RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

От кавказских амазонок к "белым колготкам" и "черным вдовам"

23:33, 18 ноября 2011

  Женское пространство в кавказской культуре  – тема, и табуированная, и наполненная мифами одновременно. Миф о кавказских амазонках – один из сюжетов, известных только искушенным антропологам и любителям местной истории, сегодня возвращается в новых, подчас трагичных, проявлениях.

Были ли на Северном Кавказе женские боевые группы или это плод воображения греческих авторов? Можно ли поставить в один ряд легендарных воительниц древности и современных смертниц?

Греки – Гомер, «отец истории» Геродот, Диодор Сицилийский и другие – писали об амазонках вообще с 8-7 вв. до н.э., об амазонках на Кавказе впервые сообщал историк Страбон.  Древнегреческие поэты и философы описывали амазонок (от др.-греч. ἀμαζόνες — безгрудые) как народ, состоявший только из женщин; они занимались войной и жили за счет войны, не допуская рядом мужского присутствия, но для продолжения рода раз в год встречались с мужчинами из соседних областей.  Для греков амазонки - антиподы Женщины и Матери: они не соответствуют образу греческой женщины, призванной вести дом, растить детей, поэтому греческие мифические герои с ними постоянно сражались, убивали или брали в плен.

  Геракл и амазонки. Амазонская тема типична для вазовой живописи Древней Греции

Царство амазонок – это целая машина, рассчитанная на воспроизводство себе подобных. Родившихся мальчиков амазонки или отсылали отцам, или  убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали так, чтобы вырастить из них таких же мужественных, бесстрашных, суровых и бескомпромиссных воительниц, новых амазонок. Согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте  прижигали одну из грудей, чтобы та не мешала стрелять из лука.

Историки и археологи давно уже пытаются отыскать следы амазонок. Некоторые считают, что они существовали в реальности  - их «царства» можно якобы найти в современной Турции. Другие находят следы «империи амазонок» на Кавказе - одна из них простиралась от северо-западного побережья Каспия (включая север Дагестана) вдоль рек Кума и Терек в западном направлении до Кабардино-Балкарии.

Между Кумой и Тереком, считают некоторые археологи, были города и поселения амазонок,  здесь же были древние культовые центры, усыпальницы цариц и места погребений воительниц. Крупным местом погребений амазонок является район, находящийся  в 16 км юго-восточнее г. Майский.

Легенды о женщинах-воительницах, аналогичные древнегреческим мифам об амазонках, фиксировались на Кавказе вплоть до XVIII века.  Сегодня исключить тот факт, что миф об амазонках породили реалии кавказской культуры, - невозможно.

Предания говорят о существовании у древних вайнахов женских гарнизонов, о воительницах, выходивших замуж только за того, кто их одолевал в единоборстве. Вплоть до ХIХ века вайнахские женщины отмечали специфический праздник, т.н. «Женский праздник»: на один день они уходили в безлюдную местность, оставив семьи и свои де­ла, там  они избирали из старших по возрасту самую мудрую и благочестивую женщину своей«ца­рицей».

В течение всего дня вооруженные женщины, одетые в мужскую одежду,  устраивали пиры, танцевали мужские танцы, состязались в стрель­бе, боролись, джигитовали, проводили скачки и т.д. К месту, где устраивался праздник, не смел приблизиться ни один мужчина. Возможно такой праздник – это механизм отработки женщинами своих воинских умений, способ подтвердить свою боеспособность?

В нартском эпосе осетин есть такие яркие амазонские сюжеты, близкие по содержанию текстам древних авторов, что недооценить их невозможно. У черкесов возможно говорить о существовании замкнутых девичьих воинских групп аристократических сословий (княжеского и дворянского) – в пользу этого говорит то, что девушек из этих сословий учили ездить верхом, а также детали девичьего костюма, имитирующие воинский доспех, у абхазов существовали женские плетки и женские юбки, специально предназначенные для наездниц.

 Некоторые исследователи читают, что нагрудник и нарукавник в черкесском женском костюме когда-то были чем-то вроде панциря и налокотника.

В причудливой форме амазонская тема возрождается  в первую чеченскую войну – только ленивый не писал о «белых колготках»  или «белых чулках», прибалтийских женщинах-снайперах,  якобы воевавших на стороне сепаратистских режимов в Приднестровье, грузино-абхазском конфликте, в Чечне, во время событий в Дагестане в 1999 году. Белые колготки породили целый пласт фольклорных быличек, их описывали как батальон белокурых бестий,  очень жестоких и получающих огромные деньги.  Ими интересовались журналисты солидных изданий, однако ни одну загадочную снайпершу никто никогда не видел.

В 2001 году Басаев создает отряд «черных вдов», женщин-смертниц  из Чечни и других республик Северного Кавказа, они участвовали в теракте на Дубровке,  захватив в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост».

В 2009 году уже уничтоженный идеолог Имарата Кавказ Саид Бурятский возродил батальон смерти "Рияд ас-Салахин" ("Сад праведников") и лично подготовил 30 черных вдов.  С 2000 года в России женщинами-смертницами шахидками совершено 600 из 900 терактов, в том числе нападение на школу в Беслане и взрывы пассажирских авиалайнеров в 2004 году. Московское метро взорвали  Марьям Шарипова, жена одного из лидеров дагестанских боевиков Магомедали Вагабова и  17-летняя Дженнет Абдурахманова, вдова лидера дагестанских боевиков Умалата Магомедова, убитого в конце декабря 2009 года.

 

 Черные вдовы, однако, не сугубо российское ноу-хау. С 1999 года террористки-самоубийцы активизировались по всему миру — в последнее время женщины-подрывницы взрывались в Ираке, Шри-Ланке, Израиле, Ливане, Турции.

Психологи пишут о мотивах смертниц — во-первых, это маргинализация вследствие нарушения поведенческих предписаний ислама и, во-вторых, месть за убийство родных. Почти все женщины потеряли близких в результате авианалетов, бомбардировок, подрывов на минах-растяжках, зачисток, проводящихся российскими войсками. Сегодня количество терактов с женским лицом резко возросло в Дагестане, где убитых горем женщин радикалы вовлекают в радикальные джамааты, особенно через интернет.

Говоря об этом, вряд ли кто-то вспомнит миф об амазонках древности, не лишенный романтики и даже привкуса поэзии.

Прошло тысячи лет, поменялись имена, на смену луку и стрелам пришли пояса смертниц, а «лесных» 2000-х сравнивают с абреками. В остальном мало что поменялось – если женщина становится воином и отнимает чью-то жизнь, это плохой знак..