RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Праздничная культура на Северном Кавказе. Революционный разлом. 1920-е гг.Продолжение

17:04, 31 августа 2011

В 1920-е гг. традиционные для кавказской культуры праздничные формы стали активно использоваться большевиками в пропаганде нового образа жизни. При этом традиционный обряд воспринимался как набор отдельных элементов, которые, как конструктор, можно переставлять и изменять.

Какие-то элементы обряда могли отменяться волевым решением сверху, а какие-то, наоборот, по замыслу строителей новой жизни, не представляли идеологической угрозы и приветствовались. Денежные сборы на свадьбах, институты традиционной взаимопомощи, шариатские сборы - закят и садака - все это создавало пусть и скромный экономический, но противовес новой власти и поддерживало традиционные для социума группы влияния - общинных лидеров и служителей культа, поэтому запрещалось.

А танцы воспринимались как безобидная реальность, которую можно использовать - как знакомую культурную матрицу- для того, чтобы открыть горцам путь «к светлому будущему».

Так, различные просветительские лекции сопровождались «свадьбами-вечеринками» или совмещались с «вечерами-спектаклями», на которых устраивались традиционные танцы, приглашались гармонисты.

Адыгская свадьба-вечеринка в 1920-е годы. Слева заметна фигура ряженого; возможно, это ажагафа - персонаж ритуалов аграрной обрядности, связанный с культом козла. Фото из личной коллекции Тимура Дзуганова на фейсбуке.

Денежные сборы в пользу гармонистов, обычно собираемые на кавказских свадьбах, направлялись на благотворительные цели, на строительство новых школ, ремонт зданий и т.д. Специальные постановления аульских сельсоветов запрещали отдавать эти деньги музыкантам.


В одном из выпусков газеты «Адыгейская жизнь» за 1927 год описана такая вечеринка. Статья называется «Дорогу женщине. Первые шаги».


«Недавно в нашем ауле был устроен бесплатный вечер-спектакль исключительно для женщин черкешенок. Из Анапы был приглашен доктор Попов, который с туманными картинами прочел лекцию на тему «Охрана материнства и младенчества», а культкружок сыграл пьесу «За Волю и Правду».
Наши черкешенки дружно отозвались и пришли на устраиваемый для них спектакль. Их пришло свыше семидесяти человек. Это был первый случай, когда наши черкешенки свободно пришли на спектакль. Были тут и пожилые, и замужние, и молодежь. Поокончании вечера их скромно угостили, а затем под родные звуки гармошки, потанцовав немножко, наши черкешенки разошлись по домам с полной ясной картиной - борьбы за освобождение женщины и с полученными знаниями по уходу за ребенком».

Продолжение следует