RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

К вопросу об инвестиционной привлекательности Дагестана - zakir05, Дагестан.

20:47, 28 мая 2011

1. К вопросу об инвестиционной привлекательности Дагестана - zakir05, Дагестан.

2. вещи - блогер batman911 рассказывает о своих личных и дорогих вещах.

3. Опять про недвижимость... - о ценах на недвижимость в Абхазии блогер Олег Папаскири.

4. Сергей Перевалов как выдающийся критик Осетии и осетин - Валерий Дзуцев из Северной Осетии отвечает историку Перевалову.

5. круглый стол, резко перешедший в митинг - о визите Максима Шевченко в Приэльбрусье, a_sult_h, КБР.

6. Мысли о бойкоте - блогер из Северной Осетии drmkeeper о бойкоте московских болелщиков матчей кавказских команд.

7. Мои фото и видео c выезда Локомотив - Анжи (1:2) - gnabidag, Дагестан.

8. Другое "Я" горца. Коневодство на Северном Кавказе. Продолжение. - Наима Шефляшева.

9. Триптих об одиночестве.. - фотографии Фарниева Константина, Северная Осетия.

10. Свадьба байкеров в консервативном Дагестане - фотографи Мухтара Амирова.


 

1. К вопросу об инвестиционной привлекательности Дагестана - zakir05, Дагестан.

История первая.
Совсем недавно торговый центр "Киргу" обстреляли из гранотометов неустановленные лица. Руководству магазина пришлось постараться, чтобы в милицесйкой сводках слово "Киргу" не упоминалось, а журналисты, писавшие об обстреле, не уточняли инфу с крим.сводки (писали про магазин на северной окраине Махачкалы). По неподтвержденным данным, после обстрела владельцу "Киргу" была подброшена "флешка". Дедлайн - 20 мая. Очереднего нападения на "Киргу" не было. Если "флешка" и имела место в этой истории, то те, кто ее подбросил получили свое.
В начале этого года, несколько владельцев крупных ресторанов Махачкалы вынуждены были продать свой бизнес. С одной стороны - вечные гос.проверки, с другой стороны - дань платить приходилось не только террористам в законе. Многие после "флешек" отказывались от продажи спиртного в заведении, думая, что на охальяленный бизнес сборщики денег на джихад не покусятся. Ошиблись. Потом и пришлось отказаться от бизнеса. Овчинка выделки не стоила (читай выручка не покрывала нервного расстройства).

История вторая.
Приехали швейцарцы строить большой торговый центр наподобие шведской "Икеи". Место стройки - местность недалеко от Агач-аула. Вроде бы с дагестанским хукуматом договорились и вот-вот документы подписать должны были. Поехали местность осматривать. По дороге один хаким намекнул о маленькой плате за какую-то помощь в оформлении бумаг. Швейцарцы, конечно, мягко намекнули, что так не пойдет. Уже на месте будущего торгового центра к швейцарцам по очереди подошли два-три других чиновника. У всех на руках были документы на землю...
Швейцарцы улетели в тот же день.

История третья.
Все помнят историю с заводом по производству сахара в Хасавюрте. Было выделено 80 мн рублей. Какие-то помещения завода были построены. Но все деньги, как говорят, расфасовали по карманам. Завода сахарного в Хасе нет.
Совсем недавно правительство республики подписало соглашении о строительстве завода по производству сахара. Хоть убей не помню с кем было подписано соглашение. Если не изменяет память, это была американская фирма "Амити Технолоджи". Завод будут строит в ногайских степях. Если по каким-то причинам завод не построят, то ногайцы потеряют 100 тыс га земель, которые в качестве залога указаны в договоре. Американцам, конечно же, не рассказали о судьбе хасавюртовского завода. Ну, если и ногайский завод такая же участь постигнеть, то во всяком случае на этих землях можно барашек пасти. Искренне надеюсь, что янки не светит такая судьба, но... В Дагестане нет пока условий для взращывания сырья для сахара - сахарной свеклы. В ногайских полупесчанных степях вообще смешно говорить об этом. Необходима целая технология для того чтобы заняться сахарной свеклой. Ни специалистов, ни техники пока нет.
Американцам, конечно же, не рассказали и о судьбе подобного завода в Чечне. Гудермесский завод не производит сахар, потому что нет сырья, а для чтобы сырье было нет условий.
Да и вообще, если бы в Дагестане сахар и начали бы производить, то он никак не смог бы конкурировать по цене ни с краснодарским, ни со ставропольским. Но, как говориться, чем черт не шутит. Так что, америкосы, "велкам" вам уже сказали, но надеюсь, что сказали и "гуд лак".
____

Согласно Стратегии социально-экономического развития Дагестана до 2025 года, республика будет дотационной на 20-25%. Достичь этих показателей удастся за счет инвестиций. Ну что же. Верим. Надеемся. Доживем ли? Не до 2025 года, а до показателей в 20-25%. ;-)
____

Вообще, об инвестиционной привлекательности Дагестана, на мой взгляд, можно говорить лишь после того, когда по побережью Каспия пройдут бульдозеры и начнут там сносить дворцы нерадвых хакимов и пр.

