RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

О первой мечети в городе Майкопе

21:19, 05 ноября 2013

Немногие знают, что Соборная мечеть Майкопа, открытая в 1990-х гг., имела свою предшественницу – в самом центре дореволюционного Майкопа, рядом с нынешним Домом офицеров на улице Краснооктябрьской когда-то находился мусульманский храм.

Майкоп стал городом и уездным центром Кубанской области в 1871г. (Кубанская область как регион Российской империи появилась на карте в результате нового административного деления Северного Кавказа после окончания Кавказской войны).

Со временем в Майкопе открываются государственные структуры, деятельность которых направлена на горцев-мусульман. Для «черкесов-магометан», так называли коренное население в архивных источниках тех лет, здесь открылся  Майкопский Горский словесный суд (подобные суды были открыты для горцев Кубанской области еще в Екатеринодарском и  Баталпашинском уездах).

Горцам Майкопского уезда, черкесам, судопроизводство которых было основано на местных традициях, адыгэ хабзэ, было предписано   разбирать по шариату в суде некоторые категории дел – семейно-имущественные и наследственные. В штате суда для этого работал кадий.  Первым кадием Горского суда был утверждён образованный эфенди Хасан Шовгенов, занимавший эту должность в течение ряда лет.

В Майкопе также локализовалось небольшое (в 10-15 человек) подразделение Майкопской горской временной милиции, набиравшееся из черкесского населения, а также Майкопская 2-х классная пятилетняя горская школа. В школе, которая  была для детей одной из немногих возможностей получить начальное образование, учились черкесские дети.

Черкесское население Майкопа профинансировало постройку и затем взяло на содержание капитальные каменные строения Горского словесного суда и Горской школы.  

Община майкопских мусульман была в конце XIX в. немногочисленна, не более 50 человек, и состояла из  служащих и мелких чиновников уездного управления, депутатов Горского словесного суда, военных, учащихся, прислуги.  

Со временем Майкоп все более обретал черты обычного провинциального города – здесь появляются Городская Дума, телефонная станция, водопровод, шоссейные дороги, библиотека, кинотеатры, газеты. В городе появляются табачные фабрики Назарова и Сергеева, пивные заводы Чибиева и Тавара, литейный завод Российской монополии. В 1910-1911 гг. молодой инженер, будущий академик И. М. Губкин открыл в районе Майкопа богатые месторождения нефти. 12 декабря 1910 г. в Майкоп со станции Белореченская прибыл первый поезд. В 1915 г. был открыт учительский институт для подготовки преподавателей начальных училищ Кубанской области. 

В Майкопе устраивались и ярмарки – и тогда город наполнялся торговыми рядами, толпами купцов, открывались двери местных постоялых дворов и «турецких гостиниц», на улицах города была слышна  татарская, турецкая речь, непривычный говор торговцев из Дагестана. В ярмарочные дни среди жителей окрестных станиц большой популярностью пользовались «Конские точки» в Майкопе – места продажи племенных черкесских лошадей для нужд войска.

Появляются и первые черкесские буржуа. Историк Азамат Бузаров пишет:  «Одним из преуспевающих коннозаводчиков А.Тлегоруковым была выстроена в Майкопе частная «Центральная гостиница» с  «Кафешантаном» во внутреннем дворе. Собственной недвижимостью – двумя доходными домами – владели в центральной части города князья Болотоковы, прямые потомки знаменитого Джембулата Болотокова. Майкопчанам начала минувшего века были хорошо известны восточная пекарня-кондитерская семьи турецкоподанного муллы Окумышева; частная баня Хаджи-Хуажа («Хуажевские бани»); гостиные дворы, принадлежавшие жителям города – мусульманам. В Майкопе располагалась и центральная контора лесопромышленного предприятия крупного адыгского коммерсанта хаджи Лю Трахова и сыновей. В отдельные годы численность рабочих и служащих фирмы, рассредоточенных по производственным участкам и складам на окраине города и в предгорьях Майкопского отдела, достигала 800 человек».

Вопрос о необходимости храма для мусульман  Майкопа очень скоро стал актуальным. Много лет мусульмане возносили  молитвы Всевышнему в здании Горского суда, пансионе Горской школы, в частных домах. В начале XX в. существовало «Черкесское подворье» семьи Траховых, одно из зданий которого было передано мусульманам для молитвы. 

Однако мусульманская община росла, в городе уже проживало 159 мусульман, черкесы из 20 близлежащих к Майкопу аулов все чаще приезжали в город, и нужно было построить такое здание, которое стало бы не только культовым центром, но центром  общественно-религиозной жизни мусульман Майкопа. Тем более, что в Российской империи появился Закон о свободе вероисповедания.

В 1910 г. с разрешения властей  и по благословению Майкопского кадия и известного эфенди Джанхота Хаткова в центре города по ул. Садовой, рядом с домом городского головы Дмитрия Зинковецкого началось строительство мечети. Строительство,  первоначальное обзаведение, содержание имамов и других служителей  мечети взял на себя известный предприниматель и меценат Лю Трахов, часто посещавший Майкоп по делам своей фирмы.

Так выглядел нынешний Дом офицеров (тогда - дом городского головы Дмитрия Зинковецкого) в начале ХХ века.  

Уже через несколько месяцев  в 1911 г. над Майкопом впервые прозвучал азан с минарета новой мечети, и  мусульмане торжественно вошли в храм. Судя по фото, стиль мечети был эклектичен, с  элементами культовой восточной архитектуры. Одновременно мечеть могла принять до 50-60 верующих. В начале 1920-х гг. здание мечети было национализировано и перешло в распоряжение Коммунального отдела г. Майкопа. В Национальном архиве республики Адыгея хранятся  ходатайства и прошения адыгов,  мусульманской общественности и государственных органов Адыгейской (Черкесской) Автономной Области к местным властям о возвращении населению зданий бывшей мечети, Горского суда, школы, другого недвижимого имущества, – «…как принадлежавшего черкесам ранее».

На фото - сохранившийся фрагмент михраба Майкопской мечети. 

Историческое здание Майкопской мечети сохранилось и сейчас. Оно входит в комплекс зданий гарнизонного Дома офицеров, числится на балансе Министерства обороны.

Использованы материалы статей историка Азамата Бузарова.