RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Это случилось 69 лет назад - t-chagaeva, Чечня.

03:06, 22 февраля 2013

 

1. Это случилось 69 лет назад - t-chagaeva, Чечня: В эти дни в Чечне вспоминают тех, кто, как это отмечалось в официльных документах, был "навечно сослан" в Казахстан, Киргизию и дальше - в Сибирь...

2. У русских и кабардинцев не только страна общая. - kaisynoff, КБР: Проповедь черкесской идеи обнажила далеко зашедшую русификацию протестной части адыгской интеллигенции. Те же недостатки, что и у русской: утопизм мышления, безответственность и непомерное честолюбие.

3. Помощь - p-hashagulgova, Ингушетия: Этим детям сейчас очень нужна поддержка и помощь - Всевышнего, а затем ваша. В первую очередь - моральная, затем материальная, должностная и прочая

4. Будущее - akroman, Ингушетия: Сегодня написал в блоге evkurov о том, что было бы хорошо и дальше развивать наши авиа и жд перевозки

5. Герой гражданского общества, меценат Хасан Ахильгов - Магомед Муцольгов, Ингушетия: Сегодня я расскажу о Хасане Ахильгове, он стал победителем в номинации «За активную благотворительную деятельность».

6. 21 февраля - 1zzz, Ингушетия: Проблема номер один в Грозном – это безработица, и если верить местным таксистам, именно из-за этого люди уезжают за границу, в другую Россию

7. "Как чару пьешь - другую хочется". О виноделии в Кизляре - Наима Нефляшева, Адыгея: Очень люблю дореволюционные рекламные постеры. Цветовая гамма, символика образов, определенная, свойственная только этому времени эстетика — всегда интересно

8. Кушать подано, садитесь... ж...ть пожалуйста... - onlylili, Северная Осетия: "В исследованном образце № обнаружено превышение свинца в 7, 96, кадмия - в 3, 33 выше допустимой нормы и НЕ соответствует СанПиН!"

9. ПРО ЖЖ - Заур Фарниев, Северная Осетия: Какое-то у меня стойкое ощущение, что осетинская блогосфера вымирает со скоростью вымирания мамонтов

10. Абхазия. Сухумский район. Долина Ахея. - Тенгиз Тарба, Абхазия: ФОТО


1. Это случилось 69 лет назад - t-chagaeva, Чечня.

В эти дни в Чечне вспоминают тех, кто, как это отмечалось в официльных документах, был "навечно сослан" в Казахстан, Киргизию и дальше - в Сибирь... Здесь хотелось бы процитировать слова выдающегося казахского ученого, публициста и поэта Олжаса Сулейменова о депортации народов: «Всякий раз, когда я посещаю казахов, нашедших вечный покой на своей родине, я нахожу могилы замученных на моей земле вайнахов. Их здесь более 300 тысяч, целая страна, в которой нет различия по национальности. Я молча стою над могилами, а перед глазами возникают образы людей, пришедших на мою родину оболганными и униженными, но не сломленными, с высоким и ничем не обозримым чувством чести и истинного человеческого достоинства».
В очередной раз обращаюсь к трагедии селения Хайбах. Сегодня предлагается рассказ Ахмеда Мударова, который в дни выселения был расстрелян вместе с семьей, но выжил, около года скитался по горам, уходя от преследований, позже был депортирован, выжил в тюрьме, вместе со всеми вернулся на родину и нашел вечный покой рядом со своими предками.



Мударов Ахмед

ИЗ ПРОТОКОЛА ДОПРОСА СВИДЕТЕЛЯ

Жил я на хуторе Тийста, расположенного недалеко от села Хайбах. Села были рядом: если крикнуть, можно было услышать друг друга. В феврале 1944 года всех жителей села Тийста собрали и повели в Хайбах. Это была среда. В ауле остались больные, старики и ухаживающие за ними молодые люди. Я со своей семьей из восьми человек остался дома: вся семья болела тифом.
В воскресенье мой восьмилетний сын вылез из дома через окно, чтобы принести воду. Обычно более здоровые члены семьи ухаживали за тяжело больными. Сын принес воду и сказал, что в селе Хайбах раздаются выстрелы, лают собаки и над селом клубится дым.
Вскоре в окно нашего дома произвели выстрел из какого-то тяжелого орудия. Часть стены обвалилась, и на меня попадали куски сухой глины, отвалившейся от стены. Я сказал детям, что нас стерегут, и выходить на улицу нельзя.
Вечером я заметил, что к дому идут несколько человек в военной форме. В дом зашли пятеро, остальные остались во дворе. В одной руке у них были пистолеты, а в другой – кнуты. Среди них был русский, низкий, черный, который знал чеченский язык. Его звали Григорий. До этого я его несколько раз видел в селах Галанчожского района. Он тоже меня знал. Я ему по-чеченски сказал, что мы знакомы. Ты должен выслушать меня. Мы не можем никуда идти, потому что больны. Мы можем отправиться вслед за своими родственниками, но после выздоровления. Если вы пытаетесь нас напугать и заставить идти, то это невозможно, не мучайте нас. Попросил его не применять насилия по отношению к нам и перевести на русский язык то, что я ему сказал. Григорий улыбнулся и сказал:
- Ничего не знаю.
После этого двое схватили меня за плечи, вывели во двор. Через некоторое время вывели остальных. Я услышал приказ: «расстрелять». Рядом со мной был мой брат Умар. Ему я по-чеченски сказал:
- Не смей их злить, они могут совершить злодеяние.
На меня была наставлена винтовка. Раздался выстрел. Меня отбросило в сторону. Я упал. Пуля пробила челюсть. Потом рядом стоявший нажал на курок и выпустил в меня почти весь диск автомата.
Даже после этого я еще видел и слышал. Потом ко мне подошел третий военный. Он сзади штыком проткнул мне спину, и, не вынимая штыка, потащил к обрыву и сбросил меня туда. Спереди, через ребра, вышел кончик штыка. Я видел этот заостренный кусок металла, торчавший из грудины. Меня тащили с помощью штыка, как калошу палкой. Когда штык входил в мое тело, было очень больно. Было больно и тогда, когда военный вытаскивал его из моего тела. Эту острую пронизывающую боль я ощущаю и сейчас.
На дне обрыва я потерял сознание. В этот момент я не знал, что следом за мной будут расстреляны остальные члены моей семьи: мать Ракка, сестра Зарият, брат Умар, сын Ахъяд - восьми лет, сын Шаъман – шести лет и младший сын Увайс – пяти лет, восьмилетняя племянница Ашхо. Из них сразу после расстрела умерли 6 человек. Военные почему-то в остальных членов семьи произвели только по одному выстрелу. То ли экономили пули, то ли оставили для того, чтобы мучились дольше.
Когда я пришел в сознание, первым делом стал взывать к Аллаху о помощи. Правая рука у меня была пробита автоматной очередью. Челюсть висела, так как была перебита выстрелом из винтовки, кровоточили другие раны по всему телу. Вокруг была тишина. Я попытался подняться. К моему удивлению, я мог передвигаться: видно, Аллах помог мне.
Я дополз до двора, где лежала моя убитая семья. Все они, кроме дочери, были в одном месте. Был в живых сын Шаъман. Он узнал меня и сказал:
- Апи, мне больно.
Больше он ничего не сказал. Я не мог ему что-либо посоветовать или утешить, так как не мог разговаривать. Дочери я не находил. Сын Шаъман звал меня:
- Апи, Апи...
Я прочитал над ними отходную молитву «Ясин», заполз в дом, вытащил одеяло и накрыл трупы, чтобы звери их не тронули. Также сделал пугало для мышей и собак, чтобы они не приближались к трупам. После этого снова ползком пробрался в дом и лег. Я знал, что могу умереть в любую минуту, и это хотелось сделать по-человечески.
Но я не умирал. В доме было сильно накурено и в комнатах стоял сильный запах табака. Видимо, военные долго еще находились в доме. По мусульманским обычаям нельзя курить и пить, а умереть в табачном дыму – тоже грех и Всевышний не прощает этого.
Я выполз из дома, нашел яму, которую можно было приспособить себе под могилу, лег в нее и начал здоровой рукой сыпать на себя землю: я хотел встретить смерть в могиле. Сколько времени это продолжалось, я не знаю. Незаметно, словно засыпая, я потерял сознание. Через некоторое время я вновь пришел в себя. Во дворе я увидел солдата и снова закрыл глаза: он непременно добил бы меня, если бы обнаружил, что я еще жив.
По моим подсчетам, я провел в этой яме трое суток. Я понял, что умирать еще рано, если не умер в течение трех суток. Попытался выползти из ямы. Сильно опухло плечо. Обвисла перебитая челюсть, переломанная рука висела плетью. Я дополз до пригорка - это примерно 60–80 метров. Забрался туда, чтобы меня кто-нибудь увидел.
Вдруг каким-то невероятным образом почувствовал, что сзади кто-то приближается ко мне. Этот человек был достаточно далеко от меня, но уже можно было различить, что ко мне идет не военный, так как на голове у него была папаха. В стороне, в лощине, на лошадях резвились солдаты, смеялись, кричали и что-то весело рассказывали друг другу. Другая часть военных угоняла скот.
Я подумал, что они все равно меня растопчут лошадьми. А человек, который шел в моем направлении, меня не замечал. Когда я понял, что он так и пройдет мимо, я осторожно скатил камень с пригорка, чтобы он обратил на меня внимание: крикнуть-то я не мог. Человек заметил меня и подошел. Это оказался мой дядя Али. Он искал меня. Все трупы членов моей семьи он нашел и теперь занимался моими поисками.
При встрече с дядей я дал ему понять, что нужно положить между челюстями что-нибудь, чтобы я мог двигать языком и разговаривать. Дядя положил между верхними и нижними зубами щепку. Теперь я мог говорить. Отвечая на мои вопросы, он рассказал, что его преследовали военные и дважды произвели в него прицельные выстрелы. А еще раньше, преследуя его верхом на конях, они пытались зарубить его шашкой, но шашка скользнув по костям черепа, разрезала на голове кожу, не задев кость. Разрезанная кожа отвисла и свернулась. Вместо волосяного покрова на его голове виднелась белая полоса подкожной ткани. Он спасся от военных, бросившись с обрыва.
Я сказал ему, что он один не сможет мне помочь, и попросил поискать кого-нибудь. Дядя ушел и через некоторое время вернулся с моим зятем, мужем моей сестры. Зятя звали Пособи. Он был сыном впоследствии ставшего абреком Виситы Анзорова. Сестра вышла замуж за Пособи, когда он еще не был врагом Советской власти. Впоследствии его отец Висит Анзоров был признан властями главарем банды.
Пособи был хорошо вооружен, как и полагается «бандиту». Он просил у меня совета - что ему делать дальше. Я сказал, что он сейчас в горах один и не может воевать, так как это бессмысленно и нет необходимости вступать в бой с солдатами. Я попросил его, чтобы он привел сюда двух быков, которые находились на некотором расстоянии от нас. Дальше следовало найти сани и отвезти меня и дочку, которая осталась жива, в безопасное место. Пособи все сделал так, как я ему посоветовал, и отвез нас в пещеру. Он завесил проход одеялом, растопил костер. В этой пещере я находился более 2-х месяцев.
Дочь умерла на четвертый день, ее мы похоронили. Через некоторое время меня перевели в другое место. Лечили подручными средствами, в основном, солевым раствором, чтобы раны не гноились. А их у меня было много - до сих пор ношу в себе несколько пуль. Не приведи Аллах испытать кому-нибудь те мучения, которые выпали на мою долю.