 

2. вещи - batman911, Северная Осетия.

- Жирный! Ты всегда был таким жирным?
Этот вопрос, любезный директор мой , Диамбеков, задаёт мне регулярно. Понятно, что им движет зависть. Потому как, я не жирный, а крупный. И кость тяжёлая… И… Ладно! Ок! Я жирный! Но таким я был не всегда! (всхлипываю и рву на груди тельник)
- Вот! Видишь дырочки на ремне! Когда-то, я был таким! Стройным!
- Это при рождении, что ли? Или в первом классе? А потом тебя заколдовали?
 Алан Сергеевич, очень любознателен. На самом деле, дырочки на ремне, способны рассказать о мужчине, как кольца на спиле ствола, о возрасте. Все тайны пуза в открытом доступе! ВикиЛикс. А учитывая что этот ремень недавно справил 20-ти летие… Тогда в СССРе появились первые КОММЕРЧЕСКИЕ магазины и мы все конечно а***ли. Нет, ну мы слышали, что так бывает – приходишь в магазин и там можешь купить то что хочешь , а не то что есть. И открывались магазы везде, где возможно. На месте нынешней «Карусели», ещё до, прости Господи, «Сити БАМа», стоял себе Дом Фото. Нахрена нужен был Дом Фото такого размера в нашем городке, никто не понимал. Но три модерновых этажа, вызывающе торчали на окраине города , посреди пустыря, с начала 80-х. А когда с тоталитаризьмом было покончено, прибили заодно и Дом Фото. И на первом этаже образовалась бодрая структура, которая торговала всем! Польской мебелью, голландским пивом , китайской техникой и американскими джинсами. Всё в одном зале. И как-то забредя в этот оазис предпринимательства, я обнаружил, среди прочего, дивный ремень под джинсы. Широкий, коричвенный, с грубой стальной пряжкой. Как щас помню – денег он стоил диких – аж 25 рублей! На нем присутствовала надпись «Yard”s», а этикетки вещали, что сделано изделие в Англии. И купил я его. Он мне был великоват, но упорство и шило меняют пространство! А уж кусок английской кожи… Штанов сменилось за 20 лет – не сосчитать! Ремень пережил всех своих собратьев. Правда через какое-то время я заметил, что дырки проделанные при покупке, уже ни к чему. А потом и первая оригинальная дырка на нём оказалась не нужна. Вторая и третья… Но осталось ещё 3 незадействованных отверстия! Ок! Ок! Не надо смотреть так недоверчиво. Два отверстия! Так что я долго ещё смогу отвечать на вопрос, каким я был раньше.

******************************************************************

- Есть прикурить?
Дзиньк-щёлк!
- Бля , как бензином несёт! Как ты от неё прикуриваешь?
Прикуриваю я, с чувством глубокого удовлетворения. Мне нравится этот лёгкий аромат бензина. И этот звук. А возраст этой «Зиппы» внушает уважение. Она родилась в 93 году, в далёком Брэдфорде и Ктулху ведает как, оказалась во Владике.
Курил я тогда мало, но стальная коробочка воняющая бензином и издающая «Дззз-ыньк!»меня очаровала. «Зиппо» я видел тока в кино. «Хорошие парни» прикуривали такими зажигалками сигары и взрывали самолёты со злодеями, а «плохие» кипятили на них герыч. И тут вот она! И стоит 50 рублей. Ну, где школьник мог заработать такие бабки? Тока влившись в нарождавшиеся рыночные ничтяки.
Времена были диковатые: все стали борзыми и жужжащими. Милиционерам было не до того. И граждане всерьез озаботились всяческими девайсами для самообороны. Сначала газовые баллончики и шокеры, а потом и газовые пистолеты. Так как никаких законов на сей счет не существовало, газган можно было купить практически в любом комке. И одни мои друзья замутили славный гешефт, притащив в Осетию вагон этих самых газганов. А я активно стал это добро распространять. Выхлоп с одного ствола – полтинник. Собственно с первого барыша «Зиппо» и была куплена.
Самое забавное, что фирменного бензина для зажигалок этих, во Владике просто не существовало. А наш отечественный, по 18 копеек (да-да! 18 копеек!) уже стал дефицитом. Проблему с топливом решила очаровательная учительница по физике Залина Борисовна. Она задарила мне флакон этого самого зажигалочного бензина, видимо приныканного для физических опытов. С учителями я дружил.
 Эта «Зиппо» оказалось уникальной вещью. Конструкция, придуманная в 32-м году не изменилась до сих пор. Зажигалка всё так же «дзынькает» , не гаснет на ветру и воняет бензином. Я стал фанатом «Зиппы», на несколько лет избавив друзей и знакомых от головной боли «Что дарить?» «Зиппо» конечно! Я даже не сосчитаю, сколько их было… От них прикуривались сигареты и не только , разжигались костры , грелись руки и банки с тушёнкой в гостиницах. Чистый, незамутненный функционал. В живых осталась только одна. Самая первая. Ведь пожизненная американская гарантия не распространяется на пожизненное же осетинское «Б**! Подари , пабрацки! Чё те жалко?». Иди не хер. Конечно, жалко. Я с ней дольше, чем с женой знаком.

