Северный Кавказ: традиция и/или модернизация? Rss 1109 тем и одно сообщение

авг. 15, 2014 15:04

Victor
180 сообщений

Добрый день уважаемые коллеги! Позвольте представить вам основного докладчика: Саида Сиражудинова. Ее тема сегодня - "Северный Кавказ: традиция и/или модернизация?"

 

авг. 15, 2014 15:05

Victor
180 сообщений

Порядок дискуссии таков. После публикации доклада у нас будет 15 минут на прочтение. После - мы ждем комментарий нашего эксперта, сегодня это Наима Нефляшева.

Затем - вопросы и дискуссия.

авг. 15, 2014 15:12

saida sirazhudinova
37 сообщений

"Северный Кавказ: традиция и/или модернизация"

Сиражудинова Саида, кандидат полит. наук

Сейчас трудно найти общество, которое бы в той или иной степени не ощутило на себе воздействие модернизации. Современные процессы глобализации, затронувшие весь мир, не обошли стороной и Россию, поставившей своей целью модернизацию всех сфер жизни общества.

Примеры обществ, в которых процессы модернизации идут медленнее, в которых сохранены сферы, недоступные модернизации существуют и по сей день. Один из таких ярких примеров – Северный Кавказ.

Северный Кавказ – особый регион Российской Федерации, отличающийся своей спецификой. Значительное влияние на процессы модернизации на территории Северного Кавказа оказывают региональная специфика и социокультурные условия развития региона. В нем развиты этничность, традиционность и религиозность. Веками здесь развивалась, сохранялась, транслировалась и тщательно оберегалась самобытная и уникальная традиционная культура, значение которой и до сих пор не теряет своей актуальности.

Важная специфическая черта Северного Кавказа – приверженность населения этническим традициям и обычаям, которые играют в жизни и сознании населения доминирующую роль, и во многом оказывают влияние на формирование ценностных, политических, идеологических и гражданских предпочтений, выборов и приоритетов.

Этническая самоидентификация жителей Северного Кавказа имеет определяющее значение - она находится в центре всей системы их ценностей и мировоззрения, определяет менталитет. Ученый и политик, а сейчас Глава Республики Дагестан Р. Абдулатипов призывает к сохранению национальной самобытности: «В развитии национальных и интернациональных процессов, их духовном обеспечении особую роль играет самобытность национальной культуры, состояние самобытных языков, национальных традиций и обычаев. Интернационализация экономической жизни объективно сопровождается интернационализацией и духовной жизни наций. Но все это не должно приводить к унификации культурных и других ценностей. Именно национальности, наиболее подвергшиеся деформации своей самобытности, чаще всего направляли социальную неудовлетворенность и озлобленность в русло межнациональных конфликтов». (1)

На Северном Кавказе можно выделить общую северокавказскую региональную ментальность – идентификацию проживающих на территории региона этносов в одну общность, объединенную схожими культурными традициями и исторической судьбой. Но более важна и особо значима узкая локальная конкретно этническая ментальность, объединенная общим образом мышления и поведения, ценностями и мировоззрением, укладом жизни, стереотипами, образцами и нормами, традицией и обычаями, религией, самосознанием и языком. Если раньше религиозное напрямую зависело от традиционного и этнического (этничностью и принадлежностью к роду) определялась и религиозная идентичность, сейчас в отдельных группах происходит трансформация религиозного, которое преодолевает этнические рамки и стремиться выйти из влияния этнической традиционности.

Понятие традиционное общество достаточно спорно, поэтому мы не будем определять тип общества, которое в любом случае будет гибридным, а остановимся на вопросе разграничения сфер и борьбы между традициями и модернизацией, а эта борьба здесь действительно существует, и заранее определить и предсказать, кто будет победителем сложно. Но мы попытаемся раскрыть и понять этот вопрос.

Традиции и их сохранение придают уникальность любому обществу. Главное, чтобы эти традиции были полезными и не опасными.

Чтобы понять преобладает в северокавказском обществе традиция или модернизация необходимо выделить сферы, которые приветствуют модернизацию и сферы, которые цепляются за традиции, выявить степень сопротивления традиций модернизации и степень активности вторжения модернизации в традиции.

Существенен ли спор между традициями и модернизацией?

Спор имеет место и он важен. Традиции стараются сохранить свое место, процессы модернизации стремятся проникнуть сюда и, по крайней мере, модернизировать традиции. Процессы модернизации принимают форму ассимиляции в условиях Северного Кавказа. Здесь мало что исчезает, в основном трансформируется. Так произошло и с традиционной религией, где до сих пор местами мы можем найти отражение древних культов, так происходит и сейчас.

Понять этот вопрос нам помогут результаты проведенного мной социологического исследования в республиках Северного Кавказа. Данные цифры мы получили из исследования, проведенного в Республике Ингушетия и в Республике Дагестан. (2)

О том, что народ осознает важность демократии, свидетельствует ответ на вопрос «Нужна ли демократия в республике?». На него отрицательных ответов почти нет. Мнение здесь разделилось поровну между ответами «да, нужна» и «частично нужна».

Особую, определяющую, роль в ингушском обществе играют традиции и религия, что лишний раз подтверждают ответы респондентов. Этот фактор оказывает значительное влияние на сознание и предпочтения народа, и не может не отразиться на проблеме формирования здесь гражданского общества, задачи которого заключаются в том, чтобы органически вплестись, ассимилироваться в среде традиционализма и исламского образа жизни.

Сила традиций в обществе была отмечена всеми без исключения респондентами, и следовательно, предпочтительным типом общества выступает в первую очередь традиционное общество (49,4%), затем следует исламское государство (около 30%), и остальная сравнительно небольшая часть респондентов пожелала видеть сочетание исламского государства с демократией. В основе идеального общества здесь видят такие черты, как традиционность, соблюдение прав человека, свобода вероисповедания. Традиционность общества всеми была оценена безоговорочно положительно. Мнение стариков здесь до сих пор очень влиятельно (51%), и занимает главное место (37,2%). К мнению религиозных авторитетов по общественно-политическим вопросам прислушивается 72%, остальные не отрицают такую возможность, ответив «когда как».

О значении религии в жизни населения свидетельствует ответ на вопрос: «Какие ценности для Вас являются наиболее важными религиозные или общечеловеческие». Отвечая на него, 81,2% выделили религиозные ценности, и лишь небольшой процент считает, что в обществе должно присутствовать и то и другое.

Несмотря на приверженность населения республики традиционным идеалам, противников процессов модернизации общества и внедрения элементов западной культуры оказалось немного. В основном оно приветствуется – 19,1%, частично приветствуется – 23,4%, и 27,8% отвечают «модернизацию поддерживаю, но традиции наши лучше западных».

На Северном Кавказе общечеловеческие культурные ценности так же осознаются и признаются народом, которого, с одной стороны, не могли полностью обойти стороной процессы глобализации, но который, в то же время сопротивляется ей, опасаясь ее вторжения в свою культуру, разрушения этнических ценностей и традиций. (3)

Для модернизации характерна разная степень в зависимости от урбанизации - в городах она намного выше, в  замкнутых далеких  селах, не хотят менять даже то, что приносит вред.

Традиции и модернизация в политической сфере и сфере бизнеса

Процессы модернизации вторгаются в экономику, и здесь они желательны, так как экономическое развитие региона, конкурентоспособность зависят от модернизации экономической и хозяйственной сферы. Данная сфера только пытается модернизироваться и делает первые шаги, но преобладает традиционные способы хозяйствования, влияют традиционные отношения, клановость и коллективизм.

Так же приветствуется модернизация политической сферы. Народ желает изменения к лучшему, выступает за преодоление традиционных проблем региона, но сам для этого усилий предпринимает недостаточно, своими поступками изменениям не способствует. Непреодолимы здесь пока клановость, коррупция, беззаконие, недоверие народа к аппарату чиновников, на Северном Кавказе в зависимости от советского времени (когда вводилось квотирование для женщин и велась политика активного включения женщин в деятельность партии, когда женщина много лет стояла во главе Дагестана) не приветствуется вхождение женщины в политическую элиту как политического лидера. Гендерное равенство в политической сфере респондентами не признается. Положительное отношение к женщине-политику или общественному деятелю высказало 22%. В основном на этот вопрос превалировали такие ответы как – «ей место дома», «даже не представляю». А о том, чтобы женщина стала Президентом речи и вообще не может быть.

Традиции и модернизация в приватной сфере

Частная личная жизнь людей оказывает наибольшее сопротивление вторжению процессов модернизации. Вторжение в закрытую частную жизнь никто не приветствует, вторжение в область сокровенного затруднено.

Положение женщины нельзя не затронуть. Традиции в первую очередь нацелены на женщину, и сами женщины более рьяно стремятся следовать им. Когда вопрос касается женщины, то все спорно и сложно в любом обществе. На Северном Кавказе этот вопрос сложен и многосторонен. Основная проблема упирается в самосознание женщин. Роль женщин с одной стороны модернизируется, а с другой стороны, подвергается еще большему исламскому и традиционному воздействию. О какой трансформации можно говорить, когда такой страшный обычай как женское обрезание не преодолен, наоборот получает все большее распространение и даже одобрение среди определенных групп?

Особенность сложившихся на протяжении веков и сохранившихся и по сей день элементов традиционного общества состоит в особом способе общественных связей и взаимоотношений, основанных на общинности, значимости и структурируемости родовых взаимоотношений, зависимости личности от общности, рода, семьи и т.д., в сохранившихся самобытных национальных адатах и обычаев этносов, в традиционных способах самоуправления, многие из которых в современных условиях эволюционировали в структуры гражданского общества, придав им, на ряду с классическими особые этнические традиционные черты.

Модернизации обычно способствуют структуры гражданского общества, привнося новые наиболее значимые ценности, привнося разнообразие и продвигая интересы групп. На Северном Кавказе многие представители структур сложносоставного гражданского общества (особенно региональных) таких как независимые неправительственные общественные организации (правозащитные, этнические, национально-культурные и т.д.), считают, что корни их организаций уходят в исторические местные традиции (в традиционное местное самоуправление, джамааты, вольные общества, советы и т.д.). Поэтому, все существующие на Северном Кавказе структуры гражданского общества можно подразделить на:

1)классические структуры гражданского общества;

2)композитные структуры гражданского общества;

3)традиционные структуры.

Трудно определить, что преобладает северокавказском обществе традиция или модернизация. Можно сказать, что модернизация пытается проникнуть и сюда, но традиции сильны, особенно в сфере духовной и частной жизни (если вообще можно говорить о частном в условиях преобладающего коллективного и сохранившегося воздействия на личность родовых отношений). Рост городов и производств способствует модернизации, и здесь наблюдаются наиболее сильные трансформации. Элементы модернизации могут беспрепятственно прижиться в профессиональной и в политической сфере. Определенные изменения, пусть даже и намного медленнее происходят и в приватной сфере. Происходит и модернизация духовной религиозной жизни, исламская глобализация стирает этнические особенности

Модернизации в северокавказском регионе, исторически развивавшемся по особому пути, с особым укладом и ценностями, во многом противостоят исторически выработанный менталитет и мировоззрение проживающих здесь народностей. Социокультурные, региональные и этнические аспекты северокавказской ментальности оказывают значительное влияние на формирование гражданского общества в регионе, определяют и несколько ограничивают возможности модернизации. Но некоторые элементы модернизации уже проникли в традиционное северокавказское общество, слились с национальной ментальностью, сочетая элементы традиционности и модернизации, которые при смешивании, размываются и растворяются друг в друге. Таким образом, некоторые характеристики модернизации и традиционности утрачиваются, некоторые - приобретаются, а некоторые – видоизменяются.

Модернизация северокавказского общества действительно необходима, каждое общество должно прогрессировать и развиваться. Но она должна проводиться медленно, внося необходимые изменения, ее задача избавить общество от архаики, предрассудков, фанатизма, привнести рациональность, демократические и общечеловеческие ценности, но она не должна покушаться на те, положительные традиционные ценности, которые стабилизируют общество, посягательство на которые грозит возникновению конфликтности, конфронтации и отторжению модернизации.

 

Используемая литература:

1.     Абдулатипов Р. Природа и парадоксы национального «Я». М. Мысль. 1991. С. 137.

2.     Сиражудинова С.В. Оценка гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа // Социология власти. -2011. -№1. -с. 74-83.

3.     Сиражудинова С.В. Гражданское общество, традиционализм и ислам на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2012.

 

 

авг. 15, 2014 15:27

Avatar 107705  37303600  ua9a7d Наима Нефляшева
386 сообщений

Я хотела бы уточнить - что Вы подразумеватете под понятием традиционное общество? И какова выборка - сколько человек участвовало в опросе? 

авг. 15, 2014 15:28

Avatar 1001355 555960494445405 1454747394 n Igor Sinelnikov
48 сообщений

И что подразумевается под композитными структурами общества?

авг. 15, 2014 15:30

Avatar dsc 0270 Манышев Сергей
26 сообщений

По прочтении данного доклада возникает несколько вопросов. 

1. Не слишком ли автор архаизирует северокавказское общество?

2. Не преуменьшается ли уровень эмансипации? 

авг. 15, 2014 15:32

saida sirazhudinova
37 сообщений

понятие традиционное общество в данном случае, как пояснено в тексте не обсуждается, потому что оно спорно. В нашем случае мы говорим об обществе, в жизни которого традиции и обычаи играют важную и определяющую роль, оказывают воздеййствие на жизнь человека. Численность выборки точной не назову - можно найти поссылкам (примерно около 400 по Ресублике Ингушетия и 1200 по Республике Дагестан)

 

авг. 15, 2014 15:33

Lady Di
4 сообщения

Спасибо за доклад.

Уважаемая Саида, изучив ваш доклад, у нас сложился вопрос: "Какие характеристики модернизации утрачиваются, а какие - приобретаются или видоизменяются на примере вашего региона?"

авг. 15, 2014 15:34

saida sirazhudinova
37 сообщений

Не думаю, что общество архаизируется (автор пишет только по республикам, которые знает - РД, ЧР и РИ), а они самые традиционные. Может быть некие трансформации и есть, но роль традиций для этих республик очень важна.

 

авг. 15, 2014 15:35

Avatar 107705  37303600  ua9a7d Наима Нефляшева
386 сообщений

Мне кажется, нельзя называть северокавказское общество традиционным, поскольку оно подвергалось модернизации по крайней мере три раза - в период "умиротворения Кавказа", в период советской модернизации и в постсоветский период. 


РЕЙТИНГ
1 ` Rock`
17762
6890
2 Albert
10748
19815
3 ..Бэн Джойс.
6042
12327
4 ..БэнДжойс..
2823
4229
5 BERG...man
2604
38870

Все комментаторы

Найдите Кавказский узел у партнеров: