RSSЕреванец

Азербайджан готовит резолюцию в ГА ООН

08:57, 31 августа 2010

Итак, 9 сентября на рассмотрение 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Азербайджан вынесет проект резолюции под названием "Соблюдение норм международного гуманитарного права и международных стандартов в сфере прав человека на оккупированных территориях Азербайджана". Согласно этому документу, односторонние изменения статуса, организационной структуры и демографического состава территорий, являющихся зоной конфликта, "не имеют юридической силы и серьезно препятствуют усилиям, направленным на урегулирование конфликта на основе переговоров". Проектом резолюции, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) предлагается с целью проведения изучения "в срочном порядке направить в зону конфликта многонациональную миссию, обладающую соответствующими экспертными знаниями", для исследования и представления доклада "о положении с соблюдением международных стандартов в сфере международного гуманитарного права и прав человека".

Что думают по этому поводу власти и оппозиция Армении? Приведу 2 позиции: интервью Владимира Карапетяна (АНК) изданию Armenia Today и заявление Сержа Саргсяна в Карабахе.

 

Представитель комиссии по внешним связям оппозиционного Армянского Национального Конгресса Владимир Карапетян.

Как вы оцениваете тот факт, что Азербайджану удалось обеспечить обсуждение в Генеральной Ассамблее ООН резолюции «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», есть ли в этом доля вины армянских представителей в ООН?

К сожалению, уже несколько лет Азербайджан проявляет себя  более активно и эффективно в Организации Объединенных Наций. Процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы осуществляется в рамках Минской Группы ОБСЕ и это все признают, однако Азербайджану удается игнорировать этот факт и, преодолевая основные аргументы Армении и наших союзников, проталкивать очень опасные резолюции в других международных организациях. Ранее, азербайджанская сторона также пыталась выступать с антиармянскими инициативами, однако армянской дипломатии удавалось пресекать азербайджанские резолюции еще у истоков этих процессов. В основном это осуществлялось посредством предъявления проектов ответных резолюций, что являлось достаточным для сдерживания азербайджанских нападок. В данном случае, создается впечатление, что Армения ничего не предприняла, следствием чего стало представление очередного антиармянского документа.

Особенность этого документа состоит в том, что в предисловии проводится ссылка на Женевские конвенции от 12 августа  1949 года и, в частности, на Первый Дополнительный Протокол к вышеуказанным конвенциями от 8 июня 1977 года, согласно которому карабахский конфликт представляется в качестве межнационального конфликта. Сейчас, когда по инициативе Азербайджана ряд международных организаций (Парламентская Ассамблея Совета Европы, Генеральная Ассамблея ООН, Европейский Парламент), приняли резолюции, где говорится о безусловном освобождении «оккупированных» территорий, после принятия очередной резолюции в ГА ООН, Азербайджан с легкостью направит «стрелку оккупанта» на Армению, как страну, которая находится с Азербайджаном в «условиях войны».

В результате многолетней и последовательной работы на международной арене азербайджанской дипломатии фактически удается представить совершенно искаженной образ нагорно-карабахского конфликта – вместо борьбы за самоопределение, сегодня международное сообщество склоняется к принятию азербайджанской версии – т.е. конфликт между двумя странами – Арменией и Азербайджаном. Эта ситуация чревата многочисленными опасными последствиями, и ответственность в случае принятия подобной резолюции будет лежать целиком и полностью на МИД Армении.

Какие пункты резолюции, могут быть наиболее опасными для армянской стороны?

Эта новая резолюция ссылается на положения резолюции от 14 марта 2008 года, которой, в частности, Генассамблея ООН признает территориальную целостность Азербайджана в международно-признанных границах, требует неукоснительный, полный  вывод  армянских сил со всех «оккупированных» территорий Азербайджана без предусловий.

В основу документа также положено канадское заявление президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ от 26 июня текущего года, в котором президенты России, США и Франции впервые употребили термин «оккупированные» применительно к территориям, подконтрольным НКР. В указанном заявлении Президенты даже упомянули необходимость «возвращения оккупированных территорий», вместо ранее употребляемой фразы «вывод вооруженных формирований с…».

Акцент в проекте резолюции поставлен на «обеспечение возвращения насильственно перемещенных лиц в Карабах и освобожденные территории». Подчеркивается необходимость создания приемлемых для этого возвращения условий. Подняв вопрос возвращения азербайджанских беженцев в Карабах, Азербайджан стремится усилить свои позиции на переговорах, противостоя требованиям армянской стороны провести референдум по статусу НКР. Согласно положениям резолюции, в частности, четвертого пункта, Азербайджан попытается убедить посредников, что проведение референдума возможно лишь при условии возвращения беженцев.

Седьмым пунктом проекта резолюции, Азербайджан требует направление в регион группы по сбору фактов, для рассмотрения состояния культурного наследия и религиозных мест как в НКР, так и на освобожденных территориях. А Генсекретаря призывают на следующей сессии (она стартует во второй половине сентября) представить доклад относительно отраженных в документе вопросов.

Напомню, что армянская сторона так и не смогла обеспечить посещение наблюдательской миссии по сбору фактов в находящуюся на территории Нахиджевана Старую Джугу, где 5 лет назад было сравнено с землей древнеармянское кладбище с тысячью хачкарами (камни-кресты – ред.). Армянская дипломатия не сумела обеспечить констатацию этого вандализма со стороны Совета Европы или других международных структур. Кто сегодня говорит об этом вандализме, почему армянская дипломатия не поднимает этот вопрос в различных международных структурах?  А азербайджанцам удается направлять в Карабах и подконтрольные территории группы по сбору фактов, для изучения состояния культурного наследия, пострадавшего в результате военных действий. Можно предположить, что доклад этой группы будет не в пользу армянской стороны.

По вашим оценкам, будет ли в Генеральной Ассамблее ООН принята резолюция «О положении на оккупированных территориях Азербайджана» и чем чревато принятие резолюции подобного характера и содержания?

Это самый важный вопрос. Армения должна будет напрячь весь дипломатический и государственный ресурс и подавить эту инициативу Азербайджана. В этом вопросе самый сильный союзник Армении – Россия, стратегические отношения с которой относятся не только к военным, но и дипломатическим площадкам. Согласно официальным заявлениям, этот вопрос обсуждался в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Армению, и я надеюсь, что Россия протянет Армении руку в вопросе выведения резолюции из оборота или ее нейтрализации в ходе голосования. Тоже должны сделать и союзники Армении по ОДКБ. Иначе членство Армении в этой структуре превратится просто в фикцию.  Также известно, что в течении последнего года министр иностранных дел Армении активно путешествовал, совершал многочисленные визиты в разные уголки света. Я думаю, что это также в обязательном порядке должно оказать влияние на ту или иную страну в процессе голосования. Мы будем внимательно следить, как будут голосовать все заинтересованные страны, что позволит сделать соответствующий вывод об эффективности  дипломатической деятельности Армении.

Что касается последствий, то я предпочел бы коснуться обанкроченных заявлений представителей властей, будто принятые Генассамблеей ООН резолюции не обязательны для исполнения. В международных отношениях все документы имеют ровно столько значения, сколько страна и/или организация, инициировавшая и/или протолкнувшая резолюцию/документ, надеялась получить от той или иной отраженной в документе формулировки. В том русле, в котором пропагандисты властей Армении пытаются представить данную резолюцию,  можно говорить и о резолюции ПАСЕ,  и о принятой недавно в Европарламенте резолюции, и о том или ином заявлении сопредседателей, а также,  почему бы и нет, о двусторонних договорах. Однако фактом является то, что политическое значение этого документа трудно переоценить. 

Резолюция Генассамблеи ООН имеет силу и авторитет. Не случайно, что Азербайджан во всех инициированных им документах о карабахском конфликте ссылается на резолюцию ГА ООН от 14 марта 2008 года, что придает документу дополнительное аргументационное значение.  Для нас, принятие этой резолюции будет означать невозможность включения в любые документы о карабахском урегулировании формулировок, которые бы противоречили резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Именно эти документы формируют то правовое поле, о котором так любят говорить эксперты, призывающие урегулировать конфликт не в политическом, а в правовом измерении. Если ранее у нас были преимущества на обоих полях, то теперь ситуация изменилась.

Считаете  ли вы возможным прохождение данной резолюции в Совбезе ООН? 

Если Армения сохранила хотя бы часть былого авторитета, резолюция не может пройти. Если она будет принята, а вероятность этого довольно высока, то подобный провал не должен остаться без реакции.  Необходимо проведение глубокого анализа, почему стало возможным появление этого опасного документа, и какие круги несут за это ответственность.

Принятие резолюции вызывает опасения и по причине неопределенности в переговорах по урегулированию Карабахского конфликта. По причине неконструктивной  позиции Азербайджана и неудач Армении, переговоры фактически провалились и нет надежды, что они могут сдвинуться с мертвой точки. С легкой руки Азербайджана у международного сообщества постепенно укрепляется осознание того, что есть лишь один путь обеспечения прогресса в переговорах – территориальные уступки. Этот подход также является итогом невообразимого провала нашей дипломатии, за который пока никто не понес ответственности. Согласитесь, если Азербайджану с такой легкостью удается протолкнуть в любой международной структуре самые опасные для нас документы, какой смысл есть у Баку предоставлять Армении возможность заявлять, что мирный процесс не умер, он продолжается? Серж Саргсян (президент Армении – ред.) хотел бы организовать еще одну встречу, однако Ильхам Алиев (президент Азербайджана – ред.) вряд ли даст согласие в ближайшем будущем. Принятие резолюции еще более перекосит баланс сил, что чревато непредсказуемыми последствиями.

 

А вот что заявил в Карабахе Серж Саргсян:

 

Возможное принятие резолюции по Карабаху, которую в сентябре Азербайджан планирует внести на обсуждение Генассамблеи ООН, не будет иметь существенного влияния ни на политическую, ни на экономическую ситуацию в Армении и НКР, ни на их безопасность.

Об этом заявил 29 августа президент Армении Серж Саргсян, находящийся с рабочим визитом в Нагорном Карабахе, во время посещения степанакертской старшей школы N11.

При этом Саргсян не исключил, что в пользу принятия резолюции проголосует ряд стран, однако, как подчеркнул президент, те государства, которые являются сторонниками мирного решения карабахской проблемы будут против принятия документа.

"Как минимум, они воздержатся, поскольку хорошо осознают что принятие подобных резолюций не может оказать какого-либо положительного влияния на переговорный процесс", - сказал Серж Саргсян.

"Думаю, что многие понимают, что Азербайджан допускает очередную грубую ошибку, и эту грубую ошибку мы должны использовать для достижения наших целей. Очевидно, что с нашей стороны также будут предприняты шаги, и эти шаги приблизят нас к нашей цели", - сказал президент Армении.