******************************************************************
- Сос, дай нож!
- На.
- Зачем ты всегда с собой нож носишь?
- Так .Отдай. Идите, грызите арбуз зубами!
- Ну, в смысле зачем такой здоровый?
- На, маленький.
- Блин сколько их у тебя?
- С собой или вообще?
- Ой, а маленьким неудобно резать! Дай первый!
Всё-таки мужчина, не имеющий в кармане ножа, меня пугает. Как-то это не правильно. Первый нож мне задарил дед. Это был советский офицерский складень с множеством лезвий. О швейцарских «Викториноксах» тогда никто в СССРе и не слышал. Это был мега-нож! Но я его естественно пролюбил. Жалею до сих пор. А потом стали появляться охотничьи магазины , а в них и ножи. Невиданные до сих пор иномарки! Я катался по разным городам с КВНом и в каждом городе ходил по охотмагазинам. И почти всегда покупал себе нож. Друг мой Ахшар, всякий раз пересчитывал стоимость ножа на стоимость проститутки и говорил что я дурак. За пару лет ножей собралось немало, почти коллекция. Но однажды дома начался ремонт, в котором участвовал Тофик. Тофик был курдом и мастером на все руки. А помогал ему сын. Лет 12 ему было наверно. И он спёр мои ножи. Все, кроме невзрачного «Опинеля». «Опинель» был куплен в славном Воронеже. Я был восхищён простотой конструкции и надёжностью ножа французских крестьян. Мальчик этого не оценил. Тофик жутко избил отпрыска. Он проклинал его и грозил отречением. Но маленький курд мотал головой, размазывал кровь по лицу и повторял: «Не отдам!» Тофик снова пинал сына так, что я начинал оттаскивать его. Старший курд понял, что сын не сдастся, и абсолютно серьёзно предложил убить опозорившего весь род негодяя. Типа смыть кровью. Мне было обидно, но я понимал мальчишку. Искушение было слишком велико для него. Он бы не позарился на деньги, но НОЖИ … И я сказал Тофику что пусть это будет подарок. Тот попробовал дать мне денег, а когда я отказался, он закончив свою часть ремонтных работ исчез, не взяв плату.
Это было давно, и у меня снова скопилось много всяких режущих штук. Но потрёпанный француз-переросток, которым побрезговал мальчик-курд, никуда не делся. Он точился многократно и потерял «родную» форму. Но всё так-же резуч. Выполняет любую работу по дому и загародом, отчаянно ржавеет, а бодрости духа не теряет. Я его не ношу каждый день (всё таки здоровый очень) но берегу. Есть шансы, что он достанется Давиду.

Вот ведь забавно, этим вещам не сильно много лет. Они ещё не стали семейными реликвиями. Но за время их существования, сколько всего поменялось. Я закончил школу , отучился в ВУЗе два раза , сменился строй в стране и 4 руководителя , я женился , у меня уже трое детей… А эти мелкие предметы никуда не делись. На них приятно смотреть и вспоминать то, что было. Ими приятно пользоваться и верить, что есть стабильность в этом мире.

 

3. Опять про недвижимость... - Олег Папаскири, АБхазия. 

Самое большое количество сайтов про Абхазию составляют сайты агентств по недвижимости, которые предлагают бесчисленное количество квартир, домов и земельных участков, наличие последних в списке вообще удивляет, если принять во внимание запрет на уступка прав на землю (по запросу в google "купить дом в Абхазии" вышло 405 000 упоминаний). Цены за те или иные объекты порой зашкаливают за все разумные пределы.

 Поскольку сегодня законодательно закреплено ограничение, дающее право лишь гражданам страны иметь в собственности жилье, то возникает вопрос зачем держать такие сайты и предлагать такие цены. Знакомая, которая руководит одним из первых сухумских агентств по недвижимости поделилась, что за последние 2,5 года не было ни одной реальной сделки. И, глядя на такие цены, удивляться не приходится, желающих отдать 543 000 дол, за то, что даже не можешь оформит в собственность, найдется не много.

