RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Внимание: похищен человек! - niysa, Ингушетия.

14:29, 11 декабря 2012

 

1. Внимание: похищен человек! - niysa, Ингушетия: Активно и дружно распространяем информацию!

2. Митинг! Найти Бузуртанова! - gilani-ing, Ингушетия: Решено провести митинг, дорогие друзья, мы пытаемся взять разрешение о проведение митинга у администрации, все будет организованно и с разрешение властей, мирно, без всяких лозунгов и всякой чуши

3. траурный пост об утрате культуры уважения прав человека - Кадиев Расул, Дагестан: Сегодня Всемирный день защиты прав человека и именно сегодня и именно здесь, у нас на Кавказе хочется задать вопрос «какие еще права человека?»

4. К нам приедет, к нам приедет - Ника Какобян, Ставрополь: Кажется, что там, где сегодня в Ставрополе беззлобно распустились щиты и сити-форматы, изображающие лик предстоятеля, назавтра вот-вот начнут расцветать святейшие профили, сплетенные из тонких и ярких, голубых и зеленых неоновых трубок, перемежающих мерцание пятиметровых видеоэкранов, круглосуточно демонстрирующих улицам кадры популярного шоу "Патриарх - суперзвезда"

5. Международный день прав человека! - Магомед Муцольгов, Ингушетия: Много слов о правах человека, обеспечении их соблюдения, о гарантах и гарантиях, о государственных приоритетах в данном направлении и т.д. и т.п., нам приходится слышать от наших чиновников. Но посмотрите вокруг, что происходит в повседневной жизни.

6. Крысиная нора имаратышей - hardingush, Ингушетия: Сегодня в Малгобеке разворошили бункер Гитлера имаратышей. Их самих накануне взяли за яй..., в смысле, за жо..., короче, просто взяли. Один, правда, взорвал себя, но остальные подробно рассказали как и где они жили.

7. Кадр дня: Махачкала - самый благоустроенный город России! - aryan-nigga, Дагестан: Дагестан - сила! Шаббат шалом!! Ктулху Фхтагн!!!

8. Загородные выходные. Чеберлой. - archidesigner, Чечня: В прошлые выходные я практически спонтанно отправился на экскурсию в Чеберлой — один из высокогорных районов Чечении.

9. Матфей Санакоев & ответственность политика & осетинский Че Гевара - iry-qabul, Северная Осетия: Несколько лет назад, перебирая на своей даче в Переделкино старый книжный шкаф, я наткнулся на изданную в 50-х годах в г. Сталинир (сегодня г. Цхинвал) книжку воспоминаний югоосетинских революционеров, участников знаменитых событий 1917-1921 г. по установлению Советской власти в Южной Осетии.

10. Канатки - crystallon, КБР: Я, как-то, не задумывалась, ну, есть в городе канатные дороги, обычное дело. А тут посмотрела на наши канатки с другого ракурса: далеко не в каждом городе есть такое удовольствие, и протянуты они над удивительно красивыми местами. И очень печально, что город сохранил только одну дорогу, а другую оставил разрушаться.


1. Внимание: похищен человек! - niysa, Ингушетия.

Активно и дружно распространяем информацию!

2. Митинг! Найти Бузуртанова! - gilani-ing, Ингушетия.

gLu9jPmRSEw

Решено провести митинг, дорогие друзья, мы пытаемся взять разрешение о проведение митинга у администрации, все будет организованно и с разрешение властей, мирно, без всяких лозунгов и всякой чуши. Любая провокация со стороны заинтересованных в беспорядках и не знакомых нам людей будет жестко пресечена силой. Мы не против власти, не против кого либо, а просто просим найти нашего брата, люди хотят сказать свое слово... Мы просим всех выйти с нами на улицу, какая не была бы погода. Всю информацию о подготовке и о разрешение митинга я буду сообщать в блоге.. прошу всех перепостить...

С/У администрация клуба "КАЛОЙ"

3. траурный пост об утрате культуры уважения прав человека - Кадиев Расул, Дагестан.

Сегодня Всемирный день защиты прав человека и именно сегодня и именно здесь, у нас на Кавказе хочется задать вопрос «какие еще права человека?»

Кризис законов и религия

Культура прав человека часть культуры человека, норм нравственности. Чем больше преступают нормы морали и нравственности, тем больше создают новые барьеры, но только формальные в виде законов и прочего. А законы, которые не обеспечены нормами морали – мертвые законы. Конституции и декларации становятся фетишем.  В результате у нас кризис законодательства  и начало десекулиризации. Но религия не всегда отдает предпочтение правам человека. И в этом году мы видели, как столкнулись религиозные принципы с другими принципами. И эти другие принципы проиграли и были истоптаны оскорбительными словами типа «либерализм».

Представители Ислама, Христианства и других религий в Российской федерации объединились со словами «мы поможем друг другу иначе эти либералы завтра победят нас». Странно, а ведь именно либерализм и культура защиты прав человека после ужасов фашистких топок стали основой для принятия Всеобщей декларации прав человека и защиты прав исповедовать свою религию. Культура защиты прав человека, религиозных прав стала в этом году какой-то юродливой. С одной стороны ГосДума требует строить гражданское общество с учетом традиций религий, а с другой в Ставропольском крае объявлена война хиджабу в школе.

Детям о правах человека

Недавно был в школе на уроке права, аккурат на день юриста, 3 декабря. Дети бодро отвечали на вопросы о законе и праве, обычаях и ритуалах. Учительница, рассказывая о дате принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948 года привела пример нарушения прав человека как актов людей против людей. А ведь в современной правозащитной теории права человека нарушаются только властью, а не соседом и даже не террористом, как говорила детям учительница.

Интересно, что закончила учительница  урок характерно, по-советски, дав задание детям по теме «Закон как высший регулятор общественных отношений». Тогда, что такое право? И тут же ко мне обратилась с вопросом сидевшая на открытом уроке учительница из этой школе, о том что она не может провести межевание земли без согласия соседей. На что я ей указал на тему домашнего задания. Ответ был примерно таким – Но это же нарушает мои права человека!

Мы до сих пор даже детям своим не можем дать знания о ценностях права и прав человека.   Хотя с точки зрения государство так учить своих будущих граждан очень выгодно, т.к. государство вроде как не виновато.

Идеи против прав человека

Самые большие уроны обществу наносили идеи, особенно те которые родились на всевозможных кафедрах больших университетов в головах умных мужей. Так считал фон Мозес, приводя в пример сходства идей социалистов и фашистов.

Мне «понравилось» вступление к докладу социологических исследований, подготовленных Дагестанским научным центром РАН. Так вот, автор доклада указывает, что самой большой проблемой для нас стал человеческий индивидуализм и нормы Конституции РФ, которая ставит приоритет прав человека над общественными правами.  

Идеи коллективизма, стали выше идей приоритета личности. Приоритет личности опять, как и перед войной с фашизмом, стал опасной теорией.

В Российской Федерации и, особенно на Кавказе человек как субъект политики, спорта, местного самоуправления, земельных отношений и даже уголовных отношений – постепенно уничтожается. Он становится частью общества, стадом, частью фанатов, джамаата, клана, партии выходцем из Дагестана, ваххабитом и тому подобное.

В ВЕСТИ недели показали опять сюжет о том, что на Ставрополье уезжают люди из-за экспансии нерусских жителей Северного Кавказа. Вот она классическая великолепная пропаганда фашизма, когда виновным делают не конкретного человека, а определенную группу. И при этом умалчивают,  о том,  что ответственность за законность несет государство в лице своих органов. Но в школе-то учат другому.  

Мы в том же выпуске ВЕСТИ недели показываем с иронией сюжет о толерантности в Бельгии. Да и вообще слова демократия и либерализм стали в нашем государстве ругательными. В секцию либерализма регионального отделения Дагестана партии Единой России записались только два человека.

 

На Северном Кавказе.

Любой, кто посмел ткнуть обществу пальцем на то, что слуги его и политика сравнима с уничтожением не индивида, а какого-то там таракана и что это не потребно, встречает кучу доводов о том, что мы не они, тем более не либералы, мы особенные, у нас традиции, да и вообще эти уничтоженные были сволочью или еще веселее – то, что пособник идеологии боевиков.

Особенное место в моей коллекций «защитных обвинений» занимают вопросы типа «почему учителя или журналисты не выступают против боевиков и террористов?».

Особенно приятно это слышать от оперативных работников и генералов у которых зарплата под 90тыс.рублей, госстраховка и госзащита. А у учителей зарплата 5тыс.рублей и никакой госстраховки. Потому что по закону для борьбы с боевиками всем сотрудникам правоохранительных органов в СКФО подняли зарплату и поставили коэфициент 2, а учителям, которые должны формировать культуру правопорядка и прививать антиагрессию в обществе, которое по своей истории только и делало, что воевало – поднять заработную плату ЗАБЫЛИ.  Оперативники работают в масках, а учителям маски не положено.

Один мой знакомый из сферы безопасности сказал замечательную мысль: государство должно оставаться в правовом поле, поэтому оно должно не воевать, а конкурировать.  

Мы, то есть и население и власть постепенно теряем те клочки культуры уважения прав человека, которые удалось привить после 90-х годов. И то все, что тогда было получено,  признано демократией, а значит негативом.

Обратите внимание, например, президент Дагестана на совещании республиканского АТК в Ботлихе говорит о том, что выходцы из Унцукульского района часто участвуют в НВФ. Казалось бы налицо разжигание нетерпимости по признаку места проживания и рождения. Но никто об этом не говорит Президенту и он сам, будучи опытным политиком, допускает такую оплошность потому что народ безмолвствует.  

Или вот еще пример. 15 декабря президент Дагестана будет в прямом эфире республиканских СМИ общаться с населением республике. Но этот день считается днем памяти погибших журналистов и в этот день год назад убили Камалова Гаджимурада. И это при том, что в Дагестане убито больше всего журналистов и в настоящий момент поступают угрозы расправы над ними. Это все равно, что попросить выйти на работу родственников в день траура. Но сами-то журналисты этому не возмутились! А раз так, то чего мы хотим от власти? Вот и работайте в день своего траура.

Вывод

Всеобщий день прав человека в Дагестане это день траура по ушедшей от нас культуре уважения прав человека. А там где общество становится важнее человека, будет война, т.к. человек и его права теряют ценность, а значит их утрата на поле битвы не воспринимается как трагедия. За себя бесполезно бояться, за детей своих страшно,они будут убивать друг друга во имя общего блага. 

4. К нам приедет, к нам приедет - Ника Какобян, Ставрополь.

Меня до глубины души порой умиляет наш нелегкий постмодерновый век со всеми его "инсталляциями", без умысла и наголо выбрасываемыми на улицы городов. Кажется, что там, где сегодня в Ставрополе беззлобно распустились щиты и сити-форматы, изображающие лик предстоятеля, назавтра вот-вот начнут расцветать святейшие профили, сплетенные из тонких и ярких, голубых и зеленых неоновых трубок, перемежающих мерцание пятиметровых видеоэкранов, круглосуточно демонстрирующих улицам кадры популярного шоу "Патриарх - суперзвезда". Послезавтра с тех же самых поверхностей раздадутся заявления об очередной спланированной врагами информационной атаке против церкви. А в воздухе тихо и окончательно повиснет крамольный риторический вопрос: а была ли когда-нибудь в сущности разница между явлением "панк-молебна" и идеей изображать святейшего патриарха в формате наружной рекламы. Впрочем, как гласит главное каноническое правило провинциального формалистского гостеприимства, лучшего способа угодить дорогому гостю "нет и не ищите". А, стало быть, всё это наблюдение - тлен, всё это размышление - суета. Увы, аминь и во веки веков, да будет посмодерново так.

bTcWk4xA4fM  

JQpWpq_U04U 

P.S. Спасибо за фото Саше, которая, в отличие от меня, обнаружила не одну поверхность, а целых несколько.

5. Международный день прав человека! - Магомед Муцольгов, Ингушетия.

  Сегодня 10 декабря, Международный день Прав человека. Каждое уважающее себя государство, определяет обеспечение прав и свобод человека, приоритетным. В Конституции Российской Федерации сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.». Красиво звучит! НО. Наши предки говорили: «Звук зурны красив из далека». Много слов о правах человека, обеспечении их соблюдения, о гарантах и гарантиях, о государственных приоритетах в данном направлении и т.д. и т.п., нам приходится слышать от наших чиновников. Но посмотрите вокруг, что происходит в повседневной жизни. Пока что не будем говорить обо всей стране, возьмем Северный Кавказ. Уже который год государство, в лице правоохранительных органов, специальных служб, прочих силовых структур, ведет непримиримую борьбу за соблюдение «ЗАКОНА» на территории всего региона. За все это время, на территории региона пропало без вести, и были похищены тысячи людей, еще больше прошли через пытки и избиения со стороны сотрудников силовых структур, так сильно радеющих за соблюдение прав человека. В Республике Ингушетия за последнее время пропало без вести, и были похищены более 230 человек, убиты более 1500, точной информации о том, сколько человек подверглись пыткам и избиениям, нет ни у кого.

   Некоторые наши чиновники, по роду своей деятельности на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения прав человека, за много лет привлекли к ответственности за пытки задержанных, лишь одного сотрудника силовых структур, точнее позволили его привлечь. Десятки случаев пыток задержанных, ставших известных общественности, не стали основанием для возбуждения уголовных дел и привлечения виновных к ответственности. Но зато люди, посвятившие себя защите прав человека, стали предметом нападок со стороны главных нарушителей этих прав. Тот, кто добровольно взвалил на себя эту работу, обретает себя на постоянный труд и давление власть предержащих. Эти люди подвергаются гонениям и преследованию, благородное дело давно уже стало неблагодарным. В обществе сформировался образ защитника прав человека, как последней надежды на торжество справедливости. Но те, кто попирает права человека, разворачивают целые информационные компании по дискредитации правозащитников, через подконтрольные СМИ их обливают грязью. За эти годы на Северном Кавказе погибло несколько десятков правозащитников и журналистов. Большинство из этих преступлений остались не раскрытыми, а уголовные дела по ним приостановлены. Похоже что действительно, как гласит народная молва, НАДЕЖДА умрет последней, а может быть ее убьют и раньше, КТО знает?

6. Крысиная нора имаратышей - hardingush, Ингушетия.

Сегодня в Малгобеке разворошили бункер Гитлера имаратышей. Их самих накануне взяли за яй..., в смысле, за жо..., короче, просто взяли. Один, правда, взорвал себя, но остальные подробно рассказали как и где они жили.
Находясь на нелегальном положении нельзя же жить в гостинницах, правильно? Нужна укромная нора. Сейчас расскажу про эту нору.

Начнем с того, что я сказочный идиот. До 2 ночи вчера увлеченно занимался рефрендингом, хотя понимал, что воскресенье долгий сон не гарантирует. Ну, вот и не выспался совершенно. Сегодня ранним утром подняли и отправили в Малгобек. Задержанные бандиты рассказали, где у них логово и надо было его зачистить. Думаю, экскурсия туда будет и вам небезынтересна, да?


Ну вот стоит на окраине Малгобека такое неприметное здание - цех по производству окон:

1

 

2

И даже двор - непримечательный абсолютно.

1a

И есть, конечно, гараж. А в гараже - смотровая яма. Обычная такая смотровая яма:

3

Видите справа квадратную нишу? Она тут неспроста. Это вход в бункер. Внутри, обратите внимание (слева) бетонный блок. Это на самом деле такая дверь на электродомкрате:

4

Вид на вход изнутри:

5

Внутри, как вы заметили, есть выключатели и розетки. Это довольно-таки комфортабельная норка. Стены, пол и потолок общиты теплоизоляцией и досками:

6

Полочки, всякая бытовая хрень:

7

Это типа кухни в углу - электроплита, продукты, электрочайник и все такое:

8

И, конечно, запасной выход. Времени, чтобы выскочить море. Полуметровую бетонную дверцу просто так не вынесешь ударом ноги. Поэтому - запасной тонельчик для бегства не лишний:

9

Спальню, конечно, уже разворошили взрывотехники, но спали они тут:

11

Слева полочки:

10

Справа полочки:

12

Пластмасовая мебель. Неразборную в узкий лаз просто не протащить. Но пластмасовая в таких условиях ничем не хуже:

13

Холодильник, конечно. Как они его затащили туда - ума не приложу. По габаритам он, хоть и маленький, но в "дверной проем" не прошел бы:

15

Полы сделаны просто - на землю положили теплоизоляцию и настелили доски:

16

Ну, короче, фотографировать приходилось быстро и наугад с помощью вспышки. Взрывотехники обесточили все - поэтому тьма кромешная. Крысы бегают. Грязь. 
Но сам бункер сделан очень толково. Есть и принудительная вентиляция и электричество. Видна инженерная мысль. 
Вот хотите вы открыть свой бизнес, но нет начального капитала. Подходят к вам люди и говорят, мы дадим денег, но и ты кое-что сделай для нас. И вот строится бункер, сверху производственные помещения. Имаратышам хорошо - деньги вложены, приносят вполне легальный доход, и есть где жить на нелегальном положении. А владелец бизнеса только со временем понимает, что не он хозяин всего этого. Он просто финансовый раб. Но уже поздно - обратной дороги нет.

В бункере изъяли кучу оружия и боеприпасов. Два мощных СВУ (одно в бункере было, другое в помещении спрятано)  вытаскивать не стали. В следующем посте расскажу и покажу, как уничтожили бункер с помощью этих самых СВУ. Сейчас уже реально сил нет. Голова болит. А все из-за того, что вчера слишком сильно увлекся наведением порядка во френдах.

7. Кадр дня: Махачкала - самый благоустроенный город России! - aryan-nigga, Дагестан.

Вернее, занимает третье место после Саранска и еще какого-то там Ново-Кукуева.
Но, разумеется, намного опережает Москву и Питер, что подтверждает фото, сделанное мной где-то в гангстерских кварталах Сепараторного:

08122012731

Я горд и счастлив тем, что живу в самом благоустроенном городе России!
Дагестан - сила!
Шаббат шалом!!
Ктулху Фхтагн!!!

8. Загородные выходные. Чеберлой. - archidesigner, Чечня.

Всю прошедшую неделю никак руки не доходили написать о моем небольшом путешествии. В прошлые выходные я практически спонтанно отправился на экскурсию в Чеберлой — один из высокогорных районов Чечении. Я вообще очень люблю природу, но ничто не влияет на меня так положительно, как горы. Я уже делился раньше своим желанием построить свой «особый» домик в горах и практически попрощаться с городом, но пока что город не дает вырваться из своего болота и даже не оставляет времени вспомнить о возвышенных планах :) И вот лишь благодаря неожиданной поездке, меня снова переклинило и я, забыв про все городские проблемы, начал глубоко вдыхать ветер свободы. Свободы от города.


Pano15

 

(читать дальше в блоге автора)

9. Матфей Санакоев & ответственность политика & осетинский Че Гевара - iry-qabul, Северная Осетия.

Несколько лет назад, перебирая на своей даче в Переделкино старый книжный шкаф, я наткнулся на изданную в 50-х годах в г. Сталинир (сегодня г. Цхинвал) книжку воспоминаний югоосетинских революционеров, участников знаменитых событий 1917-1921 г. по установлению Советской власти в Южной Осетии. 
В оглавлении мелькнули знакомые еще с детства по рассказам старших имена Владимира (Вало) Санакоева, Серго Гаглоева, Александра Джатиева и др. Стерев пыль я, было, отложил книжку в сторону и взялся за другую, но потом остановился. Очень хорошо помню почему: меня зацепила дата издания – пятьдесят какой-то год.
Дело в том, что В. Санакоев, С.Гаглоев, А. Джатиев, а вместе с ними целая плеяда югоосетинских революционеров, были расстреляны в 1937 г. по надуманным обвинениям в национализме, а реально за регулярно предпринимавшиеся ими с 1921 года попытки добиться воссоединения Южной и Северной Осетии, в границах одной автономной республики. 
Выходившие до 1953 г. юбилейные сборники в честь 20 и 30-летия Юго-Осетинской автономной области стыдливо умалчивали об этих людях. И только после ХХ съезда партии, появилась возможность вернуться к их роли. Однако поскольку на момент издания книги их, как минимум, уже пятнадцать-двадцать лет не было в живых, значит тогда, были изданы воспоминания собранные еще в 30-е годы!!!
Заинтригованный данным фактом я отменил уборку, затолкал книжки обратно в шкаф и вернулся к «раритету»…
Помню, что из всего сборника, меня тогда поразил рассказ Матфея (Мате) Санакоева. В 1920 г. именно 34-летний Мате стал командиром бригады Ревкома Южной Осетии, того отряда, который в начале июня 1920 г. перешел через перевалы, взял с боем Джаву, где находился передовой отряд грузинских войск, а затем и сам Цхинвал. 
В отличие от руководителей югоосетинских большевиков, Мате не был политиком, он был военным, отслужившим в царской армии 10 лет, прошедшим путь от солдата до офицера, отвоевавшим всю германскую, награжденным царскими орденами и именным оружием *. 

(*Заслуживают внимания подвиги Матвея (Мате) Ивановича Санакоева из пос. Дзау. Он родился в 1886 г., а в 1907 г. был призван в армию. Служил в гренадерском полку в Москве. Затем был направлен в военное училище, после окончания которого был произведен в прапорщики. В 1914 году был направлен на Юго-Западный фронт. Стал полным кавалером Георгиевского креста, награжден орденом св.Анны II и III степеней, св.Станислава II и III степеней, св.Владимира IV степени и офицерским Георгиевским оружием. В 1916 году Матвей получил чин капитана. -http://ugo-osetia.ru/6.21/6.21-5.html)

Наверное, именно поэтому в его рассказе вся эта безумная история, связанная с провозглашением Советской власти выглядит более рациональной и понятной. Да, наверно, и не чувствовал он за собой в начале 30-х годов какого-либо страха или пиетета по отношению к тем людям, которые в 1920 г. фактически спровоцировали кровавую бойню.
Так вот Мате Санакоев признавался, что руководство Ревкома в лице Джатиева и Вало Санакоева отлично понимало, что после заключения 7 мая 1920 г. мирного договора между Советской Россией и меньшевистской Грузией, а также признания правительства Ноя Жордания со стороны Антанты, какие-либо действия революционно-военного характера в Южной Осетии просто невозможны. Более того, 28 мая вторая конференция Юго-Осетинской партийной организации высказалась против военной помощи юго-осетинскому большевистскому подполью. Поэтому когда к нему неожиданно пришел Саша Джатиев и сказал, что есть мнение Кавказского краевого комитета РКП (б) и лично товарища Серго Орджоникидзе о том, что Ревкому Южной Осетии и бригаде необходимо все-таки выдвинуться в Южную Осетию и провозгласить там Советскую власть, Мате изумился и попросил разъяснений. В ответ ему было сказано, что провозглашение советской власти в Цхинвале, якобы, послужит сигналом для восстания по всей Грузии. Мате заупрямился. С 1917 по 1920 Южная Осетия уже дважды подвергалась ударам со стороны регулярных грузинских войск, и у него не было никакого желания подвергать ее очередному нашествию. Понимая уязвимость положения Джатиева, который, по всей видимости, не мог противостоять авторитету Орджоникидзе, Мате предложил хитроумный выход из ситуации. Он посоветовал Александру запросить у Кравкома письменный приказ на выдвижение бригады, прекрасно понимая, что такой приказ никто не даст. Более того, он в категоричной форме заявил Джатиеву, что без приказа бригада никуда не выступит. Джатиев ушел. Потом на следующий день кто-то, якобы, показал Мате какую-то написанную от руки бумагу за подписью Вало Санакоева с приказом о выступлении. 
Какой между ними затем произошел разговор и что они сказали друг другу мы, наверное, уже никогда не узнаем. Но контекст ясен – Мате понимает, что их собираются подставить. Скорее всего, он пытается отговорить Сашу, но последний, как всегда, ссылается на революционную необходимость, классовую борьбу и высшие политические интересы Советской власти. И Мате соглашается. Соглашается наверняка потому, что отойти в сторону и сказать своим друзьям «давайте без меня» он не может ни как осетин, ни как офицер, ни как идейный революционер. Вот такая вот политическая неизбежность опосредованная моральным императивом.
30 мая бригада выступает из Владикавказа. Сначала все идет как по маслу. 7 июня они уже входят в Цхинвал, а 8 июня провозглашают Советскую власть от Они до Душети. А потом начинаются подставы. Вместо восстания по всей Грузии, Кравком шлет телеграммы в Кутаиси и Тбилиси, что никакого восстания поднимать не надо, три обоза с боеприпасами и пулеметами, которые ждет Мате из Владикавказа, загадочным образом пропадают, а Грузия заключает срочное перемирие с Азербайджаном и перебрасывает в Южную Осетию армейские подразделения, артиллерию, несколько бронеавтомобилей и даже один аэроплан. 
Мате, понимая, что сбываются его худшие опасения, делает рекогносцировку и осмотр своих сил. Выводы неутешительные – с таким количеством боеприпасов, на таком неудобном театре боевых действий, которым являются южные подступы к Цхинвалу, держать эффективную оборону практически невозможно. 
И тогда Мате идет к Джатиеву, Плиеву и Гаглоеву. Он сообщает им, что они фактически в ловушке, но при этом говорит, что знает, как из нее выбраться. Санакоев предлагает, не дожидаясь подхода основных грузинских сил атаковать Гори, захватить железнодорожную станцию, склады с вооружением, пополнить бригаду осетинами, проживающими в деревнях между Цхинвалом и Гори, а в самом Гори провозгласить Советскую власть. При этом Мате уверен в успехе. По направлению к Гори пока нет ни одного крупного военного подразделения, гарнизон Гори слаб и морально подавлен, состояние же бригады и местных жителей наоборот приподнятое и боевое. Кроме этого, план Санакоева фактически навязывает и Москве и Тифлису совершенно новые правила игры и, самое главное, формирует новую реальность, к которой никто из них не готов. 
Однако не готовыми к такому повороту событий оказались, в первую очередь, сами члены югоосетинского Ревкома. После длительного совещания они отвергают план Мате Санакоева и предлагают ему ограничиться защитой Цхинвала…
12 июня войска Валико Джугели, по всем правилам военного искусства, пошли в атаку на Цхинвал с трех флангов. Наступление со стороны Никози и Тбет было приостановлено. Там находились наиболее боеспособные части югоосетинской бригады. Неплохо сначала держался и левый фланг, но потом Джугели обрушил туда всю свою артиллерию, а для нанесения морального удара приказал перенести огонь на жилые дома Приса, Згъудера, Ередви и Дмениса. Когда села загорелись, многие ополченцы бросились спасать свои семьи, после чего грузинам удалось оттеснить левый фланг «за село Прис к Згъудерской горе». Ситуации спасла пулеметная команда Ивана Санакоева. Перекрестным огнем они отбили атаку и прикрывали местных жителей, пока они покидали свои горящие дома. 
13 июня опасаясь окружения, надеясь на то, что обещанные обозы с боеприпасами все-таки прибудут, и, понимая, что теперь он в ответе за все мирное население Южной Осетии Мате отдает приказ оставить Цхинвал и закрепиться в Кехви.
14 июня Джугели не ввязываясь в бой у Кехвской теснины, наносит основной удар опять по левому флангу и Ванатской группе бригады Санакоева. Джугели нужен выход в тыл к центральной группировке и перекрытие канала возможной поставки оружия и боеприпасов. Ему нужно перерезать дорогу через перевалы на север. 
Наверное, именно в это время Мате окончательно понимает, что их кинули. Что никакой помощи с севера нет и не будет. И он принимает единственное правильное решение. С этого момента бригада начинает буквально цепляется за каждую скалу и контратаковать на каждом повороте, делая это только с одной целью – спасти как можно больше гражданского населения, дать возможность уйти всем тем, кто хочет уйти. 
В районе Цру, Чимаса, Ванели, Ципрана, Рука и Згубира он дает короткие, но ожесточенные сражения, каждое из которых буквально на сутки останавливает продвижение грузинских войск. Но катастрофически не хватает патронов. 
Последний бой Мате дает 23 июня в Верхнем Руке. Он сам вставляет в пулемет последнюю ленту, сам организует последнюю засаду и без жалости уничтожает арьергардный отряд грузинских войск. 
Вот последние беженцы переваливают за хребет и после этого, буквально с последними патронами в карабинах и винтовках, на Север переходят отряды бригады Мате Санакоева…
Дорого я бы заплатил за то, чтобы увидеть и понять, что этот человек ощущал и чувствовал в тот момент. Он изначально знал, что «провозглашение Советской власти в Южной Осетии» это афера, он изначально понимал, как ничтожно низки шансы на успех, но он не бросил своих друзей, не отказался разделить с ними груз исторической ответственности.
Более того, он сделал невозможное: 11 дней с 12 по 23 июня его бригада, испытывая острый недостаток в боеприпасах, личном составе и продовольствии, буквально штыками и личным мужеством удерживала превосходящие силы Валико Джугели. Более того, лично у меня складывается ощущение, что грузины вообще занимали ту или иную позицию только после того, как партизаны считали возможным ее оставить…
Однако больше всего меня поразила концовка. Завершая свой рассказ Матфей Санакоев, на тот момент член Президиума ЦИКа Юго-Осетии, член бюро Юго-Осетинского Обкома КП Грузии, человек, награжденный двумя орденами Боевого Красного Знамени (!), живая легенда Юга Осетии говорит: «Несмотря на то, что политическое руководство операций осуществлял Ревком и лично А. Джатиев, ответственность за ее последствия несу, как военный начальник, лично я. Мне не надо было слушаться А. Джатиева, надо было атаковать и брать Гори».
Помню, что данная фраза стала просто откровением… Я долго сидел пораженный отвагой, гражданским мужеством и скромностью этого человека, напрочь забыв о том, зачем я вообще начал читать эту книгу. 
За окном тихо падал снег, камин потух, в комнате становилось темно и холодно, а я сидел и думал. Думал о том, когда, в какой ситуации и от какого осетинского политика постсоветского образца я слышал готовность взять на себя ответственность хотя бы за одну беду, которая обрушилась на Юг или на Севере Осетии, в том числе и по его вине? У каждого были виноваты все, кроме него самого. 
Алан Чочиев обвинял во всем Феликса Санакоева, Чехоева, Тореза Кулумбегова и Людвига Чибирова. Торез Кулумбегов жаловался на Алана Чочиева и Олега Тезиева. Людивгу Чибирову мешали Алан Чочиев, Джабо и Ибрагим Тедеевы, Ацамаз Кабисов и Алан Джиоев. Джабо и Ибрагим Тедеевы видел крайних сначала в самом Чибирове и его сыне, потом в Эдуарде Кокойты и Таймуразе Хугаеве. Эдуард Кокойты во всем винил Джабо Тедеева и Альберта Джуссоева. Девятнадцать последних кандидатов в президенты Южной Осетии клеймили позором Эдуарда Кокойты. Но никто из них не начал исправлять ситуацию с себя самого. 
И тогда я подумал, а может быть вот именно в этом стремлении наших политиков уйти от персональной ответственности, при плохо скрываемом желании использовать власть исключительно для личного обогащения, и заключается главная проблема Южной Осетии, государства, которое может выигрывать войны и добиваться признания, но не может строить нормальную мирную жизнь?
Но как бы там ни было этот пост не про них. Этот пост про человека, который, несмотря на знание и понимание истинных причин событий 1920 г., сначала смог стать залогом спасения десятков тысяч южных осетин, а затем нашел в себе силу и мужество сказать, что в той трагедии, унесший жизни более пяти тысяч его братье и сестер, виноваты не грузины (большевики или меньшевики), не политики России или Грузии, не его коллеги и братья по оружию, а он сам, лично, как человек, который не смог настоять и осуществить то, что он считал нужным и правильным.
Рухсаг у, Мате! Дзаенаеты бад! Ты был и остался героем. И не твоя вина, что потомки тех, кого ты тогда спас, тебя не знают и не помнят. Их жизнь – твоя самая главная награда.

10. Канатки - crystallon, КБР.

Эти снимки сделаны при подготовке темы в "Проходимцах".
Я, как-то, не задумывалась, ну, есть в городе канатные дороги, обычное дело. А тут посмотрела на наши канатки с другого ракурса: далеко не в каждом городе есть такое удовольствие, и протянуты они над удивительно красивыми местами. И очень печально, что город сохранил только одну дорогу, а другую оставил разрушаться.
Жаль, что мысль показать эти дороги не пришла раньше, тогда бы репортаж был полнее и интереснее.
А сейчас выкладываю несколько фото.



2.


3.

4.

5.


ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь