RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Веселья час и час разлада. О праздниках на Кавказе". Онлайн-дискуссия на КУ 28 марта 19.00-20.30

14:12, 25 марта 2016

28 марта на "Кавказском Узле" состоится очередная онлайн-дискуссия.

Праздники сопровождают человека на протяжении всей его истории – они разрывали  рутину повседневности, транслировали идеологию группы и социальный опыт, обеспечивали групповое единство и конструировали модель идеальной общности.

В 1990-е – 2000-е годы на Северном Кавказе идут активные процессы конструирования новой праздничной культуры.

Вместе с обретением бывшими автономными областями и республиками новых статусов, суверенизацией, снятием табу на острые исторические сюжеты в регионе появляются новые праздники. Некоторые принимаются по инициативе «сверху», некоторые – совершенно естественно входят в новый календарь, потому что и так живут в традиционной культуре. Новые праздники  - это в какой-то попытка обрести новую идеологию в период глобализации взамен утраченных иллюзий эпохи коммунизма-социализма.

Все новые праздники я условно разделила на несколько групп.

Это Дни памяти, связанные с трагичными страницами истории того или иного народа ( 8 марта - День памяти жертв депортации балкарского народа в Кабардино-Балкарии, 3 мая – день возрождения карачаевского народа, 27 марта – день возрождения балкарского народа, 21 мая – День памяти и скорби жертв Кавказской войны в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, 23 февраля – День памяти и скорби в Чеченской республике, День матери в Чечне и День чеченской женщины в Чечне)

Вторая группа –  праздники, посвященные истории и атрибутам традиционной культуры (например, День флага в Адыгее, День репатрианта в Адыгее, День адыгов, День черкесского костюма в Адыгее, День черкесского флага в Карачаево-Черкесии).

Особая группа – это праздники, в которых идея объединения людей  достигается за счет обращения  к религиозным традициям. Либо к домонотеистическим (празднование традиционного Нового года весной в Адыгее, Дня равноденствия в Кабардино-Балкарии, День Хетага в Северной Осетии), либо к исламским (в Адыгее, КБР, КЧР, Дагестане, Чечне, Ингушетии Ураза-Байрам и Курбан-Байрам объявляются выходными, в Чечне отмечается День рождения Пророка Мухаммада и День почитания устаза Кунта-Хаджи Кишиева).

В отдельную группу можно выделить праздники, имеющие гастрономическую составляющую – День черкесской груши, Фестиваль адыгейского сыра, День халюжа, День тыквы.

Наконец, заимствованные праздники, среди которых лидируют День Святого Валентина и Хэллоуин.  

«Чемпионами» по введению новых праздников можно считать  Адыгею и Чечню – в первой больше всего памятных дат, связанных с историей и этнографией черкесов, а в Чечне – больше всего праздников, имеющих исламское измерение.

Достигают ли новые праздники задуманных эффектов? Насколько они по-настоящему народны? Что из некавказских культур мы заимствуем?

В каких-то регионах (в основном на западном и центральном Кавказе) противостояние вызовам времени видится через возвращение к традиционной доисламской культуре, на востоке региона – большее внимание уделяется  традициям, связанным с  Исламом.

В организации новых праздников, связанных с возрождением политеистической традиции, принимают участие государственные структуры, что как мне кажется, содержит риски их дальнейшей бюрократизации. Некоторые богатые люди, финансируя такие праздники, зарабатывают так политические очки или демонстрируют власти свою лояльность.

В Северной Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии во второй половине 2000-х практически стали государственными праздники, основанные на традиционных верованиях и земледельческом календаре.

В ходе нашей дискуссии мы попытаемся ответить на вопросы:

  1. Какие праздники были введены в региональный календарь кавказских республик в 1990-е- 2000-е гг.?
  2. Стали ли эти праздники консолидировать общество и разные народы, проживающие в республиках, или же, наоборот, внесли напряжение?
  3.  Конфликты вокруг праздников: Новый год, 23 февраля, Новруз. Как сгладить эти конфликты, как нивелировать радикальное обостренное восприятие другой культуры?
  4. Каким должен быть современный кавказский праздник в идеале, чтобы способствовать консолидации, взаимоуважению, а не вести к фрагментации общества?  

Спикеры:

  1. Хакуашева Мадина, д.ф.н, ведущий научный сотрудник КБИГИ, Нальчик
  2. Федар Таказов, с.н.с., СОИГСИ им. В. И. Абаева, к.ф.н, РСО-А, Владикавказ
  3. Ахмет Ярлыкапов, к.и.н., МГИМО МИД, Москва
  4. Макка Албогачиева, к.и.н., и.о. завотделом этнографии Кавказа МАЭ РАН, Санкт-Петербург.
  5. Диана Сокаева, с.н.с., СОИГСИ им. В. И. Абаева, к.ф.н,, РСО-А, Владикавказ
  6. Фатима Джигунова, директор Национального музея Республики Адыгея, к.и.н., Майкоп
  7. Зураб Гаджиев, к.и.н.,  ученый секретарь Дагестанского государственного историко-архитектурного музея, Махачкала
  8. Николай Трапш, к.и.н., доц, ЮФУ, Ростов-на-Дону
  9.  Ольга Шафранова, к.и.н., СКФУ, Ставрополь
  10.  Ильяс Богатырев, журналист, кинодокументалист, директор студии «Элия Фильм», Москва
  11.  Хаджимурат Хакуашев, председатель Совета ОО «Республика – общее дело», Нальчик

Будем рады всем, кто захочет присоединиться к нашей дискуссии.