При этом оформить жилую недвижимость нельзя не только на физическое лицо, но и на юридическое, что входит прямой в конфликт с гражданским кодексом. С такой проблемой столкнулись мои клиенты - создав общественную организацию, не могут оформить на нее дом под офис. Отказав им, сослались на некие устные запреты...(в Абхазии вообще изобретен новый источник права oral lex или oral statut)

Самое странное, причина подобного подхода - боязнь, что все скупят иностранцы и будут приезжать сюда только на лето. При этом забывая, что от этих сделок может выиграть каждый: иностранец - квартиру, гражданин - деньги, государство - благоустроенную недвижимость, инфраструктуру и налоги.
Мы почему-то решили, что эта проблема уникальная и кроме Абхазии нигде не встречается.

Налог на недвижимое имущество существует примерно в 130 странах мира. Разве плохо,если мы начнем не пропускать мимо себя такой лакомый кусок средств, а наоборот - примем его и аккумулируем. И продав 10% квартир в доме, на налог с имущества не резидентов, починим водопровод и крышу в этом же доме...(тем самым высвободив бюджетные средства)
Также можно определить повышенные коммунальные ставки. Такой подход у нас сегодня официальной действует в нотариальной сфере - если плательщиком гос пошлины выступает иностранное лицо, то размер пошлины удваивается.

В отсутствии титульных хозяев, обычно эти квартиры сдают в наем и они вовсе не пустуют. Занимаются этим специальные Управляющие компании (т.е. опять рабочие места и налоги).

Установив, разумный денежный ценз, мы отсеем часть желающих и заработаем на тех, кто может и хочет купить эту недвижимость.

Хотя, я честно говоря ,не разделяю этот спрос, считая сегодняшние предложения крайне завышенными. За эти же деньги можно купить в собственность сопоставимую недвижимость в Европе, а это, как говорится, "две большие разницы".

 

4. Сергей Перевалов как выдающийся критик Осетии и осетин - Валерий Дзуцев, Северная Осетия.

В интернете недавно обнаружил большое собрание критических выступлений Сергея Михайловича Перевалова об Осетии и осетинах. Перевалов является наверное самым эрудированным специалистом по античной истории, живущим в Северной Осетии. При этом он очень близко к сердцу воспринимает и современную политическую действительность, являясь, судя по его высказываниям, довольно бескомпромиссным русским патриотом.

Почитал его блог и поразился низкому уровню оппонентов Сергея Михайловича из числа осетин. Правда, со стороны человек это почитает и подумает, что осетины какие-то слаборазвитые недоумки, устремленные в прошлое. Пришлось мне отреагировать и ответить ему, чтобы хоть как-то поддержать честь марки в меру своих малых способностей. Хотя надо сказать, что во многих вещах, я с Переваловым согласен.

Итак:)

Валерий:

"Сергей Михайлович, раз Вы начали поправлять осетинских историков, то почему не упомянули об антиисторическом мифе о "добровольном вхождении Осетии в состав России в 1774 г."? Меня удивляет Ваш избирательный подход к историческим мифам Руслана Бзарова. То, что значит играет в пользу "единой российской идентичности" это значит хорошо, а то что нет - это плохо? А где же Ваш научный подход?

В российском учебнике по истории об осетинах пол-строчки. Где еще осетины могут узнать о своей истории, если не из учебника родного края?

Вы жалуетесь на то, что русские ущемляются в Северной Осетии по национальному признаку. Но я бы Вам ответил так - если русские научаются жить по условиям Северной Осетии и, в первую очередь, выучивают осетинский язык, хотя бы на разговорном уровне, их шансы на социальный успех резко улучшаются. Вы прожили долгие годы в Северной Осетии, но так и не овладели осетинским языком, почему у Вас должны быть те же права, что и у местного населения? Вы многих знаете из тех, кто живет в русской России, которые бы без знания русского языка сделали карьеру в России?"

Перевалов:

"1) Валерий, нельзя в одном посте охватить все. И Бзаров, и другие мои оппоненты, высказываются по широкому кругу вопросов, "на каждый чих не наздравствуешься", приходится выбирать то, что на конкретный момент, является (с моей точки зрения) актуальным. Относительно "добровольного вхождения Осетии в состав России в 1774 г." у меня (и не только меня) абсолютно ясная позиция: ее не было. Во-первых, не было единой "Осетии": документы говорят о том, что были разные осетинские общества (и сообщества), и они по нескольку раз просили принять их в состав России (в разных формулировках), во-вторых, "вхождение в состав России" предполагает принятия тех правил игры (законов), которые существовали в Рjссии для всех народов, не исключая русского, а осетины не были к этому готовы. Поэтому их принуждали к вхождению: почитайте того же К.Хетагурова, он четко говорит, что осетины и другие "туземцы" не понимали даже таких очевидных для них выгод, как бесплатное обучение детей в российских шкоолах и училищах ("осетинских" не было по той простой причине, что у осетин вообще не было никакой централизованной системы образования, не было и государства, а народное просвещение - дело государственное). Я бы в качестве даты окончательного "вхождения" обеих половин Осетии в состав России признал 1830 год, год подавления двух восстаний осетин на севере и юге. До этого был переходный период. Это большой вопрос, пока говорю тезисно.

2) Осетины, их история были хорошо представлены в дореволюционных книгах (не исключая учебников), посмотрите Потто, Дубровина, Миллера, Кулаковского и т.д., и т.п. Гораздо лучше, чем в нынешних учебниках (и книгах), написанных "осетинскими" историками в последнее время (беру "осетинских" в кавычки, потому что не бывает этнической, - т.е. осетинской, ингушской, - истории, как не бывает национальной таблицы умножения: наука всемирна), о "неосетинах": не только ингушах или армянах, но и о русских (учебники Бзарова, Блиева - такой яркий пример, что любому непредвзятому уму достаточно, чтобы объявить приговор "осетинскому" гуманитарному образованию). Осетины получили именно такое отражения в исторических книгах, какое занимали в действительности. Почитайте осетинских просветителей столетней давности: Г.Цаголова, Г.Дзасохова, того же Коста Хетагурова: нет жалоб на то, что об осетинах пишут мало (скорее - много, ими очень интересовались в эпоху увлечения индоевропеистикой). А в российском учебнике по истории (только каком? школьном, вузовском? есть нюансы) события, естественно, рассматриваются с точки зрения общзероссийской, а осетины здесь не очень отличились: не они создавали Российское государство. Но и не замалчивались. А региональный (республиканский) учебник должен быть не этноцентричным (осетиноцентричным), а краеведческим, территориальным в соответствии с административным делением России, освещающим историю всего многонационального народа россиян, живущих на данной территории (не цитирую, но все это отражено и в законах, в конституциях республик). Нынешняя республика РСО-А, создана, конечно, не осетинами, а россиянами (русскими не в этническом смысле, а в отношении к государству Русь/Россия), в нынешних границах (полученных от центральной власти) существует немногим более полустолетия, Владикавказ сто и меньше лет назад никто не мог называть "осетинским", но именно российским городом. Самое правильное (исторически) название субъекта РФ, где мы живем - Терская область (так было до революции), без выделения какой-то национальности (даже русские отказались от формального закрепления своей государство- и республикообразующей роли). Кроме осетин, в нынешней республике десятки национальностей: в российских изданиях (возмите, хотя бы, Брокгауза-Ефрона) они (армяне, грузины, евреи) занимают достойное место, а в националистических "осетинских" - вычеркнуты из истории. Вот и сравнивайте.

3) Главный вопрос: мы где - в "Осетии", или в России? Вы живете в "Осетии"? А я в России. "Осетии" в реальности нет. Есть РСО-Алания - субъект Российской Федерации (Южная Осетия - другой вопрос, другое государственное образование, хотя все мы понимаем, что без поддержки России оно бы не состоялось), созданный решением центральных органов моей (России) страны, в котором не может быть никаких привилегий какой-то одной народности. В Осетии - до 100 народностей (вернее, их представителей), в России - 700 или 800, если не больше (включая приезжих), на всей территории страны, от Тихого океана до Кавказа, действуют одни законы, защищающие права человека выбирать язык, культуру, на которую он ориентируется, даже национальность гражданин выбирает сам, никто не может ему навязывать (читайте Конституцию). Осетинский язык не больше, и не меньше, достоин уважения, чем чукотский. Но выше всего - права индивидуума, человека. Вы учите чукотский? Это тоже язык граждан нашей страны. Нет? Так вот, я (и вы, и осетины) живем по российским (не осетинским) законам. Заставлять граждан учить язык, уступающий по всем компонентам многим другим языкам не только мира, но и России, никто не вправе. Тем более на территории, освоенной не осетинами, а русскими. А ваше рассуждение о том, что "Осетия" по своим правам сопоставима с Россией - обыкновенный сепаратизм, взращенный усилиями местных националистов. Причем это национализм "паразитический" (определение А.Яковлева, "прораба" перестройки), за чужой (русский) счет). Территория РСО-А - российская, никакая не "осетинская".

Закончу цитатой из Коста Хетагурова. Я руководствуюсь тем, что же, что и он:"возьмем на себя труд sine ira обрисовать положение дел на Кавказе, а это приводит к любопытным выводам, которыми мы и поделимся с людьми, интересующимися судьбами обширного, благословенного богом и русским оружием дарованного нам края".

Валерий:

"Сергей Михайлович, из Ваших слов следует, что у осетин никакого позитивного будущего в составе РФ нет, кроме скорейшей ассимиляции в состав русского народа, ну или как Вы это образование называете, "российского народа". Кстати, какова на Ваш взгляд разница между российским народом и русским народом?

Вы наверное будете удивлены, но именно из-за того, что тому или иному народу не оставляют шансов на жизнь, на сохранение и возникает желание выделиться из состава той или иной страны, в данном случае, Российской Федерации. Надеюсь, осетины, будут внимательно читать Ваши статьи и начнут лучше понимать сегодняшнюю Россию. Для меня очевидно, и Вы это подтверждаете, что для того, чтобы у осетинского народа остался шанс на сохранение и развитие, Осетия должна быть единой, причем за пределами Российской Федерации. Впрочем это мое мнение, Вы тоже высказали свое видение.

Совершенно согласен с Вами по поводу того, что не было единой Осетии до ее покорения Россией. Но если не было единой Осетии, то, соответственно, те отдельные просьбы от людей о вхождении в состав России, которые не имели легитимного представительства тоже не имели под собой какой-то легальной почвы. Какую же мы картину в итоге имеем? Россия силой захватила территорию Осетии в 19 веке и продолжает удерживать ее силой оружия, в то время как все колониальные державы мира отпустили свои колонии. Не следует ли из этого вывод о том, что и Россия должна уйти из своих колоний на Северном Кавказе?

Я бы не согласился насчет паразитизма. Иначе придется в паразиты записать очень много ныне существующих государств. Болгария, к примеру, стала независимой страной, благодаря вмешательству Российской империи во внутренние дела Османской империи. Целый ряд центральноевропейских государств был образован после первой мировой войны, благодаря официально оформленному третьими государствами распаду Австро-Венгерской империи. Среди них такое очень успешное и продвинутое государство того времени как Чехословакия.

Вы претендуете на беспристрастный подход к проблемам федеративных отношений, в частности, на примере Северной Осетии и Северного Кавказа, но боюсь, что некоторые Ваши пассажи выдают Вашу предвзятость. Выше Вы сказали, что осетинский язык "уступает по всем компонентам многим другим языкам не только мира, но и России", но позвольте, Сергей Михайлович, Вы же должны знать осетинский язык, так же как и другие языки, с которыми Вы его сравниваете, прежде чем делать такие выводы. Разве не Вы сетуете на низкое качество исторической науки в Северной Осетии, в частности, из-за слабого уровня знания древних и современных языков среди историков?

Я не специалист языковед, но зная немного русский и осетинский языки, я бы сказал, что основная проблема осетинского языка заключается в том, что его загоняют в бытовую сферу и из-за этого он не наращивает и не ассимилирует новые слова и при этом теряет еще и свои. Осетинский язык имеет все глагольные формы, существующие в русском языке и имеет еще и такие, которых нет в русском, как например, немедленное будущее, почти достигнутое будущее, сложная система условного наклонения (т.е. сложнее, чем в русском). Ну и, наконец, в осетинском больше падежей (хотя некоторые говорят, что их нет совсем), чем в русском, это значит что русский язык хуже или осетинский хуже?

Вы считаете, что осетинский язык, живя у себя дома в России, Вы можете не изучать, но при этом жалуетесь на то, что русских в Осетии ущемляют по национальному признаку. Я бы сказал, все же, что если есть ущемление, то оно идет по языковому признаку. В русской России, тех, кто не говорит по-русски, ущемляют, еще сильнее. В интересах русских, судя по Вашим словам, чтобы скорее ассимилировать осетин (и др. нацменьшинства на Северном Кавказе). В интересах осетин, сохранить свою особенность, самих себя. Естественно, что патриотичные осетины будут стараться защитить себя от поползновений русского национализма и естественно, что ответом будет осетинский национализм.

Есть что-то глубоко порочное в постулируемом Вами правиле о "российских законах". Русские захватывают твою страну, пишут для тебя свои законы, а потом требуют от тебя их соблюдения, хотя ты добровольно в это их государство не просился и не входил. Конечно, русских больше 100 млн. в РФ и они могут принять любой закон, даже о том, что осетины с завтрашнего дня должны именоваться марсианами в официальных документах, но и осетины и другие нацменьшинства имеют право и даже обязанность, возражать всеми доступными им средствами против дискриминационных мер, спускаемых на них Москвой.

P.S. Российские власти преследовали Коста Хетагурова, он жил под постоянным страхом очередной ссылки, поэтому я бы не стал придавать слишком большого значения его приступу подобострастия. К тому же за 100 лет, как Вам известно, очень многое изменилось во многих отношениях."

 

5. круглый стол, резко перешедший в митинг - a_sult_h, КБР. 

 Шевченко и Ко к нам приезжали в район. От поликлиники нас отправили втроём (изначально планировалось, что это будет встреча представителей Общественной палаты с интеллигенцией Эльбрусского района КБР, с ССБН встреча накануне в Хасанье уже была), я и не подумал отказаться вместо работы в пятую школу сходить (охрана там в связи со встречей была):

(остальные фото в блоге автора)

 

5. Мысли о бойкоте - drmkeeper, Северная Осетия. 

