RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Утро понедельника - 1zzz, Ингушетия.

21:48, 21 августа 2012

1. Утро понедельника - 1zzz, Ингушетия: "Надеюсь, Кавказ будет мудрее, терпимее, что бы ни решать в ближайшем будущем свои проблемы свинцом. И надеюсь, что Кавказ будет един как умма в мечети во время намаза, где нет различий по национальности и другим склонениям."

2. Что происходит в Ингушетии? - Кадиев Расул, Дагестан: "В Ингушетии объявлен трехдневный траур в связи с террактом. Естественно, что вчера, изучая анализ статистики МВД России за январь-июль, особо обратил внимание на Ингушетию. Некоторые цифры меня поразили. Я даже звонил товарищу в Ингушетию, чтобы понять что происходит."

3. Чума на ваши дома! - ingush-news, Ингушетия: "Только что позвонил друг и рассказал. Залина Арсанова, девочка, пострадавшая при нападении на участкового 19 августа... В общем пуля задела позвоночник. Врачи выражают большие сомнения в том, что она сможет когда-нибудь ходить. Я помню Залинку еще грудным ребенком... Сначала даже поверить не мог, что это о ней написано в новостях."

4. Ингушские блогеры осуждают теракт в Ингушетии (обращение) - Закри Цуров, Ингушетия: "Мы - ингушские блогеры, осуждаем теракт, произошедший в первый день празднования Ид аль-Фитр в селении Сагопши Малгобекского района Республики Ингушетия, в результате которого 7 человек погибли и пострадали 15 человек."

5. Очередной теракт в Ингушетии. - as7680907, Ингшетия: "Но те примитивные методы борьбы с этим злом, доминирующие в последние годы над разумными анализами и выводами, и утвердившаяся практика причисления каждого убитого к террористу, окончательно загнали руководство республики в тупик."

6. Республиканская целевая программа "Осетинский язык" - Валерий Дзуцев, Северная Осетия: "Первое и самое главное что я хотел бы сказать это то, что возрождение осетинского языка и его развитие возможно в принципе. Нет никакой предопределенности в том, чтобы осетинский язык исчез с лица земли, все что нужно в конечном счете для этого это желание осетин оставаться осетинами. Правда, это не относится к госпрограмме, это относится к осетинскому народу."

7. Трамвай - uazdanlag, Северная Осетия: "Уважаемый мэр, Вам простятся все лихие случаи безбилетного проезда (было-было!), как в трамвае, так и на автобусных маршрутах №2 и №17 г. Орджоникидзе. А как красиво будет звучать через столетия легенда о славном представителе рода Дедегкаевых, спасшем для потомков владикавказский трамвай! Не дайте, ребята, трамваю загнуться! По-любому!"

8. "Если ты кунак, то мой порог ждёт тебя, сдувая облака. Если ты от жажды изнемог, то моя река – твоя река" - Наима Нефляшева, Адыгея: "На Северном Кавказе люди могли стать кунаками даже при первой же встрече — в горах, где время спресовано и долгие раздумья непозволительны, ощущение «своего человека» возникало очень быстро."

9. Невестины платья. Осетинское национальное - zarava, Южная Осетия: "Пошили мне платье, одела я его, сняла и повесила в шкаф. До сих пор висит в Цхинвале, даже два. Платье оказалось слишком вызывающим для осетинской невесты - так сказали все, кто видел:) Поскольку до свадьбы оставалось два дня, пришлось купить готовое платье:)"

10. Курортный бульвар , что в Кисловодске - batal, Абхазия: "Кисловодск вроде как и Сочи курорт , но очень отличается. Город чистый, люди, и даже отдыхающие тут не кричат и шипят вокруг , а говорят спокойно и тихо. Ощущается вокруг умиротворение."


 

1. Утро понедельника - 1zzz, Ингушетия.

Коригов, 
я перешел на третий курс, когда он поступил то ли на юриста, то ли на менеджера. Не сказать, что мы часто общались, но знаю, что свою компанию друзей, он дополнял позитивом. В каждой компании есть свой позитивный человек.
Мы учились в городе Майкоп, хороший город и часто хорошие ребята туда поступали из Ингушетии, и Коригов не первый парень из выпускников этого города, который стал жертвой того, что мы сейчас называем «привыкли». 

Надеюсь,
Кавказ будет мудрее, терпимее, что бы ни решать в ближайшем будущем свои проблемы свинцом. И надеюсь, что Кавказ будет един как умма в мечети во время намаза, где нет различий по национальности и другим склонениям.

Мечеть. 
За прошлый год я ни разу не был на пятничной молитве (офис, работа и т.д.), в прошедший месяц я пропустил лишь раз. В первую неделю перед намазом, имам объявил, что один парень хочет принять Ислам, запомнил тогда его Имя – Александр, во вторую неделю перед намазом, имам объявил, что один парень хочет принять Ислам – звали его Владимир, когда третий раз имам делал объявление, я понял что это не случайность, не совпадение. В последний раз, когда я был в мечети «этнический русский», что сидел рядом со мной после намаза, объяснял «этническому мусульманину», что во время намаза нельзя оглядываться, вертеться и показывал, как нужно держать руки – приводил хадисы, аяты. Мне было стыдно за себя, я знал меньше, чем он и мне было приятно за него, он знал больше чем я.

23 августа,
я перестаю быть обывателем Москвы, и я рад ни сколько этому, сколько тому, что я буду обывателем Махачкалы, Грозного, Назраня, Владикавказа, Нальчика, Черкесска. Рад тому, что придется работать с людьми из всех этих городов, которые будут вовлечены в один проект. 

Счастье.
Никогда Дагестан не будет счастлив, если несчастны будут соседние регионы, никогда Чечня не будет счастлива, если будут несчастны соседние регионы, никогда…., если будут несчастны соседние регионы. Потому что, как правило, мы СКФО, Северо Кавказский федеральный округ, Кавказ (без детализаций) - для тех, кого мы зовем туристами, инвесторами, производителями и которых мы очень ждем. Ждем больше чем свинца.

 

2. Что происходит в Ингушетии? - Кадиев Расул, Дагестан.

В Ингушетии объявлен трехдневный траур в связи с террактом. Естественно, что вчера, изучая анализ статистики МВД России за январь-июль, особо обратил внимание на Ингушетию. Некоторые цифры меня поразили. Я даже звонил товарищу в Ингушетию, чтобы понять что происходит.

Судя по статистике, которую собирают сами полицейские, почти треть всех престулпений связаны с наркотиками - 27,8% и также как в прошлые годы самые высокие по стране показатели рецидива -94,4 %. И в других показателях Ингушетия "впереди планеты всей"

Некоторые показатели я не могу объяснить. Например, что значит рост до 6400% преступлений соврешенных парках, скверах, улицах и площадях?

На мой взгляд, надо срочно разбираться с ситемой МВД Ингушетии.

 

 

 

Всего за период с января по июль в Ингушетии зарегистрировано 1037 преступлений, что на 18,7% ниже за аналогичный период, ниже всех в СКФО.

Учитывая, что на 01.01.2011 года население Ингушетии составляло 414 992 человека, то получается, что на каждые 400 жителей одно преступление. (для сравнения в Дагестане 302,6 жителя -1 преступление),

Из них тяжких и особо тяжких зарегистрировано 366, что составило 35,3%, при этом произошло снижения регистрации данной категории преступлений на 29,3% по сравнению с аналогичным периодом.

Темпы роста сообщений о происшествиях в Ингушетии увеличилось на 33,2% - это первое место в России. При этом в Ингушетии на 8,5 % увеличилось количество отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Темпы прироста зарегистрированных преступлений за аналогичный период в Ингушетииупали на 18,7%. А количество расследованных преступлений упало на 25,7% - хуже всех регионов.

Удельный вес преступлений связанных с оборотом наркотических средствами увеличилось на 27,8% опять больше чем по всей стране! Почти треть преступлений от всех совершенных в республике!!!! При этом ОВД Ингушетии самый низкий прирост в выявлении данных преступлений – 7.3%.

Преступления, совершенные на дорогах и трассах вне населенных пунктов сократилось на 100% за аналогичный период

Ингушетия вышла на первое место в России по снижению количества лиц, которым причинен тяжкий вред здоровью, аж на 47%. С одной стороны это хорошо, но с другой не удивительно, так как треть преступлений связаны с оборотом наркотиков, а в этих цифрах не сидят новые наркоманы, которым причинен фактически тяжкий вред здоровью и непоправимый.

Вот здесь надо быть внимательных в терминологии чтобы не запутаться .

В Ингушетии удельный вес преступлений совершенных в «общественных местах» – 7,2 %, третье место по России. Ингушетия попала в список регионов, с наименьшими темпами прироста зарегистрированныхпреступлений совершенных на трассах и дорогах вне населенных пунктах, разделив первое место с Ненецким АО минус 100%. Интересное соседство, так как это два разных региона и по площади и по качеству дорог и по интенсивности движения (я так думаю).

Но при этом количество зарегистрированных преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах Ингушетии увеличилось до 6400,%!!!!!!!!!! На первом месте в России по темпам роста!!!!

Ингушетия на первом месте в России среди регионов по удельному весу совершивших преступления лиц, не имеющих постоянного источника дохода – 88,3%. И на втором месте среди регионов в которых большой удельный вес ранее судимых среди лиц совершивших преступления – 94,4% , уступая только Еврейскому АО, на 0,1%. Разница в том, что Еврейском АО и рядом с ним больше мест лишения свободы, это регион ссыльных.

Это фактически провал работы по адаптации осужденных. И огромное поле для работы ингушской комиссии по адаптации при Президенте Ингушетии, которая должна заниматься не только членами НВФ, но и простыми лицами отбывшими наказания, т.к. именно из этой среды потерявших социальные связи и не имеющих постоянного источника дохода люди попадают в НВФ и в банды.

Удельный вес преступлений совершенных в группе из числа расследованных - 14,2%.

Статистика взята с сайта МВД РФ 
http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_111375/

 

3. Чума на ваши дома! - ingush-news, Ингушетия.

Только что позвонил друг и рассказал. Залина Арсанова, девочка, пострадавшая при нападении на участкового 19 августа... В общем пуля задела позвоночник. Врачи выражают большие сомнения в том, что она сможет когда-нибудь ходить. Я помню Залинку еще грудным ребенком... Сначала даже поверить не мог, что это о ней написано в новостях.

Я не знаю, есть ли еще какое-то дно, которого не достигли бандиты. Есть ли моральное разложение сильнее, чем достигли эти ублюдки, выродки, собаки. Эти твари в человеческом обличьи. Это враги веры, враги людей, это чистое порождение зла - обезумевшее и безмозглое! Эти нелюди оскорбляют Всевышнего, произнося своими грязными, смрадными пастями слова молитв, священных для каждого мусульманина

Эти мрази подлежат безжалостному уничтожению, как паразиты. Любые мучения, которые получат они на этом свете и в аду, в который они попадут после того, как сгниют в своих норах, будут недостаточным наказанием для них. Это не люди, а следовательно, их можно и нужно проклинать.

 

4. Ингушские блогеры осуждают теракт в Ингушетии (обращение) - Закри Цуров, Ингушетия.




Мы - ингушские блогеры, осуждаем теракт, произошедший в первый день празднования Ид аль-Фитр в селении Сагопши Малгобекского района Республики Ингушетия, в результате которого 7 человек погибли и пострадали 15 человек.

Человеческая жизнь в Исламе расценивается как высший дар Создателя, а Священный Коран приравнивает убийство одного невинного человека к убийству всего человечества. Теракт в Ингушетии, совершенный на похоронах, не может иметь никаких оправданий. Организаторы этой трагедии поступили кощунственно.

Мы уверены, что у тех, кто стояли за этим преступлением, нет ни национальности, ни благих намерений.  Смертью и кровью невинных людей никто не сможет достигнуть каких-либо целей.

Глубоко скорбим по погибшим и выражаем соболезнование родным и близким погибших. Также мы просим Аллаха, чтобы совершившие злодеяние преступники раскаялись. Мы искренне выражаем надежду, что нашему народу больше никогда не придется пережить подобную трагедию, что в Ингушетии наступит долгожданный мир и процветание.

Обращаемся к журналистам, политикам, чиновникам, владельцам ингушских сайтов, форумов и сообществ в социальных сетях с просьбой проявлять благоразумие и не допустить провокаций и разжигание вражды в нашем обществе.

 

5. Очередной теракт в Ингушетии. - as7680907, Ингшетия.

Жестокий самоподрыв смертника  во дворе  дома, убитого перед этим участкового, унес жизни ещё 8-ми полицейских и покалечил 15 человек. И произошли эти теракаты в дни священного месяца Рамадан, что во много крат увеличивает грех! 
Столь подлая, безумная и жестокая акция террористов не может не вызывать ненависть и желания жестоко наказать её организаторов и исполнителей.
Но те примитивные методы борьбы с этим злом, доминирующие в последние годы над разумными анализами и выводами, и утвердившаяся практика причисления каждого убитого к террористу, окончательно загнали руководство республики в тупик.
Слепое распространение на МВД республики навыков бессудных казней подозреваемых, спецподразделеними, снующми по населённым пунктам в поисках жертв из чёрных списков, обернулось безумной ненавистью ко всем людям в погонах. Жителям республики, запуганным и теми, и другими, ничего не остаётся кроме как откровенно ненавидеть местную и федеральную власть.
Сложившееся, таким образом, взаимное недоверие и неуважение все больше отдаляет федеральный центр от реальных проблем в этом регионе, раскручивая самые низменные, националистические настроения масс.
Организаторы известны - это уже хорошо! Но почему они стали известны после выполнения своего жестокого замысла, а не до его исполнения - это, из рук вон, плохо!
Хотелось бы сказать и Федеральной и республиканской власти, что пора пересмотреть своё отношение ко всему, что происходит в республике. Но, боюсь, что они не способны на объективный анализ и выводы!

 

6. Республиканская целевая программа "Осетинский язык" - Валерий Дзуцев, Северная Осетия.

Республиканская целевая программа «Осетинский язык» на 2013- 2017 годы

Уважаемые жители республики!Представляем вашему вниманию проект программы «Осетинский язык» (2013-2017 годы), принятие которой планируется в сентябре текущего года. Данный проект составлен с учетом результатов первой части программы и предложений, внесенных экспертами, общественностью.В рамках выполнения поручения ежегодного послания Главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова с 9 по 30 авгу... Читать дальше

 


Откровенно говоря, то что опубликовано на сайте главы РСО-А, пока что выглядит как наспех составленный список разнокалиберных мер, на какую-то осмысленныую и стратегическую программу этот список не похож. Не видно и констатации состояния современного состояния осетинского языка. Наверное до того как составлять программу следует дать оценку проблемы. Если нет оценки проблемы, в чем она состоит и насколько она велика, то получится разнобой и шатания от осетино-русского разговорника до разработки еще каких-то под-програм и под-под-програм. Вместо того, чтобы накидывать свои 2 копейки дополнительных мер, я бы хотел сделать вместо этого несколько стратегических замечаний. т.к. проект программы пока что демонстрирует недостаток именно в области широкого видения.

Первое и самое главное что я хотел бы сказать это то, что возрождение осетинского языка и его развитие возможно в принципе. Нет никакой предопределенности в том, чтобы осетинский язык исчез с лица земли, все что нужно в конечном счете для этого это желание осетин оставаться осетинами. Правда, это не относится к госпрограмме, это относится к осетинскому народу. 

По моей оценке осетинский язык в настоящее время безусловно находится в тяжелейшей ситуации. Хотя процент знающих осетинский язык среди осетин зашкаливает за 80%, 90% на бумаге, на деле не наберется и 10%, если учитывать чрезвычайно бедный словарный запас носителей осетинского языка и низкое соотношение использования осетинского языка в сравнении с русским в публичной сфере. Грубо говоря, то что почти все в Осетии знают набор из 20 выражений и 500 слов по-осетински и употребляют их в среднем по 30 минут в день не означает еще, что осетинскому языку ничего не грозит. Сокращение словарного запаса и сферы употребления языка и есть первая (или может быть вторая, третья) степень умирания языка.

Меня удивляет также то, что 20 лет ходя вокруг да около, осетины до сих пор не дали точное определение самой проблемы осетинского языка. Осетинский язык не существует в вакууме, его соперником и противником является русский язык. Если послушать официальных и полуофициальных господ, то получается, что осетины все меньше употребляют язык в принципе. Это конечно не так, осетины продолжают изъяснятся и слушать не меньше, чем раньше, просто теперь они обычно употребляют русский язык, не осетинский. Мне кажется сказать это надо открыто и откровенно, потому что если нет верной постановки проблемы, решение проблемы невозможно.



Первое на что стоит обратить внимание это объективные и субъективные препятствия для государственной программы по развитию осетинского языка. К объективным препятствиям я бы отнес то, что действительно это требует определенных усилий чтобы язык такого небольшого народа как осетины оставался живым, современным и востребованным. Правда надо сказать, что глобализация особенно сильно пока не затронула Осетию по причине ее довольно сильной изоляции от мира. Я имею ввиду, нет пока какого-то ощутимого влияния на осетинский язык какого-то иностранного языка, за исключением русского. Но вытеснение и замещение русским языком осетинского не является процессом глобализации в современном смысле этого слова. Очень многие родители считают, что для того, чтобы их дети имели лучшие шансы в жизни, их дети в первую очередь должны знать русский язык, но никак не осетинский. Ну и российское государство еще с 19 века продавливает русский язык как только может.

Среди объективных препятствий находится сама возможность влияния госпрограммы на развитие язык. Я не говорю, что госпрограммы бесполезны, но конечно их способности по "внедрению" и "пропаганде" языка, мягко говоря, очень ограничены. Поэтому нужно по возможности четко очертить что госпрограмма может сделать, а что нет. Может быть в правительстве есть такие горячие головы, которые думают, что стоит им приказать "иронау дзурут!" и все вокруг них начнут говорить по-осетински. На деле, конечно, такого не будет и быть не может. 

Более того, влияние государства может быть зачастую вредно, просто потому что государство образовано иерархически. А иерархичные системы это то же самое фактически, что монополия. В случае с осетинским языком это может быть монополия Тамерлана Камболова или Руслана Бзарова или еще кого и эта монополия все разрушит к чертовой матери, если нет широкого обсуждения, дискуссии и конкуренции - т.е. всего того, к чему государство не способно. По крайней мере, не то государство, которое существует в Северной Осетии.

К субъективным препятствиям относится боязнь республиканского правительства окрика из Москвы и озабоченность российского правительства какими-то усилиями на республиканском уровне по усилению роли осетинского языка. Что тут надо знать? Во-первых, Москва безусловно будет против мер по усилению роли осетинского языка. Во-вторых, она постарается явно ничего делать против, просто даст подковерный втык Мамсурову. Если Мамсуров не поймет с первого раза, получит явный втык. В-третьих, республиканское руководство настолько боялось что-то делать в этой области, что оно держалось подальше от этой проблемы, поэтому оно пока что, с высокой вероятностью, не дошло до условной "красной черты", после которой начинаются санкции Москвы.

Пример того, как можно обходить окрики из Москвы (а они будут, если будут приняты какие-то реальные меры в РСО-А) дает Татарстан. В свое время татары высказались за то, чтобы перевести татарский язык на латинский алфавит (мое глубокое убеждение состоит в том, что и в Осетии нужно это сделать). Русские тут же подняли вой по этому поводу (хотя по конституции РФ, государство должно защищать самобытность народов РФ). Ну подняли вой и подняли, в итоге Татарстан не принял этот закон о переводе татарского языка на латинский алфавит. Формально не перевели, зато на практике, государственное (или скажем так, близкое к республиканским властям) информационное агентство Татинформ дает возможность читателям читать сайт и на татарском языке на основе кириллицы и на основе латиницы, как сказано на сайте "для татар, проживающих в странах Дальнего зарубежья". Просто и эффективно.

Так или иначе, и здесь мы вновь возвращаемся к роли государства, к тому что оно может и что нет, общественность Северной Осетии должна оказывать давление на правительство республики для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. Если давления общественности не будет, то правительству будет проще всего просто выполнить указание Москвы по свертыванию программы и все, а потом заверещать о том, что "люди сами не хотят знать свой родной язык". 

Роль государства в развитии языка существенна, но не безгранична. По сути, государство, конечно, не способно "внедрить" язык. Государство не может "развить язык". Государство не состоит из лингвистов и языковедов. Государство не использует богатый язык в своей работе и, во всяком случае, оно не способно создать этот богатый язык.

Что же государство может все-таки сделать? Государство может создать "инфраструктуру языка". То есть обеспечить публичное пространство, в котором бы осетинский язык мог разиваться. Повторю, публичное пространство, не семейное и не индивидуальное, в которые государство не должно вмешиваться. Официальные лица должны забыть о том, чтобы давать советы о том, о чем и как родители должны разговаривать дома. Это не дело государства. Вместо этого государство должно заниматься своей территорией - публичной сферой. Государство должно помочь создать публичную сферу в которой осетинский язык может жить и развиваться.

 

7. Трамвай - uazdanlag, Северная Осетия.

11
Я отстойный любитель трамвая. Я возомнивший о себе обличитель косоруких мастеров трамвайных путей. Я раб воспоминаний о трехкопеечных полуавтоматах и лучшем контролере-совести. Я также не забыл контролера со значком на груди: «Бог есть Любовь». Я извращенец, не теряющий надежды на встречу в трамвае с Прекрасной Незнакомкой. Одним словом, я хочу ездить на трамвае! Почему? Выгодно и мило.
«Трамвай построить это не ешака купить»- метко сказали классики. А прикрыть, оказывается, раз плюнуть. Масса предпосылок! «Мы стараемся сделать все, что в наших силах и средствах, чтобы сохранить трамвай», — говорит Олег Дедегкаев, начальник ВМУП «Владэлектротранс», образованного буквально с чистого «финансового» листа после ликвидации своего прямого предшественника ВТТУ, погрязшего в долгах. У молодого предприятия долгов пока что нет, но история развития может пойти по такому же пути, т.к. и рельсовое хозяйство, и контактная сеть, и подвижной состав — все осталось прежним. Контактная и рельсовая сети (длина — более 50 км) изношены на 80%, с вагонами дела обстоят чуть лучше. Мало того, осенью ожидается пополнение из 10 вагонов из Германии.».( http://region15.ru/articles/3507/)
Ситуация с владикавказским трамваем сейчас во многом напоминает процессы, которые происходили в западноевропейских городах 50 лет назад. Тогда трамвай казался никчемным грохочущим металлическим монстром, отнимающим у машин место на городских улицах. Однако уже в 1980-х годах стало ясно, что автомобили на этих улицах не едут, а стоят в бесконечных пробках, и городские власти были вынуждены пересмотреть приоритеты в пользу развития общественного транспорта. При этом у трамвая оказались все преимущества: экологичность, высокая скорость на выделенных участках, высокая провозная способность, низкая стоимость строительства (в сравнении с метро). Сегодня по улицам Парижа, Страсбурга, Стамбула мчатся бесшумные комфортные низкопольные поезда космического дизайна. Где-то пришлось строить линии скоростного трамвая заново, а экономные штудгардцы, например, приспособили под современные нужды старую сеть узкоколейного, проложив на отдельных участках третий рельс для нормальной колеи: теперь там ходят друг за другом раритетные вагончики и современные скоростные поезда U-bahn, в центральной части города уходящие под землю. Да, сегодня, трамваем пользуются в основном только самые незащищенные слои населения (пенсионеры, дети и молодежь, работающие с невысокими доходами). Всех остальных современный ритм и ценности жизни заставляют пересесть на автомобиль. Но как показывает приведенный зарубежный опыт, как только горожанам в качестве альтернативы стояния в пробках и дорогому бензину будет предложен быстрый и комфортный общественный транспорт, они пересядут на него. Это бесспорно!
Уважаемый мэр, Вам простятся все лихие случаи безбилетного проезда (было-было!), как в трамвае, так и на автобусных маршрутах №2 и №17 г. Орджоникидзе. А как красиво будет звучать через столетия легенда о славном представителе рода Дедегкаевых, спасшем для потомков владикавказский трамвай! Не дайте, ребята, трамваю загнуться! По-любому!
Да и кстати, сограждане, если потребуются организационные взносы для Общества Спасения Владикавказского Трамвая(ОСВТ), давайте скинемся.

 

8. "Если ты кунак, то мой порог ждёт тебя, сдувая облака. Если ты от жажды изнемог, то моя река – твоя река" - Наима Нефляшева, Адыгея.

Название поста - это первые строки стихотворения Расула Рамзатова "Если ты кунак". Куначество — один из древних кавказских институтов, позволяющих удержать общество от социального  и культурного распада, сформировать круг некровных связей, не менее крепких и символичных, чем те, которые впитываются с молоком матери и дают человеку почти что мистическое ощущение своих корней и устойчивой почвы под ногами.

 На Северном Кавказе люди могли стать кунаками даже при первой же встрече — в горах, где время спресовано и долгие раздумья непозволительны, ощущение «своего человека» возникало очень быстро.  

 Кунаки становились братьями — по духу; как родные братья, они были готовы разделить друг с другом хлеб, кров,  радость, беду и ответственность. Известны случаи, когда в случае смерти одного из кунаков второй всю жизнь содержал его детей, помогая встать им на ноги.  

 Дети кунаков воспитывались, как братья, сохраняя те обязательства дружбы, которые связывали друг с другом их отцов

Ритуал дарения закреплял отношения куначества. Институт дарообмена и сегодня все еще символичен на Кавказе — завершить какое-то дело без обмена дарами, отпустить гостя без подарка или прийти в гости с пустыми руками невозможно. Кунаки также обменивались подарками - в честь  побратимства, пишут  Шапи Казиев и Игорь Карпеев,  выпивали молоко или вино из одной чаши, в которую в знак постоянной и «нержавеющей» дружбы бросали золотые или серебряные монеты.

Куначество — и институт, и дар (ведь умение дружить — это, бесспорно, дар), который передавался по наследству. Даже в третьем поколении семьи, предки которых были кунаками, сохраняли обязательства по отношению друг к другу и поддерживали связи, установленные их дедами и прадедами задолго до их рождения. Такие семьи общались как родственники, обязательно периодически  навещая друг друга, вместе участвовали в важнейших обрядах — свадьбах, похоронах, ритуалах, связанных с появлением в семье новорожденного.  

 В книге «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» авторы Шапи Казиев и Игорь Карпеев приводят два интересных высказывания о куначестве. Одно принадлежит этнографу И. Анисимову:

«…Нередко горский еврей вступает с мусульманином в дружбу и, горячо поцеловавшись с ним, делается на всю жизнь его «курдашем». При этом они обмениваются оружием и дают друг другу «священный обет» не пожалеть и головы в случае надобности для спасения друга».

Второе - историку Р. Магомедову: «По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять кунака. Гостя принимали в любое время дня и ночи. У багулалцев (один из народов Дагестана — НН) существовал даже обычай: когда садились обедать или ужинать, все делили поровну между членами семьи и отделяли порцию на случай, если явится гость. Если горец впервые появлялся в незнакомом ауле, он отправлялся на годекан (а там до глубокой ночи сидели люди), обращался к сидящим с приветствием и затем сообщал, кто он, из какого аула и почему вынужден остановиться в этом ауле. Как только становилось известным, что приезжий не имеет в ауле кунака, сидящие на годекане говорили: «Ты наш гость». Когда на гостя притязало несколько человек, предпочтение принять его уступалось старшему.

 В Западной Аварии путник не шел к годекану, а заходил в любой дом и говорил: «Давайте будем братьями». Такой гость считался еще более почетным. Гость ни в чем не должен нуждаться - таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путешественник в пути мог промокнуть или замерзнуть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные только для гостей. Этот обычай распространен и сейчас.

Приезжий мог гостить столько времени, сколько ему нужно было. У багулалцев существовал обычай в течение трех дней не спрашивать у приезжего ни о чем. По истечении трех дней с ним вели разговор как с равным, как с членом семьи. Когда гость отправлялся в дальнейший путь, хозяин провожал его за ворота или даже за аул».

о том, как связан институт куначества и обычай гостериимства, о горских кунаках русских офицеров, о песне Вертинского "Молись, кунак" - в следующем посте... А пока что приведу стихотворение Гамзатова, о котором упомянула вначале, полностью, оно этого стоит.. 

Если ты кунак, то мой порог
Ждёт тебя, сдувая облака.
Если ты от жажды изнемог,
То моя река – твоя река.

Если даже на дворе черно,
Встречу сам, подай лишь только знак.
Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,
Всё, чем я богат, – твоё, кунак.

Холодно – сядь ближе к очагу,
Я получше разожгу кизяк.
Голодно – не сетуй, помогу:
Полем поделюсь с тобой, кунак.

Если станешь таять, как свеча,
Проклиная рану иль недуг,
Я успею привезти врача,
Кровь моя твоею станет, друг.

Если страшно – мой возьми кинжал
И носи, повесив на боку.
Если ты, кунак, затосковал,
Станем вместе разгонять тоску.

Пал скакун – вот мой под чепраком,
Мчись, скачи и самым хмурым днём
Оставайся верным кунаком,
Будь я на коне иль под конём. 

 

9. Невестины платья. Осетинское национальное - zarava, Южная Осетия.

Все это создается Изольдой Гогичаевой во Владикавказе. Интересно, заказывали ли национальные свадебные платья наши соотечественницы, живущие в разных уголках земного шара и возможен ли такой заказ? У меня дома растет пацан, а то бы я уже начала прицениваться к таким чудесным творениям. Впрочем, какая разница:)) Чья-то дочь когда-то станет моей дочкой и я ее тоже хочу видеть в красивом платье на свадьбе. 
В Южной Осетии невесты на свадьбах одевались в европейские платья. Свое свадебное платье я шила у модной портнихи, армянки. Материал был дорогущий, это сейчас все валяется - бери не хочу, а я свой отрез покупала на руках да ждала, пока привезут заказ из далекой Бельгии.

Пошили мне платье, одела я его, сняла и повесила в шкаф. До сих пор висит в Цхинвале, даже два. Платье оказалось слишком вызывающим для осетинской невесты - так сказали все, кто видел:) Поскольку до свадьбы оставалось два дня, пришлось купить готовое платье:)
А на фото снова красота руками сотворенная. Взяла у Лейлы Албеговой.  Еще фото с прекрасными невестами я выкладывала здесь.

427228_339739996115028_320411324_n

423572_339740209448340_1216957281_n

Изольда Гогичаева. Фото из ФБ.

293738_325485094207185_20000805_n

 

10. Курортный бульвар , что в Кисловодске - batal, Абхазия.

Кисловодск вроде как и Сочи курорт , но очень отличается. Город чистый, люди, и даже отдыхающие тут не кричат и шипят вокруг , а говорят спокойно и тихо. Ощущается вокруг умиротворение. На Куротном бульваре, который является  основной точкой ежевечернего променада, масса кафе и ресторанчиков. Однако музыка там едва слышна, хоть они и располагаются рядышком, и не  диссонируют между собой. Слышать ее могут только те, кто сидит внутри. Или тут певцы с пониженым давлением. Поют тихо, в полголоса, в полх...я, точно отметил мой друг! Это тебе не Апра в знойный день, где нас варварски лишают шума морской волны забивая попсой, да еще из звуком некачественным. Так вот чистота необыкновенная, а здания прилизанные и сохранены в точности так,  как это было ко времни их постройки. Бульвар упирается в парк, откуда распололзаются  тропы для прогулок  обозначенные нумерами. Прикольно, но удобно! 
Архитектура обычная для имперских городов конца 19 века на курортах , а точне на Кавказе. Многие здания мне кажутся близнецами нашего сухумского авангарда начала 20 века. Только наши опшкрябанные или варварски отремонтированные , да и загружены нынче странными пристройками, а тут ни на см от норм,  заданных первоначально. Везде таблички: отреставрированно тем то, архитектор такой то. В Сухуме таких строений больше, значительно больше, но кроме Сан-Ремо, пожалуй трудно найти еще строение обласканное строителями и местными властями.  
Типажи людей очень привлекательны: кавказкие типажи, восточные, славянские и их смеси.  Но при этом видно, что они из одного города. В говоре, в том как тихо разговаривают, холенности, еще что-то неуловимое. Я впервые не улавливаю оттенки акцентов различных народов Кавказа. Немного напоминает  мне сухумский говор, включавший в себя оттенки всех языков. Как тут Ткачев собирается делать свои национальные проекты по моноэтнизации? Не могу понять. 
Вчера прогуливайся с другом по вечернему и пустынному от дождя бульвару, и решили попить чаю, в армудевых стаканчиках. Это тут заменяет наше кофе, такое вот влияние востока. Приходя  по залу на террасу видим такую тучную, скорее  пышнотелую блондинку, с микрофоном в руках. 
- О, только не она, только не это!- взмолились мы с Серегой.
Вчера там пел парень, весьма хилый, и поэтому, нам показалось тихо, что собственно нам и понравилось. 
Так когда она запела Сергеа и выдал свою фразу: - "мол, поет вполх... я!"
Но чем то она заворожила нас, мы не собирались уходить. При этом , когда пела, сидя или иной рас тоя, лениво так, все время смотрела на рядом стоящий комп, и рукой водила по клавиатуре и мышке. Наверное вроде мяня, слов не знает, подумал я! 
Когда мы уходили то решили еще заглянуть с тыла на нее, поскольку кафе было все застекленным . Мама родная! Как же я ее полюбил! Она пела песню пугачевскую про то края я тучи разведку руками, и одной таки развела, а потом опять к мышке.   Там был не текст, знаете ли! Не ну угадайте! Она параллельно всегда раскладывала пасьянс!!! Вот что значит когда знаешь слова песен. Это значит что во время солных концертов можно еще играть в реверанс или пасьянс!!!!
Вспомнили мы тут тапершу мою любимую, ну помните ее с лицом Раневской, и пришли в тихий восторг! А я думал что в "Пархоменке" забвенная Фаина была последней! Вот она смена! 
Ах, да! Все снимал тут глямурчик их чтоб порадовать вас, не получилось. А жаль! Украинский просто это пародия. Но, может быть еще спапарацну! И комп крякнулся, а выдавать тексты на айпаде сложно! Так что только короткие репортажи!
Ну увидимся еще! 

 


 

ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь