RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

"Несравненная сила полета.." Образ орла на Северном Кавказе.

23:55, 23 июня 2014

Культ орла распространен по всему миру. Орлы были священными птицами в Бактрии, Ассирии, Вавилоне, Персии, Египте, Греции, Риме, Скандинавии, немецких землях и во многих других местах. Почти во всех мифологических системах орел так или иначе ассоциируется с солнцем, или прямо отождествляется с ним, или представляется хозяином солнца и даже творцом, верховным божеством либо священной птицей верховного божества. Орел — благодетель и покровитель как отдельных людей, так и целых народов, птица счастья, плодородия и т. п.. Во многих мифологиях орел — мощный самостоятельный персонаж. 

Известный этнограф Л.Я. Штернберг писал в 1936 г. о том, что почитание и обожествление орла естественно в силу природы этого хищника: «Огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах примитивного человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа. С другой стороны, несравненная сила полета, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, примитивному человеку говорят о связи его с солнцем, а, быть может, самое поразительное для примитивного человека — это обычная неагрессивность орла по отношению к человеку, и это-то превращало в его глазах эту птицу в благодетельное существо и покровителя человека.

Наконец, в культе орла, как в культе некоторых других перелетных птиц, играло роль совпадение прилета его с наступлением весны и отлета с наступлением осени, что подало повод считать его существом, вызывающим явления времен года. Эти-то все очевидные свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с солнцем и верховным божеством».

Образ орла присутствует и в мифологиях многих народов Северного Кавказа. В этом плане интересен и северокавказский ономастикон — имена и фамилии, в основе которых название орла.  

Например, у чеченцев и сейчас детей называют именами, связанными с названиями птиц - Леча (сокол), Кхокха (голубь), ТIаус (павлин) и Аьрзу(орел).  

В черкесских сказках героя поднимает в верхний мир именно орел. Герой и возвращается на землю с помощью того же орла, вцепившись в его спину, когда он спит. В адыгских мифопоэтических воззрениях орел – бгъэжь, традиционно связан с верхом, кроной Мирового древа. В сказках герой убивает змея, пытающегося съесть птенцов орла и, в благодарность за это орел выносит героя из нижнего мира на землю.  

В черкесских сказках часто орел противостоит змее. Орел, связанный с небом,  символизирует верхний мир, он - противник разрушительного начала, которое воплощает змей. Но и орел тоже может выступать орудием деструктивных сил, злого, разрушительного начала. В этом плане интересен черкесский мифологический персонаж - божество зла Пако. Пако разгневался на людей от того, что “маленькие люди” перестали оказывать ему почести, и поэтому насылает на нартов молнии, вздымает и рушит горы, вздыбливает моря, разрушает очаги и отнимает у них огонь.  

Орудием черкесского божества зла Пако (Пэкъуэ) выступают железноклювые, с железными крыльями орлы, чьи “громадные крылья не умещаются в долине”, а ветер, поднятый их крыльями, клубит и разгоняет черные тучи (туман). Сам Пако прилетает на землю на гигантском орле – Бгъэжь ябгэ; грабит нартов и уносит их на съедение своим орлам.

Гигантский Орел – Бгъэжь заслоняет распростертыми крыльями небо, отчего “день превращается в ночь, тепло в холод”. Нарт Батараз стрелой пробивает черное крыло орла и солнечный луч, пробившись сквозь отверстие, снова освещает мир, оказавшийся в холоде и мраке. После победы над Пако и орлом семь дней идет дождь, иссушенная и растрескавшаяся земля нартов оживает, т.е. космический порядок вновь восстановлен. 

В осетинской версии нартского эпоса знаменитого нарта Урызмага, нарушившего порядок ритуальной трапезы, уносит орел, напоминающий вещую птицу древнеиранской мифологии – Симурга.

Напомню, что на Кавказе сидение за торжественным столом – священное действо. Пир — важнейший институт социальной жизни, имеющий свою структуру, порядок и символическое наполнение. «Осетинское обрядовое пиршество с жертвоприношением, обозначенное словом «куывд», является религиозно-культурным термином, выражающим такое важное понятие духовной жизни, как молитвотворение. Поэтому нарушение ритуальной структуры трапезы равносильно прекращению молитвы, снятию святой защиты с трапезников (общества). Старший за столом выступает замком в защищенном кольце сотрапезников. Его уход разрушает ритуальную защиту кольца трапезников, впуская в него Хаос. Сидение здесь выступает как признак бытия в противоположность вставанию с места, созвучному разрушению, развоплощению, воцарению анархии», - пишет осетинский ученый В.А. Цагараев.

Вещая птица, напоминающая орла, неслучайно появляется в нартовском сюжете. Выйдя из застолья, Урызмаг теряет ритуальную защиту, попадая в предначертанный цикл судьбы, избежать который уже невозможно. Орел опускает Урызмага на Черный камень в Черном море. Спустившись под воду, герой находит под камнем дом, куда его приглашают войти. Черный камень на Черном море – символ темной, потусторонней зоны мира. Орел приносит сюда героя вечером, а уносит утром.  

Тема орла занимает особое место в фольклоре, особенно в сказках и в нартском, эпосе балкарцев и карачаевцев. Орлы часто помогают героям выбраться из трудных ситуаций, например, выносят героев из подземного мира, дают мудрые советы и т.д. Верховный бог Тейри также имеет черты, показывающие, что в отдаленные времена его образ был связан с почитанием этой птицы, точнее, происходил из культа орла.  

В карачаево-балкарской версии нартского эпоса вообще много птиц - ворон, филинов, коршунов, грифов, голубей, сов, галок, ласточек, чаек, но первостепенное место, бесспорно, занимает орёл.

Устремленность вверх отразилась в карачаево-балкарском архетипическом образе "къуш къап". Под этим широко распространенным в эпосе образом следует понимать снятое с орла в целостном виде оперение, которое человек надевает на себя и взлетает, взмахивая крыльями.  

О культе орла у аварцев писал этнограф Г.Ф. Чурсин (1874-1930) в своей работе «Авары», этнографическом очерке культуры и быта аварцев, написанным им по результатам экспедиции в Гунибский округ в 1927 г. Работа издана в Махачкале в 2004 году под научной редакцией Руслана Сефербекова.  

«Орел, по понятиям аваров, священная птица. По словам стариков, в прежнее время за убийство орла налагался на виновного штраф, резали в пользу общества быка, принадлежащего виновному (Орода). И теперь еще во многих районах убийство орла считается грехом (Чох,Гочоб) и порицается стариками, как непозволительное деяние (Тиди). В объяснение почему не убивают орла, обыкновенно говорят: «потому что он могучая, отважная птица» (Чох), потому что он «молодец» (Тиди) и т.п. В ауле Мачада (Гидатль) заявили, что орла убивают, потому что он для них хуже волка, таскает ягнят. Но даже в ауле Мачада не убивают стервятника, из опасения, что убившего обязательно постигнет «несчастье». В других аулах стервятника не убивают, ссылаясь на то, что он поедает падаль и таким образом исполняет роль санитара (Тиди).

В ауле Тиди мною записана легенда, в которой рассказывается, как орлы дали знать жителям Тиди о нападении врагов. Однажды, в ясную лунную ночь над аулом появились два орла и стали в воздухе драться. Народ с удивлением смотрел на это зрелище. Посмотрел на дерущихся орлов один мудрый старик и говорит: «Что-то неладное случилось в нашей земле!» Чтобы поднять тревогу и созвать народ, старик выстрелил в воздух. На тревогу сбежались в Тиди жители всех шести аулов Гидатля. По указанию старика, вооруженный народ бросился к месту, где на ночь собирался гидатлинский скот, на полянку при впадении в р. Гохму ручья. Прибежали, видят, карахцы, с которыми гидатлинцы были во вражде, напали на скот гидатлинцев и угоняют его. Набросились на них гидатлинцы, многих перебили и отбили свой скот.

Эту же легенду мне рассказывали потом и в Ороде.

Почитая орла, как могучую, смелую и сильную птицу, народ наделяет сверхъестественною силою и некоторые части тела орла - кости, клюв, перья. Отсюда употребление этих частей в качестве талисманов, обеспечивающих счастье и удачу. В Тиди говорят: иметь при себе орлиный коготь приносит счастье; иметь при себе в походах, набегах и проч. орлиное перо - обеспечивает счастье и успех предприятия.. Даже в песне дается совет иметь при себе орлиные перья: «Орел убит на Арпачае; молодежь, вырывайте перья и храните при себе!» В Гобоче орлиную лапу вешают на улья, в качестве талисмана, ограждающего пчел и обеспечивающего успех в пчеловодстве.

По словам жителей аула Тиди, даже собака, у которой имеется на ногах сзади небольшой выступ, напоминающий шпоры орла, особо уважается, в виду некоторого сходства с орлом.

Рассказ о том, что некогда орлы оказали большую услугу гидатлинцам, дав знать, о нападении врагов, представляет, повидимому, отголосок связанных с орлом тотемических воззрений. Вероятно, орел считался тотемом одной из этнических групп, входящих в состав аварского народа (гидатлинцев), и, как таковой, признавался покровителем этой группы. Отсюда рассказ об оказанной орлами услуге, отсюда-же и запрещение убивать орла и другие связанные с почитанием орла воззрения. Интересно было-бы выяснить, не играет ли орел роли тотема у дидоев, называющих себя, как известно, «орлами»-цеза». 

Андийцы орла («цIума») не убивали – грех. Зоркого («цIумолъилеху гьиркIол») и храброго («цIумилеху») юношу сравнивали с орлом. Орлиные перья и пух клали в колыбель ребенку, чтобы он крепко спал.

Подобные сюжеты можно до бесконечности находить в культурах народов Кавказа. Возможно, величественному орлу, с завидной быстротой и легкостью взмывающему ввысь, чувствующему себя на равных со стихией неба и ветра, символизирующему духовный подъем, горцы Кавказа уподобляли себя в самых дерзких мечтах?

Примечание. В центре поста - рисунок Тимура Абдулганиева. Автор представил свой эскиз на конкурс «Лучшая символика Федеральной лезгинской национально- культурной автономии». В авторской аннотации говорится - «Орел, расположенный посередине реки Самур, выражает идею нерушимого единства лезгинского народа. Кинжал один из атрибутов воина, символ доблести и мужества. Орел, держащий в правой лапе кинжал, воспринимается как хранитель.В левой лапе орла, можно увидеть свиток. Свиток в данном случае не только символ мудрости и знаний, но и летопись древней истории нашего народа».

 

СМС - НОВОСТИ
Все SMS-новости
РЕЙТИНГ
1 ` Rock` ` Rock`
17761
6889
2 Albert Albert
10175
19440
3 ..Бэн Джойс. ..Бэн Джойс.
4122
10085
4 ..БэнДжойс.. ..БэнДжойс..
2822
4229
5 BERG...man BERG...man
2441
32620
6 ahtichai ahtichai
2044
2217
7 slavyan slavyan
1983
1768
8 gevara gevara
1674
2541
9 U-2 U-2
1499
168
10 RARE RARE
1479
105
11 GroSS GroSS
1441
108
12 Time Time
1301
165
13 OST GOTT OST GOTT
1278
34
14 T.Rex T.Rex
1266
74
15 сварог сварог
1253
38

Все комментаторы - 68802

Найдите Кавказский узел у партнеров:

ДОКУМЕНТЫ



Email подписка