Как вы уже наверняка знаете фанаты московского спартака вслед за армейцами объявили бойкот северокавказским футбольным клубам. Вот выдержка из официального обращения, размещенное на сайте Фратрии: "Результаты игр с участием кавказских команд, из тура в тур вызывают сомнение не только у простых любителей футбола, но и у честных тренеров, журналистов и владельцев футбольных клубов. Все это происходит на фоне неприкрытого умалчивания или постоянного «сглаживания» ситуации со стороны футбольных функционеров, которые создают особые условия пребывания для команд из вышеназванного региона в первенствах России по футболу! Мы регулярно слышим заявления о якобы равном отношении ко всем «детям большой футбольной семьи» в России, но одних «детей» бросают на произвол судьбы, а других полностью содержат и всячески возвышают!"

Видимо, составители этого обращения забыли о, например, матчах с участием Амкара и Ростова, которые устраивали спектакль на протяжении трех игр между собой. Или они забыли как томский клуб "из комы" вытащил лично премьер-министр? Да, конечно, а Алания в прошлом году вылетела потому что играла договорные матчи. Конечно, Алания - кавказская команда, а значит априори играет договорняки, поэтому и вылетела. Наверное и футбольный клуб Анжи на государственный деньги покупает Р. Карлоса и отправляет на каждый выезд фанатов в чартере. Они, видимо, ничего не слышали о частном капитале господина Керимова. Наверное, и Алания с нальчикским Спартаком живет и шикует на государственные деньги. Деньги честных российских налогоплательщиков уходят на содержание этих клубов. Поэтому Нальчик влочит жалкое существование на дне турнирной таблицы, а Алания и вовсе играет в первой лиге с девятью своими воспитанниками в составе. Наверное и кавказские клубы виноваты в том, что целый ряд самобытных команд гниет в низших лигах. Факел, Ротор, Торпедо, Сокол. Нет, это не руководителям клубов/регионов по*** на футбол в своей вотчине, это кавказцы виноваты конечно же.

Давайте подумаем, что даст этот бойкот? Для этого нужно поговорить о его целях. "Исключение всех северокавказских команд из футбольных первенств России". Интересно кому пришел этот бред в голову и под чем он находился? У руководства московских топовых движух стоят неглупые люди, но когда читаешь это воззвание начинаешь сомневаться в этом. Приписка, дескать, данное заявление не разжигает межнациональную рознь - это, пардон, полная х****. Всем и так известно, что фанатье в России, в подавляющем большинстве своем, правое. И все эти писульки лишь еще раз подтверждают сей тезис.

Представьте себе, ни одного спартача, коня и тд на кавказском выезде. Мне кажется об этом мечтают и руководство клубов, и региональное руководство МВД и чиновники из РФС. Никаких головных болей. АБСОЛЮТНО. Кто-нибудь заметит этот бойкот? Ну не приехали и Бог с ними. Что в этом такого экстраординарного-то? Почему это должно возыметь какой-то результат? Да это только плюс устроителям матчей, типа Анжи-Спартак или Нальчик-ЦСКА.

Второй вопрос: бойкот домашних матчей. Как говориться, маразм крепчал. На минуту представил себя частью московской движухи. Матч с "черными". Да я бы блеать из кожи вон вылез, но сделал бы так, чтоб кавказцы чувствовали себя на трибунах стадиона не в своей тарелке. Психологическое давление, оскорбительная шиза, акционирование, закидывание файерами, наконец. Что угодно, но сделать так, чтоб отбить у "черных" желание ходить на футбол в Москве. Что же делают топовые движухи? Они призывают бойкотировать эти матчи! БОЙКОТИРОВАТЬ матчи своей команды дома! Ради чего? Ради того, чтоб кавказские клубы исключили из всех соревнований. Мне смешно, честно. В эти моменты закрадываются сомнения, а по своей ли воле идеологи ОФа, известные конторы писали эту феерическую х****? Не чья-то ли эта указка в предверии подготовки к ЧМ? Вчера Локо играло с Анжи. Гостевой сектор - порядка 2000 человек. Своим бойкотом они генерировали лишь две вещи: 
1 - у футбольных чиновников теперь стало меньше головных болей,
2 - кавказские фанаты теперь решили, что их зассали, что они победили в этом локальном сражении, что "враг отступил" и предпочел не связываться.

Вот поэтому у меня есть сомнения в том, что вся эта, повторюсь, феерическая х**** была написана и генерирована в околофутбольное сообщество без влияния кого-то извне этого самого сообщества. Либо российский ОФ (активные болельщики, как угодно) просто е****ся.

 

7. Мои фото и видео c выезда Локомотив - Анжи (1:2) - gnabidag, Дагестан.

Поздравляю всех с победой АНЖИ!

Фото:
http://fotki.yandex.ru/users/gnabi/

(больше фотографий в блоге автора)

 

8. Другое "Я" горца. Коневодство на Северном Кавказе. Продолжение. - Наима Нефляшева. 

