RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Астрахань. Часть 1. Город радикальных контрастов - Никак Какобян.

00:54, 18 апреля 2012

1. Астрахань. Часть 1. Город радикальных контрастов - Никак Какобян, Ставрополь: "Однажды лет восемь назад я уже была в Астрахани, но из-за свойственной мне тогда невнимательности не могла толком выделить какие-то характерные ее черты. В этот же раз впечатление от областного административного центра осталось одновременно крайне неоднозначным и весьма удручающим."

2. Человеческие кости и глиняные кувшины - soslan-oss, Южная Осетия: "Нескончаемую замену коммуникаций в Цхинвале называют "раскопками".  Суть раскопок явно скрыта от нас, простых прямоходящих, завесой тайны.  Замена коммуникаций пока как-то не получается, но все равно копают."

3. На пороге совершенства - zilaxar, Северная Осетия: "Общий принцип действия социального механизма должен быть понятен всем:  если у человека есть деньги/связи, то ему можно все в отношении тех, у кого денег/связей нет.  Все без исключения, ограничения люди-боги в отношении людей-вещей ставят себе сами."

4. НОЧНОЙ ХАНДРЕЖ - Расул Кадиев, Дагестан: "Сегодня был свидетелем как двое водителей выясняли отношения на перекрестке при выезде с площади. Каждый с упорством и агрессией достойной защитников родины отстаивал свое право и никто из низ не хотел уступить. У меня даже закралось подозрение, что эти двое баранов на двух ЛАДАх белового цвета целый день по городу ездили в поисках друг друга."

5. Добрался до Владикавказа (вид на Суннитскую мечеть) - timag82 (ФОТО)

6. Обращение группы LKN - Магомед Муцольгов, Ингушетия: "Недавно на одном из ингушских сайтов я послушал гимн (опять без слов) в исполнении симфонического оркестра скажу честно мне не только он не понравился, но такую фигню на мой взгляд даже выставлять на показ не стоило – оскорбительно и несолидно."

7. Северный Кавказ. Люди топографической периферии. Охотник - Наима Нефляшева, Адыгея: " Фигура охотника для периферии сельских кавказских обществ не менее значима, чем фигура пастуха."

8. Ресторан "Современник" - Руслан Бекуров, Северная Осетия: "В С. Петербурге есть достаточно популярный (причем, не только у местных осетин) осетинский ресторан "Современник". Уютное местечко + пожалуй, лучшие в городе осетинские пироги."

9. Кто важнее, папа начальника или суд? - Расул Кадиев, Дагестан: "Интересный у нас народ. Детей на площадь выгнали, плакаты нарисовали и все для того чтобы обратиться к мэру города чтобы он приказал своему сыну, который глава республиканской службы приставов, чтобы он не сносил дома в Степном поселке."

10. 12 признаков настоящего советского человека - barhano, Ингушетия: "Советский человек твёрдо уверен, что о его личном благополучии должно заботиться государство. Это именно его, государства, святая обязанность. Предоставить высокооплачиваемую работу, бесплатно обучить, бесплатно вылечить, дать бесплатное жильё. А иначе, зачем оно ещё нужно?"


 

 

1. Астрахань. Часть 1. Город радикальных контрастов - Никак Какобян, Ставрополь.

Для начала скажу, что несколько огорчена тем фактом, что мои астраханские записи из ВК, как оказалось, не транслировали ни в ФБ, ни в Твиттер, но в любом случае несколько постов в уютной ЖЖшечке должны восполнить это досадное упущение. Начну с того, что мы (а это я с одним ставропольским анархистом и девушкой-журналисткой) в Астрахань прибыли в субботу 14 апреля около 6 утра и, заняв местный МакДональдс, обнаружили там уже немалое количество товарищей, в которых по разным субъективным признакам (белые ленты, надписи на футболках) легко можно было опознать таких же, как и мы - политических туристов. Кстати, этот прекрасный термин, озвученный для меня впервые моей дорожной компаньоншей Стёпой во время заполнения графы "цель визита" для поселения в гостиницу, задел-таки струнки моей души и крепко осел в лексиконе.

Что касается организации приезда и поселения солидарных с астраханцами, я лично до сих пор нахожусь под приятнейшим впечатлением. Прибывающие стекались в город совершенно стихийно, при этом все помогали всем: никто не остался без крова, и приехать, и поселиться можно было и платно, и бесплатно, обыкновенные астраханцы просто брали приезжих к себе домой, оставляя предварительно контактные номера, например, в группе в "ВКонтакте" - все очень дружественно и в лучших традициях бескорыстной взаимовыручки. Поскольку в штабе, где голодает Олег Шеин и его товарищи, узнав, что мы можем сами оплатить проживание, нам посоветовали поселиться в местном "Административно-гостиничном комплексе правительства Астраханской области", куда мы сразу и отправились. Сутки проживания обошлись всего-то в 400 рублей с человека, вполне демократично.


Однажды лет восемь назад я уже была в Астрахани, но из-за свойственной мне тогда невнимательности не могла толком выделить какие-то характерные ее черты. В этот же раз впечатление от областного административного центра осталось одновременно крайне неоднозначным и весьма удручающим. Так, первым, из чего начало формироваться представление об этом городе, стала картина многочисленных построек, которые трудно назвать жилыми домами по причине актуальности формулы: "Если у дома есть все четыре стены, значит, отсутствует крыша". Ниже несколько фотографий (сразу оговорюсь, что фотограф из меня максимально никудышный, а снимки сделаны на весьма слабый для этого дела АйПэд, так что на качество обращать внимание не стоит; гораздо больше хороших фотографий сделала моя дорожная компаньонша Стёпа, может быть, ссылки на какие-то ее снимки дам с ее позволения позже).









Таких домов в Астрахани огромное количество, располагаются они в разных районах города, но часто соседствуют со старыми общагами и приличными многоэтажными новостройками:





Фото ниже как бы символизирует: Борис Абрамыч живет в Лондоне, а дело его здесь, в Астрахани )



Собственно, как выяснилось позже, новостройки - это не все, с чем мирно уживаются косые астраханские домишки. Например, страшно представить, сколько построек можно было бы хоть как-то привести в подобающий вид на деньги, потраченные на этот шикарный отель или впечатляющее здание Астраханского театра оперы и балета на фото ниже:





В плане архитектуры приятно впечатление производят зданий вроде запечатленных на фото ниже. В городе их достаточно много и располагаются в них сегодня, например, одежные магазины или медицинские учреждения, как в этих двух случаях:





Вообще, сопоставив впечатления от всего увиденном, я бы назвала Астрахань эпичным примером российской стороны радикальных контрастов. Но это, как подсказали товарищи, характерная черта большинства наших городов. Хотя, например, в Ставрополе едва ли найдется нечто подобное. Ниже - фото крутого астраханского авто и все же неоспоримое доказательство единства Астрахани со всей остальной необъятной Россией: Гуф здесь умер, как у всех:





К вопросу о контрастах, зданий следующего вида, то есть с красиво отделанным фасадом и голым кирпичным торцом, в городе очень много: 



Отдельное впечатление производит огромное количество попрошаек - они буквально везде. За время короткой воскресной прогулки к нам с просьбой подать немного мелочи обратились вежливая молодая женщина в МакДональдсе, два цыганского вида пацана там же, страшно навязчивая девочка возле рыбного рынка, истощенная девушка с явной в наркотической зависимостью возле продуктового магазина (которая очень деликатно извинилась и даже изобразила остатки милой улыбки, когда мы отходили от нее, так ничего и не дав) и какие-то совершенно прилично одетые дети, как будто просто берущие с кого-то пример. Также в городе очень много по-разному расписанных стен, большинство из рисунков носят социальных характер, но часто встречаются и безыскусные надписи вроде "Путин - урод". Кажется, здесь никому и никогда не придет в голову их закрашивать.







Что касается горожан, большинство людей, с которыми нам довелось пообщаться, оказались приветливыми, интересующими происходящим в городе людьми. Если судить по случайной выборке попавшихся конкретно нам персонажей, Шеина действительно поддерживает большинство астраханцев. Так, за все время пребывания в Астрахани только один молодой человек с улыбкой процитировал четверостишие Губермана, сказав, что от мест вроде штаба Шеина лучше держаться подальше, потому что "все одинаково недостойны" - вполне имеющая право на жизнь позиция. Ну, и издалека долго течет река Волга...



...А мне 17 лет (ну да, ага))


 


Славный Ставропольский край )



В завершение этой части короткого астраханского путешествия - "знаменитый человек на коне" или памятник казахскому народному музыканту Курмангазы Сагырбайулу - подарок Астрахани на 450-летие города от Республики Казахстан. По нему было очень легко ориентироваться между нашей гостиницей, штабом Шеина и площадью, на которой должен был проходить митинг в поддержку голодающих, а прошел митинг единороссов против них. После чего, собственно, полицейское оцепление перекрыло проход к территории, объясняя такой поворот событий более чем символично: закрыто на уборку. Но об этом - главном - подробно в следующем посте.

 

2. Человеческие кости и глиняные кувшины - soslan-oss, Южная Осетия.

Нескончаемую замену коммуникаций в Цхинвале называют "раскопками".  Суть раскопок явно скрыта от нас, простых прямоходящих, завесой тайны.  Замена коммуникаций пока как-то не получается, но все равно копают.  Есть много точек осмысления происходящего.  Кто-то настаивает на том, что ищут могилу какого-нибудь великого древнего и будут копать до тех пор, пока не найдут.  Недавно нашли-таки средневековый саркофаг с останками двух человек (подробнее //ugo-osetia.ru/12_45/12_45-4.html):



В процессе раскопок иной раз наталкиваются и на другие находки.  Давно еще нашли большие "быркуы" (глиняные кувшины для вина и прочих жидкостей), возраст которых предварительно определили в 17-18 века.  Они долго стояли там, где их выкопали во время замены линий коммуникаций, но недавно оба быркуы перевезли во двор Художественной школы.  Один из них я наконец запечатлел:




Может, еще что-нибудь найдут,  Цхинвал все же очень старое место.  От раскопок должна быть хоть какая-то польза)

 

3. На пороге совершенства - zilaxar, Северная Осетия.

Вчерашний пост [info]firmozadasso не мог не испортить нам Пасхального настроения: "Некто Аккалаев, среднестатистический осетинский мажор-упырь избил и изнасиловал скромную мизурскую девушку. Полиция нема как рыба и дело открывать не желает. Мама упыря имеет хлебное место в пенсионном фонде."

Но, поостыв и пораскинув мозгами, мы пришли к утешительному выводу: нет никакого повода для печали и негодования.  Более того, мы хотим поздравить всех с тем, что наше общество, судя по проявляющимся симптомам, стоит на пороге совершенства.  На пике своего культурного развития, в преддверии чего-то поистине значимого.  Мы - Атлантида Эдгара Кейси, прекрасная цивилизация, воспетая в мифах и прославленная Платоном.  Мы достигли того, что поделили свое общество по принципу атлантов на людей-богов и людей-вещей.  Вот мизурская девушка - это человек-вещь.  А Аккалаев - человек-бог, у которого мама работает на божественной должности в Пенсионном фонде Северной Осетии.  Общий принцип действия социального механизма должен быть понятен всем:  если у человека есть деньги/связи, то ему можно все в отношении тех, у кого денег/связей нет.  Все без исключения, ограничения люди-боги в отношении людей-вещей ставят себе сами. 

Наш пост "Убивайте!" в свое время вызвал разные эмоции, включая шквал негодования.  Но нечего пенять на зеркало, если рожа кривая.  Повторим моральный императив современной осетинской Атлантиды:  если ты относишься к людям-богам с деньгами и связями, то тебе можно все.  Убить очередную вещь или две-три?  Пожалуйста, тебе за это ничего не будет.  Изнасиловать девушку-вещь? Вперед.  Еще один нюанс ситуации: как боги живут молитвами людей, так и наши люди-боги живут во многом благодаря подпевалам.  Роль подпевалы очень проста и важна - оправдать любое действие человека-бога в отношении человека-вещи.  Если первый убил, то виновата убитая вещь.  Изнасиловал - соответственно.  Функция подпевалы - вилять в зависимости от ситуации, пафосно выражаться о высоких материях, разбираться в "понятиях чести", быть очень бескомпромиссным на словах и так далее.  Это придает подпевале значимости в его собственных глазах.  Заодно он вносит свой посильный вклад в действие отлаженного социального механизма.

Наше общество стоит на пороге совершенства, на пороге нового откровения.  Оно нам скоро явится.  Ведь уровня атлантов по отдельно взятому социальному показателю мы уже достигли.

 

4. НОЧНОЙ ХАНДРЕЖ - Расул Кадиев, Дагестан.

Сегодня был свидетелем как двое водителей выясняли отношения на перекрестке при выезде с площади. Каждый с упорством и агрессией достойной защитников родины отстаивал свое право и никто из низ не хотел уступить. У меня даже закралось подозрение, что эти двое баранов на двух ЛАДАх белового цвета целый день по городу ездили в поисках друг друга.

Блин, а ведь столько проблем.
Проблемы с экономикой, судя по речи ректора института народного хозяйства при правительстве РФ Владимира Мао, в один прекрасный день шандарахнут так, что китайцы предложат нам гуманитарную помощь. Государственный долг страны около 10 % ВВП, а долг госкорпорация, кажется 600 млрд. 

Блин, нам бы разобраться с нашими детьми, пока они не разобрались с нами. Они умирают у нас на глазах, кто духовно кто реально, от пуль, ножей и наркоты. А мы не можем их спасти потому, что у нас видишь ли война.
А вот эти вот дети вдруг стали нашими врагами.
Наши силовики скоро будут вызывать у меня отвращение. Когда они изворачиваются накручивая очередному сопляку пойманному "в лесу" кучу статей УК и зарабатывая тем самым на погоны, хочется сказать, слышь, мужик, а слабо взять ствол и поймать реальных бандитов, а не этих сопляков которые не знали, что в лесу пожрать. Не забуду как привел одного сдавшегося в следственный комитет и туда же приехал товарищ в погонах заявив с умным видом, что если бы пацан не сдался он бы его грохнул через два дня. Красавчик, мужчина.

Блин, нам бы вообще пожить. Ой гляди кого-то взорвали, точно не меня, ну и ладно. 

А внизу за каналом уже который день мобильные посты не дают покоя жителям введя негласный комендантский час с обысками. Одна знакомая рассказала что отказалась ездить в этот района на дачу. Родная полиция выживает людей. Не ругайте их, они тоже дети, они тоже по другому не умеют. 

А еще хочется воздуха глотнуть. Хоть раз свежего и чтобы не так , как всегда, ловя глотками между смрада и горелой мусорки. 

Сыну приснился человек-паук, он был большой и они сидели и говорили. Тут блин, никакого супергероя не хватит чтобы все это расхлебать.

Весна как не как, температура повышается, деревья одеваются, девушки раздеваются, бомбы взрываются. все нормально. 


Хандрю, не обращайте внимание, продолжайте жить.

 

5. Добрался до Владикавказа (вид на Суннитскую мечеть) - timag82 (ФОТО)

Какой всё-таки непередаваемый кайф возвращаться в город своего детства... oт автостанции до отеля специально прошелся пешком, и дойдя до проспекта Мира, понял, что я абсолютно счастлив)... Преодолев желание пустить скупую ностальгическую слезу), дошел до гостиницы и по махачкалинской-грозненской традиции заселился на 9-м этаже) откуда бегло сфоткал вот такой вид:



Вариант этой же фотографии для десктопа: 1920x1200.

Кстати, из мечети нетихо раздается азан, раньше вроде такого не было.
Останусь в городе два дня, 19-го поеду в Нальчик, потом в Тырныауз, потом в Кисловодск.

Вопрос ко владикавказцам, что интересного в городе за последние два года появилось, что пофоткать, посмотреть? Откуда раскрываются лучшие виды на Электроцинк, хочу пофоткать этого монстра...

 

6. Обращение группы LKN - Магомед Муцольгов, Ингушетия.

      Вернувшись из Грозного, начал просматривать ингушские сайты и на сайте моего друга и коллеги Вахи Чапанова я увидел обращение ингушской группы ЛКН (Лица кавказской национальности) прочитав это обращение еще раз убедился, как часто люди распространяют слухи о том, чего не знают наверняка. Я много раз слышал, что ЛКН не поет в республики только потому, что требует баснословные гонорары, оказалось это не так и они давно мечтают провести свой концерт на родной земле. Я принимал участие или присутствовал на целом ряде мероприятий, подготовленных и проведённых в Москве нашими земляками, а так же нашими братьями и сестрами, посвящённых нашей республике и событиям за последние 8 лет, и на этих мероприятиях я не раз видел парней из группы ЛКН.

    Начиная с 2002 года я не разу не слышал, что бы на официальных мероприятиях (деловых, развлекательных, спортивных..) звучал наш гимн (и слова и музыка), что естественно не устраивает меня как ингуша. Я много слышал от всяких болтунов и политиканов нравоучительные высказывания о патриотизме и любви к своей Родине, но ни разу не слышал их возмущения по вопросу фактического табу на наш гимн. Недавно на одном из ингушских сайтов я послушал гимн (опять без слов) в исполнении симфонического оркестра скажу честно мне не только он не понравился, но такую фигню на мой взгляд даже выставлять на показ не стоило – оскорбительно и несолидно.  В моем телефоне есть запись гимна в исполнении группы ЛКН, так вот когда мои сыновья, которым 1,5 и 2,5 года начинают шуметь и мешать мне работать, я включаю им наш гимн они не только перестают бузить, но и внимательно слушают эту запись, требуя включать ее по несколько раз.

   

   Нам поступает много вопросов по поводу участия группы в праздновании 20летия республики. Каждый год народ хочет видеть своих исполнителей, и каждый год ответственные за лица распространяют слухи, о том, что группа требует миллиарды долларов за выступления, или же просто отказывается ехать на Родину. До сих пор мы молчали на этот счет, так как считали недостойным опускаться до уровня пересудов и вымыслов. Но любому терпению приходит конец. 


    Ассаламу алейкум, уважаемые земляки. Все эти годы группа LKN лелеет надежду выступить на своей Родине, так как всё что делается нами, делается для нашего народа и для достижения качественно другого уровня в музыке Кавказа.
Мы не считаем возможным выходить на  сцену под фанеру несущуюся из хриплых колонок, так как это, прежде всего, неуважение к нашему зрителю. Много лет мы собирали коллектив и поднимали свой профессиональный уровень без какой-либо поддержки правительства республики, но нас всегда поддерживал наш народ.
К сожалению, в течении всех этих лет республика не желала предоставлять нам условий, для проведения концерта, причины этого, нам непонятны так же как и вам. Нам говорили, что условий нет и организовать их невозможно, но как выяснилось, для неингушских коллективов таких преград в Ингушетии нет.
Нам постоянно поступают предложения о выступлениях в других республиках Северного Кавказа, но мы не считаем возможным выступать где-то, не побывав с концертом на Родине. Патриоты ли мы можно понять по нашим песням. 
Скоро 20летие нашей республики. Мы очень хотим быть с вами на этом торжестве и искренне надеемся, что нынешнее правительство поможет в этом, то есть обеспечит техническую сторону для проведения настоящего концерта, так, чтобы соседи слышали Гимн Ингушетии звучащий в Назрани.  Это не так много и не так сложно.

    Дал аттув боахкалб вай массане

 С уважением группа LKN

 

7. Северный Кавказ. Люди топографической периферии. Охотник - Наима Нефляшева, Адыгея.

 Фигура охотника для периферии сельских кавказских обществ не менее значима, чем фигура пастуха.  

«Пуля его была метка, глаз верен, и могучие плечи могли снести с гор зубра», - колоритный образ охотника в абхазских сказках можно распространить на весь Северный Кавказ.

В  фольклоре охотник нередко совершает масштабные, глобальные действия, принципиально меняющие образ жизни общины – например, в абхазских сказках охотник побеждает лихорадку или изобретает флейту.

Как и пастушество, охота – это особая сфера человеческой деятельности, она основана на длительном нахождении вне обжитого пространства и требует активного проникновения в природную среду и установления с ней гармоничного диалога.

Результат, безопасность  и успех охоты во многом зависят от того, какие взаимоотношения будут установлены между охотником и божеством охоты, от того, насколько охотник соблюдает многочисленные охотничьи табу.

«Правильное поведение» охотника было залогом его успеха – за неделю до выхода на охоту запрещаются отношения с женой;  охотники не должны  ругаться между собой;  в каждом ауле были персоны, встреча с которыми для охотников нежелательна, и, наоборот,  люди, которых хорошо бы встретить. Последним давали подержать охотничье ружье. Находясь в горах, охотники должны были обязательно выделять долю еды даже для охотника, который не спустился в охотничий стан.

Имя покровителя охоты у кавказских горцев имеет похожее звучание: у сванов – Апсат, у балкарцев и карачаевцев – Апсати, у абхазов – Ажвейпша, у адыгов – Мезитха, у чеченцев и ингушей – Елта,  Абдал – бог охоты у аварцев, даргинцев, цахуров.  Некоторые из этих персонажей похожи на людей – они стареют, болеют, ворчат, бывают скупы и занудны.

Кстати сказать, дочери бога охоты во взаимоотношениях природы и охотника играют не последнюю роль, и самые удачливые из охотников, по древним поверьям, вступали  с ними в близкие отношения, обеспечивая тем самым покровительство со стороны внешних сил.

Тема похищения дочери Афсати, осетинского покровителя охоты,  лесным шайтаном – один из ярких сюжетов осетинского фольклора.  Дочери Ажвейпша, стремясь завлечь неженатых молодых охотников, просят отца дать добычу тому, кому он ее никогда не давал, но тугоухий Ажвейпша по-прежнему посылает зверей одним и тем же.

Жертвоприношения в честь богов лесных зверей, богов лесов занимали важное место в ритуальной практике кавказских народов.

Отправляясь на охоту, черкесы  молились покровителю охоты возле дерева. Осетины же брали с собой три пирога с начинкой из сыра. Остановившись недалеко от места, где могли находиться звери, они посвящали их Афсати и просили его дать из своего стада хотя бы невзрачного оленя, козу или другое животное. Каждый убитый зверь считался даром покровителя охоты. Его благодарили в молитвах, сопровождавшихся шашлыком, который приготавливался сразу же из легких и сердца убитой дичи.

Ингуши почитали  покровителя охотников и одиноких путников Елта. В обращениях к нему говорилось: «О божий Елт! Гости пришли к тебе. Идя впереди, дай нам самое крупное из рогатых. Наше выстреливающее ружьё направь в круглую голову. Наше верно намеченное (ружьё) направь в некрасивое сердце (зверя). Жирного тура дай нам, о божий Елт, тучного мясом, плотного салом дай нам. У тебя, при зверях находящемся духе просим мы, ты у бога проси».

В Ингушетии немало культовых мест, где вплоть до конца ХIХ века совершались жертвоприношения в честь Елта – «царя» лесов и зверей, а также покровителя охотников.  Они считались священными. Только после предварительной молитвы этому божеству горцы отправлялись на охоту. Урочище «Елти-Корт» -  одно из них (в районе с.Гули). 

Повыше селения Джейрах есть место Сямпай-цуоге, которое люди называли святым. На этом месте воздвигли батку – небольшое каменное строение с нишами. Возможно, это своеобразное святилище было посвящено лесному (охотничьему божеству). По возвращении с промысла охотники приносили к этой батке оленьи, турьи рога. 

 

В почитании знаменитого осетинского святилища Реком опосредованно присутствует тема охоты. На одной из стен святилища Реком - оленьи и турьи рога, принесенные святилищу в качестве дара. 

Если ритуал совершен безупречно, а охота не удалась, то  охотники искали причину этого в колдовстве, во встрече с недоброжелателям при выходе на охоту.

«Охотничий язык», или «язык леса», «лесной язык» ‒ еще одна корпоративная тайна, указывающая на особость статуса охотника. Лесной язык был необходим охотникам, чтобы их не могли понять звери, якобы знающие язык людей. В некоторых кавказских ущельях охотникам можно было говорить только на «охотничьем языке» – это правило для поколений охотников было незыблемым.  Для каждого села существовал свой охотничий язык.

Как человек становился охотником? Откуда появлялась его способность проникать в природную среду? Как правило,  способность понимать язык  животных он получал в качестве дара, и обычно змея была тем самым персонажем, который благодарил таким образом охотника за какую-то услугу. Знание языка животных в дополнение к своему лесному языку создавало сообществу охотников дополнительный имидж замкнутого сообщества.

Охотники месяцами находились  в горах и так же, как и пастухи, жили вне пределов селения, поблизости от леса.

 Охотник, как и пастух, самый мобильный человек в общине – он преодолевает огромные расстояния, крутые перевалы, знает извилистые горные тропы.  Этнограф Юрий Ботяков указывает на принципиальное  отличие охотника от пастуха – если пастух привязан к определенному маршруту кочевки, то охотник был более автономен, в его власти самому выбирать маршруты своего пути.

Охотники, также , как и пастухи – первооткрыватели и разведчики, они встречаются с демоническими персонажами, лесными людьми, женщинами –демонами. В чеченском фольклоре Чончилга сражается с женщиной-демоном и выходит победителем из этой битвы. В абхазском селении Члоу рассказывают, что охотник Цвижба как-то заманил врагов  к дереву с дуплом диких пчел, мед которых обладает дурманящими свойствами. Он накормил их этим медом, обезоружил и привел в деревню.

Охотник часто являлся основателем селения: «Территория горной Осетии в прошлом была покрыта густым лесом. Старожилы из Наро-Мамисоновской котловины и горной полосы Южной Осетии утверждали, что первопоселенцы заставали на местах будущих сел сплошные лесные массивы, которые им приходилось расчищать.

Популярным мотивом народных легенд об основании селений в лесной глуши была охота. В одной из них говорится следующее: родоначальник рода Хугаевых, Хуыга, будучи на охоте заблудился. В окрестностях с. Часавал он обнаружил башню и домик, решил в нем переночевать. Ночью ему приснилось, будто он убил оленя. Сочтя место счастливым, Хуыга переселился сюда. Вместе с ним на новое место жительства пришли гео братья», - пишет Юрий Ботяков в книге "Северный Кавказ: традиционное сельское общество...". СПб, 2007.

Советский кавказовед Л. Лавров писал, что во время его этнографической экспедиции в Адыгею  охотник Шхалахов сообщил о дольменах, доселе никому неизвестных.

О том, чем определялся авторитет охотника  в общине и почему статус охотника престижен – в следующем посте. 

 

 

8. Ресторан "Современник" - Руслан Бекуров, Северная Осетия.

В С. Петербурге есть достаточно популярный (причем, не только у местных осетин) осетинский ресторан "Современник". Уютное местечко + пожалуй, лучшие в городе осетинские пироги. Вот только меню на входе немного смущает. Прилагательное "ossetic" обычно употребляется, когда говорят о нашем языке. Пироги обычно  называют "ossetian". Хотя, какая разница, если они вкусные? Вот и я говорю - никакой...

 

9. Кто важнее, папа начальника или суд? - Расул Кадиев, Дагестан.

Интересный у нас народ. Детей на площадь выгнали, плакаты нарисовали и все для того чтобы обратиться к мэру города чтобы он приказал своему сыну, который глава республиканской службы приставов, чтобы он не сносил дома в Степном поселке.
Мои предложения обратиться в суд на действия приставов и приостановить снос, были встречены ответом типа "пусть своему сыну скажет"

Люди выбирают систему кровнородственных связей а не суда, думая что так быстрее. Посмотрим
...

Дополняю. На обратной дороге "детский митинг" вооруженные автоматами полицейские потеснили под ёлки.

 

10. 12 признаков настоящего советского человека - barhano, Ингушетия.

Советский человек твёрдо уверен, что о его личном благополучии должно заботиться государство. Это именно его, государства, святая обязанность. Предоставить высокооплачиваемую работу, бесплатно обучить, бесплатно вылечить, дать бесплатное жильё. А иначе, зачем оно ещё нужно?

Работать советский человек не особенно любит. Он всегда считает, что ему платят несправедливо мало. Любимая поговорка советского человека: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».

Образцовый советский человек должен обязательно курить табак и пить горькую. Если советский человек этого не делает – это выглядит крайне подозрительным. У окружающих складывается впечатление, что это не настоящий советский человек, а какая-то профанация. Может быть, даже, диверсант.

Советский человек, мягко говоря, нечист на руку. Он всё тянет в дом. При этом он вовсе не считает, что совершает что-то нехорошее. Уверен, что всё вокруг – народное, а значит – его. Если советский человек вышел с фабрики и ничего с собой оттуда не прихватил – день пропал даром.

Советский человек в Бога не верит, постов не блюдёт, о заповедях ничего не слышал. Но в церковь после 1991 года ходит. Так, на всякий случай. А вдруг Он всё-таки есть? Хотя раем на земле справедливо считает СССР. Единственная икона в доме советского человека – портрет Сталина.

Советский человек считает принцип справедливости – главным. У меня избушка ледяная, а у соседа – лубяная. Несправедливо. Чем он лучше меня? Посему: отобрать и поделить. Соседу – ледяную, мне – лубяную. А лучше – обе мне. И, желательно, эту операцию по восстановлению справедливости проводить почаще, хотя бы раз в неделю. Чтобы не накапливалось лишнее имущество. А чтобы впредь неповадно было – раскулачивать и ссылать в Сибирь.

Советский человек политикой не интересуется: «Не нашего это ума дело. Начальству виднее. За нас всё давно решили. От меня ничего не зависит». Но на выборы бежит рано поутру и бросает в урну бюллетень с фамилией одного единственного кандидата. Считает, что только так и должно быть, и что это единственно правильная демократия. А всё прочее – от Госдепа. А будешь совать нос, куда не положено – ещё и посадят. Так что, наша хата с краю.

Профсоюзы – нужны, считает советский человек. Не будет их, кто станет давать путёвки? А в остальном они, профсоюзы эти, должны сидеть, молчать и поддакивать начальству. Как начальник сказал – так и правильно.

Советский человек любит халяву, поэтому всегда покупает лотерейные и прочие халявные билеты. Смело бросается участвовать во всяких сомнительных предприятиях, сулящих невероятные выигрыши. Верит в финансовые пирамиды и подмётные письма счастья.

Советский человек знает, что законы – законами, а жизнь – жизнью. Не всегда законы и правила надо соблюдать, а иногда – когда они противоречат здравому смыслу – даже необходимо нарушать, во имя справедливости. Или удобства.
Не обходить же вокруг, когда можно перебежать через дорогу?
Дал взятку – прошел без очереди.
Или ГАИшнику: «Слышь, командир, может, договоримся?»

Советского человека легко отличить в любой очереди по его склонности вплотную прижиматься к впереди стоящему. Это значит, чтобы никакой нахал (другой советский человек) не смог вклиниться между.

Советский человек знает по своему опыту, что в любом советском магазине его непременно обвесят и обсчитают, но перепроверить названную ему сумму ленится, а воспользоваться контрольными весами стесняется.

В конфликтах, если стоит в очереди, всегда принимает сторону продавца, кассира, администратора. Кричит любому покупателю, «качающему права»: «Не мешай торговать, отойди!» Хотя работников торговли не любит. Называет их торгашами и спекулянтами. Он уверен, что эта профессия – типично воровская, а деньги, ею заработанные – краденые.

Советский человек редко отстаивает своё попранное достоинство в билетных кассах, агентствах и конторах. Предпочитает утереться и отойти. Чтобы хуже не было. И он прав. Если появятся советские же «менты»… Уж лучше от греха подальше.

P.S. Я так понял, что большинство жителей страны, остались в СССР!

 


 

 ПОМЕТКА ДЛЯ БЛОГЕРОВ – для того, чтобы попасть в список блогеров, номинировать свой пост на участие в нашем рейтинге, высказать критику, пожелания или заявить претенезии, ЖЖ-блогеры могут писать личное сообщение со ссылкой на свой пост пользователю http://top10-sk.livejournal.com/ с пометкой «Топ 10». Подробней о самом проекте и критериях отбора можно прочитать здесь


КОММЕНТАРИИ
Chingiz  Safarli
02:17, 16 июля 2018
Chingiz Safarli
"1000 лет до нашей эры - новые факты азербайджанской истории"