Северный Кавказ: традиция и/или модернизация? 1119 тем и 2 сообщения

авг. 15, 2014 15:04

Victor
180 сообщений

Добрый день уважаемые коллеги! Позвольте представить вам основного докладчика: Саида Сиражудинова. Ее тема сегодня - "Северный Кавказ: традиция и/или модернизация?"

 

авг. 15, 2014 15:05

Victor
180 сообщений

Порядок дискуссии таков. После публикации доклада у нас будет 15 минут на прочтение. После - мы ждем комментарий нашего эксперта, сегодня это Наима Нефляшева.

Затем - вопросы и дискуссия.

авг. 15, 2014 15:12

saida sirazhudinova
86 сообщений

"Северный Кавказ: традиция и/или модернизация"

Сиражудинова Саида, кандидат полит. наук

Сейчас трудно найти общество, которое бы в той или иной степени не ощутило на себе воздействие модернизации. Современные процессы глобализации, затронувшие весь мир, не обошли стороной и Россию, поставившей своей целью модернизацию всех сфер жизни общества.

Примеры обществ, в которых процессы модернизации идут медленнее, в которых сохранены сферы, недоступные модернизации существуют и по сей день. Один из таких ярких примеров – Северный Кавказ.

Северный Кавказ – особый регион Российской Федерации, отличающийся своей спецификой. Значительное влияние на процессы модернизации на территории Северного Кавказа оказывают региональная специфика и социокультурные условия развития региона. В нем развиты этничность, традиционность и религиозность. Веками здесь развивалась, сохранялась, транслировалась и тщательно оберегалась самобытная и уникальная традиционная культура, значение которой и до сих пор не теряет своей актуальности.

Важная специфическая черта Северного Кавказа – приверженность населения этническим традициям и обычаям, которые играют в жизни и сознании населения доминирующую роль, и во многом оказывают влияние на формирование ценностных, политических, идеологических и гражданских предпочтений, выборов и приоритетов.

Этническая самоидентификация жителей Северного Кавказа имеет определяющее значение - она находится в центре всей системы их ценностей и мировоззрения, определяет менталитет. Ученый и политик, а сейчас Глава Республики Дагестан Р. Абдулатипов призывает к сохранению национальной самобытности: «В развитии национальных и интернациональных процессов, их духовном обеспечении особую роль играет самобытность национальной культуры, состояние самобытных языков, национальных традиций и обычаев. Интернационализация экономической жизни объективно сопровождается интернационализацией и духовной жизни наций. Но все это не должно приводить к унификации культурных и других ценностей. Именно национальности, наиболее подвергшиеся деформации своей самобытности, чаще всего направляли социальную неудовлетворенность и озлобленность в русло межнациональных конфликтов». (1)

На Северном Кавказе можно выделить общую северокавказскую региональную ментальность – идентификацию проживающих на территории региона этносов в одну общность, объединенную схожими культурными традициями и исторической судьбой. Но более важна и особо значима узкая локальная конкретно этническая ментальность, объединенная общим образом мышления и поведения, ценностями и мировоззрением, укладом жизни, стереотипами, образцами и нормами, традицией и обычаями, религией, самосознанием и языком. Если раньше религиозное напрямую зависело от традиционного и этнического (этничностью и принадлежностью к роду) определялась и религиозная идентичность, сейчас в отдельных группах происходит трансформация религиозного, которое преодолевает этнические рамки и стремиться выйти из влияния этнической традиционности.

Понятие традиционное общество достаточно спорно, поэтому мы не будем определять тип общества, которое в любом случае будет гибридным, а остановимся на вопросе разграничения сфер и борьбы между традициями и модернизацией, а эта борьба здесь действительно существует, и заранее определить и предсказать, кто будет победителем сложно. Но мы попытаемся раскрыть и понять этот вопрос.

Традиции и их сохранение придают уникальность любому обществу. Главное, чтобы эти традиции были полезными и не опасными.

Чтобы понять преобладает в северокавказском обществе традиция или модернизация необходимо выделить сферы, которые приветствуют модернизацию и сферы, которые цепляются за традиции, выявить степень сопротивления традиций модернизации и степень активности вторжения модернизации в традиции.

Существенен ли спор между традициями и модернизацией?

Спор имеет место и он важен. Традиции стараются сохранить свое место, процессы модернизации стремятся проникнуть сюда и, по крайней мере, модернизировать традиции. Процессы модернизации принимают форму ассимиляции в условиях Северного Кавказа. Здесь мало что исчезает, в основном трансформируется. Так произошло и с традиционной религией, где до сих пор местами мы можем найти отражение древних культов, так происходит и сейчас.

Понять этот вопрос нам помогут результаты проведенного мной социологического исследования в республиках Северного Кавказа. Данные цифры мы получили из исследования, проведенного в Республике Ингушетия и в Республике Дагестан. (2)

О том, что народ осознает важность демократии, свидетельствует ответ на вопрос «Нужна ли демократия в республике?». На него отрицательных ответов почти нет. Мнение здесь разделилось поровну между ответами «да, нужна» и «частично нужна».

Особую, определяющую, роль в ингушском обществе играют традиции и религия, что лишний раз подтверждают ответы респондентов. Этот фактор оказывает значительное влияние на сознание и предпочтения народа, и не может не отразиться на проблеме формирования здесь гражданского общества, задачи которого заключаются в том, чтобы органически вплестись, ассимилироваться в среде традиционализма и исламского образа жизни.

Сила традиций в обществе была отмечена всеми без исключения респондентами, и следовательно, предпочтительным типом общества выступает в первую очередь традиционное общество (49,4%), затем следует исламское государство (около 30%), и остальная сравнительно небольшая часть респондентов пожелала видеть сочетание исламского государства с демократией. В основе идеального общества здесь видят такие черты, как традиционность, соблюдение прав человека, свобода вероисповедания. Традиционность общества всеми была оценена безоговорочно положительно. Мнение стариков здесь до сих пор очень влиятельно (51%), и занимает главное место (37,2%). К мнению религиозных авторитетов по общественно-политическим вопросам прислушивается 72%, остальные не отрицают такую возможность, ответив «когда как».

О значении религии в жизни населения свидетельствует ответ на вопрос: «Какие ценности для Вас являются наиболее важными религиозные или общечеловеческие». Отвечая на него, 81,2% выделили религиозные ценности, и лишь небольшой процент считает, что в обществе должно присутствовать и то и другое.

Несмотря на приверженность населения республики традиционным идеалам, противников процессов модернизации общества и внедрения элементов западной культуры оказалось немного. В основном оно приветствуется – 19,1%, частично приветствуется – 23,4%, и 27,8% отвечают «модернизацию поддерживаю, но традиции наши лучше западных».

На Северном Кавказе общечеловеческие культурные ценности так же осознаются и признаются народом, которого, с одной стороны, не могли полностью обойти стороной процессы глобализации, но который, в то же время сопротивляется ей, опасаясь ее вторжения в свою культуру, разрушения этнических ценностей и традиций. (3)

Для модернизации характерна разная степень в зависимости от урбанизации - в городах она намного выше, в  замкнутых далеких  селах, не хотят менять даже то, что приносит вред.

Традиции и модернизация в политической сфере и сфере бизнеса

Процессы модернизации вторгаются в экономику, и здесь они желательны, так как экономическое развитие региона, конкурентоспособность зависят от модернизации экономической и хозяйственной сферы. Данная сфера только пытается модернизироваться и делает первые шаги, но преобладает традиционные способы хозяйствования, влияют традиционные отношения, клановость и коллективизм.

Так же приветствуется модернизация политической сферы. Народ желает изменения к лучшему, выступает за преодоление традиционных проблем региона, но сам для этого усилий предпринимает недостаточно, своими поступками изменениям не способствует. Непреодолимы здесь пока клановость, коррупция, беззаконие, недоверие народа к аппарату чиновников, на Северном Кавказе в зависимости от советского времени (когда вводилось квотирование для женщин и велась политика активного включения женщин в деятельность партии, когда женщина много лет стояла во главе Дагестана) не приветствуется вхождение женщины в политическую элиту как политического лидера. Гендерное равенство в политической сфере респондентами не признается. Положительное отношение к женщине-политику или общественному деятелю высказало 22%. В основном на этот вопрос превалировали такие ответы как – «ей место дома», «даже не представляю». А о том, чтобы женщина стала Президентом речи и вообще не может быть.

Традиции и модернизация в приватной сфере

Частная личная жизнь людей оказывает наибольшее сопротивление вторжению процессов модернизации. Вторжение в закрытую частную жизнь никто не приветствует, вторжение в область сокровенного затруднено.

Положение женщины нельзя не затронуть. Традиции в первую очередь нацелены на женщину, и сами женщины более рьяно стремятся следовать им. Когда вопрос касается женщины, то все спорно и сложно в любом обществе. На Северном Кавказе этот вопрос сложен и многосторонен. Основная проблема упирается в самосознание женщин. Роль женщин с одной стороны модернизируется, а с другой стороны, подвергается еще большему исламскому и традиционному воздействию. О какой трансформации можно говорить, когда такой страшный обычай как женское обрезание не преодолен, наоборот получает все большее распространение и даже одобрение среди определенных групп?

Особенность сложившихся на протяжении веков и сохранившихся и по сей день элементов традиционного общества состоит в особом способе общественных связей и взаимоотношений, основанных на общинности, значимости и структурируемости родовых взаимоотношений, зависимости личности от общности, рода, семьи и т.д., в сохранившихся самобытных национальных адатах и обычаев этносов, в традиционных способах самоуправления, многие из которых в современных условиях эволюционировали в структуры гражданского общества, придав им, на ряду с классическими особые этнические традиционные черты.

Модернизации обычно способствуют структуры гражданского общества, привнося новые наиболее значимые ценности, привнося разнообразие и продвигая интересы групп. На Северном Кавказе многие представители структур сложносоставного гражданского общества (особенно региональных) таких как независимые неправительственные общественные организации (правозащитные, этнические, национально-культурные и т.д.), считают, что корни их организаций уходят в исторические местные традиции (в традиционное местное самоуправление, джамааты, вольные общества, советы и т.д.). Поэтому, все существующие на Северном Кавказе структуры гражданского общества можно подразделить на:

1)классические структуры гражданского общества;

2)композитные структуры гражданского общества;

3)традиционные структуры.

Трудно определить, что преобладает северокавказском обществе традиция или модернизация. Можно сказать, что модернизация пытается проникнуть и сюда, но традиции сильны, особенно в сфере духовной и частной жизни (если вообще можно говорить о частном в условиях преобладающего коллективного и сохранившегося воздействия на личность родовых отношений). Рост городов и производств способствует модернизации, и здесь наблюдаются наиболее сильные трансформации. Элементы модернизации могут беспрепятственно прижиться в профессиональной и в политической сфере. Определенные изменения, пусть даже и намного медленнее происходят и в приватной сфере. Происходит и модернизация духовной религиозной жизни, исламская глобализация стирает этнические особенности

Модернизации в северокавказском регионе, исторически развивавшемся по особому пути, с особым укладом и ценностями, во многом противостоят исторически выработанный менталитет и мировоззрение проживающих здесь народностей. Социокультурные, региональные и этнические аспекты северокавказской ментальности оказывают значительное влияние на формирование гражданского общества в регионе, определяют и несколько ограничивают возможности модернизации. Но некоторые элементы модернизации уже проникли в традиционное северокавказское общество, слились с национальной ментальностью, сочетая элементы традиционности и модернизации, которые при смешивании, размываются и растворяются друг в друге. Таким образом, некоторые характеристики модернизации и традиционности утрачиваются, некоторые - приобретаются, а некоторые – видоизменяются.

Модернизация северокавказского общества действительно необходима, каждое общество должно прогрессировать и развиваться. Но она должна проводиться медленно, внося необходимые изменения, ее задача избавить общество от архаики, предрассудков, фанатизма, привнести рациональность, демократические и общечеловеческие ценности, но она не должна покушаться на те, положительные традиционные ценности, которые стабилизируют общество, посягательство на которые грозит возникновению конфликтности, конфронтации и отторжению модернизации.

 

Используемая литература:

1.     Абдулатипов Р. Природа и парадоксы национального «Я». М. Мысль. 1991. С. 137.

2.     Сиражудинова С.В. Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа // Социология власти. -2011. -№1. -с. 74-83.

3.     Сиражудинова С.В. Гражданское общество, традиционализм и ислам на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2012.

 

 

авг. 15, 2014 15:27

Наима Нефляшева
834 сообщения

Я хотела бы уточнить - что Вы подразумеватете под понятием традиционное общество? И какова выборка - сколько человек участвовало в опросе? 

авг. 15, 2014 15:28

Igor Sinelnikov
48 сообщений

И что подразумевается под композитными структурами общества?

авг. 15, 2014 15:30

Манышев Сергей
28 сообщений

По прочтении данного доклада возникает несколько вопросов. 

1. Не слишком ли автор архаизирует северокавказское общество?

2. Не преуменьшается ли уровень эмансипации? 

авг. 15, 2014 15:32

saida sirazhudinova
86 сообщений

понятие традиционное общество в данном случае, как пояснено в тексте не обсуждается, потому что оно спорно. В нашем случае мы говорим об обществе, в жизни которого традиции и обычаи играют важную и определяющую роль, оказывают воздеййствие на жизнь человека. Численность выборки точной не назову - можно найти поссылкам (примерно около 400 по Ресублике Ингушетия и 1200 по Республике Дагестан)

 

авг. 15, 2014 15:33

Lady Di
4 сообщения

Спасибо за доклад.

Уважаемая Саида, изучив ваш доклад, у нас сложился вопрос: "Какие характеристики модернизации утрачиваются, а какие - приобретаются или видоизменяются на примере вашего региона?"

авг. 15, 2014 15:34

saida sirazhudinova
86 сообщений

Не думаю, что общество архаизируется (автор пишет только по республикам, которые знает - РД, ЧР и РИ), а они самые традиционные. Может быть некие трансформации и есть, но роль традиций для этих республик очень важна.

 

авг. 15, 2014 15:35

Наима Нефляшева
834 сообщения

Мне кажется, нельзя называть северокавказское общество традиционным, поскольку оно подвергалось модернизации по крайней мере три раза - в период "умиротворения Кавказа", в период советской модернизации и в постсоветский период.