География продаж кабардинских лошадей была широка – это не только соседи по Северному Кавказу (кумыки, осетины, чеченцы, ингуши и др.), но и Грузия, откуда они распространялись по всему Закавказью, а также в Иран и Турцию. В XVIII в. кабардинские лошади поступали на продажу в Крым, откуда их затем вывозили в Польшу, Литву, Молдавию и Венгрию. В свою очередь северокавказские хаджи, возвращающиеся из Мекки и Медины после паломничества в святые земли ислама, нередко привозили породистых арабских скакунов для улучшения местных пород. Об этом известно с XVIII века.

По свидетельству К. Пейсонеля, кабардинские лошади в среднем стоили в 10-13 раз дороже крымской лошади (Обычная цена лошади была в то время в Крыму 15—20 пиастров, за черкесских лошадей платили до 200 пиастров).

Стоимость лошадей таких знаменитых подвидов кабардинской породы, как Шолох или Бечкан, могла колебаться в пределах от 500 до нескольких тысяч пиастров (В середине XVIII в. турецкий пиастр равнялся 75 русским копейкам), превышая стоимость средней крымской лошади минимум в 25 раз.

Коневодство породило целую индустрию, обслуживающую лошадей и всадников – производство предметов конской упряжи, горского мужского костюма (черкесок, бурок, папах, ноговиц), седел, плетей, пут. Ремесленники, занимающиеся этим производством, никогда не сидели без работы, а их продукция пользовалась популярностью не только среди кавказских народов, но и среди казаков.

В XVIII в. производство седел в Кабарде было так распространено, что в 1788 г. кабардинские мастера получали заказы на производство 20 000 седел.

Скачки как элемент культуры коневодства и всаднической культуры можно рассматривать и как инструмент интеграции культур. Под обаянием воинской культуры Северного Кавказа оказались те, кто пришли его покорять, ‒ казаки. Тогда, когда Кавказская война была в самом разгаре, в 1860-е гг, Екатеринодаре часто устраивались скачки, собиравшие и казаков, и адыгов. Инициатором скачек был наказной атаман Кубанского казачьего войска, скачки устраивались для «развития наездничества в войске».

Высокий уровень адыгского коневодства и наезднические навыки оказали сильнейшее влияние на изменение казачьих стереотипов поведения. Казаки-черноморцы, пришедшие на Кубань моряками и пешими воинами, под влиянием черкесской среды постепенно превратились прежде всего в конных воинов, какими изначально были черкесы.

Специфика коневодства как вида хозяйственной деятельности и образа жизни создала особую социальную категорию - табунщиков, своего рода корпоративное сообщество.

В социуме кавказских горцев табунщики - особая корпорация

Табунщики были неприхотливы и существовали относительно автономно. Отрыв от общины формировал у табунщика особый психический склад личности и систему мировосприятия. Например, абхазский этнограф и краевед первой половины ХХ века Симон Басария писал, что абхаз находит в скотоводстве не просто утилитарный смысл, а «нечто другое, отвечающее его психическим особенностям, нечто красивое, соответственно гармонизирующее общей внешней красоте».

Черкесский писатель Тембот Керашев подметил интересные детали, характеризующие табунщиков с противоположного склона Кавказского хребта: «Силу влечения к горам трудно объяснить словами. Тут и гордость от общения с величавыми вершинами, и ощущение необыкновенной легкости в груди, и окрыленность чувств, и возвышающее над житейскими мелочами раздумья о смысле жизни».

Для табунщиков было характерно чувство сплоченности, у них были свои объединения с четкой внутренней структурой и соподчиненностью. Табунщик отвечал за несколько задач сразу – за перемещение коней по горным пастбищам, уход за ними, охранял лошадей от конокрадов, обладал и навыками ветеринара – это были люди особого типа личности, своего рода «себе на уме». К таким общинники благоволили. Живущий в изоляции от общества, чуждый условностям, табунщик был уважаем обществом за прямой нрав.

В сознании народов Северного Кавказа существовало и иррациональное восприятие табунщика – как человека, связанного с Другим миром, как «человека границы», «глаза и уши» общины. Он мог первым встретиться в горах с абреками, стать их посредником при переговорах с общиной и властями.

Продолжение следует...

 

9. Триптих об одиночестве.. - Фарниев Константин, Северная Осетия.

 

10. Свадьба байкеров в консервативном Дагестане - Мухтар Амиров, Дагестан.

Сегодня я стал свидетелем свадьбы дагестанского байкера Эдуарда и Джамили.

В свадебную машину Эдуард сел лишь для того, чтоб сфотографироваться со своей избранницей – а все остальное время ехал впереди на своем железном коне в компании единомышленников.

 


 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Блогеры «КУ» могут это делать в каждом последнем посте с той же пометкой. Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь