RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Саид Афанди о значении духовных знаний и медресе

23:29, 13 сентября 2012

Я хотела продолжить дальше тему медресе и собиралась написать следующий пост об одном из медресе в современном Дагестане, не нарушая формата своего блога, т.е. связывая явления, персоны, институты прошлого с их современными аналогами. 

Но пост «Осиротевший Дагестан» от gor3ts, Дагестан, вошедший в ТОП 10 Кавказского Узла, как-то сразу изменил мои планы. Пост посвящен памяти Саида Афанди и в потоке публикаций, размышлений в социальных медиа и просто слов о погибшем духовном учителе дагестанцев выделяется своей искренностью и какой-то особой пронзительностью.

Поэтому мне показалось уместным предложить несколько выдержек из опубликованных выступлений  Саида Афанди о духовных знаниях и о значении медресе. «Спросите у людей знающих, коли сами не ведаете», - говорится в Коране.

Возможно, слова Саида Афанди сегодня, после трагедии, которую переживает Дагестан, будут звучать по-новому и для кого-то станут более важными, чем несколько лет назад, когда они были произнесены.

  Из выступления в с. Чиркей. Маджлис приурочен вручению дипломов выпускникам Исламского института «Нуруль Иршад» в с. Чиркей и открытию нового корпуса. 2003 г.:

«О достоинстве знаний здесь рассказали немало. В хадисе Пророка Мухаммада сказано, что находиться на маджлисе знаний лучше, чем совершать 1000 ракаатов намаза (имеются в виду намазы-суннат, необязательные). Это лучше, чем  навестить 1000 больных и помогать в похоронах 1000 усопших. Также в хадисе сказано, что смотреть в лицо родителей является богослужением. Не для того смотреть, чтобы конфликтовать, ругаться и драться с ними, но смотреть на них с любовью и уважением. Так же и в хадже просто сидеть, ничего не делая, и смотреть на Каабу тоже является верослужением. Сказано, что смотреть на лицо ‘алимов (алим – мусульманский ученый –НН) - тоже верослужение.

В одном из хадисов Пророк говорит: «Поздоровавшийся за руку с ‘алимом поздоровался за руку со мной, и поддерживающий связь с ‘алимом поддерживает связь со мной. А связавшийся с тем,  кто увлечён мирским, не достигнет меня в Судный день».

Невозможно рассказать всего о достоинствах ‘алимов и духовных знаний, но есть одно обстоятельство, о котором мы уже говорили.  Его сложно понять, и в нем кроется опасность для нас. Поступки и нравы ‘алимов должны соответствовать их знаниям, иначе от ‘алимов не будет никакой пользы ни народу, ни Исламу. Знание,  что они передают людям, подобно бешеному огурцу, у нас в Чиркее его называют щайтабазул-харпуз, он имеет длинные побеги и очень горький вкус, и чем больше поливаешь, тем горше становится. На него и похожи ‘алимы, чьи поступки не соответствуют знаниям. И их усердие в духовных науках таково, что чем больше они обретают знания, тем больше вреда от них народу. Да убережет Аллах от этого нас и наших выпускников! Это то, в чем мы больше всего нуждаемся». …….

 «‘Алимом нельзя назвать того, кто не познал Аллаха, даже если выучит он все науки, существующие в мире. И таким образом, нашей целью является, чтобы эти молодые люди стали богобоязненными». 

Из выступления в с. Н-Батлух. Маджлис посвящен открытию Исламского института им. Мухаммада-афанди (к.с.). Село Нижний Батлух Шамильского р-она. 06. 08. 2005 г.:

«Цель учения в том, чтобы извлечь из него пользу. Даже если ты мало читал, но совершаешь поступки, соответствующие тем малым знаниям, то Аллах и без учебы обогатит тебя новыми познаниями, об этом говорят Коран и хадисы. А если всю жизнь изучать духовные науки, но не совершать соответствующих им деяний, суть этих знаний не будет раскрыта. Стремящийся к знаниям искренне должен попытаться понять их суть».   

Из выступления на маджлисе, посвященном завершению строительства медресе в пос. Сепараторов. Махачкала, 12.11.2005 г.:

 «Краеугольным камнем, базисом религии являются медресе. Ведь без медресе не будет мута‘алимов, без них не будет  ‘алимов, а без  ‘алимов кто же станет опорой Ислама? ….

Как может человек строить дом, зная, будучи убежденным, что завтра он разрушится? Нелепо трудиться над постройкой, которую завтра разрушат. Самый главный наш недостаток состоит в том, что мы искренне не уверовали в Судный день, нет в нас истинной веры. Мы помним, какой была Махачкала несколько лет назад, и как же теперь она преобразилась: огромные дома, один роскошнее другого. Если бы их хозяева хоть немного помогали нуждающимся, в Дагестане не осталось бы бедных людей, в десятки раз увеличилось бы количество медресе и преподавателей.

Но в них остается невежество – это признак отсутствия истинной веры, в этом вся беда. Когда истинно уверуешь, мирское уходит на задний план. Я никогда не отрицал мирское, и Я никогда не отрицал мирское, им надо заниматься, и дома нужно строить, и светское образование получать, –жить ведь надо. Но нужно сочетать обе стороны. Если, забыв о душе, бросить все силы и волю на мирское, непременно отстанешь в духовном».