RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

На языке граффити..

11:35, 16 июля 2012

Граффити, один из самых популярных видов современного уличного искусства, становится все более заметным явлением молодежной субкультуры на Северном Кавказе.

В Махачкале, Дербенте, Каспийске и, в меньшей степени, во Владикавказе (городах, где, мне кажется, о граффити можно с уверенностью говорить как о зарождающемся городском искусстве) складываются свои стили и виды, уже есть свои громкие имена графитчиков, или райтеров.

Одно из первых махачкалинских граффити

Кто знает, возможно, дагестанские или осетинские райтеры, сегодня выкладывающие фото своих произведений в социальных сетях, со временем удивят горожан настоящими шедеврами?

В 20-х гг. ХХ в. в США граффити использовались как сигналы соперничающих уличных банд. Граффити, когда –то маркирующие бандитские территории, и по сути представляющие  собой послание о профиле той или иной банды, прошли такую динамичную и длительную эволюцию, что со временем стали отдельным направлением в искусстве, для которого находится место в престижных галереях и выставочных залах. 

Среди северокавказских городов наибольшее количество интересных райтеров, на мой взгляд, в Махачкале.  Стоит один раз пройтись по городу, чтобы заметить, что заборы, стены домов и гаражей, общественный транспорт иногда расписаны так, что язык не поворачивается назвать эти граффити хулиганством или вандализмом.

Специалисты выделяют около десяти различных стилей граффити – похоже, что в дагестанской столице развиваются  стили Throw-up (самый простой стиль, выполнен в двух контрастных цветах, одним цветом выполняется контур, другим заливка),  WildStyle  («дикий стиль»; это буквы, «сломанные» до такой степени, что прочитать их не могут даже опытные граффитчики; разве что только те, кто сами рисуют в таком стиле), Bubble letter (это один из самых первых и старых стилей в граффити; буквы написаны мягко и объемно, они получаются дутыми, напоминают  готовые лопнуть пузыри) и Character style ( рисунки, похожие на карикатуры и комиксы).

 Граффити в Махачкале, выполненные в "диком стиле"...

 

Граффити в Дербенте, выполненные в стиле bubble letter

Однако в Дагестане интересны не столько стили, сколько  принципиально новые темы – это граффити, которые политолог Руслан Гереев в своей статье «Джихад-граффити»  назвал новой формой исламского призыва – даавата. Выдержки из Корана и Сунны особенно популярны в граффити Махачкалы. Учитывая, что Ислам запрещает изображение человека, творческая энергия графитчиков  канализируется в арабески. Подобным образом в средневековых мечетях арабская вязь была единственной возможностью декора интерьеров. Сегодня писать такие граффити в Махачкале стало даже модным.

Руслан Гереев пишет, что «в большинстве случаев или же практически все (граффити)  состоят из религиозного и военного сленга, чаще всего джихадистского».

"Джихад-граффити". Фото из статьи Р. Гереева.

Махачкала. На этом граффити - апелляция к образу "бородача". Выполнено как сharacter style 

То, что часть молодежи романтизирует боевиков, видя в них кавказских Че Гевар, отрицать невозможно, поэтому неудивительно, что есть надписи, связанные с деятельностью определенных диверсионных групп.   Более того, Гереев  пишет о том, что на одном из сайтов, контролируемых боевиками, даже появились рекомендации, как писать исламские граффити (зеленым цветом и на русском языке). Опытные юристы говорят, что, если надписи содержат призыв к мобилизации в НВФ, то они могут быть вполне квалифицированы уже не только как хулиганство, но и по более серьезной статье, как тяжкое преступление.

Как и во всем мире, у кавказских райтеров идет непрерывный диалог с городскими властями, напоминающий  своеобразное испытание выдержек. Городские власти закрашивают граффити, но, как правило, на следующее утро они появляются вновь.

В Дагестане власти пытались возглавить процесс распространения граффити и канализировать его в русло социальной рекламы. В Махачкале в 2011 году открылась специальная школа граффити на базе «Информационно-аналитического центра» при республиканском Комитете по молодежной политике, а  в 2010 году в Махачкале прошел Городской фестиваль граффити «Время быть молодым и здоровым», приуроченный к Всемирному дню молодежи.

Однако, очевидно, инициатива не будет успешной – невозможно наполнить новым содержанием такую динамичную форму, как граффити, за счет обращения к символам и образам советского плаката 1970-1980-х гг.

Социальные граффити - советская открытка 1980-х перекочевала на городскую стену

Махачкала. Граффити, призывающее соблюдать чистоту

Махачкала. Интересный опыт социального граффити

Граффити есть перевод сложных современных,  в том числе и протестных, и богословских идей, на язык понятного и простого. Останутся ли граффити только творчеством городской молодежи, или перед нами – новый невербальный язык, в том числе и современной салафии, ответ очевиден … 

Использованы фото, размещенные ВКонтакте