Летом 1945 года в горы приехали известные шейхи Яндаров и Арсанов. По их призыву чеченцы, которые скрывались в горах, сдавались властям и их отправляли в Казахстан и Киргизию. Меня после этих ранений перевезли в село Рошни-Чу, где я прожил более восьми месяцев, вылечивая раны. После, когда я несколько окреп, отправили в Казахстан, в город Алма-Ату. Там устроился на работу и проживал среди земляков. Однако, через шесть месяцев, в сентябре 1946 года, меня арестовали и осудили на восемь лет лишения свободы «за пособничество бандитам».
Вопрос: Что вы знаете по факту уничтожения людей в селе Хайбах?
Ответ: В то время я встречал людей, которые непосредственно хоронили трупы сгоревших жителей Хайбаха. Они мне подробно рассказывали о захороненных останках сожженных людей. Кроме того, в 1954 году в городе Алма-Ата мне Д. Мальсагов рассказывал, как он оказался свидетелем уничтожения людей.
Вопрос: Сколько пуль сейчас находится в вашем теле?
Ответ: Семь. Часть пуль из неглубоких ран я вытащил сам с помощью ножа еще в феврале 1944 года. Врачи в Казахстане вытащили из моего тела еще семь пуль.
Вопрос: Скажите, по вашему мнению, какая была причина выселения вас и уничтожения вашей семьи?
Ответ: Какой-либо причины я не знаю. Никогда оружия не брал в руки. И не умею им пользоваться, никому зла не причинял. Все время работал в колхозе скотником.
Вопрос: Скажите, за что вас судили?
Ответ: Когда я был ранен, за мной ухаживали абреки Виситы Анзорова. Меня признали бандитом и осудили на восемь лет. Абреками и бандитами признали всех чеченцев, которые остались в горах при выселении. Они никогда на военных не нападали и даже избегали их.
Будучи подследственным, меня мучили, надо мной издевались, требовали подписать протокол. Я не подписывал. Они надевали на меня резиновую смирительную рубашку, избивали, сажали в карцер. Девять месяцев я не подписывал протокол с «признаниями». Следователь ничего не мог сделать со мной. Тогда из Алма-Аты привезли главного прокурора. Он при мне заполнил одну страницу с моими показаниями, и я расписывался под ними. Вторая страница была чистой.
Со мной в камере сидел один карачаевец. Ему я рассказал о допросе главного прокурора и как я подписывал свои показания. Он мне сразу же сказал:
- Тебя обманули. Теперь жди суда.
Действительно, через три месяца особым совещанием тройки я был заочно осужден к восьми годам лишения свободы. Отбывал наказание в Монголии, в Иркутской области. В тюрьмах провел 8 лет и 18 дней.
Вопрос: Скажите, Мударов, сколько ранений на вашем теле?
Ответ: Семь пуль сейчас находятся в моем теле, можете даже пощупать их. Выстрелом из винтовки была насквозь пробита челюсть, эта же пуля повредила плечо. Кроме того, я сам вытащил много пуль, которые торчали из-под кожи, находились неглубоко в теле. Я их вытаскивал пальцами рук, после выковыривал ножом. Кроме того, семь пуль из моего тела удалили врачи. Всего по моим подсчетам, в меня попало 59 пуль. Но больнее этих пуль было штыковое ранение. Я чувствовал, как холодная струя проходит через все мое тело. Интересно то, что при входе и выходе штыка было невыносимо больно.
Вопрос: Скажите, Мударов, кого вы считаете виновным в гибели вашей семьи, в выселении вас из Чечни?
Ответ: Я не знаю, кого считать виновными. Солдаты выполняли приказ. По всей видимости, русские хотели завоевать наши горы и сделать послушным весь народ. Когда этого не смогли, то решили всех уничтожить. Другой причины я не знаю. Хочу еще добавить, что когда по совету Яндарова и Арсанова сдался властям, то ожидал, что ко мне будут относиться по-человечески, так как я был весь изранен, семья моя уничтожена. Однако меня, наоборот, чтобы окончательно добить, посадили в тюрьму на восемь лет.

2. У русских и кабардинцев не только страна общая. - kaisynoff, КБР.

"- Девушка, вы бы могли полюбить радикала?

- Ради чего???"


Проповедь черкесской идеи обнажила далеко зашедшую русификацию протестной части адыгской интеллигенции. Те же недостатки, что и у русской: утопизм мышления, безответственность и непомерное честолюбие.

Если проанализировать бессознательное товарищей, выступающих за революционные преобразования в России нацепив на себя белые ленты, то приходишь к выводу, что основным мотивом их действий будет фига, которую желают показать эгоистичным капиталистам, оказавшихся на гребне успеха после развала СССР действительно не в результате кропотливого труда нескольких поколений, а волею случая. Что будет после революции, судя по всему, их заботит мало если заботит вообще. Видимо, сразу молочные реки потекут среди кисельных берегов, а базовые недостатки людей, по мановению волшебной палочки, исчезнут.

Такой же мотив и у "великочеркесов", разница лишь в объекте приложения своей кипучести мозга: вместо эгоистичных капиталистов они живут нелюбовью к русским, поэтому главное для них - нанести максимальный вред России, их родной стране, в которой по стечению обстоятельств большинством оказались не они, а русские. Что будет после в случае развала России их заботит мало если заботит вообще.

Отличительной чертой утопической оппозиционности является направленность социального протеста. Отношение утописта к миру не допускает никакого исправления действительности: утопист не реформист, а радикал.

Но давайте поможем "великочеркесам" разобрать возможные варианты развития событий.

Не имеет значения, кто был автором "великочеркесской" идеи: английский шпион Уркварт, сирийский карачаевец Будай или может быть южноафриканский борец за права негров Мандела.
Основное и не зависящее от авторства сегодняшнее содержание черкесского протеста: возвращение черкесских эмигрантов времен Кавказской войны на историческую родину, переход под контроль черкесов "старых черкесских территорий", карта которых уже опубликована израильским публицистом Шмулевичем. В перспективе – установление черкесской гегемонии на Северном Кавказе.

Судьба нечеркесского населения территорий, где должны будут расселиться черкесские переселенцы, очевидна. Это мы уже видели недавно в чуть более восточных субъектах страны. Объявленные оккупантами славяне будут подвергаться дискриминации и изгоняться. Особенно будут усердствовать репатрианты, не имеющие опыта мирного совместного сосуществования с русскими, зато изрядно исламизированные и фанатизированные.

Однако осуществлению "черкесского проекта" мешают не только русские.

Набирает силу карачаево-балкарский этнический проект, в карачаевской части крайне успешный и политически, и демографически, и территориально. Не случайно на него уже обратил внимание все тот же Шмулевич. С карачаевцами черкесам сладить будет крайне не просто даже при поддержке воинственных переселенцев с горящего Ближнего Востока.

Чеченцы, нынешние гегемоны Северного Кавказа, тоже своих позиций просто так не сдадут.

Но самая изюминка в том, что "великочеркесский" проект естественным образом конфликтует с проектом создания исламистского "имарата Кавказ". Ведь тут набожные мусульмане - переселенцы могут сыграть на руку отнюдь не "великочеркесам". В этом месте проявляется главный недостаток проекта - слабая культурная совместимость российских и нероссийских черкесов. Ездить друг другу в гости по два раза в год - дело нехитрое, а вот жизнь под одной крышей – совсем другое. Тем более если одна сторона – почти европейцы (особенно в Адыгее), а другая – почти арабы или турки.

Еще один крайне проблемный вопрос – вопрос о главенстве в предполагаемой Черкесии. Очевидно, что на него будут претендовать сразу несколько этнотерриториальных групп.
Нахождение современных черкесов на расстоянии друг от друга породило некоторые иллюзии. Отсутствие границы друг с другом, проживание в разных странах и разных субъектах РФ спасает в настоящее время черкесов от тягостной необходимости выстраивания отношений этнической иерархии. Которые, например, очень осложняют внутривайнахские отношения. Известно, как ситуация "старший брат – младший брат" убила солидарность между русскими и украинцами и так далее.

Наиболее вероятные претенденты на роль гегемонов внутри "Великой Черкессии" в случае массовой репатриации - самые многочисленные и агрессивные группы мухаджиров, а также кабардинцы. Всех остальных российских черкесов уже сегодня можно смело записывать "страдающей стороной", предающейся упоительным воспоминаниям о былой почти райской жизни в составе России.

В случае гегемонии мухаджиров все другие испытают "вторичную исламизацию", подгонку под "общеисламские стандарты", а это не столько выкорчёвывание древних этнических традиций, сколько борьба огнем и мечом с достижениями европейской цивилизации. Сегодня среди российских черкесов есть классические и поп музыканты, художники и писатели, физики и биологи, химики и математики, все они в контролируемой мухаджирами Черкесии станут ненужными.

Господство кабардинской элиты может спровоцировать не менее серьезный внутричеркесский конфликт другого плана. Кабардинцам, ранее считавшихся аристократическими черкесами, исторически присуще тотальное превосходство верхов над низами. Это находится в ярком противоречии с политическим мировоззрением других черкесских групп, ранее называвшихся демократическими.

Итого имеем, что спасти черкесов от вымирания может только Россия. Та самая Россия, которую искренне ненавидит черкесская протестная интеллигенция.
Впрочем, свои внутренние противоречия черкесы всегда решали сначала большой кровью, а затем привлечением "третьих сил".

3. Помощь - p-hashagulgova, Ингушетия.

Расстрелянный сотрудниками ФСБ и другими структурами за свое  интервью французскому радио Султан-Гири Хашагульгов - старший брат моего подследственного мужа, оставил после себя прекрасное, мужественное и благородное потомство - своих детей. Такое же благородное, каким был сам, хотя пока и очень молодое. 

 Дети эти, сыновья и дочери, чьё горе ещё ни на мгновение не затухало, активно мучаются следственными чинами  - их таскают на допросы, иные мероприятия. Имею опасение, что на них давят, угрожают. 

Я обращаюсь в каждый ингушский дом. К каждой ингушской семье, к каждому ингушскому тейпу. К каждому человеку любой национальности и любой должности. Этим детям сейчас очень нужна поддержка и помощь - Всевышнего, а затем ваша. В первую очередь - моральная, затем материальная, должностная и прочая.

Пятимат Хашагульгова


Прошу перепост.

4. Будущее - akroman, Ингушетия.

Сегодня написал в блоге evkurov о том, что было бы хорошо и дальше развивать наши авиа и жд перевозки. К примеру, открытие рейсов на Алматы и Астану (в один город можно пустить самолет, а в другой поезд), Санкт-Петербург, Астрахань, Екатеринбург, Хабаровск. Плюсом ко всему добиться начала строительства Кавказской перевальной дороги (Назрань-Тбилиси), чтобы она проходила через Карабулак,Яндаре,Нестеровскую и дальше на юг. Строительство этой дороги сделает наши слаборазвитые села более экономически привлекательными, даст толчок к развитию+ко всему и туризм будет развиваться лучше, как никак это удобно-доехал,к примеру на поезде до Таргима, а там и до Цори,и до Армхи рукой подать. 
Безымянный

5. Герой гражданского общества, меценат Хасан Ахильгов - Магомед Муцольгов, Ингушетия.

10 января в Назрани состоялась церемония награждения победителей конкурса «Герои гражданского общества», учрежденного Правозащитной организацией «МАШР» в 2011 году. Как  и обещал, на страницах своего блога я продолжаю рассказывать о каждом лауреате конкурса.

   Сегодня я расскажу о Хасане Ахильгове, он стал победителем в номинации «За активную благотворительную деятельность».

   Хасан довольно известный в республике человек, он предприниматель, банкир, меценат, большинство людей знает его как Дауда, у ингушей так повелось, что с раннего детство очень часто у человека два имени. Хасан Ахильгов уже почти 20 лет руководит собственным коммерческим банком «Рингкомбанк», и все это время он параллельно занимается благотворительной деятельностью.

  Хасан очень воспитанный и порядочный человек, в таком же духе он смог воспитать и своих сыновей. Сыновья Хасана не только стали ему хорошими помощниками, но и взяли на себя большую часть его забот, один из них сейчас руководит банком, созданным и «раскрученным» Хасаном. Их банк не просто стабильно работает, он процветает и постоянно развивается. Здание банка является одним из лучших в республики.

   Коммерческий банк не единственный успешный проект Хасана Ахильгова уже около 10 лет открыта и функционирует частная школа «Элин», которая является самой обеспеченной и оснащенной частной школой. Абсолютное большинство государственных школ не могут похвастаться тем, что предоставлено ученикам в школе «Элин», посоревноваться в оснащенности с ней могут только несколько элитных учебных заведений по всей республике. Моя племянница учится в самой обычной школе в г. Карабулак, и когда я вижу школу «Элин», то я белой завистью завидую ее ученикам, а школы моей ученической поры с ней сравнивать вообще не приходится.

   Раньше, я не обращал внимания на рассказы о меценатах и крупных предпринимателях, но в последние годы все чаще я слышу о тех, кому помогает Хасан. Все чаще можно услышать, что общественно значимые мероприятия, спортивные состязания, культурно-массовые мероприятия и прочие акции проходят при активном участии Хасана. Речь идет о его материальном участии. Для каких-то акций он безвозмездно предоставляет помещение, где-то помогает инвентарем, где-то бремя расходов на подарки и награждение победителей соревнований и состязаний берет на себя, одним словом, он проявляет участие, безвозмездно вкладывая свои средства в общественную жизнь республики. Его благотворительная деятельность является ярким примером для других наших соотечественников, обладающих возможностями, но не реализующих себя в сфере меценатства. Хасан живет и работает в республике, он не только развивает экономику, но очень много помогает простым людям, решать их бытовые или на их взгляд глобальные, неподъемные им проблемы. Хотелось бы, чтобы наши земляки-предприниматели, да и просто обеспеченные люди, брали с него пример, и посильно вносили свой вклад в развитие и процветание родного края.

6. 21 февраля - 1zzz, Ингушетия.

Вчерашнее утро началось с смсок от двух роботов: мегафона и сбербанка, поздравили с тем, что 30 уже. Я помню 17 летним студентом слушал Сектор Газа «З0 мне уже» и думал это сколько еще до этого жить и жить. 
Где то год назад, в метро столкнулся с двумя девушками, они поспешили извиниться: «извините дяденька», вот с мыслью о дяденьке доехал до работы.
Моя бабушка под 80, чувствовала себя вечно молодой, это выгладило немного смешным.Но теперь я кажется её начинаю понимать.
Вчера впервые оказался в Самашках, помню, сколько страшных вестей было с Бамута и с Самашек во время войны, сейчас село похоже на Троицкую и без следов войны. 
Что бы, кто бы не говорил, Грозный сейчас крут, кафешки в центре работают до десяти/двенадцати вечера, жизнь в 9-ть вечера не замирает, людей и машин с только же, сколько и в 11 часов дня. Я сейчас конечно сравниваю со «Сталинградом» 96-го и годами 2001-2004.
Есть, конечно, люди с оружием по городу, но это было и во времени Дудаева и Завгаева и т.д. Местное население к этому привыкло. 
Вчера только узнал о Грозном Сити в районе микрорайона, то же неплохо отстроенный комплекс с ресторанным двориком, кинотеатром (цена билета 300-350 р) и магазинами в стиле «мини Белая Дача». 
Проблема номер один в Грозном – это безработица, и если верить местным таксистам, именно из-за этого люди уезжают за границу, в другую Россию. И вот по дороге в Слепцовскую: думал о том, что тема туризма в самом деле не выглядит столь смешной изнутри, потому как это единственная уникальность нашего региона, которую можно продать, над строительством производств текстиля и т.д. китайцы тихо будут посмеиваться. Но построить завод по обогащению урана мне кажется сейчас проще у нас, чем массово завлечь туристов, но опять таки, это одно из немногих, что мы можем предложить окружающему миру.
Либо же, как индийцы взять на себя часть от мирового аутсорсинга и это, мне кажется, было бы гораздо круче, но это то же не просто.

7. "Как чару пьешь - другую хочется". О виноделии в Кизляре - Наима Нефляшева, Адыгея.

Очень люблю дореволюционные рекламные постеры. Цветовая гамма, символика образов, определенная, свойственная только этому времени эстетика — всегда интересно.

В центре рекламного плаката 1900г - «Коньяк Акционерного общества С.С. Тамазова» - слон, в хоботе которого бутылка кизлярского коньяка. Изображение слона — дань восточной теме, типичной для рекламной продукции сигарет и спиртных напитков конца 19 — начала 20 вв.

Сам по себе кизлярский коньяк — знаменитый бренд, история которого начинается в 17 веке.

Мягкий климат, плодородная земля и богатый урожай вдохновили кизлярцев, традиционно специализировавшихся на овцеводстве, попробовать разбить фруктовые и виноградные садов. Первый опыт оказался удачным: молодые побеги быстро разрослись.

Император Петр Первый, знаток и ценитель крепких напитков, сам приехал в Кизляр, чтобы оценить продукцию местных винокурен. «Как чару пьешь - другой хочется, другую пьешь - по третьей душа горит»,— с восхищением говорил о Петр местных напитках.

Вскоре в Кизляр потянулись известные виноделы из Германии и Франции - они везли сюда редкие сорта винограда, терпеливо высаживали и подрезали каждую молодую лозу. Местные виноделы использовали традиционные для региона сорта ягод, наработанную технологию и открывали частные винокурни.

Кизлярские мастера прославились как авторы новых технологий - они обратили внимание на уникальные ноты и вкус местного винограда и стали внедрять свои знания в производство. Вскоре появился новый продукт - водка «Кизлярка».

«Кизлярка (местная виноградная водка) похожа на французскую водку и отличается высокими вкусовыми качествами:»,— так писал о местном напитке Александр Дюма-отец, посетивший Кизляр в конце XIX столетия.

Кизлярский коньяк приобретает известность с 1885г., когда профессиональный винодел Давид Сараджев (Сараджишвили) объединил несколько винокурен. Через несколько десятилетий эта фактория превратится в крупнейшее производство— Кизлярский коньячный завод. Успех Давиду Сараджеву принесла уникальная рецептура. Он первым стал выдерживать виноградный спирт в бочках из горного кавказского дуба и производить коньяк с неповторимым вкусом. Так началось классическое коньячное производство на Кавказе и в России.

8. Кушать подано, садитесь... ж...ть пожалуйста... - onlylili, Северная Осетия.

... от жж ekocid - Невежество способствует преступлению.
Репост невозможен, потому, как могу...
Итак, 
ekocid "доносит до широкой общественности результаты отбора образцов с/х растений в 2010г.на предмет содержания в них тяжелых металлов, с придомовых участков горожан Владикавказа."

Около 40 протоколов.
Представленная продукция (всё, что оказалось под рукой, так сказать, с приусадебных (и не только) участков):
виноград двух видов, груша, абрикос, персик, алыча, орех грецкий, ежевика, чёрная смородина, различная зелень - кинза, укроп, петрушка, лук зелёный, листья и корень хрена, листья салата, свёклы, перец горький, морковь и всяко-разное... другое...
Адреса: ул. Чкалова, Заводская, Цаликова, Суворовская, Калинина, Ростовская, сад. тов-во Хуржарин и др.
Дата отбора: лето 2010 г.
Определяемые показателисвинец, кадмий, мышьяк, ртуть.

На превышения смотрите сами!
"В исследованном образце № обнаружено превышение свинца в 7, 96, кадмия - в 3, 33 выше допустимой нормы и НЕ соответствует СанПиН!"


022
"В исследованном образце № обнаружено превышение свинца в 4, 27, кадмия - в 4, 33 выше допустимой нормы и НЕ соответствует СанПиН!"
019
И, таким же образом, в каждом следующем образце...(смотреть в жж экоцид)

"Мы, по незнанию (или не желанию знать), это едим сами, а порой и продаем своим же согражданам (например на стихийном рынке   по ул.Рамонова)"

Какая разница на каком рынке?! У нас любой рынок, в определённом смысле, стихийный((
И... к заглавию, а невежество освобождает нашу власть от ответственности?!)(

9. ПРО ЖЖ - Заур Фарниев, Северная Осетия.

Какое-то у меня стойкое ощущение, что осетинская блогосфера вымирает со скоростью вымирания мамонтов. То есть, медленно, но верно. И не могу понять причины. О себе могу сказать только то, что почти окончательно переселился в Фэйсбук. Кажется, точно так же сделали и все остальные. В ЖЖ, кажется, уже прошли славные время больших срачей, острых тем и веселых междусобойчиков. Остались какие-то сухие отчеты, которые редко когда разбавляются чем-то стоящим. Если говорить проще, то если раньше ЖЖ был газетой, то теперь стал пресс-службой. А разница, как вы понимаете, существенна.
И мне жаль. 
Хотя бы потому что отбирая номинантов на лучшего блогера по версии Оснета, столкнулись с трудностями того плана, что выбирать, по сути, не из кого. Единственный, кто более-менее регулярно пишет, так это Алан Цхурбаев, за что ему большое человеческое спасибо. А в остальном, даже я уже перестал обновлять ленту несколько раз день. Да что - в день. В неделю могу открыть ее раза 3-4. Не больше. 
А ведь у площадки ЖЖ, по-прежнему, хороший ресурс, который оказался попросту заброшен.
Блин, даже о проблемах никто уже не пишет.
Обидно.

10. Абхазия. Сухумский район. Долина Ахея. - Тенгиз Тарба, Абхазия.


Абхазия. Сухумский район. Долина Ахея.

 


ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь