RSSЕреванец

Поставим памятник улыбающемуся армянскому воину

10:09, 11 октября 2018

10 октября скончался "Одинокий волк" Араик Хандоян. Герой Арцахской войны, он был награжден медалями Арцаха и Армении «За мужество», а также медалями «За боевую службу», «Зоравар Андраник», «Маршал Баграмян», от которых отказался в 2015 году в знак несогласия с проводимой властями политикой.

В связи с этим со вчерашнего дня в голове идея, которую хотел бы обсудить.

У нас в архитектуре главной площади Армении образовалась пустота, связанная со сносом памятника Ленину. Было несколько попыток поставить другой монумент, которые проваливались.

Я подумал, что будет правильно воздвигнуть на главной площади Армении монумент армянскому воину-освободителю – не конкретно тому или иному лицу, но коллективный образ. Причем одним из основополагающих элементов и идей такого памятника должна стать улыбка армянского воина, с которой мы прощаемся в эти дни в лице Араика Хандояна. Но мы видели и видим эту улыбку на лицах многих армянских воинов, как в первую арцахскую войну, так и апрельскую. Не рискну начать перечислять ставшими легендарными фотографии с такими улыбками.

Related image

Памятник улыбающемуся армянскому воину, несущую благую весть и мир Армении и региону. Армянские воины как Апостолы Ашхара, несущие благую весть о мире и обеспечивающие его. Мало кто задумывается, что именно армянский воин сегодня сдерживает большую войну, которая должна залить Кавказ кровью. 
Памятник, глядя на который мы будем вспоминать улыбающихся Араика Хандояна, Игоря Мурадяна, Приносящего хлеб, Монте Мелконяна, Леонида Азгалдяна, Артура Мкртчяна и всех остальных воинов света Армении и мира.

Мы, как народ, вновь начали улыбаться, с омерзением вспоминая десятилетия угрюмых тяжелых лиц, способных только оскалиться, но не улыбнуться. 
Такой памятник, стал бы важной вехой в происходящем переломе и возвращении к солнечной улыбающейся Армении.

P.S. Думаю реализацию такого проекта надо поручить художественной мастерской из Спюрка. Для нас это чересчур эмоциональные события, в которые мы погружены. Это часть нашей жизни, а не история, что исключает отстраненность и дистанцию, если искренен и действительно художник. Создание же памятника, возможно композиции, улыбающемуся армянскому воину, направленному в будущее, а не прошлое, требует некоторой дистанции, способности посмотреть на Армению и армянского воина со стороны, на дистанции. Мы чересчур горячи для такого памятника. Это должен быть автор и коллектив из Европы, США, но не Ближнего Востока, Ирана, которые тоже погружены в войну. Но это надо думать и оценивать, возможно я ошибаюсь. 
В любом случае это должен быть действительный художник, а не «армянский Церетели», последствия «творчества» которого мы видим на улицах и площадях Еревана и Армении.