RSSСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Старость - не радость?

20:00, 12 мая 2012

Старость в современном цивилизованном мире нанотехнологий и андронного колайдера считается временем новых возможностей – можно путешествовать, не беспокоясь за дом и за детей, можно, наконец, брать уроки рисования, экзотических иностранных языков и даже балета (как-то я была на конференции в Лондоне, и одна из участниц, ухоженная грузинка лет за 70, вдруг засобиралась и сказала, что спешит, иначе пропустит урок балета).

 Что изменилось в нашем отношении к старикам? Удается ли на Кавказе держать высокую планку почтительного и почти что идеалистически-романтического отношения к старости как к особому периоду жизни?

 В кавказской культуре по-прежнему есть некий пиетет по отношению к старости.   «У нас в доме, к сожалению, нет стариков, я всегда завидую тем людям, у которых на скамейке возле ворот сидят бабушка или дед, это очень красиво смотрится со стороны и однозначно повышает уважение к этой семье», - сказал мне Зураб из Нальчика.  

 «У меня с недавнего времени есть две неосуществимые мечты, - продолжает Зураб.-  Первая - увидеть родителей молодыми (я иногда думаю, как же жаль, что у нас нет возможности увидеть их в молодости живыми, со стороны, это, наверное, было бы непередаваемо прекрасное чувство). Вторая мечта - иметь бабушку и деда, настоящих старых, согнувшихся, ведь осчастливить их так легко, достаточно одного слова или жеста. Как много псапэ я теряю из-за того, что у меня нет таких старичков дома. У адыгов есть хорошая поговорка - "Л1ыжьыф1 здэщымы1эм щ1ылэф1 къэхъукъым" – «Там, где нет хороших стариков, не растут хорошие парни». Эта поговорка актуальна и сегодня, несмотря на сильное изменение института старейшин».

 "Где нет хороших стариков, не растут хорошие парни". Уважаемые жители аула Хаджико Лазаревского района Краснодарского края. Слева направо Ушхо Салих Ахмедович, 87 лет; Напсо Аскер Саучасович, 82 года; Ушхо Муслимет Саучасовна, 85 лет; Напсо Масхуд Саучасович, 79 лет.

«Я очень счастливый человек, потому что росла в семье, где были старики, росла на улице (в самом центре Нальчика), где каждый вечер со всего района собирались старики, чтобы поиграть в домино и поговорить о политике. У нас и мысли не было, что это просто соседи. Мы их боялись и уважали так же, как своих родителей. Они, не разбираясь, кто чей ребенок, ругали и хвалили нас, и мы точно знали, что это заслуженно. Чувство стыда за проступки в нас воспитали именно они», - соглашается с Зурабом Лиза.   

По-прежнему сохраняются этикетные нормы – старшим не перечат, при старших стараются не курить, встают, когда те входят в дом и не садятся до специального приглашения. Однако тот же Зураб рассказал мне, что «в Нальчике я не раз видел отношение к старикам, заслуживающее не только порицания, но и пинка».

Да и я сама была свидетелем сцены в городской маршрутке Майкопа, когда молодая черкешенка отстаивала свое право сидеть именно на этом месте, а ни на каком другом: она спорила с пожилой женщиной так, как будто это был вопрос жизни и смерти,  не собираясь ни уступать в споре, ни уступать того самого места.

 Исчезающее преклонение перед стариками – нездоровый симптом. Хотя «уважение к старикам видоизменилось не только по вине молодежи, но и в большой степени по вине старшего поколения. Далеко не все старшие нынче заслуживают уважения, например, ловлю себя на мысли что к старикам алкоголикам и прочим личностям,  не уважающим самих себя мне труднее соблюдать условности», - говорят мои собеседники на фб.  «Наши старики, увы, по большей части подпорчены совком. Оттого часто более мудрые вещи слышишь от прошедших войну  молодых, чем от проведших всю активную жизнь в застольях и праздности стариков», - рассказал мне мой собеседник из Абхазии Алхас. 

Сегодня влияние стариков скорее декоративное, чем реальное – старики все чаще говорят, что их внуки и дети гораздо умнее их, особенно с восторгом и восхищением наблюдая, когда двухлетние дети ловко справляются с пультом телевизора, а 10-летние могут найти  в интернете любую инфу.    

Институт почитания старших сегодня становится препятствием на работе – каждый из нас может вспомнить планерки, когда креативные предложения молодых людей задвигались и торпедировались просто потому, что их инициаторы были молоды. А отстоять свою позицию в споре с признанным аксакалом рискнет не каждый.  Например, один из моих собеседников вспомнил, как один возрастной врач сказал своему молодому коллеге: "Мне все равно, насколько это метод лучше, но пока я тут работаю, вы этого здесь делать не будете".

 О пользе стариков в доме, о советах старейшин при органах власти – в следующем посте