RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

К всемирному дню ребенка. Как на Северном Кавказе рожали в старину

18:12, 22 ноября 2014

 20 ноября незаметно прошел День ребенка, учрежденный еще в 1956 году. Я хотела написать к этому дню что-то особенное, а вчера как раз поговорили с подругой Ольгой, которая через недели три уже станет мамой во второй раз. Оля собирается подыскивать хороший роддом в Москве и хорошего врача для родов. Тема для поста пришла сама собой — поговорим о том, как рожали женщины на Северном Кавказе почти 100-150 лет назад. А если повезет, то узнаем, что от традиции осталось в современной практике родовспоможения.  

На Северном Кавказе, как правило, женщина рожала либо в доме мужа, либо в специально приготовленном для этого помещении. Даже если женщина к моменту родов уже была разведена, все равно ее отправляли рожать в дом бывшего супруга — ведь и по адату, и по шариату ребенок считался принадлежащим к роду мужа.  

Иногда женщина рожала в доме мужа, но через 3–5 дней ее могла забрать вместе с ребенком мать, чтобы помочь ей ухаживать за новорожденным в первые 30–40 дней.  

В некоторых районах Дагестана, в аварских обществах (Гидатль, Гергебель) женщина примерно за месяц до родов или при первых признаках схваток шла в родительский дом, чтобы родить ребенка именно там. У лакцев, как пишет современный этнограф М.К.Мусаева, «существовало неукоснительное правило, по которому лакская женщина должна была родить своего первенца в родительском доме». В дагестанских семьях, где наследовалось то или иное ремесло — ювелирное, производство шапок и т.д.- женщины возвращались в родной дом даже из таких далеких стран, как Сирия, Иран, Персия, Турция.  

Как только у роженицы начинались схватки, в дом звали повитуху. Институт повитух был очень развит на Северном Кавказе в досоветское время — повитухи имелись в каждом ауле, самые опытные из них были нарасхват и знали себе цену. Известны легендарные повитухи, участием которых старались заручиться задолго до родов.  

Советские этнографы 1930-х гг., впервые научно описавшие родильные обряды, отмечали, что многие повитухи были сведущи в женской физиологии и обладали знаниями современных акушерок - умели прекрасно принимать роды, определять положение плода, могли с помощью массажа поменять его положение; искусно пользовались свойствами лекарственных трав. К повитухе предъявлялись и другие требования — она не должна быть «глазливой», поскольку считалось, что если ребенка «сглазят» в момент рождения, его нельзя будет исцелить уже никакими средствами. Женщина, с помощью которой ребенок появился на свет, почиталась им всю жизнь, в ритуальные дни и праздники она получала от своего подопечного подарки.  

При процедуре родов присутствовало несколько женщин, но никогда не присутствовали свекровь и мать роженицы. На родах в помещении вместе с повитухой оставались еще 1–2 помощницы, остальные женщины (соседки, родственницы) ждали вестей вне этого помещения. Никого специально на роды не приглашали.  

Люди считали, что роженица очень уязвима и беззащитна, ее могут легко «сглазить» и чужие, и свои, особенно незамужние девушки, бездетные женщины, поэтому в семье не распространялись о приближении родов, старательно ограничивая круг лиц, посвященных в будущее женское таинство. Мусаева пишет, что на роды не приходила даже близкая родственница с большим сроком беременности; считали, что одна их них будет мучиться в родах за двоих.  

У осетин вплоть до 1930-х гг. существовал обычай, по которому мальчики дежурят у помещения, где происходят роды, для того чтобы первыми сообщить отцу и всем остальным радостную весть о рождении сына и получить за это сообщение подарки. 

У большинства народов Кавказа при приближении родов муж уезжал из дома и возвращался дней через пять. При этом разница была лишь в расстоянии, на которое удалялся будущий отец ребенка. Чеченцы, ингуши, черкесы, ногайцы, кумыки уходили относительно далеко. А в Нагорном Дагестане муж во время родов находился поблизости от дома, т.к. считалось, что это облегчает роды.   

Помещение для родов тщательно готовили — мыли, застилали сеном, чистым тряпьем, войлоком. Помещение для родов могло находиться и вне дома - это мог быть и сарай, и хлев. У чеченцев и ингушей имелся специальный дом для родов, где женщина после родов оставалась до конца ритуально нечистого периода (40 дней). В горной Осетии рожали в хлеву, в равнинной — в комнате брачной пары. 

Народный поэт Осетии К. Хетагуров писал: «Навряд ли во всей Нарской котловине найдется кто-либо, кто до меня, да и много позднее меня, родился не в хлеву. Объясняется это тем, что в Нарской котловине тех времен совершенно не было другого, более удобного изолированного помещения для этого величайшего акта природы».  

В доме, и вне дома, во всех помещениях, где должны были происходить роды, жарко топили печь. Считалось, что сила огня очистит помещение от злых духов и болезней и к тому же это избавит женщину от простуды.

О магических предметах, магических словесных формулах, народной практике родовспоможения и обрядах, сопровождающих роды — читайте в следующих постах. 

Пост написан по материалам монографии М.К. Мусаевой "Традиции и обычаи народов Нагорного Дагестана, связаннные с рождением и воспитанием детей". Махачкала, 2006.

 

СМС - НОВОСТИ
Все SMS-новости
РЕЙТИНГ
1 ` Rock` ` Rock`
17761
6889
2 Albert Albert
10175
19440
3 ..Бэн Джойс. ..Бэн Джойс.
4122
10085
4 ..БэнДжойс.. ..БэнДжойс..
2822
4229
5 BERG...man BERG...man
2441
32620
6 ahtichai ahtichai
2044
2217
7 slavyan slavyan
1983
1768
8 gevara gevara
1674
2541
9 U-2 U-2
1499
168
10 RARE RARE
1479
105
11 GroSS GroSS
1441
108
12 Time Time
1301
165
13 OST GOTT OST GOTT
1278
34
14 T.Rex T.Rex
1266
74
15 сварог сварог
1253
38

Все комментаторы - 68802

Найдите Кавказский узел у партнеров:

ДОКУМЕНТЫ



Email подписка