественно возникает(не может не возникать) вопрос: если так «по-стахановски» - на 45,6% за год снижается безработица, то куда все эти бывшие безработные ТРУДОУСТРОИЛИСЬ?! неужели все трудоустраиваются за пределами республики? Да, такой вопрос: «куда подевались» бывшие безработные? - не может не возникать, ибо вместо того, чтобы расти (пусть даже не так «по-стахановски») численность работающих на предприятиях и организациях республике продолжает падать? И о том, что здесь «что-то» ни так, говорят цифры… Общая численность безработных по данным обследований населения по проблемам занятости (в среднем за год) (тыс. человек; в % к 2008 г.; в % к экономически активному населению): По РФ - 6 372,8 тыс. чел.; 133,0%; 8,4%. По ЮФО - 1 329,9 тыс. чел.; 115,5%; 11,6%. По РСО-А - 38,9 тыс. чел.; 109,3%; 10,6%. Да, численность безработных в РСО-А составляет 10,6% к экономически активному населению республики и превышает аналогичный показатель по РФ - 8,4%. В Москве, например, этот показатель равен всего лишь 2,7%. В 60 субъектах РФ из 83 этот показатель ниже, чем в РСО-А.

 

Регистрируемая безработица – это не вся безработица.

Да, странная «картина рынка труда» получается в РСО-А: согласно приведенным данным, численность лиц, имеющих официальный статус безработного сократилась аж на 45,6%! Но, не парадокс ли это: численность безработных снижается «по-стахановски» (аж на 45,6%), но при этом уменьшается и численность работников предприятий и организаций республики – вместо того, чтобы расти?! Среднесписочная численность работников предприятий и организаций республики (по полному кругу) за январь-июнь 2011 года составила 135,7 тыс человек и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3%. Об этом же говорят и данные Росстата. По этим данным, экономически активное население в РСО-А на сентябрь 2011 года составило - 351,8 тыс человек. В том числе занятые - 329,8 тыс человек, безработные - 22,0 тыс человек. Получается, что численность занятых в экономике в РСО-А за 8 месяцев 2011 года снизилась (с 335,6 тыс чел. в 2010 году до 329,8 тыс чел. в сентябре 2011 года) на 5 800 человек!

 

Число работающих сокращается из года в год.

И снижение числа работающих наблюдается уже не 1-й год! За 2008-2009гг. эта численность уменьшилась (со 141,9 тыс человек до 138,5 тыс человек) на 5 500 человек или 3,9%!? В 2010 году она упала до 136,3 тыс человек! И теперь за 6 месяцев 2011 года – снижение еще на 3% (со 136,3 тыс человек до 135,7 тыс человек) – на 600 человек! То есть число реально работающих в РСО-А продолжает падать… И получается, что за 10 лет - с 2001 года(когда эта цифра составляла около 163 тысяч человек) эта численность уменьшилась на 27 тысяч 300 человек. В связи с этим не может не возникать вопрос: почему на этот процесс постоянного снижения числа работающих в РСО-А никак не влияет а/. ни резкое снижение числа безработных – за 6 месяцев 2011 года аж на 45,6%? б/. ни огромное число устраиваемых на работу – по утверждению властей РСО-А в 2010 году было трудоустроено более 15 тысяч человек и в текущем 2011 году - еще 14 тысяч человек. Получается, что только за два неполных года трудоустроено 29 тысяч человек! Но вместо того, что численность работающих в РСО-А выросла, она продолжает падать…Не странно ли это?

 

Реально неработающих много больше…

Да, между этими данными не такая «прямолинейная» связь и на общие цифры среднесписочной численности работников предприятий и организаций республики оказывают влияние и другие данные - увольнение с уходом на пенсию или выездом за пределы республики и др. И тем не менее, сокращение почти на половину(!?) числа безработных по республике не может не отражаться на общем числе работающих (отражаться в «плюс»), но почему-то это число в РСО-А из года в год сокращается, а численность безработных при этом тоже сокращается, хотя она (по нормальной логике и арифметике) должна расти. И, если исходить из данных Росстата(согласно которым в Северной Осетии численность экономически активного населения в январе 2011 года составила 367,2 тысячи человек, а число замещенных рабочих мест на предприятиях и организациях, включая средний бизнес, на этот же период составляет всего 113,3 тысячи человек), то получается, что численность работающих еще меньше, чем 135,7 тысяч человек – более чем на 20 тысяч человек?

О «нестыковке» и существенных расхождениях числа занятых и неработающих с общими данными трудоспособного населения говорит и статистика общей численности населения республики.

Так, по сведениям Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по РСО-А на 01.01.2010 года численность населения РСО-А составляет 701,8 тыс человек, численность населения трудоспособного возраста – 426,4 тыс человек, численность работников, занятых в экономике республики – 296,0 тыс человек. Общее количество предприятий и организаций, зарегистрированных в республике - 29,6 тысяч, в том числе занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью – 18,6 тысяч человек. Но, по данным этого же органа (Росстата по РСО-А), на июнь 2011 года среднесписочная численность работающих на предприятиях и организациях республики составляет - 135,7 тысяч человек. То есть более чем в 2 раза меньше, чем «занято в экономике». Где же (помимо предприятий и организаций республики) и чем «занято» такое огромное число – 160 тыс 300 человек?! Плюс к этому, по этим данным, получается, что из 426,4 тысяч трудоспособного населения, занято в экономике – 296,0 тыс человек, а 130 тыс 400 человек – не занято? То есть, получается, что не занятых (160 тыс 300 человек + 130 тыс 400 человек) - 290 тыс 700 человек? И, если из общего числа населения трудоспособного возраста (426,4 тыс человек) – вычесть число работающих на предприятиях и организациях республики( 135,7 тыс человек), то как раз получается именно такая цифра неработающих - 290 тыс 700 человек. Получается, реально неработающих в РСО-А огромное число – почти 300 тысяч человек? А безработных, регистрируемых властями всего-навсего – 8,8 тысяч человек…

 

Безработные с высшим образованием…

Да, если численность работающих продолжает падать из года в год, то вопрос: «куда «подевались» бывшие безработные?» не может не возникать! Ну, например, куда «деваются» выпускники наши ВУЗов, ведь еще в 2008 году Комитет занятости РСО-А сетовал: «Мы не можем предложить никакой работы для 5-6 тысяч человек с высшим образованием». И, совершенно очевидно, что за истекшие 3 года к этим 5-6 тысячам с высшим образование, добавилось еще не мало новых выпускников ВУЗов.

За 2 года израсходовано более полумиллиарда рублей.

 В РСО-А из года в год «рапортуют» не о созданных новых фермах, столярных мастерских и новых рабочих местах на этих объектах, а об успехах в борьбе с безработицей и о ее снижении «по-стахановски» - за текущий год – аж на 45,6%. И несмотря (и даже вопреки) этому, говорить о реальном изменении положения дел с безработицей трудно. И о том, что это именно так, говорит многое! Об этом же говорят цифры…Возьмем хотя бы две цифры: в 2010 году «Почти на четверть снизилась численность безработных. Было трудоустроено более 15 тысяч человек». За 8 месяцев 2011 года «трудоустроено 14 тысяч человек» - слышим от властей РСО-А в СМИ. Итого за год и 8 месяцев трудоустроено 29 тысяч человек! Эта большая цифра, если исходить из цифры (которую опять мы слышим от властей) о безработице в РСО-А – в 8,8 тысяч человек!

Да, 29 тысяч трудоустроенных – это, повторимся, большая цифра. Но, возникает много вопросов: что «скрывается» за этими цифрами? Кто(конкретно) и куда(конкретно) трудоустроен?! На какие предприятия и сколько человек трудоустроено? Сколько и где (на каких производствах) создано новых рабочих мест?! И все эти (и другие подобного рода вопросы) можно и должно задавать! Более того, власти, что называется, должны (обязаны) «предупреждать» появление этих вопросов – «предупреждать» и исключать их появление своевременным и полноценным информированием населения о проводимой в этом направлении работе. Информировать наряду с этим и о расходовании средств, выделяемых для решения этой проблемы ежегодно! Да, в этом вопросе нужна полная прозрачность! Именно так ставит задачу и Президент РФ Д.Медведев:"Необходимо контролировать расходование средств, которые выделяются по программам занятости"! А средства и в самом деле выделяется немалые и в основном – это средства из федерального центра! Так, только за 2 последних года (2010-2011гг.) на эти цели выделено более полумиллиарда рублей!? По данным из официальных СМИ, в 2010 году в РСО-А на мероприятия по борьбе с безработицей израсходовано 361,8 миллиона рублей. На 2011 год общий объем финансовых средств составил 409 млн 869 тыс рублей, из которых около 90% – это вклад федерального бюджета, а остальная- сумма из бюджета Северной Осетии. Итого – за 2 года, получается, 771 млн 669 тыс рублей!?

 

Проблема решается реальным трудоустройством безработных.

«Задача властей заключается в том, чтобы следить за вопросами занятости, развивать программы поддержки, выделять средства. Этому руководство республик Северного Кавказа должно уделять самое пристальное внимание, чтобы поддержать людей» - прямо требует Д.А.Медведев! И речь должна идти не о «стабильной статистике в документации»(читай: «отчетах о трудоустройстве на бумаге»)! Исходить надо, заявляет Глава государства, из реальной неустойчивой жизненной ситуации, неблагоприятных условий для жизни граждан, которые создает для них безработица.

Мы согласны с Д.А.Медведевым и считаем, что решение такой социально-значимой проблемы, как занятость, не может решаться «отчетами» на бумаге о снижении уровня «зарегистрированной» безработицы. Решение этой проблемы требует работы со всеми безработными, а не только с теми, кто стоит на учете в соответствующих структурах. Ее нельзя решать и решить без того, чтобы знать: сколько все-таки в РСО-А безработных – 9 тысяч человек («зарегистрированных») или 90 тысяч, или даже 290 тысяч? Совершенно очевидно, что безработный – он и без «регистрации», безработный! И ровно так же очевидно, что проблема занятости может и должна решаться только реальным трудоустройством безработных.

 

«Как это изменит качество занятости»?!

Да, тема безработицы и реального трудоустройства, а значит необходимости создания новых рабочих мест - и для РСО-А, и для России в целом была и остается архи актуальной! И то, что это именно так, подтверждает В.В.Путин в своей программной статье, посвященной экономике России. В этой статье заявляя о том, что «Нам нужна новая экономика», В.В.Путин, наряду с другими утверждениями, делает, на наш взгляд, главный вывод: «За каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит, и качество жизни людей»! И завершает В.Путин свою статью также очень значимым выводом: «Обновленная экономика должна дать перспективу реализации каждому — и предпринимателям, и работникам бюджетной сферы, инженерам и квалифицированным рабочим. В этом — смысл социального измерения экономики».

«На практике «качество занятости» меняется из года в год очень мало…»

Увы, на практике «качество занятости» в регионах России (в частности, в РСО-А) меняется из года в год очень мало и потребность в новых рабочих местах по-прежнему остается очень высокой, а реальная безработица на порядок превышает ту, которая значится в «отчетах" властей… Поэтому и не удивительно, что Россия по уровню экономической напряженности вернулась в 1990-е … и что боязнь трудовых конфликтов в России поднялся до 40 процентов. И вывод из этого, на наш взгляд, напрашивается простой, но очень важный: пора отказаться от «борьбы» с безработицей (читай: «освоения» огромных средств…) и начать реально заниматься занятостью населения! Заниматься реальным трудоустройством всех, кто в этом нуждается, а не только тех, кто «числится» безработным на бумаге …

«Была представлена более оптимистичная картина, чем она есть на самом деле»…

Да, несмотря на «новые щедрые обещания по дополнительным вливаниям в Кавказ»(даны они и на этот раз: как сказано выше - 500 млн рублей обещает Москва вложить в окончательную победу над безработицей на Кавказе), проблема занятости в республиках Северного Кавказа по-прежнему остается весьма и весьма острой… И совершенно правы те, кто утверждает, что «на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО под председательством Д.А.Медведева, «была представлена более оптимистичная картина в сфере занятости на Кавказе, чем она есть на самом деле»… Но, так или иначе эту архи значимую проблему необходимо решать! А решаться она, повторимся, может и должна, на наш взгляд, только реальным трудоустройством безработных.

 

 

Астемир Цомаев

Исполнительный директор Северо-Осетинского республиканского общественного Фонда поддержки плана В.В.Путина – Д.А.Медведева «Стратегия развития России до 2020 года» 11.03.2018 года


КОММЕНТАРИИ